Автор: Поступинская Наталья Валерьевна
Должность: заместитель директора по ОВ, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Лабытнанги
Наименование материала: Профориентационная игра
Тема: "Я выбираю работу с животными"
Раздел: дополнительное образование
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА
«Я ВЫБИРАЮ РАБОТУ С ЖИВОТНЫМИ»
для обучающихся 4-х классов
Разработчик:
Поступинская
Наталья
Валерьевна,
заместитель
директора
по
ОВ,
педагог
дополнительного образования МАОУ ДО «Центр детского творчества», г. Лабытнанги
Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к труду и понимания его роли
в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиональной деятельности специалистов,
работающих с животными и расширение знаний об условиях их труда.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем знакомиться с разными профессиями.
Сейчас мы с вами разделимся на несколько команд. У каждой команды – своё название.
Условия
игры:
каждая
команда
выполняет
задания
и
получает
за
это
определённое
количество баллов. За скорость и правильный ответ – дополнительно 1 балл, в случае, быстрого,
но неверного ответа балл не присуждается.
По
окончании
игры:
за
сплочённую
работу
в
команде,
хорошее
поведение
и
ответы
по поднятой руке + 5 баллов.
По окончании занятия – мы подсчитаем баллы и определим команду - победителя игры.
Для
того,
чтобы
узнать
тему
нашего
занятия,
предлагаю
выполнить
первое
задание.
Я загадываю загадки поочерёдно каждой команде, вы отгадываете и получаете по 1 звезде
за правильный ответ.
ЗАДАНИЕ № 1: «РАЗМИНКА»
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её — (корова).
Это кто с большим хвостом
Прячется за тем кустом?
Запасается грибами,
Уж зима не за горами.
Погрызёт орешки мелко,
Кто, ребята, это? (белка)
Апельсины и бананы очень любят…
(обезьяны)
Не боюсь я слова «брысь», — я лесная
кошка… (рысь)
Шубу тёплую в колечках
Носит добрая …(овечка).
Посмотри, она какая!
Вся горит, как золотая.
В рыжей шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко (жираф)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки! (кот)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга (олень)
Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком (поросёнок)
В клетке пёстрая головка
Чистит пёрышки так ловко.
Что за птичка, угадай?
Это, верно, - ….(попугай)
Молодцы, очень легко справились с загадками.
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: как вы думаете, почему я начала наше занятие
с загадок о животных? Потому что наше занятие будет посвящено профессионалам, которые
работают с животными. Оно так и называется «Я выбираю работу с животными».
Профессии, связанные с животным миром очень востребованы. Радость в этих профессиях
происходит от постоянного контакта специалиста с живой природой, от разнообразия действий
и результативности труда, и его постоянного профессионального развития.
Если вы хотите работать с животными, то вам стоит сначала решить задачу: какие именно
профессиональные действия вы бы хотели совершать с животными. Животных можно изучать,
лечить, кормить, разводить, исследовать, дрессировать их, использовать их в спасательных целях.
Если вы постоянно приносите в дом собак и кошек, любите ходить в зоопарк и бесконечно
мастерите
кормушки-скворечники,
возможно,
стоит
задуматься
о
профессии,
связанной
с животным миром.
Итак, для того, чтобы узнать названия профессий, связанных с животным миром, для вас
задание.
ЗАДАНИЕ № 2: «МОРСКОЙ БОЙ»
У
каждой
команды
карточки,
на
которых
зашифрованы
названия
профессий.
Каждой
команде необходимо расшифровать названия профессий. За каждую правильно расшифрованное
название – 1 звезда. (Раздаточный материал – Приложение № 1)
Ответы: орнитолог, ихтиолог, ипполог, энтомолог, герпетолог, палеонтолог, серпентолог.
С давних времён человек окружён животным миром. Про одних животных, которые живут в
лесах,
пустынях,
на
Крайнем
Севере,
мы
знаем
только
по
книгам,
видим
по
телевизору
или в зоопарках, а с другими нам приходится тесно контактировать - с теми, кто живёт в наших
домах, является помощниками на работе. Но в любом случае косвенно или напрямую жизнь
животных
зависит
от
человека.
Именно
поэтому
существует
такое
разнообразие
профессий,
связанных с животным миром.
Познакомимся с профессией «Зоолог». Зоологи изучают животных в природной среде
или
в
лабораторных
условиях:
исследуют
животных,
знакомятся
с
их
средой
обитания,
особенностями
строения
и
функционирования
организма,
спецификой
взаимодействия
друг
с другом, участвуют в создании заповедников, следят за сохранностью животных.
Направления зоологии очень разнообразны. Для того, чтобы узнать какие специалисты
изучают те или иные виды животных, необходимо выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ № 3: «ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Капитаны команд выбирают карточки с названием профессии. Нужно правильно подобрать
ей определение и найти изображение. За правильно выполненное задание команда получает
3 звезды. (Раздаточный материал – Приложение № 2)
Орнитолог –
специалист,
изучающий
виды
птиц,
их
жизнедеятельность.
В
задачи
орнитолога
входит:
наблюдение
(при
помощи
специальной
оптики),
систематизация,
изучение
образа
жизни,
питания, поведения различных видов птиц и охрана
редких видов.
На нашей планете обитает более 9800 видов
птиц, это если считать только известные и описанные
виды.
За
птицами
наблюдают,
слушают
их
пение,
затем фиксируют и анализируют полученные данные.
Для отслеживания миграции и ареала распространения
используют
кольцевание
птиц.
На
лапку
животного
надевается небольшое колечко с индивидуальным номером. Оно не приносит никакого вреда
живому существу, однако предоставляет орнитологу большой объём данных для изучения и
анализа.
Ихтиолог -
специалист,
изучающий
рыб
(строение,
развитие,
формы
жизнедеятельности
и особенности размножения рыб и разрабатывающий
на основе этих исследований методы рационального
рыболовства,
рыбоводства
и
рыбоохранной
деятельности).
Ипполог -
специалист,
изучающий
лошадей
(анатомию,
физиологию,
размножение,
поведение, характер, особенности породообразования). Специалист разрабатывает методики по
р
а
з
в
е
д
е
н
и
ю
и содержанию лошадей, их кормлению и улучшению внешнего вида. На конных заводах иппологи
с
л
е
д
я
т
з а
с о х р а н е н и е м
п р и з н а к о в
п р и н а д л е ж н о с т и
л о ш а д и
к
т о й
и л и
и н о й
п о р о д е .
Ч т о б ы
с т а т ь
у с п е ш н ы м
в данной области, желательно начать изучение лошадей ещё в юном возрасте. Побороть страх,
и з у ч и т ь
п о в а д к и ,
н а у ч и т ь с я
о т д а в а т ь
к о м а н д ы
—
все это предшествует началу ответственной работы.
Энтомолог -
специалист-
зоолог,
изучающий
разнообразные
виды
насекомых
в
их
естественной
среде
обитания,
классифицируют
и
систематизируют их. В обязанности энтомолога входит: наблюдение за поведением насекомых в
разных ситуациях; изучение строения насекомых; обнаружение новых видов насекомых, которые
раньше
не
были
исследованы;
выделение
полезных
и
вредных
качеств
насекомых;
коллекционирование особых разновидностей.
Серпентолог –
специалист,
изучающий
змей.
Серпентолог
лечит
змей
или
ловит
их
продажи.
Профессия
серпентолога
редкая,
потому
ч то
большинство
людей
боятся
змей.
Мало
кто
готов
подвергаться смертельной опасности на работе. Те, кто
выбирает
эту
профе ссию,
должны
о бл а д ат ь
определёнными
физическими
и
психологическими
данными:
не
иметь
страха
перед
змеями,
обладать
хорошей
интуицией,
которая
позволит
почувствовать,
что
рептилия
хочет
бро ситься
на
ч е л о в е к а ,
демонстрировать
хорошую
реакцию
и
координацию
движений.
И
не
страдать
аллергией
на
препараты, с которыми придётся работать, на самих змей и их секрецию.
Герпетолог - специалист по изучению рептилий
(пресмыкающихся
и
земноводных),
изучающий
их
происхождение,
строение
организма,
образ
жизни,
поведение.
Герпетологи
изучают,
как
живут,
чем
питаются, где обитают указанные животные.
Земноводные
(амфибии)
–
это
холоднокровные
позвоночные животные, которые во взрослом состоянии
обитают
преимущественно
на
суше,
однако
их
размножение и первоначальное развитие проходит в воде
(влажные
места,
водоёмы)
–
лягушки,
тритоны,
саламандры.
Пресмыкающиеся
(рептилии)
–
это
позвоночные
животные,
которые
перемещаются
преимущественно ползком, волоча своё брюхо по земле (крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы).
Палеонтолог - это специалист, изучающий ископаемые
остатки вымерших организмов: животных, растений,
бактерий и т.д.
Палеонтологи изучая фрагменты скелета,
окаменелости и кости, делают выводы об особенностях
существования и развития древних форм жизни. В
редких исключениях учёным удаётся обнаружить целый
скелет. Как правило, подобные находки попадаются в
районах вечной мерзлоты.
Определения профессиям даны верно, с деятельностью специалистов вы познакомились.
Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ № 4: «ЗАКОЛДОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ»
Командам раздаются карточки. Необходимо прочитать название профессий по первым
буквам картинок, следуя стрелкам. За каждое правильно прочитанное название профессии команда
получает 1 звезду.
Подведение итогов, подсчёт баллов, определение команды-победителя игры.
Приложение № 1
Раздаточный материал для команд или каждого члена команды
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
Щ
֎
Д
֎
К
֎
Й
2
֎
Ю Н
Е
֎
Ш Ы
3
П
У
֎
М Т
֎
Ч
4
֎
Ё
З
֎
Я
Э
֎
5
В
֎
Г
Ц
֎
Л
Х
6
Ф Б
֎
Р
А
֎
Ь
7
С
֎
О
֎
Ъ Ж И
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
Щ
֎
Д
֎
К
֎
Й
2
֎
Ю Н
Е
֎
Ш Ы
3
П
У
֎
М Т
֎
Ч
4
֎
Ё
З
֎
Я
Э
֎
5
В
֎
Г
Ц
֎
Л
Х
6
Ф Б
֎
Р
А
֎
Ь
7
С
֎
О
֎
Ъ Ж И
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
Щ
֎
Д
֎
К
֎
Й
2
֎
Ю Н
Е
֎
Ш Ы
3
П
У
֎
М Т
֎
Ч
4
֎
Ё
З
֎
Я
Э
֎
5
В
֎
Г
Ц
֎
Л
Х
6
Ф Б
֎
Р
А
֎
Ь
7
С
֎
О
֎
Ъ Ж И
Приложение № 2
Раздаточный материал для команд
Орнитолог
специалист, изучающий виды птиц, их жизнедеятельность.
В задачи орнитолога входит: наблюдение, изучение образа
жизни, питания, поведения птиц и охрана редких видов
Ихтиолог
специалист, изучающий рыб (строение, развитие, формы
жизнедеятельности и особенности размножения рыб).
Изучая рыб, ихтиолог разрабатывает методы рыболовства,
рыбоводства и рыбоохранной деятельности.
Ипполог
специалист, изучающий лошадей (анатомию, физиологию,
размножение, поведение и характер, особенности
породообразования). Ипполог разрабатывает методики по
разведению и содержанию лошадей, их кормлению и
улучшению внешнего вида.
Энтомолог
специалист, изучающий разнообразные виды насекомых в
их естественной среде обитания. Энтомолог наблюдает за
их поведением, изучает строение насекомых, исследует
новые виды, коллекционирует интересные виды.
Серпентолог
специалист, изучающий змей. Серпентолог лечит змей или
ловит их продажи. Профессия редкая, потому что
большинство людей боятся змей. Те, кто выбирает эту
профессию, не должны иметь страха перед змеями,
должны обладать хорошей интуицией, демонстрировать
хорошую реакцию и координацию движений.
Герпетолог
специалист по изучению рептилий (пресмыкающихся и
земноводных), изучающий их происхождение, строение
организма, образ жизни, поведение. Герпетологи изучают,
как живут, чем питаются, где обитают эти животные.
Палеонтолог
специалист, изучающий ископаемые остатки вымерших
организмов: животных, растений, бактерий и т.д.
Палеонтологи, изучая фрагменты скелета, окаменелости и
кости, делают выводы об особенностях существования и
развития древних форм жизни.