Автор: Петухова Татьяна Алексеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Коми подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к культуре Коми
Раздел: дошкольное образование
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Воркуты
Педагогический проект
«Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников к
культуре Коми»
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида»
Петухова Татьяна Алексеевна
I квал.категория
Паспорт педагогического проекта
Структура
Содержание
Тема
Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников к Коми
культуре
Руководитель
проекта
Петухова Т.А., инструктор по физической культуре
Участники
проекта
Дети старшей группы, воспитатели, родители (законные
представители) воспитанников
Возраст
воспитанников
5-6 лет
Особенности
проекта
По характеру создаваемого продукта: познавательно-игровой;
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный;
По профилю знаний: межпредметный;
По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей элементарных
представлений о культуре и традициях Коми народа через подвижную
игру.
Задачи проекта
- Воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной
культуре, традициям и играм народам Коми;
- Способствовать укреплению семейных связей, через
заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и
их родителей;
- Сформировать представление о разнообразии Коми народных игр;
- Учить использовать в самостоятельной деятельности Коми народные
игры, действовать согласно правилам;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать творческие способности детей, стремление больше узнать
о родном крае;
- Содействовать укреплению здоровья, разносторонней физической
подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний.
Прогнозируемый
результат
Для воспитанников: у детей формируются знания о традициях народа
Коми; дети учатся использовать Коми национальные игры в свободной
деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так
как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем
детстве.
Для педагогов: повышается профессиональный уровень педагогов и
степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания
традиций и культуры народа Коми.
Для родителей: повышается образовательный уровень родителей через
введение их в увлекательный мир Коми народных игр; развивается
система продуктивного взаимодействия между участниками
образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей,
общаются между собой и с воспитателем).
Предполагаемые
продукты
проекта
Картотека «Коми народные подвижные игры»
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Богатыри - Земли
Коми»
Аннотация
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –
одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя
воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому,
к родной улице, к родному городу, краю и родной стране. Наиболее
сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и
родной стране.
Принято считать, что подвижная игра способствует только
формированию у детей физических качеств, а познавательное развитие
остается на втором плане.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство
любви к родному краю, городу, необходимо: воспитывать
положительное отношение к тем местам, где он родился и живет,
развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни,
желание узнать больше об особенностях родного края, людях-
первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Необходимость такого проекта вызвана тем, что молодое поколение
недостаточно знает Коми традиции, слабо развит интерес к Коми языку
и культуре Коми края.
Исходя из этого, одной из главных педагогических задач нашего
времени является задача воспитания в детях любви и уважения к
культуре Коми народа.
В работе с детьми дошкольного возраста
существует проблема: как приобщить детей к Коми культуре через
образовательную область «Физическая культура». В основном эта
проблема решается через художественно – эстетическую направленность.
Область "Физическая развитие" как источник познания народной
культуры не рассматривается. Педагоги детских садов используют
народные Коми игры в основном с целью развития двигательной
активности детей дошкольного возраста.
Таким образом, Коми народные игры естественно и ненавязчиво
оказывают большое влияние на развитие личности ребенка – на развитие
его характера, ума, воли. Они физически укрепляют ребенка, воспитывают
его психофизические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу,
координацию движений, равновесие и умение ориентироваться в
пространстве. Но главное они формируют устойчивое отношение к
культуре родного края, создают эмоционально положительную основу для
развития патриотических чувств.
Этапы реализации проекта
Этапы
Содержание деятельности
I этап
Организационны
й
Создание развивающей среды физкультурного зала, внесение элементов
быта народа Коми, привлечение родителей к предстоящей творческой
работе (подбор картинок с изображением героев Коми национальных
игр: медведь, мышь, олень, воробей, использование ИКТ).
Подборка Коми народных подвижных игр в соответствии с возрастом
детей.
II этап
Практический
Беседа с детьми: «В какие игры играют дети народа Коми?»
Решили узнать у родителей, подобрать картинки, изготовить совместно
с родителями инвентарь для игр.
Разучивание игр малой подвижности «Воробей - пыщкай», «Ручейки и
озера», «У оленя дом большой», «Ловля оленей», «В медведя».
Разучивание считалки на Коми языке.
НОД
по
физической
культуре
«Путешествие
в
тундру»
с
использованием Коми народных игр: «В медведя», «Мышь и угол»,
«Невод»
Подвижные
игры
на
улице:
«Ловля
оленей»,
«Гонки
на
упряжках
оленей»
III этап
Заключительный
Оформление стенда с фотографиями «День Коми подвижных
игр»
Развлечение «Богатыри – Земли Коми».
БОГАТЫРИ – ЗЕМЛИ КОМИ
Под звуки фанфар в зал входят дети и останавливаются в центре зала.
Дети.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Защитившим Коми землю богатырям!
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной страны!
Ведущий. Чтобы защитить себя от врагов, люди стали собирать отряды БОГАТЫРЕЙ,
которые всегда славились мужеством и отвагой. И на земле Коми каждого мальчика с
детства готовили к тому, чтобы он мог защитить себя, свою семью и Родину. Наши
мальчики – тоже будущие защитники Отечества. Они уже подросли, стали сильными,
смелыми, ловкими. Посмотрите, ну чем не богатыри? Пусть сегодня они покажут нам своё
умение да силу.
Дети.
Чтоб богатырями нам расти
Нужно закаляться.
Не по дням, а по часам
Спортом заниматься.
Не нужна совсем микстура
И пилюли не нужны,
Нам поможет физкультура,
Нам занятия важны.
Дети выполняют ОРУ с гантелями под музыку «Богатырская наша сила»
Звучит "Богатырская симфония" И. Бородина, в зал входит Пера-богатырь с копьем и
мечом. Он обходит зал, встает в центре.
Богатырь:
Добрый день вам и поклон низкий до земли (кланяется)
Я – Пера-богатырь, горжусь я собой.
Мне уже не терпится силушкой померяться.
Посмотрите, я каков: и силён, и здоров.
Я из лука стреляю, метко палицу бросаю,
На коне скачу верхом и врагов рублю мечом.
Ведущий. Ребята, посмотрите, к нам на праздник пришёл самый известный в Коми –
Пера-богатырь.
Каждый день: и летом, и зимою, от глубокой ночи до зари
Выезжают над землёй родною совершать дозор богатыри.
Никуда они не опоздают, и не струсят, и не подведут,
В бою они друг друга выручают, а побеждённым - руку подают.
Богатырь: Услыхал я про ваших мальчиков-богатырей: говорят они смелые, ловкие и
выносливые. Хочу я испытать их. Для начала, добры молодцы, проверю я вашу смекалку,
ум и умение отвечать на вопросы. Если вы согласны со мной, отвечайте «ДА». А если не
согласны – отвечайте «НЕТ».
Проводится игра «ВОПРОС - ОТВЕТ». «Да- нет»
Наша Родина сильна ……………………………..да.
И у нас она одна…………………………………..да.
На земле Коми богатыри есть……………………да.
Им всегда хвала и честь…………………………..да.
Пера-богатырь герой ……………………………..да.
Он был самый молодой………………………….нет.
Соловья он победил………………………………нет
Из автомата подстрелил…………………………нет.
Он сильный, смелый, заводной………………….да.
Карабаса в бою победил………………………..нет.
На танках боролись богатыри с врагом………..нет.
Они воевали с мечом и копьём…………………да.
Гордимся мы нашими богатырями……………..да.
Хотим ли быть такими же сами…………………да.
Богатырь: Я вижу, дружный здесь народ в вашем садике живёт.
Ум да смекалку вы проявили, а теперь надобно размяться перед серьёзными состязаниями.
Выходите да вставайте все вокруг меня; покажите удаль свою молодецкую да силушку
богатырскую.
Богатырь. Да я гляжу, у вас тут добрых молодцев полным-полно, хочу испытать вашу
силушку, юные защитники. В стародавние времена, существовал на земле Коми обычай –
посвящения в воины. Для этого проводили для мальчиков состязания, где они могли
показать свою силу, удаль, отвагу да смекалку. Готовы ли вы к богатырским состязаниям?
Ну, коли так, разудалы добры молодцы!
Делитесь-ка вы на 2 команды славные!
Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А
вы,
девицы-красавицы
за
молодых
богатырей
радуйтесь,
словом
добрым
помогайте, а коли надо – выручайте!
Богатырь. Начнем забавы богатырские. Поприветствуем команды наши славные.
Приветствие команд
«Витязи»:
Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей
И на честный поединок
Мы зовём богатырей!
«Богатыри»:
Победить желает каждый
И в команде слабых нет!
От богатырей отважных
Славным «Витязям» - привет!
Богатырь. Для начала испытаем вашу силу молодецкую. Традиционно на земле Коми
битвы начинались с боя богатырей – поединщиков, так и мы начнем состязания наши.
1.
«Борьба с булавами»
Участники из двух команд становятся на скамью и пытаются булавой, сделанной из ткани
и ваты, столкнуть соперника на пол.
2.
«Проскачи на коне»
Каждый участник скачет на «коне» до конуса и обратно, передавая «коня» (мяч с ушками)
следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
Богатырь.
Вот преграды на пути!
Их не просто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
3.
Забава «Зоркий глаз»
Преодолевая
препятствия,
богатыри
должны
добежать
до
«огневого»
рубежа,
бросив
кольцо в кольцеброс, обратно бегом и передать эстафету следующему.
Ведущий. Так вот, ребята Пера – богатырь был таким сильным, что мог воз бревна на себе
перетащить. Наденет бывало лыжи в три сажени, возьмет лук и стрелы и идет на охоту.
Пера. Ребята, я предлагаю провести эстафету.
4.
«Быстрый и меткий охотник».
Две команды выстраиваются в колонны друг за другом. Первым игрокам одевают лыжи из
пластиковых бутылок. По сигналу они бегут на лыжах до обозначенного места, у которого
лежат мешочки и стараются попасть в цель. (Пусть это будет или нарисованный зверь, или
игрушка). Бросив мешочек в цель, он возвращается назад и передает лыжи следующему
игроку. Итак, проходит вся команда. Победа присуждается не только за то, кто придет
первым, но + еще число попаданий в цель.
Ведущий. Однажды, ребята, когда Пера-богатырь пошел на охоту встретился ему леший
Вэрса и стали они спорить, чей лес и угодья. И стали они состязаться, на палке тягаться.
Кто победит, тот значит, хозяином лесов станет. С одного края уцепился Пера с другой
Вэрса.
Так вот сейчас мы устроим небольшое состязание для мальчиков.
5.
«Перетягивание на палке».
Для состязания использовать деревянную гимнастическую палку и доску. Два участника
садятся лицом друг к другу, между ними поставить доску – плаху на ребро. В эту доску
участники упираются ступнями. По уговору участники поочередно держат хват палки: I-й
попытке, один из них захватывает палку в середине, другой за его кистями; во 2-й попытке
захват палки меняют; в 3-й попытке располагают руки на палке чередуясь. Перетягивание
начинается по сигналу, каждый участник в паре тянет палку на себя, не выпуская из рук,
стараясь перетянуть противника на себя, или вырвать палку из рук противника. Если ему
это удалось, то он выигрывает схватку. Поигравший выбывает из состязания, а победитель
встречается со следующим участником.
Пера. А теперь я хочу предложить вам, ребята, следующие соревнование. От каждой
команды мне надо по 3 человека (можно 5).
6.
Соревнование называется «Три заячьих прыжка».
Прыжки проводятся с места. После каждого прыжка поставить «пас» - метку. Очередной
участник
выполняет
прыжок
с
«пас»
-
метки
предыдущего
участника.
Выигрывает
команда, которая по сумме результатов выполненных прыжков выйдет вперед.
Ведущий. Раньше в те далекие времена, если кто-то строил дом, то хозяину помогла вся
деревня. Одни мужики валили деревья, чистили от сучьев и коры, а другие перевозили.
Затем все вместе строили дом.
Пера. Да я помню, те времена нелегко было валить деревья и перевозить их. Много сил и
здоровья уходило на то чтобы построить дом. Но только дружба и помощь друг другу
помогла в этом.
Так вот, ребята, я предлагаю вам провести такое соревнование.
7.
«Постройка дома».
Две
команды
шеренгами
выстраиваются
напротив
друг
друга.
На
одной
стороне
от
шеренги лежат кубики – это бревна. По сигналу «бревна» начинают передавать на другую
сторону шеренги. Как только последнее бревно будет передано, все быстро собираются и
строят дом. При определении победы учитывать не только кто быстрее, но и качество
постройки.
Ведущий. Коми земля очень богата, дарами природы: это грибы, а сколько ягод. Ребята,
кто сможет назвать ягоды, которые растут у нас на севере (морошка, земляника, голубика,
черника, брусника, клюква, малина, смородина).
Я для вас приготовила загадки. Слушайте внимательно.
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась. Желтенькая брошка —
Ягодка (морошка)
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая (клюковка)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березки)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Ведущий: Наши богатыри не только силой отличаются, но и умом блещут.
Конкурс «Доскажи пословицу».
Каждой команде по очереди ведущий читает пословицу не до конца. Игроки должны
правильно досказать пословицу. Выигрывает команда большее количество раз правильно
досказавшая пословицу.
Тяжело в учении, легко в бою.
Худой мир лучше доброй драки.
Или грудь в крестах или голова в кустах.
С родной земли умри – не сходи.
Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.
Один в поле не воин.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Смелый боец – в бою молодец.
Ведущий. Ну и мальчики! Молодцы! Настоящие богатыри.
Ведущий. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку
такую
не
вяжут,
не
шьют,
ее
из
колечек
железных
плетут.
(Кольчуга)
Железная
шапка
с
острым
концом,
а
спереди
клюв
навис
над
лицом.
( Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко
б ы л о
г о л о в у
с
п л е ч …
Н у,
ч т о ,
д о г а д а л и с ь ?
К о н е ч н о
ж е …
(Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя
висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Ведущий. Молодцы, ребята, много вы знаете о защитниках земли Коми.
Подводятся итоги состязаний, проводится награждение команд.
1 мальчик.
На лбу бывают шишки, под глазом – фонари.
Уж если мы мальчишки, то мы – богатыри.
2 мальчик.
Царапины. Занозы. Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слёзы сам полководец льёт.
3 мальчик.
Пусть голова в зелёнке и в пластырях нога,
Но есть ещё силёнки, чтоб разгромить врага.