Напоминание

«Музыка Владимира Шаинского в жизни детского сада»


Автор: Радченко Илона Андреевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №19
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородской обл.
Наименование материала: Семинар – практикум для музыкальных руководителей детских садов
Тема: «Музыка Владимира Шаинского в жизни детского сада»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар - практикум

для музыкальных руководителей

детских садов

Тема: «Музыка Владимира Шаинского в жизни детского сада»

Цель. Расширять знания педагогов о формировании личности

дошкольника средствами музыкального искусства, эмоционально ценностное

воспитание детей дошкольного возраста. Повышать компетентность

педагогов в общении; совершенствовать педагогическое

мастерство музыкальных руководителей и воспитателей, направленную на

личностно - ориентированную модель обучения и воспитания.

Оборудования. Демонстрационные слайды, индивидуальные карточки.

Ход семинара

Ведущая. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие

в методическом семинаре, тема которого «Музыка Владимира Шаинского в

жизни детского сада» (Слайд 2).Для этого вам нужно желание работать и

хорошее настроение.

Песня о В.Я. Шаинского.

Мелодия песни «По секрету всему свету»

Продолжим. Предлагаю девизом нашей работы взять слова Конфуция:

«Скажите мне - и я забуду, покажите - и я за помню, дайте возможность

обсудить - и я пойму, дайте возможность научи ты - и я приду к

совершенству ». (Слайд 3)

В начале нашего заседания, я о ю вас написать профессиональные пожелания

мне, как молодому специалисту на символических «зернышках», которыми

«засеем педагогическое поле». Ибо, по словам В.А. Сухомлинского, «... чтобы

получить результат в педагогической работе, необходимо иметь зерна знаний,

зерна профессионализма ... ». В конце работы, уважаемые коллеги, мы

увидим, «проросли посеянные зерна», имела наша сегодняшняя работа

позитивный результат.(Слайд 4)

(Записав высказывания в символические бумажные «зерна», педагоги «сеют

зерна» на «педагогическое поле»).

(Слайд 5)

Ребенок дошкольного возраста - это маленький человек с чувством

естественного открытия мира, с потребностью в новизне, то есть в

творчестве. Он способен творить ярко и талантливо, если будут для этого

благоприятные условия: мы благосклонно относимся к невероятным версиям

и формам проявления ее фантазии. (Слайд 6)

Поддерживаем детей в их природных, творческих стремлениях и

проявлениях, умеем предложить им такой материал, с которым они смогут

творить и фантазировать. Один из таких материалов - является

музыка. (Слайд 7)

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги рассмотреть таблицу, по которой

работает наше подразделение.

(Слайд 8)

И чтобы ближе познакомиться со средствами реализации различных видов

искусств в течение дня, я предлагаю вам провести вместе с нами один день в

нашем саду. А назовем его - День Музыки Владимира Шаинского. (Слайд 9)

Имя композитора Владимира Яковлевича Шаинского - хорошо знакомое и

детям, и взрослым. На протяжении уже многих лет поются добрые, светлые

песни В. Шаинского. Их популярность огромна. Есть в них то, что выделяет

их среди множества других, - открытая эмоциональность, праздничность,

удивленно-восхищенный взгляд на мир. Автор нашел свой музыкальный

ключ в общении с детьми и взрослыми. Он умеет разговаривать с ребятами

«по душам», как бы на равных: то с шалости и лукавством, то добро и

серьезно, то с добродушным юмором и безудержным весельем. Давняя

творческая дружба связывает

В.Шаинского со многими поэтами. Для будущей песни он всегда отбирает

яркую, образную поэтическую основу. Ему удается "распетые" текст в

удивительно естественной, именно песенной мелодии, достичь

органического слияния текста и музыки.

Песни Шаинского на редкость "товарищеские". Их яркие, звонкие мелодии

запоминаются и поются всеми - и детьми, и взрослыми.

Видео - материал. Слайд 10 - утренняя встреча детей в саду.

(Слайд 11)

Ценным средством оздоровления и воспитания детей является утренняя

гимнастика.

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

Василий Сухомлинский.

Дети с большим удовольствием выполняют интересные упражнения все

вместе под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность

в коллективе.

Видео - материал. Слайд 12 - утренняя гимнастика.

(Слайд 13)

Всем известно, что утренняя гимнастика пробуждает аппетит. Наш завтрак

показался еще и с приключениями. Посмотрите, пожалуйста.

Видео - материал. Слайд 14 - завтрак с старухой Шапокляк.

Вот такие приключения с нами произошли.

(Слайд 15)

Одним из главных и важных режимных моментов дня в дошкольном

учреждении является совместная деятельность.

На современном этапе развития образования одной из главных задач является

формирование у детей целостного взгляда на мир, умение видеть и понимать

проблемы, которые волнуют общество, а также средства их решения. Именно

в этом контексте приобретает большое значение проблема интеграции как

основной тенденции обновления содержания образования.

Цель интегрированных занятий - объединить различные виды

художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс

формирования у воспитанников представлений об окружающем мире,

эстетической культуры и развития средствами искусства творческих

способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной

деятельности).

Сегодня мы представим вашему вниманию фрагменты интегрированных

занятий, в ходе которых использованы герои и музыка из песен выдающегося

современного композитора Владимира Яковлевича Шаинского.

Видео - материал. Слайд 16, 17 - занятие младшая группа, старшая

группа

(Слайд 18)

Музыкальные занятия в дошкольных заведениях всегда были и

остаются самыми любимыми для детей. На них дошкольники танцуют, поют,

играют, учатся слушать и понимать музыку, играют на детских музыкальных

инструментах, чувствуют себя маленькими артистами. За небольшой

промежуток времени дети меняют несколько видов музыкальной

деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения,

игра на музыкальных инструментах, танцевальная и песенное творчество.

Музыкально-ритмические движения (это упражнения, танцы, хороводы и

игры), помогают малыш в лучше понять, почувствовать, полюбить музыку,

осознать ее настроение, научиться различать средства музыкальной

выразительности, части произведения.

Движения помогают ребенку глубь е воспринимать музыкальный образ

произведения, а музыка побуждает к выразительности движений. В этом

взаимодействии музыкантов а занимает основную позицию, а

движение становится средством выразительности художественных образов.

В детстве дети эмоционально реагируют на музыку разного характера и свои

эмоции передают через движение - пружинят ножки под веселую музыку,

покачиваются из стороны в сторону под музыку спокойного характера. Такие

известные ученые, как Тотеш Бабаджан, Николай Щелованов отмечали, что

музыкально-ритмическое воспитание нужно начинать как можно

раньше, ведь эмоции под влиянием музыки создают потребность в

двигательной активности, которая постепенно набирает более произвольного

характера и становится музыкально - ритмической упражнением на

музыкальном занятии.

Среди других видов музыкально - двигательной деятельности, танцам

уделяется значительное место. Какой же праздник без танца? Веселые,

зажигательные, шуточные, плавные, хороводные - без них не обходится ни

один утренник в детском саду.

Простые движения народного танца ребенок «впитывает» в себя еще в

ран нем детстве. Услышав веселую музыку, маленькие танцоры начинает ют

пружинить ножки, покачивать головой, выполнять «веселые ручки», но такие

действия они воспринимают скорее как забаву. Однако со временем,

приобретя определенных танцевальных навыков, дети могут проявить себя

настоящими артистами.

Презентации 1 9 - фото «Танец кузнечиков»

(песня «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского)

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам отдохнуть, размяться и провести для

вас небольшой ю и стер-класс по хореографии, предложить вам несколько,

возможно новых для вас, движений. По моему мнению, он вам пригодится в

дальнейшей профессиональной музыкально-хореографической деятельности

в дошкольном учреждении.

Мастер-класс по хореографии

Следующим разделом музыкального занятия является слушание или

восприятия музыки. Восприятие музыки в детском саду возбуждает интерес

малышей к музыкальному произведению или песни, вызывает интерес к

услышанной музыки и желание самому творить. Слушание - это начало

формирования вкусов у детей, поэтому очень важно, зная конечную цель,

подобрать ребенку хорошую музыку. Каждому по душе и музыка, к которой

он привык в детстве. Еще в раннем возрасте мы прививаем хорошие и

правильные вкусы, потом их сложно испортить. Обратим же внимание на

первые впечатления - отпечатки в душах детей. Они запоминаются на всю

жизнь. Поэтому мы используем разные методы во время слушания

музыкального произведения. Мы продемонстрируем один из таких методов -

графическое фантазирование или рисование под музыку.

Видео - материал. Слайд 20 - слушание музыкального произведения

«Белочка», муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Песня - это лучшее речевое проявление ритма, которое царит во вселенной.

Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня -

ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству

музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они

глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и

чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает

усвоение мелодии. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет

детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети

слышат, что тот, кто спешит или отстает, нарушает стройность пения. При

соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятий в

проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение

способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По

мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной

гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах готовят детей

к урокам пения в школе.

Слайды - фото пения детей

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются

занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных

произведений, обучение их пению, движениям и т.д., но и обучению их игре

на детских музыкальных инструментах. Интерес к оркестру детских

музыкальных инструментов, как средства музыкального

воспитания является большим.

Развитию детского творчества с помощью музыки способствует

импровизация. Она позволяет имитировать природность и непредсказуемость

самой жизни. Импровизация может применяться в двух направлениях

фантазирования. Это могут быть: импровизация с музыкальными звуками и

импровизация под музыку. В импровизации с музыкальными звуками

выделяют такие виды фантазирования: тембральное, ритмичное и

мелодичное. В импровизации под музыку выделяют графический и

пластический виды музыкального фантазирования.

Сначала - придумывание ритмического имени товарищу, а затем и дружеская

беседа на ложках.

Видео - материал. Слайд - игра на детских музыкальных инструментах

Музыкальные игры, как правило, является заключительной частью

музыкального занятия. Они помогают психологически разгружать

детей, обучать их достойно воспринимать не только победы, но и

поражения. Игра стимулирует ребенка к творчеству, развивает умение вести

себя в коллективе, дружеские отношения, вызывает у него шквал эмоций,

развивает психически и физически.

Слайды - фото

Я хочу представить вашему вниманию фрагмент музыкального занятия,

где объединяются в одну сюжетную линию несколько видов

музыкальной деятельности.

Инсценировка песни «Антошка»

муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина

+ Музыкальная игра «Солнышко и тучка» - определение

настроения музыкального произведения

Вот так, с большой ложкой дети пошли на обед.

После вкусного обеда и сложного дня, надо и отдохнуть. Тихий час в детском

саду - неотъемлемая часть режимного момента в детском саду. Ребенок

должен отдыхать, набираться сил и энергии. Во второй половине дня, после

дневного сна, желательно проводить гимнастику пробуждения.

Гимнастика пробуждения - непременно звено физического развития

детей. Просыпаясь и выполняя элементарные физические упражнения, дети

налаживают свой организм к дальнейшей двигательной активности.

Возрастных ограничений гимнастика нет и хорошо влияет на защитные силы

как взрослого, так и детского организма, различные физиологические

системы, помогает снять нервное перенапряжение, сосредоточиться для

умственного труда.

Слайды - видео

Во второй половине дня, после полдника, желательно проводить веселые

развлечения, музыкально-театрализованные или кукольные представления,

разыгрывать народные сказки и тому подобное.

Украинские народные сказки - замечательные сюжеты для постановки

мюзиклов, театрализаций. Мы привлекаем детей к участию

в драматизации, подготовки и показа различных театрализованных

представлений по содержанию сказок, к изготовлению костюмов, атрибутов,

декораций. С каким удовольствием старшие дошкольники демонстрируют

своим младшим друзьям настоящий спектакль! Для постановок таких

популярных среди детей сказок, мы используем различные виды театра -

кукольный, пальчиковый, теневой. И каждый раз эти постановки

сопровождает замечательная музыка.

Мы хорошо помним: от раннего развития общих и специальных

художественно-творческих способностей детей во многом зависят их успехи

в будущем.

А наш день Музыки Владимира Шаинского мы закончили, посмотрев

мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка».

Слайды - фото

-

В заключение нашей работы предлагаем вам посмотреть, проросли

«посеянные зерна знаний на педагогическом поле». (В символической

коробке - «педагогическое поле», выставляются цветы). Недаром здесь

проросли цветы, ведь, по словам В.А. Сухомлинского, «... знания - это

лепесток цветка воспитания». А нашими любимыми цветочками всегда

будут дети.

-

Слайды - фото с цветами

Танец детей с цветами

под песню «Цветной луг» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Упражнение «Теплое слово»

Ведущая. Уважаемые коллеги! Мы, взрослые, должны быть для детей и

плодородной землей, и питательной влагой, и теплым солнышком, которое

согревает цветок детской души. Именно тогда раскроются детские

музыкальные способности и задатки.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «... доброе, теплое слово педагога -

мостик между всеми членами коллектива ». Предлагаю вам высказаться об

услышанном и увиденном на нашем семинаре.



В раздел образования