Автор: Тарасова Валентина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 87 "Кораблик"
Населённый пункт: п.Горки-25 Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Кризис трех лет:как договориться с ребенком"
Раздел: дошкольное образование
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ:
КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С РЕБЁНКОМ.
Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними
проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет
сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так
отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может
по-другому.
Понимание происходящего
поможет
вам
быть
терпимее
к
своему
ребенку.
Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства,
нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым
и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он
капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в
которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что
нужно делать.
Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он "испортился" и испортился ли?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах
кризиса трех лет.
В чем его сущность? Что можно считать нормальными проявлениями, проходящими
со временем, а что взрослые приписывают этому возрасту "до кучи"?
Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5.
Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и
становления личности и характеризуется целым рядом поведенческих проявлений,
которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". Как вы уже
догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста.
Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов
малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.
1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.
- Машенька, пойдем гулять?
- Не-ет! Не пойдем!
- Ну хорошо, тогда дома поиграем!
- Не-ет! Не хочу дома!
- Пойдем тогда в гости сходим.
- Не-ет! Не пойдем в гости!
Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На
самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости, ох, как хочется, но ведь не он это
предложил…
2.
Упрямство. Малыш
настаивает
на
чем-то
только
потому,
что
он
сам
это
предложил.
- Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.
- Купи машинку!
- Она тебе нужна?
- Да-а-а!
Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение
простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на
своем.
Попробуй
мама
не
купи
-
истерика!
Но
упрямство
нужно
отличить
от
настойчивости:
в
другие
моменты
машинка
представляет
настоящий
исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.
3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше
выполнял
без
проблем.
Категорически
отказывается
умываться,
есть,
гулять
с
собакой и т.п.
4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я
сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается,
он
понимает,
что
нужно
обратиться
за
помощью
к
взрослому,
но
гордость
не
позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает
внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт,
горе, истерика, рев…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется,
что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:
- Подними! - командует маме.
- Нет уж, сам подними.
- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и
рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже
матерные
слова,
услышанные
где-то.
Психологи
объясняют:
тем
самым
он
напоминает: «Я здесь главный!».
7. Деспотизм и ревность.
- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!
Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький
деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых
коленей.
Что в это время происходит с ребенком?
Кризис
третьего
года
жизни
-
это
период,
когда
ребенок
впервые
начинает
осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на
других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не
хочет.
Он
чувствует
себя
большим
и
требует
соответствующего
отношения
и
уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда
есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам!
Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со
взрослыми,
но
и
с
самим
собой.
Родителям
бесконечно
тяжело
выдерживать
упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих
своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над
своими эмоциями (не в состоянии ими управлять), но буря настигает его изнутри -
вот так в муках происходит становление психики.
Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но
были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то
теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает
(подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати,
истерики
требуют
зрителей
-
вот
почему
малыш
так
любит
устроить
сцену
в
магазине, на детской площадке или прямо посреди улицы.
Кстати, обращу ваше внимание, что
Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя
родители, может зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой
с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным,
обретением взрослости…
Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он
взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не
надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше
пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну
развезет
воду,
разобьет
пару
тарелок
-
не
велика
потеря…
Зато
сколькому
научится и как самоутвердится!
Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во
благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы
гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке
или
зеленой?
Ты
есть
будешь
борщ
или
кашу?
Из
тарелки
с
цветком
или
машинкой?)
Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через
дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку -
ситуация под контролем и без конфликта.
Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у
него
пока
другие
тип
нервной
системы
и
ритм
жизни.
Скажем,
маме
надо
несколько
минут,
чтобы
одеться
самой
и
одеть
ребенка,
но
ведь
он
теперь
одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.
Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются,
причем по закону жанра - на людях. Что делать тогда?
На
ультимативное
требование
говорим
твердое
и
жесткое
«Нет!».
И
отворачиваемся. Главное, сохранить внешние спокойствие и бесстрастность - как
бы
тяжело
это
ни
давалось.
Малыш
кричит,
падает
на
пол,
стучит
ногами,
прохожие
смотрят
осуждающе…
Придется
терпеть.
Пойдешь
на
поводу
-
и
истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении
с родителями.
Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую
часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли -
пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь - придется
просто подождать, когда буря минует.
Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например,
мама
говорит:
«Ваня,
ты
раскричался,
потому
что
очень
хотел
посмотреть
мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры -
будем рисовать».
Наконец
малыш
успокоился.
Заодно
понял,
что
метод
не
работает.
Не
критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше
скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне
прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже
он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих
стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно,
каковы причины вспышки.
Ситуация из жизни
Маленький Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное
на части. Вдруг Ярослав спохватывается:
- Не хочу разрезанное, хочу целое!
Мама:
- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.
- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.
Неправильная
реакция: начать
ругаться
и
кричать.
Еще
хуже
-
в
порыве
гнева
шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.
Правильная реакция: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе
тарелку с яблоком и, как ни в чем не бывало, ест. Тут малыш невольно задумается -
может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так:
«Ну ладно, не хочешь разрезанное - придется его мышке отдать!» - и поставить куда-
нибудь
за
холодильник.
Во-вторых,
проявить
уважение
и
признать
право
на
самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч
дать или клей? А может, медом склеится?
В любом случае поведение взрослого - модель для действий ребенка: будете
вести себя агрессивно - сын или дочь в точности «считают» все до мелочей, в
будущем
переняв
агрессию
в
любых
конфликтных
ситуациях;
отреагируете
спокойно - тому же научите своего малыша.
Можно попробовать провести переговоры: «А почему тебе нужно, чтобы
яблоко было целое?» Или: «А зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором
сидит
папа?»
Не
исключено,
что
малыш
попробует
аргументировать,
а
заодно
сделает первые шаги к умению договариваться.
Кстати
Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его
нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но
он определяет новую ступень развития ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от
вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со
своим ребёнком.