Автор: Абрамова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Чердаклинский детский сад № 5 "Рябинка"
Населённый пункт: р.п. Чердаклы Ульяновская область
Наименование материала: Конспект семинара – практикума для родителей
Тема: «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
Раздел: дошкольное образование
Конспект семинара – практикума для родителей
«Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
Цели:
Ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по
направлению
социально-коммуникативного
развития
посредством
технологии
«Ситуации
месяца»,
разработанную
Гришаевой
Н.П.,
старшим
научным
сотрудником Института социологии РАН, г. Москвы.;
Демонстрация
игровых,
творческих
упражнений,
возможных
для
использования
в
домашних
условиях,
способствующих
социализации
дошкольников, гармонизации детско-родительских отношений;
Сплочение родителей на основе общих интересов и потребностей.
Предварительная работа
За две недели до семинара в группах оформляются стенды по теме. Это
необходимо для того, чтобы лекционная часть была минимальной.
За неделю до семинара размещаются объявления о его проведении на сайте
детского сада, в группах и на информационных стендах в коридорах учреждения
У ч а с т н и к и : родители
(законные
представители)
во спитанников
подготовительной к школе группы.
Количество: 20 человек.
Оборудование:
Наличие стульев по числу участников, расставленных полукругом (желательно не
массивных, так как во время работы в подгруппах, индивидуально, стулья нужно
передвигать), 10 столов для индивидуальной работы;
Мультимедийная установка, магнитофон;
2 картинки (лисенок с игрушкой и лисенок без игрушки), разрезанные на 10 частей,
размещенные
в
коробке;
10
игрушек
небольшого
размера;
большой
тряпичный
мешок, в котором спрятаны игрушки: медведь, птица, автомобиль, самолет, корабль,
лист дерева;
20 бумажных или пластиковых тарелок с небольшим количеством крупы, кусочки
ткани, ленты, камушки, ракушки, веточки для каждого, расположенные на столах.
Необходимо заранее подготовить бейджи с именами участников и раздаточный
материал
по
теме:
памятка
«Эксперименты
и
опыты
в
домашних
условиях»
(Приложение 1).
Структура
1.
Приветствие, знакомство.
Цель: создание обстановки доверия и сотрудничества.
1.
Основная часть.
Цель:
-
Ознакомление
родителей
с
содержанием
образовательной
деятельности
по
направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии
«Ситуации месяца»;
-
Обучение
родителей
методам
и
приемам,
способствующим
эффективной
социализации дошкольников в домашних условиях.
2.1. Дискуссия;
2.2. Игра «Разрезные картинки»;
2.3. Беседа;
2.4. Игра «Попроси игрушку»;
2.5. Игра «Истории из мешка»;
2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний».
1.
Заключительная часть. Подведение итогов
3.1. Игра «Комплименты»;
3.2. Раздача памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях», «Игры и
упражнения, способствующие социализации ребенка» (по материалам встречи);
Ход семинара - практикума:
Родители сидят полукругом. В центре ведущий. На экране демонстрируется
презентация.
1.
Приветствие, знакомство
Ведущий:
«Здравствуйте,
уважаемые
родители.
Сегодня
наша
встреча
посвящена
вопросам
социализации
дошкольников.
Но
прежде
чем
перейти
к
основной теме, давайте познакомимся.
Встанем в круг. Каждому необходимо по очереди представиться: «Меня зовут
…, я сегодня вот такая (такой)…» и жестами выразить свое настроение. Например,
«Меня зовут Ольга Владимировна, я сегодня вот такая» (разводит с улыбкой руками,
выражая доброжелательность и открытость).
Поприветствуем
каждого.
Я
включаю
музыку
(негромко)
и
вы
начинаете
двигаться в свободном направлении, здороваться с каждым участником за руку.
Обязательно надо поздороваться с каждым и назвать его по имени».
Основная часть
Ведущий: «Уважаемые родители, что такое социализация? Как вы понимаете
значение этого слова?
(Возможные
ответы:
адаптация
к
обществу,
знакомство
с
правилами
поведения в обществе и т.д.)
Совершенно верно!Социализация (от лат. socialis —общественный) — это
процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального
опыта,
осуществляемый
в
общении
и
деятельности.
Социализация
включает
усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку
функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация-
освоение
и
присвоение
социальных
ролей:
Я
–
член
коллектива; Я – член семьи; Я мальчик или девочка; Я – житель города; Я –
россиянин; Я – часть природы; Я – часть Вселенной;для получения значимых
образцов социального поведения.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни
–
это
критически
важный
период
для
интеллектуального,
личностного
и
социального развития.
В
настоящее
время
особое
внимание
уделяется
проблеме
социализации
дошкольников. Это связано с изменением социально-политических и социально-
экономических условий жизни.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
определяет
основную
задачу
работы
педагогического
коллектива
–
п с и хол о го -п ед а го ги ч е с ку ю
п од д е р ж ку
п о зи т и в н о й
с о ц и а л и з а ц и и ,
индивидуализации, развития личности ребенка.
Социализация
невозможна
без
вашего
активного
участия,
т.к.
семья
это
основной институт социализации ребенка.
Сегодня я познакомлю вас с содержанием образовательной деятельности по
социальному
развитию
воспитанников,
практически
продемонстрирую
игры,
творческие
упражнения,
которые
вы
можете
использовать
дома
в
общении
с
ребенком, проводя время интересно и с пользой.
Тема семинара «Мой дом детский сад».
Задачи образовательной деятельности:
Знакомить детей с особенностями работы сотрудников детского сада.
Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе. Развивать навыки
группового общения и поведения, умения совместно выполнять общее дело.
Учить спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать
разумную помощь, утешать плачущего, радоваться успехам товарища.
Что вы можете сделать дома для решения поставленных задач?
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе,
что
значит
быть
хорошими
товарищами
и
друзьями
прочитайте
литературные
произведения: «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь
скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,
«Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.
Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных,
замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что о
тебе думают твои товарищи.
Общение
и
совместная
деятельность
–
важные
составляющие
жизни
дошкольника. Большое значение уделяется развитию коммуникативных навыков,
способности взаимодействовать с окружающими для достижения общей цели.
2.2. Игра «Разрезные картинки».
Сейчас мы поиграем в простую игру. Вам нужно будет разделиться на 2
команды. Вы видите в коробке картинки – пазлы, которые являются составными
частями
двух
больших
картин.
Вытягивайте
картинку
и
ищите
свою
команду,
объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления такой
же картинки.
2.3. Беседа:
Где
может
пригодиться
данная
игра
в
обыденной
жизни?(Ответы
родителей). Правильно,
на
празднике,
в
гостях,
во
дворе
для
организации
командных игр.
Большое значение для успешного нахождения в коллективе имеет умение
договариваться.
2.4. Игра «Попроси игрушку»
Продемонстрирую игру, которая позволит понять, как правильно общаться,
взаимодействовать с другими людьми.
Задание для команды, собравшей картинку, на которой нарисован лисенок с
игрушкой: «Вы будете изображать детей. Берите игрушки в руки и садитесь на
стулья так, чтобы не мешать друг другу.
Инструкция: сейчас подойдут представители другой команды и станут просить
у вас эту игрушку. Вы можете её отдать только в том случае, если захотите сами».
Инструкция представителям команды, которые собрали картинку с лисенком
без игрушки: «Вы должны попросить эту игрушку, используя различные способы
влияния: приказы уговоры, просьбы и т.д».
Команды меняются ролями
После упражнения проводится беседа:
Ведущий: «Кому удалось завладеть игрушкой, каким образом этого добились?
Когда Вам захотелось её отдать?(Ответы представителей команд).
Дома с детьми проведите это упражнение. Попытайтесь попросить игрушку,
потом это сделает ребенок, спросите его впечатления, когда ему захотелось отдавать,
не захотелось и почему? Можно привлечь братьев, сестер. Подобные игры будут
способствовать
установлению
взаимопонимания
между
детьми.Усложните
игру,
проведя её без слов, используя жесты.