Напоминание

Внеурочная деятельность по физической культуре


Автор: Грибченко Игорь Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Северская гимназия"
Населённый пункт: г.Северск, Томской области
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волейбол" 7 класс
Тема: Внеурочная деятельность по физической культуре
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Спортивные игры (волейбол). 7 класс»

Автор программы:

Грибченко Игорь Валерьевич,

учитель физической культуры

МБОУ «Северская гимназия»

Пояснительная записка.

Программа

курса

внеурочной

деятельности

«Спортивные

игры

(волейбол)»

является педагогической разработкой и предназначена для обучающихся 7-х классов в

рамках

внеурочной

деятельности

по

физкультурно-спортивному

и

оздоровительному

направлению. Данная программа составлена на основе пособия «Внеурочная деятельность

учащихся.

Волейбол»;

пособие

для

учителей

и

методистов/

Г.А.

Колодницкий,

В.С.

Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. с учетом «Требований к результатам

освоения основной образовательной программы основного общего образования».

Программа

курса

внеурочной

деятельности

«Спортивные

игры

(волейбол)»

направлена

на

достижение

планируемых

результатов,

формирование

универсальных

учебных действий учащихся уровня основного общего образования.

Направленность программы: спортивно-оздоровительная деятельность.

Актуальность данной

программы

заключается

в

том,

что

способствует

формированию позитивной психологии общения и опыта коллективного взаимодействия

современных подростков, ведущих малоподвижный образ жизни в условиях агрессивной

информационной среды, вовлечению их в различные двигательные действия. Занятия

способствуют

повышению

самооценки.

Тренируясь

в

неформальной

обстановке,

подросток раскрепощается, расширяются возможности развития логического мышления.

Программа

позволяет

заниматься

волейболом

с

«нуля»

тем

детям,

которые

еще

не

начинали проходить раздел «Волейбол» на уроках физической культуры, уделяет внимание

воспитанию здорового образа жизни.

Волейбол – командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с

действиями партнеров по команде. Различные функции игроков обязывают их постоянно

взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет

важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои

действия интересам коллектива.

Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у учащихся

основных

физических

качеств,

формированию

различных

двигательных

навыков,

укреплению здоровья.

Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые

игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом

игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в

любой

игровой

ситуации.

Изменчивость

условий

осуществления

игровых

действий

требует также проявления высокой самостоятельности.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных

и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают

у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный

подъем поддерживает постоянную активность подростков и интерес к игре.

Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у

учащихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае

успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок,

волейбол,

как

спортивная

игра,

своими

техническими

и

методическими

средствами

эффективно

позволяет

обогатить

внутренний

мир

ребенка,

расширить

его

информативность в области оздоровления и развития организма.

Цели и задачи реализации программы.

Целью рабочей программы спортивно-оздоровительной направленности является

формирование у учащихся седьмых классов основ здорового образа жизни, развитие

творческой

самостоятельности

посредством

освоения

двигательной

деятельности,

что

соответствует

цели

физического

воспитания

учащихся

по

базовому

компоненту.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

●укрепление

здоровья,

улучшение

осанки,

профилактику

плоскостопия;

содействие

гармоническому

физическому

развитию,

выработку

устойчивости

к

неблагоприятным

условиям внешней среды;

●овладение «школой движений»;

●развитие

координационных

(точности

воспроизведения

и

дифференцирования

пространственных,

временных

и

силовых

параметров

движений,

равновесия,

ритма,

быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в

пространстве)

и

кондиционных

(скоростных,

скоростно-силовых,

выносливости

и

гибкости) способностей;

●формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических

упражнений

на

состояние

здоровья,

работоспособность

и

развитие

двигательных

способностей;

●выработку

представлений

об

основных

видах

спорта,

снарядах

и

инвентаре,

о

соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

●приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными

играми,

использование

их

в

свободное

время

на

основе

формирования

интересов

к

определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем

или иным видам спорта;

●воспитание

дисциплинированности,

доброжелательного

отношения

к

товарищам,

честности,

отзывчивости,

смелости

во

время

выполнения

физических

упражнений,

содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в

ходе двигательной деятельности.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы

задач,

направленных

на

достижение

личностных,

предметных

и

метапредметных

результатов.

Задачи программы

Образовательные

– обучить техническим приемами и правилам игры;

- обучить тактическим действиям;

- формировать навыки регулирования психического состояния.

Воспитательные

- выработать организаторские навыки и умения действовать в коллективе;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

-

воспитывать

привычку

к

самостоятельным

занятиям,

избранным

видом

спорта

в

свободное время;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, чувства дружбы.

Развивающие

- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;

- совершенствовать навыки и умения игры;

-

развивать

физические

качества,

укреплять

здоровье,

расширять

функциональные

возможности организма.

Структура и содержание программы

Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.

Занятия

волейболом

улучшают

работу

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем,

укрепляют

костную

систему,

развивают

подвижность

суставов.

Постоянное

взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке

в пространстве.

Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в

волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей,

волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство

ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Занятия по данной программе тесно связаны с уроками физкультуры и опираются

на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения,

навыки. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и

психические

возможности

ребенка

с

помощью

правильного

планирования

занятий,

дополняющих уроки физической культуры.

В предложенной программе выделяются четыре раздела:

Основы знаний.

Общая физическая подготовка.

Специальная подготовка.

Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению

знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном

виде спорта.

В разделе «Общефизическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и

другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию

общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

В

разделе

«Специальная

подготовка»

представлен

материал

по

волейболу,

направленный на обучение техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены

упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

Место программы в учебном плане.

Программа

рассчитана

на

34

учебных

часа

и

предполагает

равномерное

распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных

внеурочных занятий со школьниками.

Режим

занятий:

занятия

по

данной

программе

проводятся

в

форме

урока,

ограниченного временем (40 мин) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будет формироваться:

- осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;

- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи, развивать мотивы и интересы своей спортивной деятельности;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе владение основами

самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Учебно-тематический план

Содержание программы

(34 часа)

Теоретические занятия – 6 часов

История возникновения волейбола.

Волейбол – цели и задачи.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом.

Влияние

занятий

физическими

упражнениями

на

нервную

систему

и

обмен

веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях

закаливания организма.

Правила соревнований, их организация и проведение

Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка

Специфика средств общей и специальной физической подготовки.

Практические занятия – 27часов

Общая физическая подготовка

Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

Совершенствование навыков естественных видов движений;

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

Упражнения для туловища и шеи;

Упражнения для мышц ног и таза;

Подвижные игры.

Специальная физическая подготовка

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

Упражнения для развития прыгучести;

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и

передачи мяча;

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.

Практические занятия по технике

Перемещения и стойке: стартовая стойка

Передача мяча сверху двумя руками: передача на точность, с перемещением в

парах; встречная передача, передача в треугольнике.

Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая.

Практические занятия по тактике

Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую

передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Контрольные игры и соревнования

Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор

проведенных игр. Характеристика команды противника.

Контрольные испытания

Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической

подготовленности.

Итоговое занятие. Рефлексия – 1 час

Формы и методы проведения занятий

Спортивно-оздоровительная

деятельность

организуется

в

форме

занятий

в

спортивных

секциях,

игровой

деятельности,

беседы

о

здоровом

образе

жизни,

познавательных экскурсий, участия в оздоровительных процедурах. Используется парная

и групповая фронтальная формы работы.

Методы обучения:

Словесный: рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа;

Наглядный:

наблюдение,

иллюстрация

и

демонстрация

презентаций

и

видеофильмов, встречи с известными спортсменами города;

Практический: посещение соревнований, тренировок, соревнования;

Исследовательский: познавательные экскурсии;

Проектный: Разработка положения и защита сценария о проведении школьных

соревнований «команда-класс». Составления календарь игр и соревнований.

Учебно-тематический планирование

занятия

Дата

Тема занятия

Кол-

во

часов

Инвентарь

1

Волейбол – цели и задачи. История

возникновения волейбола. Техника

безопасности.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж.

Беседа.

Презентация.

2

Стойка игрока. Перемещение в стойке

Игра «спиной к финишу».

1

Демонстрация.

Практическая

работа.

Игра.

3

Влияние физических упражнений на

организм человека. Комбинации из

передвижений и остановок игрока. Развитие

быстроты. Эстафета «Челночный бег с

кубиками и мячом».

1

Рассказ,

объяснение.

Беседа.

Практическая

работа. Игра.

4

Специфика общей физической подготовки.

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

Игра «Мяч над головой».

1

Практическая

работа. Игра.

Зачет по технике

верхней передачи

мяча

5

Общая физическая подготовка. Приём мяча

двумя руками снизу. Игра «Не урони мяч».

1

Практическая

работа. Игра.

6

Общая физическая подготовка. Верхняя

передача мяча в парах, тройках.

Упражнения со скакалками. Игра

«Вызов номеров».

1

Практическая

работа. Игра.

7

Общая физическая подготовка. Верхняя

передача мяча в парах через сетку. Развитие

ловкости. Эстафеты с передачей

волейбольного мяча.

1

Практическая

работа. Игра.

8

Общая физическая подготовка. Передачи

мяча после перемещения из зоны в зону.

Специфика средств общей и специальной

физической подготовки. Двухсторонняя

игра-волейбол.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж.

Презентация.

Практическая

работа. Игра

9

Специфика специальной физической

подготовки. Передача мяча сверху двумя

руками в прыжке в тройках. Правила

соревнований, места занятий,

оборудование, инвентарь.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж.

Разработка

положения,

сценария о

проведении

школьных

соревнований

«команда-класс».

Составления

календарь игр и

соревнований.

Практическая

работа. Игра.

10

Специальная физическая подготовка.

Нижняя прямая подача и нижний прием

мяча. Развитие силы. Двухсторонняя игра –

волейбол.

1

Практическая

работа. Игра

Зачет по технике

нижней подачи и

приема мяча

11

Специальная физическая подготовка.

Нижняя прямая подача и нижний прием

мяча. Развитие ловкости. Игра «Сумей

принять».

1

Практическая

работа. Игра

12

Специальная физическая подготовка.

Нижняя прямая подача и нижний прием

мяча. Двусторонняя игра – волейбол.

1

Практическая

работа. Игра

13

Специальная физическая подготовка.

Подача мяча по зонам. Учебная игра.

Развитие координационных способностей.

1

Практическая

работа. Игра

Зачет по технике

подачи мяча по

зонам

14

Специальная физическая подготовка.

Передача мяча по зонам. Учебная игра.

Развитие координационных способностей.

1

Практическая

работа. Игра

15

Специальная физическая подготовка.

Передача мяча по зонам. Учебная игра.

Развитие координационных способностей.

1

Практическая

работа. Игра

16

Контрольные нормативы по общей

физической подготовленности.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

тестирование.

Зачет

контрольных

нормативов

17

Контрольные нормативы по специальной

физической и технической

подготовленности.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

тестирование.

18

Посещение тренировки в ДЮСШ.

1

Экскурсия

Рефлексия

19

Специальная физическая подготовка.

Тактика нападения (индивидуальные).

Двухсторонняя игра.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

практическая

работа. Игра

Зачет по тактике

игры в нападение

(индивидуальные,

групповые,

командные). Зачет

по тактике игры в

защите

(индивидуальные,

групповые,

командные).

20

Специальная физическая подготовка.

Тактика нападения (групповые).

Двухсторонняя игра.

1

Практическая

работа. Игра

21

Специальная физическая подготовка.

Тактика нападения (командные).

Двухсторонняя игра.

1

Практическая

работа. Игра

22

Специальная физическая подготовка.

Тактика нападения (индивидуальные).

Двухсторонняя игра.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

практическая

работа. Игра

23

Специальная физическая подготовка.

Тактика защиты (групповые).

Двухсторонняя игра.

1

Практическая

работа. Игра

24

Специальная физическая подготовка.

Тактика защиты (командные).

Двухсторонняя игра.

1

Практическая

работа. Игра

25

Специальная физическая подготовка.

Тактика нападение (групповые, командные).

Двухсторонняя игра.

1

Практическая

работа. Игра

26

Специальная физическая подготовка.

Тактика защиты (групповые, командные).

Двухсторонняя игра.

1

Практическая

работа. Игра

27

Контрольные нормативы по общей

физической подготовленности.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

тестирование.

Зачет

контрольных

нормативов

28

Контрольные нормативы по специальной

физической и технической

подготовленности.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

тестирование.

29

Игра в волейбол по основным правилам с

привлечением учащихся к судейству.

1

Рассказ,

объяснение,

инструктаж,

двухсторонняя

игра

Зачет игры

волейбол по

правилам

30

Соревнование в группах

1

Двухсторонняя

игра

31

Соревнование в группах

1

Двухсторонняя

игра

32

Соревнование в группах

1

Двухсторонняя

игра

33

Соревнование школьные среди 7-х классов

1

Двухсторонняя

игра

34

Разбор проведенных игр. Характеристика

команды противника.

1

Беседа,

обсуждения

Рефлексия

Требования к знаниям и умениям,

которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации

программы курса внеурочной деятельности

В итоге реализации программы курса внеурочной деятельности по спортивно-

оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:

●особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

●основы рационального питания;

●правила оказания первой помощи;

●способы сохранения и укрепление здоровья;

●основы развития познавательной сферы;

●свои права и права других людей;

●влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

●значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

и должны уметь:

●составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

●выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

●заботиться о своём здоровье;

●применять коммуникативные и презентационные навыки;

●оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

●находить выход из стрессовых ситуаций;

●принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и

●улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

●адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

●отвечать за свои поступки;

●отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию

культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе,

отношение

к

другим

людям,

отношение

к

вещам,

отношение

к

окружающему

миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья,

учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к

старшим,

доброта,

честность,

трудолюбие,

бережливость,

дисциплинированность,

соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным

и ловким.

В

ходе

реализация

программы

внеурочной

деятельности

по

спортивно-

оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:

●значение

волейбола

в

развитии

физических

способностей

и

совершенствовании

функциональных возможностей организма занимающихся;

●правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

●названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

●наиболее

типичные

ошибки

при

выполнении

технических

приёмов

и

тактических

действий;

●упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых,

координационных, а также выносливости, гибкости);

●контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической

подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;

●основное содержание правил соревнований по волейболу;

●жесты волейбольного судьи;

●игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

и смогут научиться:

●соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях

волейболом;

●выполнять технические приёмы и тактические действия;

●контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях

волейболом;

●играть в волейбол с соблюдением основных правил;

●демонстрировать жесты волейбольного судьи;

●проводить судейство по волейболу.

Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты

в занятиях волейболом

Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты

в занятиях волейболом

В

учебно-тренировочном

процессе

подвижные

игры,

соревновательно-игровые

задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических

действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение

разминки и в конце основной части занятия.

Выбор

подвижных

игр

зависит

от

материально-технической

оснащённости

учебного

процесса

(спортивный

зал,

стадион,

пришкольная

спортивная

площадка,

инвентарь), от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Игры на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий

Игры с перемещениями игроков

1.

«Спиной

к

финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией,

спиной к финишу. Интервал между ними 4–5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной

вперёд

(до

противоположной

лицевой

линии).

Побеждает

игрок,

который

первым

пересечёт линию финиша.

2.

«Бег

с

кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой

линией площадки (линия старта-финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по

гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата,

выполняют

кувырок

вперёд

и

продолжают

бег

до

противоположной

лицевой

линии.

Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате

кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта-финиша. Победитель

приносит

своей

команде

1

очко.

Следующие

игроки

выполняют

то

же

задание.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

3. Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков». Предварительно на обеих

половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях

разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой

стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды

по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По

сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения

с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят

его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся

на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней

линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей

команды.

Тот

в

свою

очередь

выполняет

это

же

задание,

только

в

обратной

последовательности и т.д. Выигрывает команда, последний участник которой первым

закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение.

Игры с передачами мяча

1.

Игровое

задание

«Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене

какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.

2. «Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом

игроков. Время игры (обычно 1–1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть

две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по

очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части

площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся

разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один

человек,

который

контролирует

игру

команды-соперницы.

По

сигналу

все

играющие

начинают

выполнять

верхнюю

передачу

над

собой.

Игрок,

уронивший

мяч

или

поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой

после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют

2–3 раза.

3.

«Обстрел

чужого

поля».

На

боковых

линиях

волейбольной

площадки

обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в

круг

и

выполняют

передачу

мяча

сверху

двумя

руками,

стараясь

попасть

в

противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко.

Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.

4. «Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м

друг от друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную

произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на

скамейку.

Последняя

пара,

оставшаяся

на

площадке,

объявляется

победителем.

Игру

можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.

5.

«Передачи

в

движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-

за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении,

перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая

допустила меньше потерь мяча.

6.

«Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом

игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды

располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг,

выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и

т.д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.

7.

«Поймай

и

передай». Участники разделяются на несколько команд, которые

становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По

команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют

передачу

снизу

двумя

руками

партнёру

во

встречную

колонну.

Тот

ловит

мяч

и

аналогичным

образом

возвращает

его

обратно

в

противоположную

колонну.

Игроки,

выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда,

которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем

без ошибок.

8.

«Вызов

номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды

рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с

мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой,

после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер

был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча

над собой и т.д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча за отведённое

время.

Варианты:

а) игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру

круга; сидя на полу и др.

б) игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих

ногах, в приседе и т.п.

в) команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне

площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу.

Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер

был

назван,

устремляется

к

мячу.

Берёт

его

в

руки,

выполняет

передачу

партнёру,

стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой

быстрее

выполнил

две

передачи,

получает

1

очко.

Затем

вызываются

любой

последовательности)

остальные

игроки

команды.

Выигрывает

команда,

набравшая

наибольшее количество очков.

9.

Эстафета

с

передачей

волейбольного

мяча. Две-три команды с равным

количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7–8 м. По

сигналу

первые

игроки

колонн

ударяют

волейбольным

мячом

об

пол,

а

сами

перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают

вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или

снизу)

в

обратном

направлении

на

второго

игрока

и

перемещаются

в

конец

противоположных колонн, вторые тоже ударяют мячом об пол, а затем перемещаются в

концы

встречных

колонн

и

т.д.

Игра

проводится

на

время.

Побеждает

команда,

допустившая меньшее количество ошибок.

10.

Эстафета

«Передал

садись». Две колонны на расстоянии 3–4 м одна от

другой, расстояние между игроками – длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами

на расстоянии 5–6 м – круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны

команд. По сигналу игроки в кругах передают мячи первым игрокам в колоннах, те

возвращают мячи обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия

совершают вторые, третьи игрок и т.д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану

мяч,

тот

поднимает

его

вверх

и

вся

команда

быстро

встаёт.

Побеждает

команда,

закончившая передачи раньше других.

11.

Эстафета

«Одна

верхняя

передача». Перед колоннами своих команд на

расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По

сигналу

они

выполняют

верхнюю

передачу

направляющему

своей

колонны.

Направляющие возвращают мячи двумя руками сверху капитанам и убегают в конец своей

колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т.д. Если мяч упал на пол, то

игрок, которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает

команда, закончившая эстафету первой.

12.

Эстафета

«Две

верхние

передачи». Перед своими командами, которые

построены в колонны, на расстоянии 3 м за ограничительной линией стоят капитаны с

мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем

верхнюю

передачу

направляющему

своей

колонны.

Направляющий

повторяет

упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и т.д.

Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает

игрок, которому он был адресован.

13.

Эстафета

«Верхняя

и

нижняя

передачи

мяча». Каждая команда делится

на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из

колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают

мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей

передачи. После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч

поднимает

тот

волейболист,

которому

он

был

направлен.

Эстафету

проводят

чётное

количество раз.

Усложнённый

вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку.

14.

«Назад

по

колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от

друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками

партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в

конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет

то же задание и т.д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым вернётся на

своё место.

Вариант: по сигналу первый передаёт мяч верхней передачей за голову второму и

поворачивается кругом, второй делает то же и т.д. Когда мяч доходит до последнего в

колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передаёт мяч за

голову предпоследнему в обратном направлении и т.д. Выигрывает команда, в которой

игрок, начавший упражнение, получит мяч первым.

15. «Приём и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах по одному

выстраиваются

за

лицевой

линией.

Первые

игроки

в

колоннах

по

сигналу

учителя

перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до

сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей

колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют

вторые игроки и т.д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко.

Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

16.

«Догони

мяч». Играющие делятся на две группы по 8–10 человек, каждая

группа играет самостоятельно на противоположных сторонах волейбольной площадки.

Игроки

располагаются

в

одну

шеренгу

на

линии

нападения

спиной

к

сетке,

приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он

бросает мяч через головы игроков вперёд-вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол,

подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим, и

игра возобновляется.

17.

«Лапта

волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды

по 6 человек, одна из которых является подающей, другая – принимающей подачу. Обе

команды

располагаются

на

противоположных

сторонах

волейбольной

площадки.

По

сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит

вокруг площадки и возвращается назад на своё место. Игроки противоположной команды

принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше

точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу мяча. Как только он вернётся

на своё место, передачи мяча прекращаются и мяч передаётся очередному игроку для

выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не

выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую

передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении передач нельзя повторно

адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку.

Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол.

Игры с передачами мяча через сетку

1. «Летающий

мяч». Игроки делятся на 2–3 команды. Каждая команда, в свою

очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке

волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями

нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками

через сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая

ошибку

в

передаче,

выбывает

из

игры.

Побеждает

команда,

дольше

выполнявшая

передачи.

2. Эстафета «Мяч над сеткой». 2–3 команды становятся в две встречные колонны,

которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения.

Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху

двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот,

кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку

противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т.д. Если

мяч

не

перелетел

через

сетку,

совершивший

ошибку

игрок

повторяет

передачу.

Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Вариант: после передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной

колонны.

Игры с подачами мяча

1.

«Сумей

принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на

боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю

(верхнюю) прямую подачу на своих партнёров, которые принимают мячи и выполняют

передачи в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки

меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.

2.

«Снайперы».

Команды

располагаются

в

шеренгах

на

лицевых

линиях

волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче,

стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположенные на волейбольной

площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в

квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т.д. Побеждает команда, набравшая

больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются.

3.

«Прими

подачу».

Игроки

делятся

на

две

команды.

Первая

команда

произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй

команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а её направляющий

получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю

прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и

выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все

игроки

второй

команды

выполнят

подачу,

команды

меняются

местами.

Выигрывает

команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается,

и команда соперников получает очко.

2. При неудачной подаче очко получает команда соперников.

3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде

присуждается очко.

4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко команде не

засчитывается.

5. После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй

команде.

6. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди.

Игры с атакующим ударом

1.

«Бомбардиры».

Игроки

делятся

на

две

команды.

Игроки

одной

команды

поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки

другой команды стремятся защитить своё поле. Если «бомбардир» попал в площадку и

защитники не коснулись мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не

приняли – 1 очко; если приняли – 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий

удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

2. «Удары

с

прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9

квадратов 3X3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых

линиях зоны 2. Игроки поочерёдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3.

Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после

удара. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Методическое

указание: при выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры

в квадратах меняют.

Игры с блокированием атакующих ударов

1.

«Кто

быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонны по одному на

противоположных

сторонах

площадки

в

зоне

4

(на

пересечении

линии

нападения

и

боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно

имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её

рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в

заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают

эстафету

следующему

игроку,

который

выполняет

то

же

задание,

и

т.д.

Выигрывает

команда, закончившая эстафету первой.

2. «Дружнаякоманда».

Играют

две

команды

по

3

человека.

Одна

команда

нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4;

блокирующие – на другой половине площадки в зонах 2, 3, 4, их задача – организация

группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок,

выполнивший

нападающий

удар

из

зоны

4,

переходит

в

зону

2,

и

наоборот.

После

выполнения шести нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим

игрокам своих команд, и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании,

собирают мячи и отдают их нападающим.

Если

мяч

заблокирован

и

остался

на

стороне

нападающих,

то

блокирующие

получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся

блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей

команды, засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего

или касание им сетки и др.). После выполнения установленного количества нападающих

ударов команды меняются местами и ролями. Побеждает команда, набравшая больше

очков.

Словарь терминов и определений

Атакующий удар – технический приём, состоящий в перебивании одной рукой

мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника.

Блокирование

действие

игроков

вблизи

сетки

для

создания

препятствия

перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук блокирующих

выше верхнего края сетки.

Боковая линия – линия, ограничивающая ширину игровой площадки.

Выбор

места

элемент

тактического

мастерства,

заключающийся

в

умении

заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или обороне.

Выпрыгивание вверх – прыжок вверх без разбега.

Движение – перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.

Двойное

касание

игрок

касается

мяча

дважды

подряд

или

мяч

касается

различных частей его тела последовательно.

Замена

действие,

которым

судья

разрешает

игроку

покинуть

площадку,

а

другому игроку занять его место.

Зона

подачи – участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии волейбольной

площадки.

Имитация – воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без

значительных усилий.

Комбинация

заранее

разученные

и

согласованные

действия

игроков

при

создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки.

Либеро – свободный защитник.

Линия

нападения

линия

волейбольной

площадки,

ограничивающая

зону

нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней линии и

параллельно ей.

Лицевая линия – линия, ограничивающая длину игровой площадки.

Матчбол – очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого может

решить исход всего матча.

Обманный

удар – несильный удар игрока в незащищённую часть площадки

после предварительной имитации сильного удара.

Партия – часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна

набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка).

Пас – передача мяча от одного партнёра к другому.

Передача

мяча – технический приём, заключающийся в направлении игроком

мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.

Перечень оборудования в кабинете для реализации программы:

1.Учительский ноутбук

2.Мультимедиапроектор

3.Интерактивная доска

4.Интернет

5.Спортивный зал

6.Уличная волейбольная площадка

7.Волейбольные мячи – 10 штук

8.Набивные мячи – 5 штук

9.Корзина для хранения и перевозки мячей – 1 штука

10.Баскетбольные и футбольные мячи

Источники и литература (для учителя)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

Учебное пособие «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.» под редакцией Г. А.

Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов – М.: Просвещение, 2011.

Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.

Волейбол. Правил соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г., Волейбол в школе. Москва. «Физкультура

и спорт» 1976.

Журнал «Физкультура в школе» № 7, 8, 9. 2003.

Журнал «Физкультура в школе» № 3. 2006.

Журнал «Физкультура в школе» № 5, 8, 11. 2007.

Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.

Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания. Москва.

«Просвещение» 2011.

Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура

и спорт» 1969.

Эйнгорн А. Н., 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.

Литература (для учащихся и родителей)

Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978

Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.



В раздел образования