Авторы: Погибель Снежана Борисовна, Баринова Татьяна Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "ЛАДА" детский сад " 140 "Златовласка"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Погибель Снежана Борисовна
Баринова Татьяна Владимировна
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №140 «Златовласка»
«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
Требования гуманизации педагогического процесса,
формирование творческой личности, развитие музыкальных
способностей, создание эмоционально благоприятной обстановки
для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие,
предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию,
развитию музыкальных и творческих способностей ребенка.
В процессе общения ребенка с музыкой, значительна роль
физического, прежде всего двигательного фактора. Восприятие
ритма и темпа в музыке ребенок связывает с движением и через
него он легче постигает его. Развивая чувство ритма у детей, мы
активно используем импровизацию на музыкальных инструментах.
Кроме этого эффективным средством являются музыкально -
двигательные упражнения. Они направлены на решение различных
задач:
1.Улучшение качества движений детей, развитие у них
умения ритмично и непринужденно придавать движениям
пружинный, плавный или маховой характер, в зависимости от
особенностей музыкально-двигательного образа.
2. Обучение детей передаче в основных движениях и
элементах танца выразительности, диктуемой музыкой и образами
исполняемой игры, танца.
3.Развития умения ориентироваться в пространстве,
организованно и ритмично двигаться в танцевальном зале или
группе, не мешая друг другу, или выполнять различные построения
в играх и плясках.
Используем мы и упражнения без музыки: они дают детям
возможность почувствовать напряженное и ненапряженное
состояние мышц, избегать излишнего напряжения при движении,
помогают принимать правильные исходные положения,
подготавливая к началу движения с музыкой. Большинство
используемых нами упражнений носят игровой
характер, имеет конкретный образ, помогающий детям
воспринимать музыку и более четко и ритмично выполнять
движение.
Помимо этого на развитие чувства ритма влияет и
предварительное прослушивание музыкального произведения,
анализ его частей и характера музыки, анализ соответствие
движений музыкальному ритму, темпу и точному музыкальному
исполнению движений. Также важен выразительный показ
движения, который сопровождается разъяснением о характере
движения, об истоках его образования, сочетания данного движения
с другими группами движений, о темпе и ритме его выполнения.
Эффективность данной работы была обеспечена:
-наличием различных видов деятельности с детьми: упражнения,
танцы, музыкальные игры;
-особенностями построения и содержания игры, танца,
упражнения, комплекса программных умений необходимых для
успешного усвоения материала;
-последовательностью усвоения одного и того же навыка в ходе
разучивания разных игр, хороводов, танцев, упражнений;
-последовательностью разучивания отдельных плясок и т.д.;
-развитием способностей детей в процессе усвоения ими
программного материала.
Опыт нашей работы показывает, что развитие чувства ритма у
дошкольников может быть эффективным только на основе
полноценного музыкального материала при:
-накопления музыкального опыта восприятия шедевров
классической и народной музыки как системы музыкально-
ритмических эталонов;
- развитии двигательно-моделирующего характера музыкального
восприятия;
-применения системы игровых средств и методов как экспрессивно
-поэтических способов воспроизведения музыкального содержания.