Автор: Лавриненко Антонина Алексеевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Ставропольский региолнальный многопрофильный колледж"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Практическое занятие: "Выполнение простых и сложныхразрезов для деталей повышенной сложности (без резьбы)
Раздел: среднее профессиональное
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15
Дисциплина: ОП.01 Инженерной графики
профессия 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Курс: 2
Раздел дисциплины: Раздел 3 Машиностроительное черчение
Тема дисциплины: Тема 3.2 Изображения- виды, разрезы, сечения.
Вид занятия: Практическое занятие.
Выполнение простых и сложных разрезов для деталей повышенной
сложности (без резьбы).
Формируемые компетенции:
профессиональные
ПК
1.2.
Осуществлять
технический
контроль
при
хранении,
эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и
деталей.
общие
ОК
4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК
6.
Работать
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством.
Цели занятия: Формирование умений применения методов построения
простых и сложных разрезов для машиностроительных деталей, при
разработке проектно-конструкторской, технологической и другой
технической документации.
Задачи занятия:
Образовательные: ознакомить с основными методами построения простых и
сложных разрезов для машиностроительных деталей.
Развивающие: развивать практические умения и навыки в использовании
чертёжных инструментов при решении задач на построение разрезов для
машиностроительных деталей.
Воспитательные: воспитывать точность в выполнении графических работ,
правильную самооценку своей работы, навыки самоконтроля и
взаимоконтроля.
Требования к умениям: Должен уметь читать чертежи с разрезами и
применять методы построения различных видов разрезов при разработке
проектно-конструкторской, технологической и другой технической
документации.
Обеспечение занятия:
1. Модели деталей
2. Набор чертежных инструментов.
3. Электронные презентационные материалы по теме занятия.
4. Примеры выполнения работы.
5. Карточки-задания (раздаточный материал).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Актуализация опорных знаний (время – 5 мин.)
1. В каких случаях сечение следует заменять разрезом?
2. Под каким углом проводят наклонные параллельные линии штриховки к
оси изображения или к линиям рамки чертежа? В каких случаях сечение
следует заменять разрезом?
3. Как обозначают вынесенное сечение?
4. Какие детали при продольном разрезе показывают не рассеченными?
5. Каким образом обозначают несколько одинаковых сечений, относящихся к
одному предмету, и сколько изображений вычерчивают при этом на чертеже?
ЗАДАНИЕ №1
Время выполнения – 10 мин.
1.В
рабочих
тетрадях
запишите,
какой разрез
(фронтальный,
горизонтальный или профильный) и на каких из указанных чертежах (рис.1
приложение 1) целесообразно его выполнить.
В процессе выполнения работы воспользуйтесь материалом,
изложенным в приложении
1. По окончании работы представить рабочие тетради для оценки
преподавателю.
ЗАДАНИЕ №2
Время выполнения – 10 мин.
1.В
рабочих
тетрадях
запишите,
на
каких
изображениях
деталей,
представленных на рис.2 приложения 1, необходимо оставить выполненные
разрезы. Обоснуйте свое решение.
Ответьте на вопрос: что изображено
штрихпунктирной линией на фронтальном разрезе (рис. 2 д)?
2. По окончании работы представить рабочие тетради для оценки
преподавателю.
ЗАДАНИЕ №3
Время выполнения – 50 мин.
1.В приложении 3 приведены варианты, состоящие из четырех заданий на
построение простых и сложных разрезов. Используя данные вариантов
заданий, перечертите на чертежных листах формата А3 изображение детали
№1, вычертите простой разрез. Нанесите размеры. Изображение разреза
можно выполнить на изображении соответствующего вида детали.
Варианты заданий (приложение 3) выбираются в соответствии с
порядковым номером в журнале успеваемости. В процессе выполнения
работы воспользуйтесь рекомендациями, изложенными в приложении 1.
2. По окончании работы представить графический материал для оценки
преподавателю.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ.
Время выполнения – 25 мин.
1.С целью закрепления навыков в построении простых разрезов по
наглядным изображениям деталей №2, приведенных в вариантах приложения
1, на чертежных листах формата А3 (можно использовать лист с предыдущим
заданием) вычертите простой разрез. Нанесите размеры. Изображение
разреза можно выполнить на изображении соответствующего вида детали.
2.По окончании работы представить графический материал для оценки
преподавателю.
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методы проверки: наблюдение в ходе выполнения заданий, защита
графических работ обучающимися, самооценка.
Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися
графических работ выставляются по пятибалльной оценочной шкале:
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся
демонстрирует:
уверенное понимание учебного материала при его защите;
соблюдение всех правил оформления работы.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся
демонстрирует:
понимание основного учебного материала;
не соблюдение отдельных правил оформления работы (например, не
выдержан масштаб разреза).
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся
демонстрирует:
знание учебного материала на уровне минимальных требований;
_
более двух ошибок в решении графических задач (например, неверно
вычерчены разомкнутая линия и стрелки, указывающие направление
взгляда; не выполнена штриховка разреза и т.д.).
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если
обучающийся демонстрирует:
полное незнание изученного материала;
отсутствие элементарных умений и навыков;
не выполненная работа.
Выполнение разрезов на чертеже
Разрезом называют изображение предмета, мысленно рассеченного
плоскостью
(или
несколькими
плоскостями),
при
этом
ту
часть
предмета, которая расположена между глазом наблюдателя и секущей
плоскостью, как бы удаляют. На разрезе показывают то, что находится в
секущей плоскости и что расположено за ней. Иначе говоря, разрез состоит
из сечения и того, что расположено за секущей плоскостью.
Деталь, внутреннюю форму которой целесообразно выявить разрезом,
изображена на рис. 1 а. Три вида детали даны на рис. 1 б; внутренние
очертания на главном виде показаны штриховыми линиями, а выступ у
основания детали - сплошной основной линией.
Разрез, приведенный на рис. 1 в, получен следующим образом. Деталь
вдоль оси рассечена плоскостью, параллельной фронтальной плоскости
проекций;
передняя
половина
детали
мысленно
удалена,
а
оставшаяся
половина изображена полностью. Показано то, что получилось в секущей
плоскости, и то, что находится за секущей плоскостью.
Этот разрез помещен на месте главного вида. Виды сверху и слева при
этом не изменились.
Из
сравнения
рис.
1 б
и в
видно,
что
при
выполнении
разрезов
штриховые
линии,
которыми
до
разреза
были
показаны
внутренние
очертания детали, заменяют на сплошные основные; сечение, входящее в
разрез,
заштриховывают;
линии,
находящие ся
на
п е р ед н е й
(неизображаемой) половине предмета, не показывают.
Приложение 1.
Рисунок 1 - Задание на выбор целесообразного разреза (фронтального,
профильного и горизонтального)
Рисунок 2 - Задание на обозначение разрезов
Выполнение сложных разрезов
Внутреннее
устройство
некоторых
деталей
нельзя
выявить
одной
секущей плоскостью.
В таких случаях применяют сложные разрезы при нескольких секущих
плоскостях. В зависимости от положения секущих плоскостей сложные
разрезы подразделяются на ступенчатые и ломаные.
Ступенчатым называют
сложный
разрез,
если
секущие
плоскости
параллельны.
Ступенчатые разрезы могут быть фронтальными (например, разрез А - А на
рис.1 а)и горизонтальными (разрез Б - Б на рис.16).
Рисунок 1
На рис. 2 б изображена плита кондуктора. Внутренние очертания плиты
нельзя выявить одной секущей плоскостью. Поэтому деталь мысленно
рассечена тремя параллельными секущими плоскостями. Первая секущая
плоскость
выявляет
формы
цилиндрических
отверстий,
вторая
-
призматического отверстия и третья - прорези. Все три секущие плоскости
совмещаются в плоскости чертежа, образуя ступенчатый разрез (рис. 2 а).
Рисунок 2 - Сложный разрез (ступенчатый)
Ломаным называют сложный разрез, если секущие плоскости пересекаются.
Ломаный разрез следует выполнять после того, как секущие плоскости будут
условно повернуты до совмещения в одну плоскость.
Например, для выявления формы прорези, отверстий и углубления в
детали,
изображенной
на
рис.
3
в,
необходимы
две
пересекающиеся
с е к у щ и е
п л о с к о с т и .
Рисунок 3 - Сложный разрез (ломаный)
При
построении
ломаных
разрезов
наклонную
секущую
плоскость
условно повертывают до совмещения с другой секущей плоскостью. В
данном
примере
наклонная
плоскость
совмещена
с
вертикальной.
При
повороте плоскости наклонная часть детали изобразится на разрезе без
искажения, т. е. в натуральную величину (рис. 3 а). Без поворота плоскости
разрез проецируется, как показано на рис. 3 б, и деталь представляется в
искаженном виде.
Обозначение сложных разрезов. Положение секущих плоскостей при
сложных
разрезах
всегда
отмечают
разомкнутой
линией
со
штрихами:
начальным, конечным и в местах перегибов (см. рис. 2 и 3). На начальном и
конечном штрихах ставят стрелки, указывающие направление взгляда, и
наносят одну и ту же прописную букву русского алфавита. Над разрезом
делают
надпись
по
типу А-А (только
двумя
буквами).
Тип
линии
для
обозначения
положения
секущих
плоскостей,
форму
стрелок
и
буквы
выбирают так же, как и для простых разрезов и сечений. При сложных
разрезах разомкнутая линия имеет перегибы.
Приложение 2
Рисунок 4 - Задание на определение правильно обозначенного разреза
Приложение 3
Рисунок 5 - Задание на выбор целесообразного разреза (ступенчатого)
Приложение 4
Варианты построения простых и сложных разрезов