Напоминание

Исследовательская деятельность в доу


Автор: Галайда Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Приморский край, Лазовский район, с. Лазо
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Исследовательская деятельность в доу
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Познавательно-

исследовательская деятельность

детей старшего дошкольного

возраста»

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь

окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его

личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше

ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и

усвоил, тем большим количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее

при других равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович

Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является

одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать

личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из

ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт

заключается в том, что деятельность экспериментирования

пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской

деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании

часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе

неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или

сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего

проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего

для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те

же механизмы творческого мышления. Познавательно-

исследовательская деятельность в дошкольном учреждении

позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и

возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом

успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного

возраста особенно актуально в современном мире, так как

благодаря развитию познавательно-исследовательской

деятельности развиваются и детская любознательность,

пытливость ума и на их основе формируются устойчивые

познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы

дошкольного образования. Роль современного воспитателя не

сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в

готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению

знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его

воображения. Именно в познавательно-исследовательской

деятельности дошкольник получает возможность напрямую

удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить

свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать

оптимальные условия для развития познавательно-

исследовательской деятельности старших дошкольников как

основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

объединить усилия педагогов и родителей для развития

познавательно-исследовательской деятельности старших

дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-

исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской

активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,

пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое

отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе

экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать,

анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес

детей в процессе экспериментирования, установление причинно-

следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь

- май

1. Виноградова Н.Ф.

«Рассказы-загадки о

природе», «Вентана-

Граф», 2007 г.

2. Дошкольное

воспитание №2, 2000

г.

3. Дыбина О.В. и др.

Анализ

изученной

л и т е р а т у р ы (в

п л а н е

п о

самообразованию).

Ребенок в мире

поиска: Программа по

организации

поисковой

деятельности детей

дошкольного

возраста. М.: Сфера

2005 г.

4. Дыбина О.В.

Неизведанное рядом:

занимательные опыты

и эксперименты для

дошкольников. М.,

2005.

5. Иванова А.И.

Методика организации

экологических

наблюдений и

экспериментов в

детском саду. М.:

Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с

водой и песком. //

Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И.

Воздух: Книжка для

талантливых детей и

заботливых

родителей. СПб.,

1998.

8. Экспериментальная

деятельность детей 4-

6 лет: из опыта

работы/авт.-сост. Л.Н.

Менщикова. –

Волгоград: Учитель,

2009.

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств

песка

и

глины

в о

в р е м я

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и

н а

прогулке.

Опыты с песком и

глиной.

Ноябрь

Наблюдение,

исследование

свойств

в о д ы

в о

в р е м я

режимных моментов, в

игровой деятельности,

Опыты с водой.

в

п о в с е д н е в н о -

бытовых ситуациях, в

исследовательской

деятельности.

Январь

Изучение

с в о й с т в

в о з д у х а

в

повседневных

бытовых ситуациях, в

игровой деятельности,

в

исследовательской

деятельности.

Опыты с воздухом.

Март

Изучение

с в о й с т в

м а г н и т а

в

самостоятельной

д е я т е л ь н о с т и ,

в о

время

коллективных

з а н я т и й ,

о п ы т н о -

экспериментальной

деятельности.

Опыты с магнитом.

Апрель

Н а б л ю д е н и е

з а

комнатными

растениями, изучение

у с л о в и й

д л я

оптимального

р азв и т и я

и

р о с т а

растений.

Опыты «С водой и

без

воды»,

«На

с в е т у

и

в

темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение

родителей к созданию

уголка «Юные

исследователи»:

оборудовать уголок

полочками, собрать

природный материал.

С о з д а н и е

и

оборудование

у г о л к а

« Ю н ы е

исследователи».

Октябрь

Консультация

д л я

родителей

на

тему

«Организация

детского

экспериментирования

в

д о м а ш н и х

условиях».

Г а з е т а

д л я

любознательных

родителей.

Январь

О т к р ы т ы й

п о к а з

образовательной

деятельности

«Царство трёх ветров»

День

о т к р ы т ы х

дверей.

Май

Подготовка

фотографий детей во

время

экспериментирования,

познавательно-

Фотовыставка

«Юные

исследователи».

исследовательской

деятельности.

Самореализаци

я

Сентябрь-

май

Сбор информации для

создания

картотеки

о п ы т о в

и

экспериментов.

Картотека

опытов

и

экспериментов

для детей 5-6 лет.

Ноябрь

Консультация

д л я

п е д а г о г о в

Д О У

«Значение

поисково-

исследовательской

д е я т е л ь н о с т и

в

развитии ребенка».

Выступление

на

педагогическом

совете.

Февраль

Доклад и презентация

по теме «Опыт работы

с

р о д и т е л я м и

п о

развитию

интереса

р е б е н к а

к

познавательно-

исследовательской

деятельности».

Выступление

на

семинаре-

практикуме.

Май

Отчёт

о

проделанной

р а б о т е

п о

т е м е

самообразования

на

итоговом педсовете.

Выступление

на

педсовете.



В раздел образования