Напоминание

Программа дополнительного образования по речевому развитию "Звонкое слово"


Автор: Мамедова Карина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дельфин" № 19
Населённый пункт: г.к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования по речевому развитию "Звонкое слово"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Программа

дополнительного образования

по речевому развитию

«Звонкое слово»

автор: воспитатель Мамедова К.Н.

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Дельфин» № 19

_____________ И.Р.Салахова

Пояснительная записка

«Читайте детям стихи,

пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Г. Белинский

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед

педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой,

разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является

источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического

слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается

любовь

к

художественному

слову.

Поэзия

расширяет

представления

об

окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.

Чтение

и

заучивание

стихов

позволяет

детям

улавливать

созвучность,

мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры

речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр

голоса,

темп,

сила

голоса,

интонация),

способствует

выработке

четкой

дикции.

В основу данной кружковой организации «Звонкое слово» заложена

идея вооружения дошкольников культурной, выразительной речью. Умение

говорить ещё более важно, чем умение писать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к

рассказыванию и от него к выразительному чтению.

Выразительное чтение и есть художественное чтение. Художественное

чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить

слово написанное в слово звучащее.

Ясная

и

правильная

передача

мыслей

автора

первая

задача

выразительного чтения.

Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у

детей

стремление

расширять

свои

знания

в

области

родной

речи,

совершенствовать свою речь.

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная

деятельность.

Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на

задания, направленные на развитие речи дошкольников, на воспитание у них

чувства языка.

Программа

кружка

«Звонкое

слово»

рассчитана

на

годичный

курс

развития речи у детей старшего возраста.

Возрастные особенности детей позволяют использовать произведения

детских авторов: сказки, стихи, басни.

Занятия

проводятся

по

этапам:

теоретическая

часть,

предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практической

части, предполагающей работу над отдельными произведениями.

Цель программы

вооружение

детей

культурной,

выразительной

речью,

позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы

учебной деятельности.

привить детям любовь к художественному слову, уважение к

книге.

Задачи

1.

Развитие

поэтического

слуха

способность

чувствовать

выразительные

средства

художественной

речи,

осознавать

их,

различать

жанры,

понимать

их

особенности,

осознавать

связь

компонентов

художественной формы с содержанием литературного произведения.

2.

Познакомить

детей

с

ритмичностью,

музыкальностью,

напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.

3.

Развивать

у

детей

способность

замечать

красоту

и

богатство

русского языка:

добиваться

интонационной

выразительности

устного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

высказывания;

чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в

соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для

понимания при восприятии на слух;

чтение наизусть стихотворных и прозаических произведений;

4.

развитие эмоциональной сферы детей, воспитание эстетического

вкуса,

интереса

и

любви

к

отечественной

культуре,

интереса

к

произведениям зарубежных авторов.

Работа с родителями:

1.

Привлечение родителей при подготовке ролей.

2.

Совместное изготовление костюмов и декораций.

3.

Приглашение родителей на выступления.

4.

Индивидуальные беседы с родителями.

Ожидаемый результат воспитанников:

Дети

должны

уметь

выразительно

читать

художественные

произведения, научиться исполнительскому мастерству.

Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с

посторонними,

научиться

оценивать

художественные

достоинства

литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.

Литература

1.

Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения»

2.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной

литературой в детском саду . — М., 1998.

3.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 2000.

4.

Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. — М.,

1981.

5.

Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. — СПб., 2004.

6.

Стародубова

Н.А.

Теория

и

методика

развития

речи

дошкольников.- М., 2008

7.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5

лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. — М., 2010

8.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей

дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —

М., 2004.

9.

В.Н.Яхонтов. «Театр одного актёра».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Перспективный план кружковой работы

на 2018-2019 учебный год

по речевому развитию

«Звонкое слово»

в старшей группе

Тема

Цель

Название

произведения

Октябрь

Стихотворение

об осени

Способствовать

эмоциональному

восприятию

и

осознанию

образного

содержания

поэтического

текста;

развивать

образность речи.

Развивать умение чувствовать

напевность,

ритмичность

языка

поэтической речи.

Формировать

умение

передавать

свое

отношение

к

содержанию стихотворения.

Воспитывать

любовь

к

природе.

1.«Осенью»

О.Высотской,

2.«Осень»

А.Толстого,

3.«Круглый год»

С. Маршака,

4.«Скучная

картина»

А.Плещеева.

5. «Осень»

З.Федоровская

Ноябрь

Стихотворения

об осени,

о матери ко

Дню Матери

Формировать

умение

выразительно

читать

наизусть

стихотворение,

передавая

интонацией любование природой.

Находить пейзажную картину

по

образному

описанию

и

обосновывать свой выбор.

Закреплять

умение

чувствовать,

понимать

и

воспроизводить

образный

язык

стихотворения.

1. «Дедушка

туман»

А.Екимцев

3.«Мама»

В.Лунин.

4. «Мама, глянь

— ка из

окошка…»

А.Фет

Декабрь

Способствовать

1. «Зимняя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Стихотворения

о зиме

эмоциональному

восприятию

и

осознанию

образного

содержания

поэтического текста

Развивать образность речи.

Развивать умение чувствовать

напевность,

ритмичность

языка

поэтической речи.

Формировать

умение

передавать

свое

отношение

к

содержанию стихотворения.

Воспитывать

любовь

к

природе.

песенка»

З. Александрова

2. «Белый дед»

Н. Артюхова

3. «Встреча

зимы»

И. Никитина

Январь

Стихи о зиме

Формировать

умение

выразительно

читать

наизусть

стихотворение,

передавая

интонацией

любование

зимней

природой.

Находить пейзажную картину

по

образному

описанию

и

обосновывать свой выбор.

Закреплять

умение

чувствовать,

понимать

и

воспроизводить

образный

язык

стихотворения.

1. «Ёлка»

Е.Благинина

2. «Зима»

Н.Некрасов

3.«Зимняя

сказка»

Зои

Александровой.

Февраль

Стихи о

Защитниках

Отечества, о

папах.

Формировать

умение

выразительно

читать

наизусть

стихотворение;

чувствовать,

понимать

и

воспроизводить

образный язык стихотворения.

Развивать умение чувствовать

напевность,

ритмичность

языка

поэтической речи.

Формировать

умение

передавать

свое

отношение

к

содержанию стихотворения.

Воспитывать

любовь

и

1. «Самый

лучший»

О.Чусовитина.

2. «Навек

запомни»

М.Исаковский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

уважение к защитникам Отечества.

Март

Стихи о весне

Стихи о маме

Способствовать

эмоциональному

восприятию

стихотворений; находить различные

средства для выражения и передачи

образов и переживаний.

Развивать умение чувствовать

напевность,

ритмичность

языка

поэтической речи.

Формировать

умение

передавать

свое

отношение

к

содержанию стихотворения.

Воспитывать

любовь

к

природе.

Воспитание

чувства

гордости

и любви к своей матери

Воспитание

уважения

и

бережного отношения к матери.

1.«Лицом к

весне» Р.Сефа,

2.«Песенка

весенних минут»

В. Берестова.

3. «Мамочка моя

родная»

Л.Ильинова

4. «Мамин день»

Г. Виру

Апрель

Стихотворения

о весне

Формировать

умение

выразительно

читать

наизусть

стихотворение,

передавая

интонацией

любование

весенней

природой;

находить

пейзажную

картину по образному описанию и

обосновывать свой выбор.

Закреплять

умение

чувствовать,

понимать

и

воспроизводить

образный

язык

стихотворения.

1.«Весна»

Е.Благинина

2. «Весна»

И.Токмакова

3. «Бывший

одуванчик»

В.Зотовой

Май

Стихи ко дню

Победы

Способствовать

эмоциональному

восприятию

образного содержания поэтического

текста,

понимать

средства

1. «Родина»

З. Александрова

2. «День

Победы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

в ВОВ;

о Защитниках

Родины;

Стихи о Родине

выразительности.

Развивать образность речи.

Воспитывать

любовь

и

бережное отношение

Закреплять

умение

чувствовать,

понимать

и

воспроизводить

образный

язык

стихотворения.

Воспитывать чувство гордости

за защитников Родины

Воспитывать любовь к своей

малой Родине.

А. Усачёв

3. «Мальчик из

села Поповки»

С. Я. Маршак

4. Ставрополье

С.Гревцев



В раздел образования