Напоминание

САМОПОДГОТОВКА - ОДНА ИЗ САМЫХ ОТВЕТСТВЕННЫХ И СЛОЖНЫХ ЧАСТЕЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ НАХИМОВСКОГО УЧИЛИЩА.


Автор: Кобринская Ольга Павловна
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ Филиал нахимовского военно-морского училища (Севастопольское ПКУ)
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: САМОПОДГОТОВКА - ОДНА ИЗ САМЫХ ОТВЕТСТВЕННЫХ И СЛОЖНЫХ ЧАСТЕЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ НАХИМОВСКОГО УЧИЛИЩА.
Раздел: среднее образование





Назад




САМОПОДГОТОВКА – ОДНА ИЗ САМЫХ ОТВЕТСТВЕННЫХ И

СЛ ОЖ Н Ы Х

Ч АС Т Е Й

М Н О ГОУ Р О В Н Е В О Й

РА БО Т Ы

ВОСПИТАТЕЛЯ НАХИМОВСКОГО УЧИЛИЩА.

Кобринская Ольга Павловна,

воспитатель ФГКОУ

«Нахимовское военно-морское

училище» (Севастопольское ПКУ)

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением

процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и

умения,

приобретаемые

воспитанниками

в

процессе

самоподготовки,

продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, вряд ли кто-то

будет

спорить

с

тем,

что

от

правильно

организованной

самоподготовки

зависит качество знаний, умений и навыков

воспитанников. Кроме этого,

сотрудничество

воспитателя

и

учителя

способствует

совершенствованию

самоподготовки

во спитанников,

улучшению

каче ства

з н а н и й .

Взаимодействуя, мы стараемся, чтобы требования учителя и воспитателя

были едины.

Самоподготовка, как организационная форма учебного процесса, в режиме

работы нахимовского

училища является одной из самых ответственных и

сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в

условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель,

в

свою

очередь,

по

приглашению

воспитателя,

приходит

на

занятия

по

самоподготовке, чтобы помочь воспитанникам и

проверить на практике

правильность выполнения домашних заданий.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить:

самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный

учебный труд каждого нахимовца и оказание ему индивидуальной помощи, в

случае

необходимости,

со

стороны

воспитателя.

Все

приёмы

самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке

учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков

под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя.

Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

активизация мыслительной деятельности учащихся;

формирование умения применять полученные знания на практике;

формирование положительного отношения к учёбе, потребности и

способности

своевременно

и

в

установленный

срок

выполнять

домашнее задание;

развитие осознанного желания работать самостоятельно;

в о с п и т а н и е

о р г а н и з о в а н н о с т и ,

с о б р а н н о с т и

и

дисциплинированности, самостоятельности и прилежания;

Чтобы все указанные задачи были решены, процесс самоподготовки

должен

иметь

определённую

структуру.

Опыт

работы

показывает,

что

обязательными этапами самоподготовки являются:

подготовка нахимовцев к работе;

самостоятельное изучение материала;

самоконтроль и самооценка;

заключительный контроль воспитателя.

В

организационной части

самоподготовки(развод

на

самоподготовку)

выясняется содержание и объём домашнего задания, осуществляется выбор

порядка

выполнения

заданий

(рекомендуется

начать

с

более

трудного

предмета).

Воспитатель

обращает

внимание

нахимовцев

на

то,

что

надо

начать подготовку с обязательного повторения правил, найти и прочитать их

в учебнике, сравнить с классной работой и лишь после этого переходить к

самостоятельному

выполнению

письменных

заданий.

На

этой

начальной

стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной

деятельности,

как

организация

деятельности

и

формирования

опыта

(учащимся

необходимо

научиться

рациональной

организации

своей

деятельности,

чтобы

работа

была

продуктивной,

а

результаты

-

положительными).

На этапе самостоятельной работы воспитанники овладевают способами

действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию

знаний,

полученных

на

уроке,

предполагает

выполнение

разнообразных

упражнений,

закрепление

знаний

по

учебнику

и

по

учебным

пособиям,

выполнение

опытов,

решение

задач,

чтение

необходимой

литературы.

Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая

осуществляется с помощью установления аналогии с выполненными ранее

заданиями,

различия

между

решёнными

заданиями

и

теми,

которые

предстоит

решить.

В

отношении

самостоятельности воспитанников

в

процессе

самоподготовки

определяется

её

дидактическая

цель,

которая

включает

формирование

у

школьников

таких

общеучебных

навыков,

как

планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль.

Недостаточная

эффективность

работы

нахимовцев

на

самоподготовке

объясняется

именно

недостаточным

развитием

навыков

организации

и

планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует

цель

закрепления

навыков

самообразования,

самовоспитания

и

призвана

способствовать

всестороннему

развитию

личности

учащихся.

При

этом

возникают

новые

возможности

в

развитии

и

формировании

у

них

положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для

дальнейшей

самообразовательной

работы.

В

процессе

основной

части

самоподготовки

целесообразно

использовать

следующие

методы

воспитательной

деятельности.

Метод

формирования

сознания

(рассказ,

информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка

проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки

и

формирования

качеств

личности

(упражнение,

исходное

требование).

Основными

приёмами

на

этом

этапе

самоподготовки

являются:

самостоятельная

работа,

поиск

информации,

практическая

деятельность,

коллективная

работа,

упражнение

и

переключение

на

разные

виды

деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят

умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

В

конце

самоподготовки подводятся

краткие

итоги,

отмечаются

положительные

моменты

и

недостатки

в

работе.

На

этом

этапе

самоподготовки

важно

предоставить

воспитанникам

возможность

самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности.

Я стараюсь

использовать разнообразные формы контроля: устный

опрос, требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный

план – ответ по заданию урока, фронтальный опрос.

Так

же

я

использую

метод

самопроверки.

Полезно

учить

детей

некоторым

способам

самопроверки:

обратное

вычисление

(математика);

выполнил

упражнение

повтори

еще

правило

и

сравни

свои

записи

с

образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не

заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй

оценить свои знания.

Я

стараюсь

приучать

воспитанников

беречь

и

рационально

использовать

время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности

их

выполнения.

Все

необходимое

для

приготовления

домашних

заданий

складывается

в

таком

порядке,

в

котором

планируется

выполнение

домашнего задания.

Чтобы

правильно

определить

время,

необходимое

для

выполнения

домашнего

задания,

периодически

провожу

выборочный

хронометраж;

а

затем рассказываю ребятам, как идет работа у организованного нахимовца, и

как

нерационально

тратит

свое

время

несобранный

воспитанник.

Если

большинство воспитанников не справляются с заданием в отведенное время,

то необходимо обратить внимание учителя на объем домашнего задания.

Не у всех ребят выработаны необходимые навыки, задания могут быть

сложными.

В

некоторых

случаях

индивидуальная

помощь

воспитателя

оправдана

и

необходима.

Однако

ученик

должен

знать,

что

прежде

чем

обратиться

за

помощью,

нужно

самому

внимательно

прочитать

условие

задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом

подумать над решением, вспомнить, как это делалось на уроке, т.е. он обязан

научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, воспитанник

должен мне показать, что он сделал для того, чтобы выполнить задание.

Как показатель качества самоподготовки, мне необходима и ежедневная

информация о текущей успеваемости своих воспитанников, которую можно

всегда посмотреть в LMS-школе.

Воспитанники,

быстро

справляющиеся

с

работой

и

хорошо

успевающие

по

предметам,

являются

помощниками

для

воспитателя.

Получая

одобрение

воспитателя,

они

тщательно

проверяют

домашнее

задание более слабых учеников, а в случае необходимости, оказывают им

помощь.

У каждого воспитанника есть компьютер и, если домашнее

задание

выполнено, ребята могут подготовить дополнительное сообщение к урокам.

Для подготовки сообщений к урокам можно воспользоваться интернетом.

Таким образом, воспитанники получают не только дополнительные знания

по

предметам,

но

приобретают

навыки

работы

на

компьютере.

Ребята,

работая за компьютером всего 15 - 20 минут в день, имеют возможность

провести диагностику и коррекцию своих знаний, получить рекомендации,

сделать работу над ошибками, попробовать написать диктанты или сдать

экзамены. Так же можно снова пройти ту или иную тему, выбрав красочную,

краткую, но доступную (в схемах, рисунках, таблицах и т. д.) теорию.

Таким образом организованная самоподготовка, дает свои результаты.

Нахимовцы моего класса успешно учатся и сдают экзамены.

Список использованных источников

1. Агафонова К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.

2. Анцибор М.М. Особенности организации педагогического процесса в

начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор, И.Ф. Голованова. -

М., 1990.

3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах

продлённого дня/ Б.С.Кобзарь. - К., 1982.

4. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого

дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 1989.

5. Платонова М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях

группы продленного дня /М.А.Платонова // Начальная школа. - 2008. - №11. –

С.59-63.

6. Садовничая 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе

продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 1988.

7. Журнал «Управление начальной школой» № 9 2011г.



В раздел образования