Напоминание

"Работа над художественным образом музыкального произведения"


Автор: Хакимуллина Миляуша Рафисовна
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Сармановская детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Сарманово
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа над художественным образом музыкального произведения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Сармановская детская школа искусств»

Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

Методическая разработка открытыго урока

на тему:

«Работа над художественным образом

музыкального произведения»

Преподаватель

музыкального отделения

Хакимуллина М.Р.

с.Сарманово, 2018г.

Урок по специальности: фортепиано;

Ученица: Гарифуллина Ландыш;

Класс: 4

Цель урока:

Обучение

исполнению,

в котором

музыкальное

осмысление

сочетается

с эмоциональностью восприятия при раскрытии содержания произведения.

Задачи урока:

1.

Общее представление о произведении, о его основных художественных

образах.

2.

Отбор

и овладение

средствами

выражения;

преодоление

как

общих

трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей.

3.

Собирание

всех

разделов

произведения

в единое

целое;

умение

правдиво выразить содержание исполняемого произведения.

Методы:

Словесный,

практический, наглядно-слуховой,

частично-поисковый,

метод

анализа и сравнения, эмоциональной отзывчивости, обобщения.

Зрительный, музыкальный и звуковой ряд:

портрет композитора Н.Жиганова.

оркестровая мелодия итальянской народной песни «Санта Лючия».

итальянская народная песня «Санта Лючия» в исполнении Робертино

Лоретти.

Оборудование:

фортепиано;

магнитофон.

Этапы урока:

1.

Организационный момент.

2.

Вступительное слово педагога.

3.

Работа над произведением.

4.

Творческий момент.

5.

Работа над следующим произведением.

6.

Заключение.

Ход урока

Вводная часть.

1) Организационный момент: (проверка готовности к уроку - ноты, дневник,

посадка)

2) Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

3) Делаем несколько упражнений для разыгрывания пальчиков.

Основная часть.

2. Вступительное слово:

Работа

учащихся

над

музыкальным

произведением

многообразна.

В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его

содержания, собственно пианистических трудностей. Кроме того, приёмы

и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося,

его

одарённо стью,

уровнем

музыкального

и общего

развития.

Работу над произведением условно можно разделить на 3 этапа. Условность

касается и самого членения, и длительности отдельных этапов.

Первый этап посвящён созданию общего представления о пьесе, о её

основных художественных образах.

Второй

этап -

постепенное

углубление

в сущность

музыкального

произведения; на этом этапе происходит овладение приёмами выражения,

необходимыми для реализации художественного содержания.

Третий этап подводит итог всей предшествующей работе, приносит

и качественно

новое

начало:

художественное

произведение

получает

законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства

чувства, мысли, мастерства.

3. Работа над произведением:

На уроке работаем над произведением Н.Жиганова «Шаян кыз».

На предыдущих уроках мы разобрали это произведение по нотам, соединили

обе руки, а теперь для полного ознакомления и точного выявления образа

этой пьесы, еще ознакомимся с творчеством и биографией композитора.

Исполняю произведение и сообщаю краткие сведения о композиторе:

Назиб Гаязович Жиганов родился в 1911 году в городе Уральске, умер в

1988. Он татарский советский композитор, Народный артист СССР. Рано

осиротел, воспитывался в детском доме. В 1928 году приехал в Казань, где

жила его сестра Фаиза, с намерением поступить в музыкальный техникум.

Сначала

поступил в Восточный музыкальный техникум (с 1904 года –

Казанское музыкальное училище), по совету композитора А. С. Ключарёва

поехал в Москву, там он окончил консерваторию и в 1938 году вернулся в

Казань.

Назиб

Жиганов

один

из

основоположников

профессионального

татарского

музыкального

искусства,

создатель

8

опер,

3 балетов,

17

симфоний,

а

также

пьес

для

фортепиано,

романсов,

песен.

В

е го

произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции

русского и европейского музыкального наследия.

В 2001 году Казанской

государственной консерватории присвоено имя Жиганова.

Показываю фото композитора.

Вместе с ученицей определяем жанр произведения - пьеса.

На ранних

ступенях

обучения

правильному

о зна комле нию

с произведением

способствует

педагог. Он должен

уметь

не только

верно

направить

ученика,

но ясно

и доступно

раскрыть

перед

ним

основное

содержание,

образы

произведения,

особенности

формы и

т.д. Но уже

с детских

лет

следует

приучать

учащегося

к самостоятельному

разбору

произведения.

Делаем общий разбор произведения:

Пьеса входит в программную музыку. Объясняю это значение… (Работа

над

программными

произведениями активизирует

интерес

учащихся

к

музыкальным

занятиям,

расширяет

кругозор

детей,

активизирует

мыслительные

процессы,

помогает

развитию

творческой

фантазии

и

воображения учащихся, делает занятия увлекательными и красочными.)

Исполняется в темпе allegro.

Произведение жизнерадостное, живое, как и в

названии пьесы – шаловливое.

Прошу ученицу полностью сыграть эту пьесу. После этого работаем над

штрихами произведения, рассматриваем динамические оттенки и стараемся

показать характер данного композитором образа.

Работаем

над

фразировкой.

Стараемся

показать

фразу

как

цельное

построение, выявляем направление развития фразы и доводим мысль до её

ближайшей «вершины» — кульминации.

Работая

над

художественной

фразой,

ученик

должен

добиваться

максимально

гибкой

динамики

исполнения.

Динамические

нюансы,

проставленные композитором, должны быть тщательно выполнены, так как

они органически входят в замысел композитора и произведения.

4.

Творческий момент.

Перед

работой

над

вторым

произведением

делаем

маленькую

музыкальную разминку в виде игры. Я называю образы, а ученица играет на

фортепиано, показывает где и в каком регистре желает исполнить этот образ.

Таким образом, эта игра формирует интерес к сочинению мелодий, развивает

композиторские качества.

5.

Работа над следующим произведением.

Итальянская народная песня «Санта Лючия».

На этот урок было задано домашнее задание выучить наизусть часть

произведения. Прослушаем эту выученную часть, что бы проверить все ли

правильно выучено. Внимание на правильные пальчики.

Что бы понять в каком характере, темпе исполнять это произведение, для

начала

прослушаем

его

в

исполнении

оркестра.

После

прослушаем

в

исполнении Робертино Лоретти, записанная в 1916 году Энрико Карузо.

Сравним, обсудим характер произведения. Интересно узнать, ученику в

каком исполнении это песня понравилась сильнее.

После

обсуждения

попробовать

сыграть

выученную

часть

именно

в

таком характере.

6.

Заключение

По мере

овладения

различными

частными

трудностями,

основное

внимание

учащегося

постепенно

перемещается

на вопросы,

связанные

с целостностью исполнения, выявлением общего исполнительского замысла,

то есть

на содержание

завершающего

этапа

работы.

На этом

этапе

в наибольшей

степени

сказывается

художественная

индивидуальность

музыканта:

мастерство,

артистизм,

темперамент,

вдохновение,

творческая

воля.

Если

ранее

педагог

должен

был

избегать

того,

чтобы

делать

все

замечания сразу, то после «сквозного проигрывания» пьесы он делает сразу

все указания, необходимость в которых выявилась в процессе исполнения;

учащийся уже подготовлен к охвату всех замечаний.

Важно

окончательно

уточнить темп исполнения.

Темп

произведения

не может быть единым для всех исполнителей: однако общее представление

о темпе данного сочинения всё же остаётся более или менее устойчивым.

Исполнитель стремится органично слить в одно художественное целое

все

частности,

все

отработанные

детали,

добиться

цельно сти

художественного

впечатления.

Все

удачно

найденные

и закреплённые

в сознании и в ощущениях движения, полностью подчиняются одной цели:

правдиво и искренно выразить содержание исполняемого произведения.



В раздел образования