Напоминание

Практическое занятие: "Выполнение простых и сложныхразрезов для деталей повышенной сложности (без резьбы)


Автор: Лавриненко Антонина Алексеевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Ставропольский региолнальный многопрофильный колледж"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Практическое занятие: "Выполнение простых и сложныхразрезов для деталей повышенной сложности (без резьбы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Дисциплина: ОП.01 Инженерной графики

профессия 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

Курс: 2

Раздел дисциплины: Раздел 3 Машиностроительное черчение

Тема дисциплины: Тема 3.2 Изображения- виды, разрезы, сечения.

Вид занятия: Практическое занятие.

Выполнение простых и сложных разрезов для деталей повышенной

сложности (без резьбы).

Формируемые компетенции:

профессиональные

ПК

1.2.

Осуществлять

технический

контроль

при

хранении,

эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и

деталей.

общие

ОК

4.

Осуществлять

поиск

информации,

необходимой

для

эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК

6.

Работать

в

команде,

эффективно

общаться

с

коллегами,

руководством.

Цели занятия: Формирование умений применения методов построения

простых и сложных разрезов для машиностроительных деталей, при

разработке проектно-конструкторской, технологической и другой

технической документации.

Задачи занятия:

Образовательные: ознакомить с основными методами построения простых и

сложных разрезов для машиностроительных деталей.

Развивающие: развивать практические умения и навыки в использовании

чертёжных инструментов при решении задач на построение разрезов для

машиностроительных деталей.

Воспитательные: воспитывать точность в выполнении графических работ,

правильную самооценку своей работы, навыки самоконтроля и

взаимоконтроля.

Требования к умениям: Должен уметь читать чертежи с разрезами и

применять методы построения различных видов разрезов при разработке

проектно-конструкторской, технологической и другой технической

документации.

Обеспечение занятия:

1. Модели деталей

2. Набор чертежных инструментов.

3. Электронные презентационные материалы по теме занятия.

4. Примеры выполнения работы.

5. Карточки-задания (раздаточный материал).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Актуализация опорных знаний (время – 5 мин.)

1. В каких случаях сечение следует заменять разрезом?

2. Под каким углом проводят наклонные параллельные линии штриховки к

оси изображения или к линиям рамки чертежа? В каких случаях сечение

следует заменять разрезом?

3. Как обозначают вынесенное сечение?

4. Какие детали при продольном разрезе показывают не рассеченными?

5. Каким образом обозначают несколько одинаковых сечений, относящихся к

одному предмету, и сколько изображений вычерчивают при этом на чертеже?

ЗАДАНИЕ №1

Время выполнения – 10 мин.

1.В

рабочих

тетрадях

запишите,

какой разрез

(фронтальный,

горизонтальный или профильный) и на каких из указанных чертежах (рис.1

приложение 1) целесообразно его выполнить.

В процессе выполнения работы воспользуйтесь материалом,

изложенным в приложении

1. По окончании работы представить рабочие тетради для оценки

преподавателю.

ЗАДАНИЕ №2

Время выполнения – 10 мин.

1.В

рабочих

тетрадях

запишите,

на

каких

изображениях

деталей,

представленных на рис.2 приложения 1, необходимо оставить выполненные

разрезы. Обоснуйте свое решение.

Ответьте на вопрос: что изображено

штрихпунктирной линией на фронтальном разрезе (рис. 2 д)?

2. По окончании работы представить рабочие тетради для оценки

преподавателю.

ЗАДАНИЕ №3

Время выполнения – 50 мин.

1.В приложении 3 приведены варианты, состоящие из четырех заданий на

построение простых и сложных разрезов. Используя данные вариантов

заданий, перечертите на чертежных листах формата А3 изображение детали

№1, вычертите простой разрез. Нанесите размеры. Изображение разреза

можно выполнить на изображении соответствующего вида детали.

Варианты заданий (приложение 3) выбираются в соответствии с

порядковым номером в журнале успеваемости. В процессе выполнения

работы воспользуйтесь рекомендациями, изложенными в приложении 1.

2. По окончании работы представить графический материал для оценки

преподавателю.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ.

Время выполнения – 25 мин.

1.С целью закрепления навыков в построении простых разрезов по

наглядным изображениям деталей №2, приведенных в вариантах приложения

1, на чертежных листах формата А3 (можно использовать лист с предыдущим

заданием) вычертите простой разрез. Нанесите размеры. Изображение

разреза можно выполнить на изображении соответствующего вида детали.

2.По окончании работы представить графический материал для оценки

преподавателю.

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА

ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методы проверки: наблюдение в ходе выполнения заданий, защита

графических работ обучающимися, самооценка.

Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися

графических работ выставляются по пятибалльной оценочной шкале:

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся

демонстрирует:

уверенное понимание учебного материала при его защите;

соблюдение всех правил оформления работы.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся

демонстрирует:

понимание основного учебного материала;

не соблюдение отдельных правил оформления работы (например, не

выдержан масштаб разреза).

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся

демонстрирует:

знание учебного материала на уровне минимальных требований;

_

более двух ошибок в решении графических задач (например, неверно

вычерчены разомкнутая линия и стрелки, указывающие направление

взгляда; не выполнена штриховка разреза и т.д.).

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если

обучающийся демонстрирует:

полное незнание изученного материала;

отсутствие элементарных умений и навыков;

не выполненная работа.

Выполнение разрезов на чертеже

Разрезом называют изображение предмета, мысленно рассеченного

плоскостью

(или

несколькими

плоскостями),

при

этом

ту

часть

предмета, которая расположена между глазом наблюдателя и секущей

плоскостью, как бы удаляют. На разрезе показывают то, что находится в

секущей плоскости и что расположено за ней. Иначе говоря, разрез состоит

из сечения и того, что расположено за секущей плоскостью.

Деталь, внутреннюю форму которой целесообразно выявить разрезом,

изображена на рис. 1 а. Три вида детали даны на рис. 1 б; внутренние

очертания на главном виде показаны штриховыми линиями, а выступ у

основания детали - сплошной основной линией.

Разрез, приведенный на рис. 1 в, получен следующим образом. Деталь

вдоль оси рассечена плоскостью, параллельной фронтальной плоскости

проекций;

передняя

половина

детали

мысленно

удалена,

а

оставшаяся

половина изображена полностью. Показано то, что получилось в секущей

плоскости, и то, что находится за секущей плоскостью.

Этот разрез помещен на месте главного вида. Виды сверху и слева при

этом не изменились.

Из

сравнения

рис.

1 б

и в

видно,

что

при

выполнении

разрезов

штриховые

линии,

которыми

до

разреза

были

показаны

внутренние

очертания детали, заменяют на сплошные основные; сечение, входящее в

разрез,

заштриховывают;

линии,

находящие ся

на

п е р ед н е й

(неизображаемой) половине предмета, не показывают.

Приложение 1.

Рисунок 1 - Задание на выбор целесообразного разреза (фронтального,

профильного и горизонтального)

Рисунок 2 - Задание на обозначение разрезов

Выполнение сложных разрезов

Внутреннее

устройство

некоторых

деталей

нельзя

выявить

одной

секущей плоскостью.

В таких случаях применяют сложные разрезы при нескольких секущих

плоскостях. В зависимости от положения секущих плоскостей сложные

разрезы подразделяются на ступенчатые и ломаные.

Ступенчатым называют

сложный

разрез,

если

секущие

плоскости

параллельны.

Ступенчатые разрезы могут быть фронтальными (например, разрез А - А на

рис.1 а)и горизонтальными (разрез Б - Б на рис.16).

Рисунок 1

На рис. 2 б изображена плита кондуктора. Внутренние очертания плиты

нельзя выявить одной секущей плоскостью. Поэтому деталь мысленно

рассечена тремя параллельными секущими плоскостями. Первая секущая

плоскость

выявляет

формы

цилиндрических

отверстий,

вторая

-

призматического отверстия и третья - прорези. Все три секущие плоскости

совмещаются в плоскости чертежа, образуя ступенчатый разрез (рис. 2 а).

Рисунок 2 - Сложный разрез (ступенчатый)

Ломаным называют сложный разрез, если секущие плоскости пересекаются.

Ломаный разрез следует выполнять после того, как секущие плоскости будут

условно повернуты до совмещения в одну плоскость.

Например, для выявления формы прорези, отверстий и углубления в

детали,

изображенной

на

рис.

3

в,

необходимы

две

пересекающиеся

с е к у щ и е

п л о с к о с т и .

Рисунок 3 - Сложный разрез (ломаный)

При

построении

ломаных

разрезов

наклонную

секущую

плоскость

условно повертывают до совмещения с другой секущей плоскостью. В

данном

примере

наклонная

плоскость

совмещена

с

вертикальной.

При

повороте плоскости наклонная часть детали изобразится на разрезе без

искажения, т. е. в натуральную величину (рис. 3 а). Без поворота плоскости

разрез проецируется, как показано на рис. 3 б, и деталь представляется в

искаженном виде.

Обозначение сложных разрезов. Положение секущих плоскостей при

сложных

разрезах

всегда

отмечают

разомкнутой

линией

со

штрихами:

начальным, конечным и в местах перегибов (см. рис. 2 и 3). На начальном и

конечном штрихах ставят стрелки, указывающие направление взгляда, и

наносят одну и ту же прописную букву русского алфавита. Над разрезом

делают

надпись

по

типу А-А (только

двумя

буквами).

Тип

линии

для

обозначения

положения

секущих

плоскостей,

форму

стрелок

и

буквы

выбирают так же, как и для простых разрезов и сечений. При сложных

разрезах разомкнутая линия имеет перегибы.

Приложение 2

Рисунок 4 - Задание на определение правильно обозначенного разреза

Приложение 3

Рисунок 5 - Задание на выбор целесообразного разреза (ступенчатого)

Приложение 4

Варианты построения простых и сложных разрезов



В раздел образования