Напоминание

Язык народной поэзии


Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: Доклад
Тема: Язык народной поэзии
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ЯЗЫК НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ»

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль

играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми

знакомятся дети,- народная поэзия: потешки («Ладушки», « Гуленька», «Сорока -

белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок....» и др.). Эти маленькие стихотворные

произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему

познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию

эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького,

тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих

произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота

сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях

(« Наша Маша маленька», «Наша доченька в дому...»), о забавах и играх (« Ладушки»,

«Этот пальчик...), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока - белобока»,

«Кисонька - мурлысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них

встречаются много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико),

обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую

форму (« Ладушки», « Мальчик- пальчик» и др.). Некоторые построены по типу

обращения ( « Кисонька- мурлысонька», « Петушок, петушок»), сообщения(« Идет коза

рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии - развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе

с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией,

целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто,

ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой,

увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с

момент л.* производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.

Так, например, чтение потешки «Сорока - белобока» проводится в виде своеобразной игры

воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку

ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу,

которую варила сорока. При словах «этому дала» загибает и разгибает один пальчик за

другим, при словах «ты мал...» берет мизинчик и покачивает им.

Поскольку дети младшего дошкольного возрасту не могут воспринимать быстрой речи, то

потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен

смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и

ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил

на него внимание и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению народной поэзии детям следует тщательно готовиться, заранее продумать

выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно

рассказывать.



В раздел образования