Напоминание

«Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»


Автор: Абрамова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Чердаклинский детский сад № 5 "Рябинка"
Населённый пункт: р.п. Чердаклы Ульяновская область
Наименование материала: Конспект семинара – практикума для родителей
Тема: «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект семинара – практикума для родителей

«Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»

Цели:

Ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по

направлению

социально-коммуникативного

развития

посредством

технологии

«Ситуации

месяца»,

разработанную

Гришаевой

Н.П.,

старшим

научным

сотрудником Института социологии РАН, г. Москвы.;

Демонстрация

игровых,

творческих

упражнений,

возможных

для

использования

в

домашних

условиях,

способствующих

социализации

дошкольников, гармонизации детско-родительских отношений;

Сплочение родителей на основе общих интересов и потребностей.

Предварительная работа

За две недели до семинара в группах оформляются стенды по теме. Это

необходимо для того, чтобы лекционная часть была минимальной.

За неделю до семинара размещаются объявления о его проведении на сайте

детского сада, в группах и на информационных стендах в коридорах учреждения

У ч а с т н и к и : родители

(законные

представители)

во спитанников

подготовительной к школе группы.

Количество: 20 человек.

Оборудование:

Наличие стульев по числу участников, расставленных полукругом (желательно не

массивных, так как во время работы в подгруппах, индивидуально, стулья нужно

передвигать), 10 столов для индивидуальной работы;

Мультимедийная установка, магнитофон;

2 картинки (лисенок с игрушкой и лисенок без игрушки), разрезанные на 10 частей,

размещенные

в

коробке;

10

игрушек

небольшого

размера;

большой

тряпичный

мешок, в котором спрятаны игрушки: медведь, птица, автомобиль, самолет, корабль,

лист дерева;

20 бумажных или пластиковых тарелок с небольшим количеством крупы, кусочки

ткани, ленты, камушки, ракушки, веточки для каждого, расположенные на столах.

Необходимо заранее подготовить бейджи с именами участников и раздаточный

материал

по

теме:

памятка

«Эксперименты

и

опыты

в

домашних

условиях»

(Приложение 1).

Структура

1.

Приветствие, знакомство.

Цель: создание обстановки доверия и сотрудничества.

1.

Основная часть.

Цель:

-

Ознакомление

родителей

с

содержанием

образовательной

деятельности

по

направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии

«Ситуации месяца»;

-

Обучение

родителей

методам

и

приемам,

способствующим

эффективной

социализации дошкольников в домашних условиях.

2.1. Дискуссия;

2.2. Игра «Разрезные картинки»;

2.3. Беседа;

2.4. Игра «Попроси игрушку»;

2.5. Игра «Истории из мешка»;

2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний».

1.

Заключительная часть. Подведение итогов

3.1. Игра «Комплименты»;

3.2. Раздача памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях», «Игры и

упражнения, способствующие социализации ребенка» (по материалам встречи);

Ход семинара - практикума:

Родители сидят полукругом. В центре ведущий. На экране демонстрируется

презентация.

1.

Приветствие, знакомство

Ведущий:

«Здравствуйте,

уважаемые

родители.

Сегодня

наша

встреча

посвящена

вопросам

социализации

дошкольников.

Но

прежде

чем

перейти

к

основной теме, давайте познакомимся.

Встанем в круг. Каждому необходимо по очереди представиться: «Меня зовут

…, я сегодня вот такая (такой)…» и жестами выразить свое настроение. Например,

«Меня зовут Ольга Владимировна, я сегодня вот такая» (разводит с улыбкой руками,

выражая доброжелательность и открытость).

Поприветствуем

каждого.

Я

включаю

музыку

(негромко)

и

вы

начинаете

двигаться в свободном направлении, здороваться с каждым участником за руку.

Обязательно надо поздороваться с каждым и назвать его по имени».

Основная часть

Ведущий: «Уважаемые родители, что такое социализация? Как вы понимаете

значение этого слова?

(Возможные

ответы:

адаптация

к

обществу,

знакомство

с

правилами

поведения в обществе и т.д.)

Совершенно верно!Социализация (от лат. socialis —общественный) — это

процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального

опыта,

осуществляемый

в

общении

и

деятельности.

Социализация

включает

усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку

функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация-

освоение

и

присвоение

социальных

ролей:

Я

член

коллектива; Я – член семьи; Я мальчик или девочка; Я – житель города; Я –

россиянин; Я – часть природы; Я – часть Вселенной;для получения значимых

образцов социального поведения.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни

это

критически

важный

период

для

интеллектуального,

личностного

и

социального развития.

В

настоящее

время

особое

внимание

уделяется

проблеме

социализации

дошкольников. Это связано с изменением социально-политических и социально-

экономических условий жизни.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

определяет

основную

задачу

работы

педагогического

коллектива

п с и хол о го -п ед а го ги ч е с ку ю

п од д е р ж ку

п о зи т и в н о й

с о ц и а л и з а ц и и ,

индивидуализации, развития личности ребенка.

Социализация

невозможна

без

вашего

активного

участия,

т.к.

семья

это

основной институт социализации ребенка.

Сегодня я познакомлю вас с содержанием образовательной деятельности по

социальному

развитию

воспитанников,

практически

продемонстрирую

игры,

творческие

упражнения,

которые

вы

можете

использовать

дома

в

общении

с

ребенком, проводя время интересно и с пользой.

Тема семинара «Мой дом детский сад».

Задачи образовательной деятельности:

Знакомить детей с особенностями работы сотрудников детского сада.

Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе. Развивать навыки

группового общения и поведения, умения совместно выполнять общее дело.

Учить спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать

разумную помощь, утешать плачущего, радоваться успехам товарища.

Что вы можете сделать дома для решения поставленных задач?

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе,

что

значит

быть

хорошими

товарищами

и

друзьями

прочитайте

литературные

произведения: «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь

скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,

«Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.

Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных,

замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что о

тебе думают твои товарищи.

Общение

и

совместная

деятельность

важные

составляющие

жизни

дошкольника. Большое значение уделяется развитию коммуникативных навыков,

способности взаимодействовать с окружающими для достижения общей цели.

2.2. Игра «Разрезные картинки».

Сейчас мы поиграем в простую игру. Вам нужно будет разделиться на 2

команды. Вы видите в коробке картинки – пазлы, которые являются составными

частями

двух

больших

картин.

Вытягивайте

картинку

и

ищите

свою

команду,

объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления такой

же картинки.

2.3. Беседа:

Где

может

пригодиться

данная

игра

в

обыденной

жизни?(Ответы

родителей). Правильно,

на

празднике,

в

гостях,

во

дворе

для

организации

командных игр.

Большое значение для успешного нахождения в коллективе имеет умение

договариваться.

2.4. Игра «Попроси игрушку»

Продемонстрирую игру, которая позволит понять, как правильно общаться,

взаимодействовать с другими людьми.

Задание для команды, собравшей картинку, на которой нарисован лисенок с

игрушкой: «Вы будете изображать детей. Берите игрушки в руки и садитесь на

стулья так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция: сейчас подойдут представители другой команды и станут просить

у вас эту игрушку. Вы можете её отдать только в том случае, если захотите сами».

Инструкция представителям команды, которые собрали картинку с лисенком

без игрушки: «Вы должны попросить эту игрушку, используя различные способы

влияния: приказы уговоры, просьбы и т.д».

Команды меняются ролями

После упражнения проводится беседа:

Ведущий: «Кому удалось завладеть игрушкой, каким образом этого добились?

Когда Вам захотелось её отдать?(Ответы представителей команд).

Дома с детьми проведите это упражнение. Попытайтесь попросить игрушку,

потом это сделает ребенок, спросите его впечатления, когда ему захотелось отдавать,

не захотелось и почему? Можно привлечь братьев, сестер. Подобные игры будут

способствовать

установлению

взаимопонимания

между

детьми.Усложните

игру,

проведя её без слов, используя жесты.



В раздел образования