Автор: Пакулина Ирина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ29
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Памятники искусства эпохи Средневековья
Раздел: среднее образование
Памятники
музыки
и
живописи
эпохи
средневековья
Подготовила Толстелева Дарья 8 «И»
•
Иск
у́
сство Средневек
о́
вья — период истории искусства на Западе, длившийся
около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на
территории Европы, Среднего Востока и Северной Африки.
•
Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по
историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти
классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая
периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство
периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство,
романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою
очередь подразделяется на отдельные периоды. Кроме того, каждый регион в
период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный
стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство.
•
Средневековое искусство затронуло разные области и значительно повлияло на
развитие скульптуры, иллюминированных рукописей, витражей, мозаик, на
обработку металла и многие другие отрасли.
•
Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия Римской
империи и иконографических традиций ранней христианской церкви. Эти
элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы.
Эта
первая
христианская
обитель
вскоре
стала
аббатством
в
полях
за
пределами
города
.
Управлял
ею
некий
отец
Жермен
,
Так
появилось
название
Сен
-
Жермен
де
Пре
.
В этом храме были похоронены христианский проповедник, парижский епископ Жермен,
после своей смерти в 576 году отнесённый к числу католических святых, а также первые
короли династии Меровингов, но в IX церковь была сожжена норманнами. В XI веке была
выстроена колокольня, которая и теперь выделяется своей высотой среди более поздней
застройки, а в XII веке — основной объём церкви с алтарной частью (в XVII веке храм был
вновь перестроен, но колокольня и алтарная часть сохранили свои строгие черты
архитектуры раннего средневековья)
Венсенский замок
Романское зодчество, со всей его проработанностью архитектурных форм и
композиций, стало лишь предвестником формирования нового архитектурного стиля
— готического, который зародился именно во Франции. И поскольку Париж был
столицей, он неминуемо превратился в главную «строительную лабораторию» нового
архитектурного мышления. В восточном парижском пригороде Венсен сохранилось в
несколько изменённом виде сооружение, заложенное в эпоху раннего Средневековья
и сложившееся в эпоху готики — Венсенский замок, одно время являвшийся
королевской резиденцией. К 1370 году строительство замка, начатое в XI веке, было
завершено.
Средневековые
витражи
-
памятники
До наших времен сохранилось не
т а к
у ж
и
м н о г о
н а с т о я щ и х
средневековых
витражей.
Тем
удивительнее выглядит Шартрский
собор,
в
котором
сохранились
в
практически
первозданном
виде
витражи
12-13
веков.
В
стенах
этого
собора,
с т р о и т е л ь с т в о
которого
было
начато
еще
в
10
веке, насчитывается 146 витражей,
общей площадью 2600 квадратных
м е т р о в .
О т л и ч и т е л ь н о й
особенностью витражей Шартского
собора
является
удивительная
насыщенность
и
чистота
красок,
секрет получения которых утерян.
Наиболее известными витражными
композициями являются витражное
окно
«Богородица
из
красивого
стекла» (1150 год), и композиция
«Древо Иесеево».
Одни
из
некоторых
витражей
Готика
-
Кафедральный
собор
в
городе
К
ë
льн
•
Готическая архитектура —
период развития западно-
и центрально-
европейской архитектуры,
соответствующий зрелому
и позднему
Средневековью (с конца
XII по начало XVI века).
Готическая архитектура
сменила архитектуру
романской эпохи и в свою
очередь уступила место
архитектуре периода
Возрождения.
Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого
Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского
собора в Амьене.