Напоминание

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.


Автор: Уруджева Камилат Гаджимагамедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№77 Комбинированного вида
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уруджева К.Г., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей

младшего и среднего дошкольного возраста.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

является формирование у детей правильной речи.

Речь

одно

из

наиболее

совершенных

проявлений

деятельности

человеческого

мозга.

Лингвистические

исследования

показывают,

что

построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом

языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной

мыслью;

соблюдать

структуру

текста;

соединять

предложения

и

части

высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств;

отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет

важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам

и

специалистам-дошкольникам,

все

чаще

приходится

сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи

детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением

Возникают

вопросы:

«Почему

современные

дети

отстают

в

своем

речевом

развитии,

говорят

все

хуже

и

меньше?

Почему

происходят

негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии

дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между

миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение

содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание)

просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в

основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и

новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет:

-

развивать

у

дошкольников

умения

наблюдать,

анализировать

явления,

делать выводы, проводить сравнения, обобщения;

- развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;

-формировать

навыки

сотрудничества

в

совместной

познавательно

-

поисковой и исследовательской деятельности и др

Проектирование можно рассматривать как:

- специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как

особого вида продукта;

- научно-практический метод изучения и преобразования действительности

(метод практико-ориентированной науки);

-

форму

порождения

инноваций,

характерную

для

технологической

культуры;

- управленческую процедуру .

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых

решаются задачи речевого развития дошкольников:

На

первом,

мотивационном

этапе

проекта

идет

постановка

исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению,

актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и

предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта

позволяет

решить

множество

коммуникативных

(умений

договариваться,

слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых

(развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и

отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила

коллективного общения), познавательных задач.

На

втором,

проблемно-деятельностном

этапе

идет

развитие

исследовательских

умений

дошкольников:

самостоятельный

поиск

информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками

деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи

обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и

чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные

качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети

составляют

описательные

и

повествовательные

рассказы,

описывая

содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения,

рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех

групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и

аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление

коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в

ходе

парного

и

подгруппового

взаимодействия,

умения

публичной

самопрезентации.

Решаются

задачи

развития

речевого

творчества

детей,

выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять,

что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и

методы

исследовательского

обучения.

В

методическом

плане

важно

учитывать,

что

метод

проектов

предполагает

составление

четкого

плана

проводимых

изысканий,

требует

ясного

формулирования

и

осознания

изучаемой

проблемы,

выработки

реальных

гипотез,

их

проверки

в

соответствии с планом.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при

осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно

представить как способ организации образовательного процесса, основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанников,

способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапная

деятельность

по

достижению

решения

поставленной проблемы.

В практике современных дошкольных учреждений используются типы

проектов,

применение

которых

возможно

при

развитии

у

дошкольников

интереса к истории предметного мира:

-

исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры,

полностью

подчинены

логике

исследования,

предполагают

выдвижение

предположения

решения

обозначенной

проблемы,

разработку

путей

ее

решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети

экспериментируют,

проводят

опыты,

обсуждают

полученные

результаты,

делают

выводы,

оформляют

результаты

исследования

в

виде

газет,

репортажей, видеозарисовок;

-

творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной

структуры совместной деятельности участников, она только намечается и

далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий

видеофильма,

драматизации,

программы

праздника,

детского

дизайна,

альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме

праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры,

развлечения;

- структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается

открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные

роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные

или

деловые

отношения,

осложняемые

придуманными

участниками

ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-

своему

поставленную

проблему.

Данный

вид

проекта

оказывается

эффективным для речевого развития дошкольников;

-

информационно-практико — ориентированные проекты изначально

направлены

на

сбор

информации

о

каком-то

объекте,

явлении;

предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее

анализ

и

обобщение

фактов.

Воспитанники

собирают

информацию,

обсуждают

ее

и

реализуют,

ориентируясь

на

социальные

интересы;

результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей .

Комплексный интегрированный характер является спецификой метода

проектов.

Метод

проектов

становится

все

более

востребованным

в

образовательном процессе дошкольных учреждений.

Планируя

образовательную

деятельность,

серию

занятий

по

нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый

интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи.

Таким

образом,

проект,

начатый

в

организованной

деятельности,

прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период

времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт

полную

и

разностороннюю

его

картину,

дает

возможность

развивать

индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт

общения.



В раздел образования