Автор: Файзуллина Гульнара Минияровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Стерлибашевская КШИ
Населённый пункт: РБ с.Стерлибашево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Домашняя экология"
Раздел: начальное образование
Воспитательский час
«Домашняя экология»
ЦЕЛЬ:
- формирование у учащихся представления о важности охраны окружающей
среды для человечества.
СОДЕРЖАНИЕ:
- понятия «экология», природные ресурсы;
- влияние домашнего хозяйства на экологию;
- потребление воды человеком;
- мусор, производимый человеком, его переработка;
- использование пищевых отходов;
- как дети сами могут помочь охране окружающей среды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа, презентация
ХОД ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА.
I Вводная часть.
Слайд №1.
Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.
Ребята, утром, когда вы просыпаетесь и смотрите в окно, что вы там видите?
А какой именно вы хотите видеть природу из окна?
Что нужно нам с вами делать, чтобы нам всегда было приятно смотреть на то,
что нас окружает? (заботиться), а о чем именно мы должны заботиться?
Если подумать о всей нашей Родине в целом, то что же у нас получится, если
каждый из нас будет заботиться о том, что его окружает?
Мы с вами подошли к основной мысли нашего занятия: через заботу об
окружающем мире, через добрые, полезные дела человек идет к духовной,
внутренней красоте, к способности любить и ценить, то ,что нам дает
природа и то, что мы делаем сами, своими руками. Это и есть человеческая
культура, человеческие ценности, они начинаются с малого и ведут к
великому. Тема сегодняшнего нашего занятия «Домашняя экология»
II Основная часть
Слайд №2.
Воспитатель. Никогда
еще
так
много
людей
не
было
обеспокоено
состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек
может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причем для
этого совершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь люди
пользуются природными ресурсами постоянно и везде.
Слайд №3.
Домашнее хозяйство – это тоже потребление природных ресурсов.
Слайд №4.
Экология – наука об изучении и охране окружающей среды.
Природные ресурсы – водные ресурсы; полезные ископаемые; леса.
Слайд №5,6,7.
Воспитатель. Может ли домашнее хозяйство влиять на экологию?
Ответы детей.
Давайте рассмотрим это на примере воды, которая является невосполнимым
продуктом. Каждая семья потребляет много воды – в среднем 3000 литров в
день. Как это происходит?
Ответы детей.
А между тем каждому человеку необходимо для питья и приготовления пищи
лишь около 5 литров чистой, все остальное расходуется на бытовые нужды.
Как вы думаете, можно сократить потребление воды?
Не оставлять кран открытым без надобности.
Устранять течь в кранах и других сантехнических приборах.
Слайд №8- 14.
Воспитатель. Но более подробно давайте поговорим о самом, пожалуй,
главном – мусоре. Ежедневно в городах образуется огромное количество
бытовых
отходов.
Количество
мусора
растет
с
каждым
днем,
а,
значит,
необходимо
тратить
на
его
уничтожение
все
больше
денег.
А
теперь
представьте, что на месте свалок могли расти леса.
Многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей
среды. Что это, по-вашему?
Ответы детей:
пластмасса, бумага, старая бытовая техника…
попадая
в
природную
среду,
они
начинают
выделять
ядовитые
вещества. Откуда же берется мусор? Его производит человек. Есть продукты
длительного потребления. Какие?
- автомобили, бытовая техника, велосипеды и т.д.;
А есть те, что используются от года до пяти лет. Какие?
Все эти вещи рано или поздно становятся отходами.
Как у вас дома обращаются с мусором и задумываются ли родители о
загрязнении природы?
Ответы детей.
Как уменьшить количество отходов?
- вместо одноразовых предметов использовать более долговечные;
- ремонтировать старые, но пригодные вещи;
- передавать нуждающимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.
Что можно сделать с металлом и бумагой?
- сдать на переработку металл и бумагу.
Слайд №15,16.
Воспитатель. Какие отходы еще бывают дома?
Пищевые отходы.
Как можно использовать пищевые отходы?
- отправить на корм скоту;
- это прекрасный материал для приготовления компоста, который можно
использовать на садовом участке и для комнатных растений.
Слайд №17
Воспитатель. И самое главное – не надо разбрасываться мусором. Для
переработки мусора – твердых бытовых отходов существуют специальные
полигоны,
но,
чтобы
мусор
туда
попал,
его
надо
собрать
в
специально
установленный
контейнер.
В
каждом
дворе
рядом
с
мусорными
баками
установлены контейнеры для сбора пластиковых бутылок.
Когда вы выходите в места отдыха – пляжи, парки, лес, чего ни в коем
случае
нельзя
там
оставлять? (мусор). Он будет отравлять землю и воду.
Ваши старшие товарищи, ученики нашей школы, выезжают часто в Соколову
Пустынь убирать территорию от мусора.
Подумайте, а как вы можете помочь справиться с отходами?
- организовать сбор макулатуры и металлолома;
- рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с отходами;
- провести беседу со своими родителями на эту тему;
- более серьезно относиться к уборке территории вокруг школы;
- убирать за собой мусор в местах отдыха.
Слайд №18,19.
Воспитатель. Посмотрите вокруг, почему бы не сделать свой двор, город
более чистым и зеленым. А соблюдение всех перечисленных правил позволит
вам внести большой вклад в дело охраны природы.
III Заключительная часть
Слайд №20. Дети читают хором стихотворение.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Разведем над нею и тучи, и дым, в обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами:
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вы узнали для
себя нового, интересного?(ответы детей).
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо за участие.