Авторы: Кузнецова Людмила Эдуардовна, Пузакова Алёна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24"
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Проект
Тема: "Где живу, такой хлеб и пеку"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24».
Паспорт проекта средней группы
«Где живу, такой хлеб и пеку».
г.Череповец
2018г.
Проект «Где живу, такой хлеб и пеку»
Авторы проекта: воспитатели средней группы
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Тип проекта: познавательный, творческий Участники проекта: воспитатели ,
дети и родители группы
Возраст детей: 4-5 лет.
Цель: Формировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и
производства хлеба и хлебобулочных изделий в разных странах.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба,
как основного продукта питания человека.
2.Воспитывать уважение к хлебу и традициям людей разной
национальности, развивать коммуникативные навыки и познавательные
интересы.
3.Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними,
структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и
производству хлеба.
4. Дать первоначальное представление о хлебе разных народов.
5.Расширять словарный запас детей: жатва, комбайн, хлебороб, хлебопашец и
др.
6.Способствовать созданию эмоционально — комфортной среды для
самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного
опыта каждого ребёнка.
Гипотеза: Дети не только не знают названия других стран, но и их
разновидностей хлеба.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей,
что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу разных стран.
Этапы проекта:
1.
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор иллюстраций по проекту «Где живу, такой хлеб и пеку»
Создание предметно пространственной среды
2.
Основной этап:
Проведение совместной деятельности педагога с детьми:
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»; «Булочная»;
Дидактические игры: «Что где растет»; «Что сначала, что потом»; «Кто
больше назовет хлебобулочных изделий»;
Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб в разных странах»;
«Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов: подбор иллюстраций о хлебе
репродукций картин русских художников на заданную тему;
Знакомство с профессиями: Комбайнёр; Пекарь.
Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен (ржи,
пшеницы, ячменя, овса).
Чтение художественной литературы о хлебе. Сказки: «Легкий хлеб»,
«Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Булка». Ольга
Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,
И. Токмакова «Что такое
хлеб». Мади Аимбетов «Солнце на ладони»
Проговаривание скороговорок о хлебе.
Изобразительная деятельность:
-рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
-рисование «колосок»
-лепка с детьми из соленого теста хлебобулочных изделий разных стран.
Взаимодействие с родителями
-Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы
и поговорки о хлебе.
3.Заключительный этап:
Создание фотоальбома «От зёрнышка до каравая»
Оценка результатов.
По реализации проекта «Где живу, такой хлеб и пеку» были получены
следующие результаты:
Дети познакомились с хлебными зерновыми культурами, получили
необходимые знания о значении хлеба в жизни человека.
o
У детей сформировалась система знаний о производстве хлеба и
каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.
Сформировалось бережное отношение к хлебу, чувство
благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по изготовлению
хлебобулочных изделий из солёного теста, сформировалось положительное
отношение к своему труду и к труду взрослого.
По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок,
пословиц, поговорок, сказок, стихов.
Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми
необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной
теме.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
- Хорош пирожок - внутри творожок
- Саша любит сушки, Соня - ватрушки
- Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Но как бы хлеб не пекся, какого бы вида он не был, в любой стране к нему
относятся с уважением. И какие бы кушанья не стояли на столе, без хлеба мы
обойтись не сможем.
ХЛЕБ ИТАЛИИ
Фокачча - итальянская пшеничная лепёшка, которую готовят из различных
видов теста - либо дрожжевого, которое является основой для пиццы, либо
пресного сдобного. Тесто традиционной фокаччи содержит три компонента:
муку, воду и оливковое масло. Фокачча (итал.focaccia - «хлеб, запечённый в
очаге») бывает круглой или прямоугольной, тонкой или толстой. Иногда в
тесто для фокаччи добавляется молоко - тогда она получается более пышной;
если не кладут дрожжи, то получается более тонкая и хрустящая. Иногда
фокаччи готовят с начинкой, чаще всего это сыр. Фокаччи бывают и сладкие,
и солёные. Большинство наполнителей кладут в лепёшку перед запеканием,
исключением являются свежая зелень, чеснок и оливковое масло - их
добавляют, когда лепёшка уже готовая и горячая.
Хлеб Мексики
Тортилья (исп. tortilla - «маленькая лепёшка»)-тонкая лепёшка из
кукурузной или пшеничной муки, употребляемая в пищу главным образом в
Мексике, странах Центральной Америки и США. В Мексике тортильи
являются одним из национальных блюд.Индейцы выпекали их с давних
времен.Тортилья является основой для многих блюд, например, энчилада,
буррито, фахитас, где в лепёшку заворачивают различную начинку. Кроме
того, тортильи часто подают вместо хлеба к другим блюдам. Они служат
основой для пирогов, рулетов с начинкой, канапе и сандвичей. Их едят
жареными или печеными, подают просто так или сворачивают и наполняют
начинкой.
Начинка может быть как солёная, так и сладкая. А хрустящие кусочки
используют как гарнир и загущают ими супы.
ХЛЕБ ИЗРАИЛЯ
В Израиле делают сдобный хлеб в виде косички. Называется он хала. Хлеб из
сдобного теста правоверные иудеи едят только по субботам - в Шаббат.
Поскольку в этот праздничный день нельзя работать, в том числе и готовить,
делать халу еврейским хозяйкам приходится заранее. Традиционный рецепт
халы включает в себя много яиц, белую пшеничную муку, воду, сахар, соль,
дрожи. Современные рецепты могут варьироваться: например добавляется
меньше яиц (есть также рецепты полностью без яиц), а белую пшеничную
муку заменяют на цельнозерновые продукты, овес и пр. Иногда в качестве
подсластителя используется мед или патока. Тесто раскатывается в колбаску
и переплетается, после чего его смазывают яйцом,чтобы при выпечке
получилась корочка с золотистым блеском. Сверху часто посыпается
кунжутом.
ХЛЕБ ТУРЦИИ
Симит (тур. simit) - круглый бублик с кунжутом, распространённый в Турции,
а также в Греции, Сербии, Болгарии и других частях Балкан и Среднего
Востока, например, в Ливане. Характеристики симита (размер, хрусткость и
другие) различны в разных регионах. Симит обычно подаётся отдельно, или с
желе, джемом или сыром на завтрак к чаю. У него потрясающая хрустящая
корочка, и обычно он впечатляющих размеров, хотя сам чаще всего тонок!
Самое главное правило - обязательно нужно съесть в день приготовления.
Наиболее известным является “симит по-анкаровски”. Он делается из
пшеничной белой муки высшего сорта. Перед выпеканием бублик смазывают
виноградным сиропом под названием пекмез, затем обваливают в кунжутных
семечках и пекут в каменной печи.
ХЛЕБ ФРАНЦИИ
Бриошь (фр. une brioche) - сладкая булка из сдобного теста на пивных
дрожжах с добавлением масла. Изготовлялась ещё в XVII веке на западе
Франции. Традиционно делается из 6 частей округлой формы из нежнейшего
сдобного теста, слепленных вместе перед выпечкой. Суть изобретения
состояла в том, что сдобное тесто, приготовленное на опаре на сутки
задерживалось в росте, так как помещалось на холод.На следующие сутки,
втиснутое в тесную для него форму, оно подымалось необычайно быстро и не
в виде купола, а ряда маленьких шаров, количество которых определялось
надрезами теста. Тесто у бриошей было мягкое, воздушное. Часто с
добавлением изюма и мелко дроблённым шоколадом. Длительность
приготовления бриошей постепенно привела к упрощению технологии
(отсюда к изменению вкуса).
ХЛЕБ ГЕРМАНИИ
Пумперникель является хлебом, изготовленным из ржаной муки грубого
помола с включениями частей непромолотого зерна.Он оказывает весьма
положительное воздействие на пищеварительный процесс, рекомендуется
употреблять в пищу людям с нарушенным обменом веществ или проблемами
с пищеварительным трактом. Процесс изготовления хлеба довольно
длителен. Цельные зёрна вначале лежат в течение целой ночи в горячей воде.
Тесто в закрытой форме печётся при температуре 200 °C и затем «томится»
при постепенно снижающейся температуре, вплоть до 100 °C, от 16 до 24
часов. Для придания хлебу нужного тёмного оттенка добавляется также
сироп (концентрированный сок) сахарной свёклы. Пумперникель может
храниться запечатанный - несколько месяцев, в жестяных банках - до 2 лет.
ХЛЕБ ИНДИИ
Наан - пшеничная лепёшка, блюдо национальной кухни Индии.
Распространена в Афганистане, Иране, Пакистане, Узбекистане, и
прилегающих регионах. Наан готовится в специальной глиняной индийской
печи-тандури. Основу лепёшки составляет пресное пшеничное тесто. В
качестве начинки могут использоваться различные добавки вроде фарша из
баранины, овощей, сыра или картофеля. Из приправ и пряностей
используются тмин, чеснок, кевра, изюм. Подаётся совместно с различными
супами и пловом, сладкий наан - с чаем. Часто его используют в качестве
оригинальной подставки и даже тарелки для того же плова. Кроме того
индийская лепешка наан с сыром превращается из простого сытного хлеба в
настоящий пирог, способный быть самостоятельным блюдом.
ХЛЕБ СЛОВАКИИ
Лангош (от венг. langos - «пламенный») - лепешка из дрожжевого теста,
которая жарится в кипящем масле. Подается чаще всего с чесночным соусом,
сметаной, сыром или же со всеми этими ингредиентами вместе. Лангош
распространен в качестве фастфуда и ярмарочного угощения в Венгрии,
Чехии, Германии, Австрии, Сербии, Словакии. Готовится оно на удивление
просто, если не брать во внимание настойку дрожжевого теста. Чем-то это
блюдо напоминает наши коржики, но только внешним видом. По вкусу
лангоши очень отличаются, так как тесто у них после жарки получается
нежным, воздушным и ароматным. Поверхность горячей лепешки натирают
измельченным чесноком. После этого щедро посыпают блюдо тертым сыром,
а сверху смазывают кетчупом по желанию.
ХЛЕБ АВСТРИИ
Брецель (нем. Brezel) в Баварии/Австрии по сегодняшний день, является
эмблемой пекарей и очень часто изображается на вывесках булочных,
пекарен и фирм, занимающихся изготовлением хлеба. В Средние века
изготовление брецелей было жестко регламентируемым по времени и
разрешалось лишь узко ограниченному кругу людей. Технология выпекания
кренделя имеет своё ноу-хау: коричневый цвет брецеля и его тонкий содовый
вкусовой оттенок достигается коротким опусканием сырого кренделя перед
помещением на противень в слабый раствор натриевой щелочи. В настоящее
время Брецели посыпаются маком, семенами кунжута, тыквы и
подсолнечника, сахаром, запекаются с сыром, ломтиками колбасы, с разной, в
том числе и сладкой, начинкой. В Баварии брецель - одна из традиционных
закусок к пиву на народных гуляньях.