Автор: Уруджева Камилат Гаджимагамедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№77 Комбинированного вида
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Уруджева К.Г., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района
Санкт-Петербурга
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей
младшего и среднего дошкольного возраста.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
является формирование у детей правильной речи.
Речь
–
одно
из
наиболее
совершенных
проявлений
деятельности
человеческого
мозга.
Лингвистические
исследования
показывают,
что
построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом
языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной
мыслью;
соблюдать
структуру
текста;
соединять
предложения
и
части
высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств;
отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет
важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Педагогам
и
специалистам-дошкольникам,
все
чаще
приходится
сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи
детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением
Возникают
вопросы:
«Почему
современные
дети
отстают
в
своем
речевом
развитии,
говорят
все
хуже
и
меньше?
Почему
происходят
негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии
дошкольников? Каковы причины этих явлений?»
Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между
миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение
содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание)
просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.
Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в
основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и
новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.
О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет:
-
развивать
у
дошкольников
умения
наблюдать,
анализировать
явления,
делать выводы, проводить сравнения, обобщения;
- развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;
-формировать
навыки
сотрудничества
в
совместной
познавательно
-
поисковой и исследовательской деятельности и др
Проектирование можно рассматривать как:
- специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как
особого вида продукта;
- научно-практический метод изучения и преобразования действительности
(метод практико-ориентированной науки);
-
форму
порождения
инноваций,
характерную
для
технологической
культуры;
- управленческую процедуру .
Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых
решаются задачи речевого развития дошкольников:
На
первом,
мотивационном
этапе
проекта
идет
постановка
исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению,
актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и
предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта
позволяет
решить
множество
коммуникативных
(умений
договариваться,
слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых
(развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и
отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила
коллективного общения), познавательных задач.
На
втором,
проблемно-деятельностном
этапе
идет
развитие
исследовательских
умений
дошкольников:
самостоятельный
поиск
информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками
деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи
обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и
чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные
качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети
составляют
описательные
и
повествовательные
рассказы,
описывая
содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения,
рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех
групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и
аффективных).
На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление
коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в
ходе
парного
и
подгруппового
взаимодействия,
умения
публичной
самопрезентации.
Решаются
задачи
развития
речевого
творчества
детей,
выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять,
что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и
методы
исследовательского
обучения.
В
методическом
плане
важно
учитывать,
что
метод
проектов
предполагает
составление
четкого
плана
проводимых
изысканий,
требует
ясного
формулирования
и
осознания
изучаемой
проблемы,
выработки
реальных
гипотез,
их
проверки
в
соответствии с планом.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при
осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно
представить как способ организации образовательного процесса, основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанников,
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная
деятельность
по
достижению
решения
поставленной проблемы.
В практике современных дошкольных учреждений используются типы
проектов,
применение
которых
возможно
при
развитии
у
дошкольников
интереса к истории предметного мира:
-
исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры,
полностью
подчинены
логике
исследования,
предполагают
выдвижение
предположения
решения
обозначенной
проблемы,
разработку
путей
ее
решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети
экспериментируют,
проводят
опыты,
обсуждают
полученные
результаты,
делают
выводы,
оформляют
результаты
исследования
в
виде
газет,
репортажей, видеозарисовок;
-
творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников, она только намечается и
далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий
видеофильма,
драматизации,
программы
праздника,
детского
дизайна,
альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме
праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры,
развлечения;
- структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается
открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные
роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные
или
деловые
отношения,
осложняемые
придуманными
участниками
ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-
своему
поставленную
проблему.
Данный
вид
проекта
оказывается
эффективным для речевого развития дошкольников;
-
информационно-практико — ориентированные проекты изначально
направлены
на
сбор
информации
о
каком-то
объекте,
явлении;
предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее
анализ
и
обобщение
фактов.
Воспитанники
собирают
информацию,
обсуждают
ее
и
реализуют,
ориентируясь
на
социальные
интересы;
результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей .
Комплексный интегрированный характер является спецификой метода
проектов.
Метод
проектов
становится
все
более
востребованным
в
образовательном процессе дошкольных учреждений.
Планируя
образовательную
деятельность,
серию
занятий
по
нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый
интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи.
Таким
образом,
проект,
начатый
в
организованной
деятельности,
прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период
времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт
полную
и
разностороннюю
его
картину,
дает
возможность
развивать
индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт
общения.