Автор: Полехина Галина Ярославна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АНОСОШ "Академическая гимназия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект НОД по РЭМП для детей подготовительной группы
Тема: Учимся решать задачи
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по РЭМП для детей подготовительной группы
«Учимся решать задачи».
Программное содержание.
Цель:
Продолжать
учить
детей
составлять
и
решать
задачи
на
сложение
и
вычитание (с опорой на наглядный материал).
Обучающие задачи:
Закрепить название дней недели, их последовательность.
Продолжать знакомить детей со структурой задачи (выделять условие и
вопрос).
Учить детей давать полный, развернутый ответ на вопросы по содержанию
задачи.
Учить детей сознательно выбирать действие сложения или вычитания.
Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие задачи:
Развивать речь детей.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
Вызвать интерес к математике как учебному предмету
Методические приёмы:
Игровой – дидактические игры
Наглядный - мультимедийная презентация, демонстрация иллюстраций.
Словесный
-
напоминание,
вопросы,
индивидуальные
ответы
детей,
поощрение.
Практический
-
решение
задач,
математических
упражнений
с
использованием дидактического материала.
Оборудование: Магнитная доска, телевизор.
Демонстрационные
материалы:
картинки
с
изображением
медведя, обезьяны, воздушных шариков, бананов, фокусника; карточки с
изображением
цифр
и
знаков
(=,
-,
+);
лабиринт,
видеоматериалы:
видеофрагмент
циркового
представления
с
участием
дрессированных
животных.
Раздаточные материалы: на каждого ребёнка – числовые карточки от 1 до 9
и знаки плюс, минус, равно; карточки с изображением лабиринта
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра «Вот так!»
На
каждый
вопрос
дети
отвечают
хором:
«Вот
так!»
–
и
жестом
показывают нужное движение (действие).
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как
работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-
то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним
ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
2. Разминка «Живая неделя» (Дети сидят на ковре).
(На столе лежат карточки с числами от 1 до 7. Воспитатель приглашает 7
детей, которым предлагает взять любое из чисел).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои числа и на числа друзей. Встаньте
в порядке возрастания чисел (Дети выстраиваются в ряд).
Воспитатель: Сейчас, по счёту «Три» вы станете живыми днями недели. Раз,
два, три… неделя, оживи!
Воспитатель: Дни недели, назовите себя по очереди.
Дети: Я понедельник, я вторник, я среда, я четверг, я пятница, я суббота, я
воскресенье.
Воспитатель: Какой день недели располагается между понедельником и
средой?
Ребёнок: Я, вторник.
Воспитатель: Первый рабочий день недели, отзовись.
Ребёнок: Я, понедельник.
Воспитатель:
Какой
день
недели
располагается
между
субботой
и
понедельником?
Ребёнок: Я, воскресенье.
Воспитатель: Какой день недели следует за вторником?
Ребёнок: Я, среда.
Воспитатель: Какой день недели располагается между четвергом и субботой?
Ребёнок: Я, пятница.
Воспитатель: Выходные дни, отзовитесь!
Дети: Я суббота. Я, воскресенье.
Воспитатель: Какой день недели располагается между средой и пятницей?
Ребёнок: Я, четверг.
Воспитатель: А сегодня какой день недели?
Ребёнок: Сегодня вторник.
Воспитатель: Назовите, какой идёт месяц, число?
Дети: 17 февраля.
3.Основная часть «Найди место в зрительном зале».
Воспитатель: Ребята, сегодня, во вторник, 17 февраля, мы отправляемся с
вами на представление…! А вот куда – догадайтесь сами:
Что за странный круглый дом?
Крыша куполом на нём.
Ежедневно в этом доме
Происходят чудеса.
Много музыки и света
Уж поверь, увидишь сам.
Дети: цирк.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: В стихотворении описано круглое здание с куполом. Оно похоже на
шатёр. В цирке всегда можно увидеть удивительные представления.
Воспитатель:
Отправляемся
в
цирк
на
Цветном
бульваре
(Слайд
с
изображением цирка). Но просто так нас туда не пустят. Чего нам не хватает?
Дети: Нам нужны билеты.
Воспитатель: Верно, но билеты эти необычные. Мальчикам, чтобы найти свое
место в зрительном зале, нужно выбрать те числа, которые на единицу больше,
чем
у
них
(дети
рассаживаются
за
столы,
на
которых
лежат
соответствующие числа). Девочкам - нужно найти числа на единицу меньше,
чем у них.
Воспитатель: Ребята, вы заняли свои места. Представление скоро начнётся!
Напомните, как называется сцена в цирке.
Дети: Сцена в цирке – это арена.
Воспитатель: Тише! Артисты вышли на арену!
(Дети
смотрят
видеофрагмент
циркового
представления
с
участием
дрессированных животных).
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в цирке? Что запомнилось больше
всего? (Ответы детей).
4. Закрепление изученного. Решение задач.
Воспитатель:
Ребята,
цирковым
артистам
понадобилась
ваша
помощь.
Помогите решить первую задачу дрессированным медведям (прикрепляю к
доске
изображение
медведя).
Вчера
дрессировщик
принёс
медведям
воздушные шарики, сколько их было?
Дети: четыре шарика.
(Прикрепляю изображение шариков к доске).
Воспитатель: Выберете карточку с этим
(
запись на доске соответствующей
цифры: 4).
Воспитатель:
Затем
дрессировщик
подарил
своим
питомцам
ещё
1
воздушный шарик. (Прикрепляю его на доску немного в стороне от 4-х).
Воспитатель: После этого шариков стало больше или меньше?
Дети: Шариков стало больше.
Воспитатель: На сколько стало больше шариков?
Дети: Стало больше на 1 шарик.
Воспитатель: Какой знак мы должны поставить после первого числа?
Дети: Мы должны поставить знак плюс.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что нужно выполнить действие сложения.
Воспитатель: Выберете карточку с этим знаком и положите его рядом с
числом 4
Запись на доске: 4 +
Воспитатель: На сколько увеличилось количество шариков? На сколько
шариков стало больше?
Дети: Шариков стало больше на 1.
Выберете карточку со знаком равенства.
Запись на доске: 4 + 1 =
Воспитатель: Что показывает первое число?
Дети: Сколько шариков принёс дрессировщик сначала.
Воспитатель: Что показывает второе число?
Дети: Сколько шариков подарил дрессировщик потом.
Воспитатель: Какой вопрос нужен в этой задаче?
Дети: Сколько всего стало шариков?
Воспитатель:
Верно.
Ребята,
решим
задачу.
Прочтите
какой
пример
получился из карточек (решение) и назовите ответ:
Запись на доске: 4 + 1 = 5
Дети: К 4 прибавить 1. Получится 5 шариков.
5. Физкультминутка «Мы весёлые мартышки».
Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы ногами топаем,
Мы руками хлопаем.
Оттопырим ушки,
Возьмёмся за макушки,
Шире рот откроем,
Мордочки состроим.
Как скажу я слово три –
Все с мордашками замри!
(прикрепляю к доске изображение обезьянки).
6. Закрепление изученного (продолжение).
Воспитатель: Вторая задача – задача от обезьянки. На завтрак обезьянам
принесли бананы, сколько их?
Дети: Шесть бананов. (Прикрепляю изображение бананов к доске).
Воспитатель: Выбираем карточку
Запись на доске: 6
Воспитатель: Один банан обезьяны съели сразу.
(Отодвигаю один банан на доске немного в сторону от остальных).
Воспитатель: После этого бананов стало больше или меньше?
Дети: Бананов стало меньше.
Воспитатель: На сколько стало меньше бананов?
Дети: Бананов стало меньше на 1.
Воспитатель: Какой знак мы должны поставить после первого числа?
Дети: знак минус.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что мы выполняем действие вычитание, уменьшаем первое
число.
Воспитатель: Положите минус на стол.
Запись на доске: 6 -
Воспитатель: На сколько уменьшилось количество бананов?
Дети: Количество бананов уменьшилось на один.
Воспитатель:
Положите
второе
число
на
стол.
Теперь
положите
знак
равенства.
Запись на доске: 6 – 1 =
Воспитатель: Что показывает первое число?
Дети: Сколько бананов принесли на завтрак.
Воспитатель: Что показывает второе число?
Дети: Сколько бананов съели обезьяны сразу.
Воспитатель: Какой вопрос нужно поставить в этой задаче?
Дети: Сколько бананов осталось
Воспитатель: Верно. Ребята, решим задачу. Посмотрите пример у себя на
столах (решение) и назовите ответ:
Дети: Из 6 вычесть 1. Получится 5 бананов.
Воспитатель: Правильно, стало 5 бананов.
«Лабиринт».
Воспитатель: Ребята, необычную задачку напоследок предлагает нам решить
фокусник (Изображение фокусника на экране телевизора). Он поместил
своего кролика в лабиринт (На доске карта лабиринта). Посчитайте, какое
самое большое количество морковок может съесть кролик, гуляя по этому
лабиринту?
(Перед
каждым
ребёнком
на
столе
лежит
листок
с
изображением
лабиринта и карандаш). Дети должны зачеркнуть те морковки, которые
может съесть заяц, гуляя по лабиринту.
Ребята, те, кто справился с заданием раньше остальных, скажите на ушко мне
свой ответ
Дети: Семь морковок может съесть кролик.
Воспитатель: Теперь проверим правильность ваших ответов (Один ребёнок у
доски).
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Где удалось нам всем побывать во время занятия? Чему
учились на занятии? (Ответы детей)
Разработала и провела 17.02.2015:
Полехина Галина Ярославна,
воспитатель подготовительной группы.