Напоминание

Формирование психо-эмоциональной устойчивости учащихся к публичным выступлениям (в условиях реализации ФГОС дополнительного образования)


Автор: Лец Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО Детская музыкальная школа №2 имени Е.Ф. Светланова
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая работа
Тема: Формирование психо-эмоциональной устойчивости учащихся к публичным выступлениям (в условиях реализации ФГОС дополнительного образования)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного об-

разования детей города Новосибирска

«Детская музыкальная школа № 2»

Имени Е.Ф. Светланова.

Лец Т.В.

Формирование психо-эмоциональной устойчивости учащихся

к публичным выступлениям

(в условиях реализации ФГОС дополнительного образования)

Квалификационная аттестационная работа

Новосибирск 2018

1

2

ВВЕДЕНИЕ

Проблема

формирования

психо-эмоциональной

устойчивости

учащихся к публичным выступлениям – одна их важнейших актуаль-

ных тем в современной музыкальной педагогике. Нет артиста и нет

ученика, которые ни разу не пострадали бы так или иначе от негатив-

ных форм сценического волнения.

Степень уверенности и успешность публичного выступления на-

чинающего музыканта на сцене зависят не только от качества предва-

рительной

работы

с

музыкальным

материалом

в

классе

под

руко-

водством педагога и надежности выученных им произведений, но и от

психологической подготовленности к общению со слушателями. Ощу-

щения тревоги и беспокойства, часто испытываемые учащимися во

время выхода на сцену, сопровождаются изменениями в организме, ти-

пичными для любой стрессовой ситуации, поведение становится сует-

ливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и

адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение бы-

стро возрастает. Если исполнителем овладевает сценическое волнение,

игра лишается управления, память изменяет, движения сжимаются, ме-

няется темп, характер исполняемого произведения, и даже если оно хо-

рошо выучено, его сценическое воплощение может принести психоло-

гическую травму юному музыканту.

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных,

жизненно важных для юных музыкантов-исполнителей. Сценическая

практика требует большой подготовки, мастерства и владения способа-

ми максимального раскрытия возможностей учащегося. Но зачастую

мы видим низкий уровень желания детей исполнять классическую му-

зыку, играть вообще на академических инструментах. Педагоги музы-

кальных школ обеспокоены тем, что «даже в процессе обучения на та-

ком популярном инструменте как гитара, многие дети, увидев и поняв

всю сложность классического музыкального образования, уходят из

школы, несмотря на внедрение новых современных технологий и мето-

дик обучения»

1

. Решение этой проблемы видится в повышении мотива-

ции, что может в конечном итоге позволить сохранить и укрепить

контингент учащихся, повысить качество музыкального исполнения

ими школьного репертуара. И здесь не последнюю роль могут играть

публичные концертные выступления учащихся.

Перед педагогом встают непростые вопросы: как подготовить, на-

1



Сп.лит-ры, 3, с. 80.

3

строить ученика перед выступлением на сцене, снять психологическую

скованность, страх или наоборот чересчур эмоциональный «порыв»,

который может привести к нестабильности выступления, как преодо-

леть ненужное волнение?

Итак, цель данной работы: найти наиболее эффективные методы и

приемы преодоления концертного волнения учащихся и формирования

у них психологической устойчивости при выступлении на сцене.

В соответствии с ФГОС, дополнительное образование детей яв-

ляется частью единого образовательного пространства, необходимого

для полноценного личностного развития каждого ребенка. Согласно

новым требованиям, конечной целью учебного процесса должно стать

не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а

полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной лично-

сти ребенка. Дополнительное образование изначально ориентировано

на всестороннее развитие ребенка и, в частности, на раскрытие таких

качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость

мышления, способность к нестандартным решениям.

Реализация ФГОС дополнительного образования детей не может

замыкаться в стенах школы, класса. Важнейшей частью учебного про-

цесса являются концертные, публичные выступления учащихся – как

итог этого процесса, направленного на всесторонне раскрытие их твор-

ческих возможностей.

В соответствие со Стандартом, необходима системная работа по

духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, направлен-

ная на поддержку успешной социализации детей, обеспечение безопас-

ного образа жизни, формирование и обогащение их социального опыта.

В этом процессе публичные концертные выступления играют важней-

шую роль в системе дополнительного образования детей, способствуя

повышению его качества.

Индивидуальная траектория развития учащихся, свобода выбора,

вариативность программ, их практическая направленность являются

принципиальными ориентирами дополнительного образования детей,

а, следовательно, опыт, накопленной системой дополнительного об-

разования детей, призван обогатить систему общего образования. Тем

самым в процессе реализации новых стандартов система дополнитель-

ного образования детей со всей полнотой позволяет реализовать свой

воспитательный и культурный потенциал, внося тем самым вклад в об-

щее образование обучающихся. Все составляющие учебного процесса

4

в системе дополнительного образования детей в условиях реализации

ФГОС являются весьма значительными, и деятельность педагога УДОД

становится важным фактором успешности внедрения новых образова-

тельных

стандартов,

направленных

на

полноценное

духовно-нрав-

ственное формирование и развитие учащихся.

I.

Возрастные особенности, формы и виды сценического вол-

нения

Долгий и сложный путь воспитания музыканта-исполнителя тре-

бует от педагога высокого мастерства, умения направить ученика в

нужное русло работы, развивая и совершенствуя его навыки, формируя

его взгляды на мир, искусство, помогая преодолевать волнение во вре-

мя публичных выступлений.

Волнение перед выступлением весьма многолико в своих проявле-

ниях: оно может воодушевлять и в этом случае позволяет раскрыть все

потенциальные возможности музыканта. Но больше всего оно беспоко-

ит исполнителей своим угнетающим воздействием и слабой управляе-

мостью. Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой

создает такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой.

Важным компонентом или залогом успешного выступления на

публике является психологическая устойчивость учащегося, его вну-

треннее состояние уверенности, выдержки, устойчивости к стрессоген-

ному воздействию на исполнителя концертного состояния.

Таким образом, работа по формированию у музыканта-исполните-

ля психологической устойчивости должна планомерно вестись с дет-

ских лет.

В основном симптомы предконцертного волнения проявляются в

подростковом и юношеском возрасте, когда учащийся начинает пони-

мать, в какой аудитории он выступает, перед какой публикой.

Как правило, учащиеся младшего возраста, которые только начи-

нают заниматься музыкой, ничего не боятся, пока не попадают в ситуа-

цию, где это состояние обсуждается или реально проявляется. Очень

важно, чтобы для учащихся младших классов выступление в концерте

ассоциировалось с праздничным ожиданием, положительной реакцией

публики, преподношением цветов, положительным переживанием все-

общего внимания, поздравлениями и т.д.

5

Дети и взрослые по-разному ощущают сцену, в разной степени

переживают эстрадное волнение, хотя присуще оно и тем и другим.

Психологи и педагоги-практики расходятся в определении возрастных

границ, отличающих первое появление симптомов сценического волне-

ния у юных исполнителей. Большинство специалистов все же сходятся

в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у

кого-то раньше, у кого-то позже, но в среднем эта возрастная «веха»

считается типовой и наиболее распространенной.

Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах.

Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; мо-

жет трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию,

безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, вол-

нение

вызывает

в

человеке

празднично-приподнятые,

возбужденно-

радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных

состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.

Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но

одни располагают достаточными волевыми ресурсами для решения по-

ставленных задач, другие же, по причине слабой, ненатренированной

воли теряются и терпят неудачу. Работать над закалкой воли необходи-

мо с такой же последовательностью и настойчивостью, с которыми ве-

дется работа над развитием технических умений и навыков, убеждены

опытные мастера. Неудачи и срывы на эстраде зачастую происходят не

столько от недостатка «исполнительской техники», сколько от недо-

статка «исполнительской воли», по утверждению известного пианиста

Г.Р. Гинзбурга.

Самоконтроль у детей, как правило, еще не развит. Молодые люди

зачастую не знают, как надо выйти на сцену, как сесть, какими внутрен-

ними приемами можно несколько успокоить себя. Более того, иногда

они не знают, как вести себя, исполняя программы, состоящие из

нескольких произведений, что делать в моменты пауз, в перерывах в

игре. Анализируя проблемы сценического волнения, можно отметить,

что многое зависит здесь от психофизиологической конституции ис-

полнителя, типа его нервной системы. Работа над сценическим поведе-

нием юного артиста – важнейшая неотъемлемая часть его воспитания

как музыканта и личности.

Сценическое волнение действует на всех по-разному. Один уча-

щийсяне испытывает страха и волнения, другой трясется как осиновый

лист, третий-впадает в прострацию, четвертый не может совладать с

чрезмерным возбуждением и т.д. Бывают ситуации, когда ученики, ко-

6

торые прекрасно играли в классе, неожиданно «рассыпаются» на эстра-

де. И наоборот – ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд,

на эстраде «собирается» и играет значительно увереннее, чем вы ожи-

дали. Очень многое зависит от склада нервной системы и характера

каждого учащегося.

Необходимо отметить, что факторы, способствующие усилению

или, напротив, ослаблению сценического волнения учащегося, имеют

достаточно разнообразные предпосылки. Важную роль играет то, как

построена программа выступления, и какова сложность исполняемых

произведений, сказываются особенности времяпрепровождения в пред-

дверии концерта, степень предварительной «обыгранности» програм-

мы. Педагог вместе с учащимся должны учитывать эти обстоятельства

заранее, уже в ходе совместной подготовки к предстоящему публично-

му выступлению.

Таким образом, стресс, возникающий в концертной обстановке,

относится к числу планируемых и ожидаемых состояний, поэтому зада-

чей педагога является формирование определенных навыков и опыта у

учащегося, чтобы при появлении подобного состояния моментально

включались специфические приемы реагирования и адаптации.

II.

Основные причины сценического волнения

В данном случае мы имеем все основания говорить о комплексе

причин. Чаще всего волнение навевается мыслями (или бессознатель-

ными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут

оценки моей игры?» и т.д.

Следует отметить, что забота юного исполнителя о своей репута-

ции вполне закономерна и естественна. В этом нет ровным счетом ни-

чего предосудительного. В то же время бесспорно и другое: преувели-

ченное опасение заслужить критическую оценку со стороны посто-

ронних только лишь усиливает страх, повышает планку волнения и

усугубляет тем самым положение учащегося, непосредственно влияя

на качество его публичного выступления.

Музыканты-исполнители,

имеющие

достаточно

большойкон-

цертный опыт, знают, что одной из первопричин сценического волне-

ния

является

боязнь

забыть

текст.Учащиеся

волнуются,

исполняя

произведения публично потому, что боятся забыть, а забывают, как

7

правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Психологические

корни этих явлений достаточно очевидны и не составляют секрета для

высококвалифицированных педагогов-музыкантов. Парадокс заключа-

ется в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются ре-

зультатом недостаточной предварительной работы с текстом музы-

кального произведения. И тем ни менее оно должно быть всегда вы-

учено не на 100, а на 150%, поскольку само ощущение «чистой сове-

сти» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») при-

несет ему уверенность в себе и наоборот.

Безусловно, когда это волнение принимает излишне болезненные

формы, оно не только неприятно для учащегося, но и чревато для него

определенными потерями на сцене. Но отсутствие волнения еще бо-

лее нежелательно во время публичного исполнения нежели присут-

ствие его в чрезмерно гипертрофированных формах. Психологи отме-

чают по этому поводу, что, если человек не волнуется перед выходом

на сцену, – он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно,

как и что он будет играть. Только на фоне положительно окрашенного

сценического волнения можно добиться высоких результатов в испол-

нительском искусстве. Волнение – это непременное условие для того,

чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психи-

ческие; человек равнодушный,не волнующийся ничего интересного и

значительного на концертной эстраде не сотворит.

Молодых исполнителей надо подготавливать к выходу на сцену –

и подготавливать не только в профессионально-исполнительском пла-

не, но и в психологическом.

Подготовка к концертному выступлению превращается в наиваж-

нейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность

его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от каче-

ства и надежности выученных произведений, но и от уровня его пси-

хологической готовности к общению с публикой.

III.

Методы формирования психологической устойчивости

для выступления на сцене

Опыт преподавания в музыкальной школе показывает, что пси-

хологическая подготовка учащегося к публичному выступлению име-

8

ет

не

меньше

значения

нежели

профессионально-исполнительская

подготовка как таковая. В условиях публичного выступления проходит

«испытание на прочность» вся предварительная кропотливая работа

над музыкальным произведением, которая велась учащимся в классе и

дома. Только сцена определяет и уровень освоения материала, и сте-

пень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость,

и многое другое.

Трудно не согласиться с американским гитаристом Р. Изнаолой

в том, что «происходящее на сцене во время концерта полностью зави-

сит от качества подготовки. Никакой магии: в результате хорошей под-

готовки получаются хорошие выступления. Посредственные выступ-

ления признак недостаточной подготовки»

2

. Автор считает, что для

«эффективной подготовки исполнитель сначала должен понять приро-

ду своеобразного вызова, поставленного публичным выступлением, а

также свою возможность не только выступить, но и получить от этого

удовольствие.

Успешный

исполнитель

должен

чувствовать

потреб-

ность делиться музыкой с другими», – подчеркивает Р. Изнаола

3

.

Работа по формированию сценической устойчивости у уча-

щихся должна вестись с первых лет обучения. Приобретенные в ре-

зультате частой и успешной практики выступлений навыки позволят

юному музыканту-исполнителю сформировать большую психологиче-

скую устойчивость, проще справляется с эстрадным волнением, в це-

лом развиваться гармоничнее, получая радость от собственных вы-

ступлений и мотивацию к дальнейшим занятиям, о важности которой

говорилось выше

4

.

Немаловажную роль играет формирование в учащихся вну-

треннего равновесия в процессе подготовки к выступлениям – психи-

ческого, духовного состояния без эмоционального напряжения. По

мнению Р. Изнаолы, внутреннее равновесие может быть достигнуто

при соблюдении некоторых условий:

а) эмоциональное отрешение от практикуемого материала. Мы

бесстрастны и, таким образом, эмоционально отрешены от естествен-

ных взлетов и падений, происходящих в процессе подготовки.

б) объективная оценка наших действий и результатов, которые

мы получаем. Мы не скрываем проблемы. Мы не прекращаем внима-

тельно слушать все, что мы делаем.

в) простота действий во всем. Мы добиваемся четкого понима-

2



Сп. лит-ры 4, С. 3.

3



Там же.

4



См. с 1 настоящей работы.

9

ния объема работ, необходимого для достижения необходимого уровня

игры, и постоянно пытаемся минимизировать его

5

.

Рассмотрим

несколько

методов,

которые

помогают

учащимся

психологически настроиться на концертное выступление:

1. Игра перед мысленно представляемой публикой, слушателями.

Этот метод является эффективным для юного исполнителя потому, что

он как бы позволяет переместиться в ту среду, где его слушает не

только педагог или родители дома, а весь зал, наполненный слушате-

лями. Чувство ответственности, конечно же, возрастает. Метод приме-

няется на заключительных этапах работы над произведением.

За несколько дней до выступления следует помочь юному музы-

канту настроиться, представить себе то место, где он будет выступать,

чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых

будет проходить его выступление.

В домашних условиях можно создать приближенные условия для

выступления, а вместо слушателей выставить ряд стульев, посадив на

них куклы, игрушки. Во время исполнения нужно приучать учащегося

быть готовым к любым неожиданностям, и при встрече с ними не

останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте.

«Пусть это исполнение будет редким, но наиважнейшим событи-

ем в процессе работы» – так говорил своим ученикам А. Б. Гольден-

вейзер. Этот прием помогает проверить, предугадать степень влияния

сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить сла-

бые места, проявляющиеся при усилении волнения, и поработать над

ними. Повторные проигрывания произведения с применением этого

метода уменьшают влияние волнения на исполнение.

2.

Погружение в звуковую материю:

-пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;

-пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы-

впереди реального звучания;

-пропевание про себя (мысленно);

-пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

3.

Обыгрывание. В этом приеме психологической подготовки музы-

кант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного

выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в

кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать

как можно чаще и стараться достичь того, чтобы, говоря словами Ста-

ниславского, «трудное стало привычным, привычное – легким, а лег-

5



Сп.лит-ры 4, с. 3-4.

10

кое – приятным». Очень полезны выступления в общеобразователь-

ных школах, детских садах, библиотеках, где публика не профессио-

нальная и очень благодарная, доброжелательная. Практика частых вы-

ступлений учит детей справляться с волнением, даже самые робкие

ученики начинают чувствовать себя значительно увереннее.

Педагогу следует приучать учащегося игнорировать любой про-

мах на сцене надо, так как разволновавшись из-за одной ноты, можно

испортить все исполняемое произведение, поэтому очень важно слу-

шать себя, контролировать исполнение, а после обыгрывания необхо-

димо провести работу над ошибками, проанализировать:

а) когда удалось избавиться от сильного напряжения;

б) каким было эмоциональное состояние до, в момент, и в паузах

между выступлением;

в) что отвлекало; выявить «слабые» места, моменты, когда накал

доходил до максимума. Если выступление было не самым удачным,

следует обсудить этот опыт и настроить ученика постараться сыграть

лучше в следующий раз.

4. Психологическая настройка в день концерта.

Я

всегда

советую

своим ученикам не очень много заниматься. Полезно поиграть про-

грамму в неторопливом движении, в спокойной манере, не пытаясь

раньше времени стать артистом, «выложиться эмоционально» до вы-

ступления или «переиграть» руку. Лучше внутренне собраться, пред-

ставить себе темп, характер первого произведения, два-три раза глубо-

ко вздохнуть, и смело выходить на сцену – побеждать (прежде всего,

свое волнение) и дарить радость слушателям.

Перед концертом полезен хороший сон, это успокаивает нервную

систему и избавляет голову от ненужных мыслей и забот.

Важен, наконец, и сам процесс общения педагога с юным музы-

кантом в преддверии выступления. Здесь важнейшей задачей педаго-

га, входящей в круг его обязанностей, является внушение учащимся

уверенности в своих силах. Важно говорить им перед выступлением:

«У тебя сегодня хорошее настроение, все получится, у тебя уверенно

выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поде-

литься этим с публикой». Именно так и следует настраивать ученика.

В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо

стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании,

не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в тот момент, конеч-

но, большое, оно повышается от сознания ответственности. По словам

К.С. Станиславского, различаются два вида волнения: «волнение в об-

11

разе» и «волнение вне образа». Чтобы излишне не увлечься своим

драгоценным «я» и чтобы волнение не перешло в панику, полезно

несколько отрешиться от излишнего ощущения ответственности.

Совершенно противопоказаны мысли наподобие: «А что обо мне

скажут, если я сыграю неудачно!?» Лучшее в таком случае слегка под-

трунить над собой. Хотя чрезмерное волнение мешает, но и излишнее

спокойствие — плохо. Наилучшие творческие достижения получают-

ся тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену. Творческое

волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.

Важный педагогический момент: если играет ученик, то педагогу

не следует давать последние наставления, касающиеся интерпрета-

ции. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический на-

строй и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать

скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае помочь ему

психологически настроиться на максимальную отдачу.

Известный нидерландский музыкант Том де Ври в своей работе,

посвященной исполнительской практике, дает учащимся конкретные

советы для занятий, в том числе, по подготовке к концертам и экзаме-

нам. Они кажутся нам весьма ценными в контексте рассматриваемой

темы, поэтому приведем эти советы почти полностью:

1.

Никогда не играй публично то, чем ты не очень овладел. Будь в этом

строже и честнее к себе, чем любой другой.

2.

Планируй время подготовки к концерту.

3.

Расходуй большую часть времени для теоретической работы над

пьесой и твоим выступлением.

4.

Стопроцентная надежность – максимум достижимого; стремиться к

большему невозможно и не нужно.

5.

Тихое проигрывание развивает тактильную чувствительность, слух

и концентрацию.

6.

Стремись к хорошему «тактильному контакту» с инструментом так,

чтобы во время игры ты снова и снова осознавал, какой он на

ощупь.

7.

Избегай любой ценой заучивания ошибок вместе с возникающим

при этом страхом.

8.

Если однажды при выступлении ты получил отрицательный опыт, с

большой честностью ищи причину и не бойся делать соответствую-

щие выводы и предпринимать нужные действия. Не позволяй раз-

виться отрицательной спирали.

9.

Доверяй тому, что ты уверенно заучил во время фазы подготовки и

12

не смущай себя сомнениями во время выступления («Смогу ли я?»,

«В этом месте я точно ошибусь!» и пр.). Конечно, такое доверие воз-

можно только после солидной подготовки

6

.

Большинству учеников присущи волнение и нервозность перед

выходом на сцену. Чтобы справиться с этими состояниями, необходи-

мо научить ребенка контролировать себя. Опытные педагоги советуют

«вместо того, чтобы поддаваться ситуации и думать об ответственно-

сти перед публикой, он должен воссоздать в памяти художественный

образ произведения и постараться донести его до слушателя»

7

.

Из личного опыта автора

Показательным примером успешного опыта подготовки учащих-

ся к публичным выступлениям из собственной практики автора насто-

ящей работы является многолетнее общение и творчество вместе с од-

ним из талантливых учащихся школы– Артемом Ждановым, который

поступил в мой класс на 1 курс в 2012 году. Надо сказать, он обладал

очень хорошими музыкальными данными – имел прекрасный слух,

память, неплохо пел, умел подбирать и использовать для аккомпане-

мента некоторый круг аккордов. Но он играл как мог и не знал музы-

кальной грамоты, ему лишь казалось, что он владеет инструментом.

Когда мы погрузились с ним в мир классической музыки, оказалось,

что его навыков и знаний явно недостаточно. Первостепенной педаго-

гической задачей было организовать игровой аппарат, посадку, поста-

вить руки, освоить технику и основные приемы игры, и, кроме того,

изначально он был весьма зажат во время исполнения музыкальных

произведений.

Приходилось очень много трудиться над постановкой его рук,

всего игрового аппарата в целом, помимо этого надо было работать и

в другом направлении– психологическом, поскольку его внутренняя

зажатость и скованность не позволяли раскрыть, проявить его талант

и уже определенные приобретенные навыки во время публичных вы-

ступлений. Неудача случилась на первом же концерте для родителей –

он сильно волновался, из-за чего произошли большие потери в испол-

нении. После этого концерта мы вместе с ним спокойно и вдумчиво

проанализировали все выступление.

Повторюсь, Артем имел хорошие музыкальные данные, память,

6



Сп.лит-ры, 6, с. 15-16.

7



Сп. лит-ры, 5, С. 92

13

но был ориентирован только на запоминание простых песен, пение

под аккомпанемент простых аккордов. Инструментальная же академи-

ческая музыка требует более серьезного подхода, качественной прора-

ботки музыкального материала. Инструментальные произведения го-

раздо сложнее наполнять содержанием, здесь надо чувствовать эпоху,

стиль композитора.

Мы

продолжали

вместе

планомерно и методично рабо-

тать над этим, и в результате

уже на втором концерте его ис-

полнение

было

очень

удач-

ным. Будучи уже 12-13 летним

подростком, он был в состоя-

нии

осмыслить

свой

опыт,

много читал, слушал класси-

ческую музыку в интерпрета-

циях

разных

исполнителей,

что

значительно

обогащало

его духовный и музыкантский

опыт,

готовило

психологиче-

ски к собственным выступле-

ниям.

Второе, удачное выступление (см. фото выше) вдохновило его на

дальнейшую работу, на совершенствование игры, и на 2 курсе мы ста-

ли с ним готовиться к поездке в Европу в рамках программы «Дети –

миссия

мира»,

которая

уже

работала

в

Новосибирске

в

течение

нескольких лет, под руководством Н.А.Примерова. Так, несколько лет

подряд он организовывал концертные поездки учащихся ДМШ по

разным странам Европы (Германия, Франция, Италия).Попав в эту

программу в 2014 году, в концертной поездке по городам и странам

Европы Артем раскрылся со всех сторон

8

, исполнял как классические

произведения, так и народные обработки на гитаре, пел национальные

песни на языках различных народов под собственный аккомпанемент,

а также под аккомпанемент ансамбля народных инструментов.

Именно там он почувствовал вкус и радость публичного выступ-

ления, этому способствовали бурные овации, теплый радушный при-

8



См. фото и копии дипломов в Приложении к настоящей работе.

14

ем зрителей, а также общий подъем внутри группы, присутствовав-

ший во время всей поездки. Мы посетили художественные выставки,

музеи (в том числе, музей музыкальных инструментов), приняли уча-

стие в концерте на фестивале на открытом воздухе для представителей

разных

стран.

Безусловно,

такое

погружение

в

мультикультурную

среду значительно обогатило культурный уровень каждого участника

группы, в том числе, и Артема, и способствовало раскрытию его вну-

треннего потенциала. Необходимо упомянуть еще один важный кон-

церт, ставший событием. Большой эмоциональный подъем испытал

Артем во время концерта на День Победы, выступая около монумента

героям войны в центре Вены. В целом, после этой поездки выступле-

ния Артема стали отличаться большой осмысленностью, эмоциональ-

ным погружением в музыку. Он участвовал практически во всех кон-

цертах школы и городских мероприятиях, принял участие в отбороч-

ном прослушивании на детское Евровидение в 2015 году в Москве как

аккомпаниатор.

Артем успешно окончил 5 курсов школы в моем классе в 2017

году. В процессе учебы его творческие грани раскрылись достаточно

широко, и он серьезно задумался о продолжении своего творческого

развития, и после окончания школы благополучно поступил в НГТИ

9

,

9



См. материалы в Приложении.

15

пройдя конкурс 40 человек на место(даже члены приемной комиссии

приветствовали бурными овациями и высоко оценили его экзаменаци-

онное выступление, в которое он включил и исполнение на гитаре). В

настоящее время он продолжает обучение в театральном вузе, успеш-

но используя полученные исполнительские и сценические навыки и

благодарен школе и своему педагогу за раскрытие его творческого по-

тенциала.

Итак, рассмотрев некоторый опыт автора и ряд аспектов пробле-

мы формирования психо-эмоциональной устойчивости учащихся к

публичным выступлениям в целом, можно сделать некоторые выводы

по теме.

Во-первых:

а) в процессе обучения музыкантов формирование их профессио-

нального мастерства в наиболее концентрированной форме осуще-

ствляется в условиях публичных выступлений, которые предостав-

ляют

учащимся

уникальную

возможность

проявлять

свой

художе-

ственно-творческий потенциал в музыкально-исполнительской дея-

тельности;

б) по своим характеристикам публичные выступления музыкан-

тов относятся к стрессовым ситуациям. Главным стрессором для них

является зрительный зал, осознание того, что каждое их действие про-

слеживается и оценивается другими людьми. Поэтому в любой сфере

человеческой деятельности, которая осуществляется в присутствии

публики и для нее, перед выступающим возникают трудности психо-

логического порядка.

Во-вторых:

а) подготовка будущего музыканта-исполнителя к сцене должна

вестись уже в начальный период обучения в стенах ДМШ, что на по-

рядок повышает роль ответственности и значимости педагогического

процесса, ибо успех во многом зависит от профессионального мастер-

ства педагога и степени одаренности ученика.

б) большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в

том, что первое появление симптомов сценического волнения у юных

исполнителей дает о себе знать в возрасте 10-11 лет; у кого-то раньше,

у кого-то позже, но в среднем эта возрастная «веха» считается типо-

16

вой и наиболее распространенной.

В-третьих:

а) сценическое волнение проявляется в различных видах и фор-

мах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состоя-

ния; может трансформироваться в подавленное расположение духа,

апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напро-

тив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбу-

жденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады

душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональ-

ных красок;

б) к основным причинам сценического волнения можно отнести

следующее:

— боязнь музыканта забыть текст;

— чувство ответственности исполнителя за свое выступление;

психофизиологическая

конституция

исполнителя,

тип

его

нервной системы.

В четвертых:

а) психологическая подготовка учащегося к выступлению имеет

не меньшее значение, нежели профессионально-исполнительская под-

готовка как таковая. Развитие психологической устойчивости музы-

канта — это необходимый элемент обучения;

б) к основным путям и способам формирования у юного музы-

канта сценической устойчивости относятся:

— игра с повязкой на глазах (с установкой на безошибочную

игру);

— игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентра-

ции внимания);

— при исполнении программы в трудном месте произносится

психотравмирующее слово «Ошибка» (с установкой на безошибочную

игру);

— повороты вокруг своей оси до появления легкого головокру-

жения (для концентрации внимания);

— прыжки или приседания до большого учащения пульса (для

преодоления схожего состояния в момент выхода на сцену);

— концентрирование внимания;

— перспективное мышление.

17

В-пятых:

Основные

психолого-педагогические

особенности

подготовки

юного музыканта к выступлению подразделяются на следующие эта-

пы:

— перед выступлением;

— в день выступления (предконцертный момент);

— само выступление

Каждый из этапов наполняется конкретным содержанием психо-

лого-педагогической направленности.

В-шестых:

Таким образом, подготовка к публичному выступлению, превра-

щается в наиважнейший этап формирование педагогом музыканта-

исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую

зависеть не только от качества и надежности выученных произведе-

ний, но и от уровня его психологической адаптации к общению с пуб-

ликой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

Основная задача педагога музыкальной школы – воспитание у

ученика живого и непосредственного ощущения музыки, понимание

ее выразительности и фразировки. Успех во многом зависит от про-

фессионального мастерства педагога и степени одаренности будущего

музыканта. Роль педагога в подготовке учащихся к концертным вы-

ступлениям чрезвычайно велика. Именно он «должен создать творче-

ский подъем, обстановку праздника, который всегда должен царить на

концерте. От его воли, уверенности в себе, увлеченности и умения

вселить в музыкантов приподнятость чувств будет зависеть творче-

ский успех и успех у публики. Концертное выступление – это всегда

психологический и профессиональный экзамен»

10

.

Составить точную методику, однозначно работающую на то, что-

бы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не

возьмется, пожалуй, ни один из методистов и педагогов. Каждый че-

ловек– это неповторимая индивидуальность, и, следовательно, для ее

полноценного развития все направления, формы и методы подготовки

всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутрен-

ней и внешней среды музыканта.

Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творче-

ский процесс и предполагает взаимную связь, энергетическое сотвор-

чество: исполнитель-музыкант не только воздействует на аудиторию,

но и испытывает ее непосредственное влияние на себе в момент ис-

полнения. Музыка для исполнителя является связующим звеном и од-

новременно средством общения с аудиторией.

Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творче-

ского желания общения со слушателями. Именно общение несет в

себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы

музыканта-исполнителя. Полная отдача воплощению музыкального

образа, непрекращающийся диалектический процесс открытия пре-

красного в исполняемом, жажда выявить все это в реальном звучании

– вот путь преодоления сценического страха, психологической адапта-

ции юного музыканта к публичному выступлению, которое является

результатом напряженного творческого труда, ответственным актом,

стимулирующим его дальнейший творческий рост.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для успеш-

ного, стабильного выступления ребенку необходимо уметь справлять-

ся с собственным волнением. Безусловно важны добросовестная и

10



Сп.лит-ры, 3, С. 86

19

тщательная проработка репертуара, оттачивание всех деталей выступ-

ления на репетициях, поддержка взрослых на всех этапах подготовки,

а главное постоянные выступления, которые будут постепенно выра-

батывать и закреплять устойчивость и стабильность в умении контро-

лировать волнение.

Все перечисленные выше методы могут работать при одном важ-

нейшем условии – если педагог пытается развить не только музы-

кально-исполнительские способности ученика, но и его личность в це-

лом.

Список литературы

1. Гольденвейзер, П. О фортепианном исполнительстве. Вопро-

сы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. / П. Гольденвей-

зер, М., 1967. – С.73.

2.

Горошко А.И. Мотивация к музыкально-исполнительской дея-

тельности у подростков в процессе обучения в классе гитары ДМШ,

ДШИ/ Классическая гитара: современное исполнительство и препода-

вание: мат-лы Восьмой междунар.науч.-практич. конф. 13-14 апреля

2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 78-84.

3.

Гулуа Д.Г. Некоторые психологические аспекты коллективно-

го исполнительства /Классическая гитара: современное исполнитель-

ство и преподавание: мат-лы Восьмой междунар.науч.-практич. конф.

13-14 апреля 2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 84-87.

4.

Изнаола Р. – Зырянов Ю.А. Практикум. Руководство для уча-

щихся на классической гитаре.

5.

Квачук С.В. Некоторые вопросы методики преподавания клас-

сической гитары в ДМШи ДШИ / Классическая гитара: современное

исполнительство и преподавание: мат-лы Восьмой междунар.науч.-

20

практич. конф. 13-14 апреля 2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 91-93.

6.

Том де Ври – Гончарова В.В. Методика эффективных занятий

для музыкантов / Инструментальное исполнительство. В помощь пре-

подавателю ДМШ,ДШИ, клубному работнику. – Вып. 5. – Новоси-

бирск, 2014. – С. 4-19.

7. Чесноков М.С. Значение работы над исполнительской техни-

кой в классе гитары ДШИ / Классическая гитара: современное испол-

нительство и преподавание: мат-лы Восьмой междунар.науч.-практич.

конф. 13-14 апреля 2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 120-124.

СОДЕРЖАНИЕ

I

Введение

Возрастные особенности, формы и виды сценического волнени-

яII

Основные причины сценического волнения

III. Методы формирования психологической устойчивости при выступ-

лении на сцене

Заключение

Список литературы

21

Содержание

22



В раздел образования