Автор: Галайда Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Приморский край, Лазовский район, с. Лазо
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Исследовательская деятельность в доу
Раздел: дошкольное образование
«Познавательно-
исследовательская деятельность
детей старшего дошкольного
возраста»
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь
окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его
личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше
ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и
усвоил, тем большим количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович
Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является
одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать
личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из
ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт
заключается в том, что деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской
деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании
часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе
неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или
сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего
проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего
для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те
же механизмы творческого мышления. Познавательно-
исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и
возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом
успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного
возраста особенно актуально в современном мире, так как
благодаря развитию познавательно-исследовательской
деятельности развиваются и детская любознательность,
пытливость ума и на их основе формируются устойчивые
познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы
дошкольного образования. Роль современного воспитателя не
сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в
готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению
знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его
воображения. Именно в познавательно-исследовательской
деятельности дошкольник получает возможность напрямую
удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить
свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать
оптимальные условия для развития познавательно-
исследовательской деятельности старших дошкольников как
основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
объединить усилия педагогов и родителей для развития
познавательно-исследовательской деятельности старших
дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-
исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской
активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,
пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое
отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес
детей в процессе экспериментирования, установление причинно-
следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Изучение
методической
литературы
Сентябрь
- май
1. Виноградова Н.Ф.
«Рассказы-загадки о
природе», «Вентана-
Граф», 2007 г.
2. Дошкольное
воспитание №2, 2000
г.
3. Дыбина О.В. и др.
Анализ
изученной
л и т е р а т у р ы (в
п л а н е
п о
самообразованию).
Ребенок в мире
поиска: Программа по
организации
поисковой
деятельности детей
дошкольного
возраста. М.: Сфера
2005 г.
4. Дыбина О.В.
Неизведанное рядом:
занимательные опыты
и эксперименты для
дошкольников. М.,
2005.
5. Иванова А.И.
Методика организации
экологических
наблюдений и
экспериментов в
детском саду. М.:
Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с
водой и песком. //
Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И.
Воздух: Книжка для
талантливых детей и
заботливых
родителей. СПб.,
1998.
8. Экспериментальная
деятельность детей 4-
6 лет: из опыта
работы/авт.-сост. Л.Н.
Менщикова. –
Волгоград: Учитель,
2009.
Работа с детьми
Сентябрь
Исследование свойств
песка
и
глины
в о
в р е м я
и г р о в о й
д е я т е л ь н о с т и
н а
прогулке.
Опыты с песком и
глиной.
Ноябрь
Наблюдение,
исследование
свойств
в о д ы
в о
в р е м я
режимных моментов, в
игровой деятельности,
Опыты с водой.
в
п о в с е д н е в н о -
бытовых ситуациях, в
исследовательской
деятельности.
Январь
Изучение
с в о й с т в
в о з д у х а
в
повседневных
бытовых ситуациях, в
игровой деятельности,
в
исследовательской
деятельности.
Опыты с воздухом.
Март
Изучение
с в о й с т в
м а г н и т а
в
самостоятельной
д е я т е л ь н о с т и ,
в о
время
коллективных
з а н я т и й ,
о п ы т н о -
экспериментальной
деятельности.
Опыты с магнитом.
Апрель
Н а б л ю д е н и е
з а
комнатными
растениями, изучение
у с л о в и й
д л я
оптимального
р азв и т и я
и
р о с т а
растений.
Опыты «С водой и
без
воды»,
«На
с в е т у
и
в
темноте».
Работа с семьёй
Сентябрь
Привлечение
родителей к созданию
уголка «Юные
исследователи»:
оборудовать уголок
полочками, собрать
природный материал.
С о з д а н и е
и
оборудование
у г о л к а
« Ю н ы е
исследователи».
Октябрь
Консультация
д л я
родителей
на
тему
«Организация
детского
экспериментирования
в
д о м а ш н и х
условиях».
Г а з е т а
д л я
любознательных
родителей.
Январь
О т к р ы т ы й
п о к а з
образовательной
деятельности
«Царство трёх ветров»
День
о т к р ы т ы х
дверей.
Май
Подготовка
фотографий детей во
время
экспериментирования,
познавательно-
Фотовыставка
«Юные
исследователи».
исследовательской
деятельности.
Самореализаци
я
Сентябрь-
май
Сбор информации для
создания
картотеки
о п ы т о в
и
экспериментов.
Картотека
опытов
и
экспериментов
для детей 5-6 лет.
Ноябрь
Консультация
д л я
п е д а г о г о в
Д О У
«Значение
поисково-
исследовательской
д е я т е л ь н о с т и
в
развитии ребенка».
Выступление
на
педагогическом
совете.
Февраль
Доклад и презентация
по теме «Опыт работы
с
р о д и т е л я м и
п о
развитию
интереса
р е б е н к а
к
познавательно-
исследовательской
деятельности».
Выступление
на
семинаре-
практикуме.
Май
Отчёт
о
проделанной
р а б о т е
п о
т е м е
самообразования
на
итоговом педсовете.
Выступление
на
педсовете.