Напоминание

Индивидуализация развивающей предметно–пространственной среды как средство развития ребенка


Автор: Гребнева Надежда Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ ОЦ Детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Волжский район, с.Дубовый Умёт.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуализация развивающей предметно–пространственной среды как средство развития ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

области средняя

общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Дубовый Умет

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»

Индивидуализация

развивающей предметно-

пространственной среды

как средство развития

ребенка

Воспитатель: Гребнева Н. М.

«

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в

целом, на которую обстановка не оказывала бы

влияния, нет способности, которая не

находилась бы в прямой зависимости от

непосредственно окружающего ребенка

конкретного мира»

Е.И . Тихеева

Индивидуализация - этот термин хорошо известен педагогам. Подразумевая под этим

всем хорошо известный индивидуальный подход к развитию ребенка

Индивидуальный подход – работа с человеком реальным ( диагностика, коррекция,

единый результат)

Индивидуализация - работа с человеком возможным ( создание среды ,потенциала

личный результат)

В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона индивидуализация

определяется как выделение индивидуальных особенностей из первоначального

безразличия

Принцип индивидуализации ведущий принцип, на котором строится российское

образование 21 века. . Новая система ФГОС ДО призывает прежде всего ценить , а не

оценивать ребенка

Особый смысл и значение индивидуализация приобретает на дошкольной ступени .

Сегодня дошкольное образование не уступает ни одной из последующих ступеней

образования. А в детском саду принцип индивидуализации может реализоваться в

первую очередь через организацию особой предметно- пространственной среды

Индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать"

используемые в настоящее время образовательные технологии

• исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие";

• коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные

точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта

решения;

• имитационного моделирования (игровую): моделирование ситуаций и поиск путей их

решения;

• деятельностную способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть

ее субъектом;

• рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен

результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он

чувствовал при этом.

Изучение дошкольного детства не ограничивается его полезностью для конкретного

человека и общества в целом ,а рассматривается шире как важнейшая составляющая не

только культуры полезности ,но и культуры достоинства..

Базовые условия реализации принципа индивидуализации

Тщательное педагогическое изучение ребенка

Включение в целостный дошкольный образовательный процесс диагностической

составляющей, которая позволила родителям и взрослым четко определять

индивидуальные цели воспитания каждого ребенка.

Главное при создании предметно -пространственной среды ,когда каждый ребенок в

группе без помощи взрослого занят своим делом , а именно игрой. Это и есть

индивидуализация, возникающая естественным образом. Так ребенок изучает

окружающий мир развивается , живет Для того чтобы естественная индивидуализация

могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду,

стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое

взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр

активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей,

а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает

,

что воспитатель придумывает

такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому

ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы,

ориентированной на ребенка, поскольку, чем более индивидуально воспитатель подходит к

каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный

процесс, исходя из собственных навыков и интересов.

Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее

ножницами замысловатую фигурку.

В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как

другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за

действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое

время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же,

если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком

подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения

и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

Распорядок дня должен включать различные виды занятий : совместные в малых группах

и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.

Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать

выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор,

решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать

индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной

программы в ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано

осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки

развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

1. Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является

наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 .Этап- анализ полученной информации;

3 .Этап- определение целей и задач развития ребенка;

4. Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и

родителей.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и

инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор- это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в

специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией,

обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы

поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего

положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта

обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских

интересов;решение некоторых обучающих задач:

расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

формирование мотивации к предстоящей деятельности;

представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и

планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и

потребностей.

Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках.

Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не

отвлекались. Групп. сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность

пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить

групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности.

Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

Нежелательно использовать г.с. для обучения детей каким-то практическим навыкам или

превращать его в занятие.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения

итогов;

3-ий г.с.- после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства,

как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня

и др.- все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также,

чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и

картинки., чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор

звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиокассет) ;

любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и

постепенно собираются все дети;

сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном

костюме;

д./игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей": это может быть любая

картинка , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;

п/игра "Паровозик", "Поезд": дети и вос-ль едут паровозиком по группе , собирают

детей и приезжают на место г.с.;

любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

ребенок- дежурный по сбору детей на круг друзей.

Есть дети - непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с.

надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика) - это не

поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям

надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора

обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой,

карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..

специальные не вербальные сигналы "Тишина", "Внимание";

обращение к правилам группы: "Один говорит- все слушают";

игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность

выступлений.

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор

П./игра "Поезд": воспитатель и дети - "вагончики" двигаются по центрам

активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и

остаются в них;

Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев) , разделенный на части по количеству

центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко

обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который

выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.

Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку

предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают

выставку и делают выбор.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях,

рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для

обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для

игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда

карман может находиться непосредственно в центре активности.

Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение

определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на

лепестки.

Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей

могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему

выбору.

Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети

обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на

листочке и приклеивают его на выбранный центр.

Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой

обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по

группе и центрам. Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на

несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения

расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, г.с. заканчивается и

дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов.

К групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для

воспитателей.



В раздел образования