Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыкальная информатика»


Автор: Воронков Сергей Петрович
Должность: преподаватель по классу народных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №2" им. В. А. Коха
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыкальная информатика»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Детская музыкальная школа № 3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Музыкальная информатика»

мкр. Вынгапуровский - 2014

2

«Рассмотрено»

Методическим советом МБОУ ДОД «ДМШ № 3»

Протокол №________

от «______»_________________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД «ДМШ № 3»

_______________ Т.А. Грищенко

«______»____________________2013 г.

Разработчик: С. П. Воронков преподаватель по классу «Гитара» МБОУ ДОД «ДМШ № 3»

Рецензент:

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

_____________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

3

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МОУ ДОД «ДМШ

№3»на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

Пояснительная записка

4

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Учебный курс музыкальной информатики является составной частью подготовки

учащихся. Он предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и прак -

тических навыков в области новых информационных технологий.

В современных условиях знакомство с электронным оборудованием, владение пер-

сональным компьютером, умение пользоваться новыми информационными технологиями

становится всё более необходимым для квалифицированной работы в самых различных

отраслях производства, науки и культуры, в том числе в области музыкального искусства.

Основы этих знаний даются в средней школе. В МБОУ ДОД «ДМШ №3» предусмотрено

изучение дисциплины «Музыкальная информатика», цель которой сформировать у уча -

щихся первоначальные представления о возможностях современных компьютерных техно-

логий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа. Главная цель заключается в том,

чтобы выработать у учащихся потребность и умение самостоятельно использовать дина-

мично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности сво-

ей учебной деятельности.

Педагогический опыт подсказывает, что положительный результат изучения инфор -

матики в МБОУ ДОД «ДМШ №3» может быть достигнут только в том случае, если плани-

руемая тематика нацелена на решение конкретных, практически ясных и понятных учаще-

муся задач. Вот почему в тематический план курса не включено изучение языков програм-

мирования, методологии составления компьютерных программ, особенностей функциони-

рования разнообразных информационных систем. По той же причине не затронуты вопро -

сы, связанные с проблемами музыкальной акустики, психологии восприятия и пр. Изуче -

ние этих вопросов – задача других дисциплин.

Примерный учебный план рекомендует прохождение всего этого материала за 3

года из расчета 108 часов практических занятий под руководством преподавателя. Задача

учебного заведения – технически и организационно обеспечить учащимся возможность

такой работы. Это требование является необходимым условием изучения дисциплины, ко-

торая предполагает индивидуальное (персональное) освоение учащимися тех или иных

компьютерных программ.

Программа, составлена с учетом сложившихся традиций музыкального образова-

ния,

и

начального

уровеня

подготовленности

контингента

учащихся.

Не

секрет,

что

большинство учащихся МБОУ ДОД «ДМШ №3» имеет весьма общие представления об

естественнонаучных и технических дисциплинах. Кроме того, в познавательной деятель -

ности музыканта значительную роль играет образно-ассоциативный механизм. Принимая

это во внимание, необходимо укладывать содержательную часть программы, независимо

от степени сложности изучаемых вопросов, в предпочтительные для музыканта образные

формы и обязательно сопровождаться звуковыми и визуальными иллюстрациями, т.е. про -

пускаться преподавателем через призму знакомого и хорошо известного.

Следует иметь в виду, что учащиеся не получают полноценного объема знаний и

навыков по начальному курсу музыкальной информатики в средней школе в силу новизны

этой дисциплины, которая только начинает вводиться и требует времени для соответству-

ющего технического и кадрового обеспечения. Но наряду с этим, другие учащиеся способ -

ны не только хорошо разбираться в принципах работы на ПК, но и достаточно грамотно

пользоваться теми или иными профессиональными компьютерными программами. Вслед-

ствие этого учебная программа, с одной стороны, должна быть рассчитана на разный уро-

вень подготовки учащихся, т.е. не избегать изложения простых вопросов, а с другой – раз-

вивать уже имеющиеся навыки. Последнее должно достигаться через изучение самых по -

следних версий компьютерных программ и через индивидуальный характер заданий для

5

самостоятельной работы. В принципе же индивидуальный подход к учащимся в изучении

курса музыкальной информатики, особенно в процессе руководства их самостоятельной

работой, должен проявляться не в меньшей степени, чем при преподавании любой другой

общепрофессиональной или специальной дисциплины.

Таким образом, проблематика программы построена из расчета последовательного

освоения сначала стандартных пользовательских навыков и операций, а затем приобрете-

ния необходимых знаний о специфических музыкальных функциях компьютера. При этом

особое внимание уделяется различным текстовым и нотным редакторам, способам пред -

ставления музыкальных данных и технических приемам их обработки, методам синтеза

звука, изучению электронного музыкального оборудования и освоению тех специальных

программ, без которых использование компьютера в деятельности юного музыканта невоз-

можна.

Изучение курса завершается подведением итогов в форме контрольного урока, ко-

торый выставляется по результатам выполнения индивидуальных практических заданий,

связанных с применением изученных компьютерных программ ( нотный набор, редактиро-

вание аудиозаписи и т.п.). Контрольный урок может сопровождаться устным опросом или

выполнением письменных тестов, отражающих степень усвоения учащимися теоретиче-

ской части программы.

Поскольку обновление информационных технологий и компьютерных программ-

ных продуктов осуществляется непрерывно и быстрыми темпами, данная программа,

включая список литературы, актуальный на время её составления, должна рассматривать -

ся лишь как основа для подготовки и систематического пересмотра рабочих учебных про -

грамм по курсу «Музыкальная информатика».

Сведения о затратах учебного времени

Наименование предметной об-

ласти/учебного предмета

Годы обучения (клас-

сы), количество ауди-

торных часов в неделю

Промежуточная и

итоговая аттеста-

ция (годы обуче-

ния, классы)

I

II

III

2.1.

Музыкальная информатика

1

1

1

III

Всего:

1

1

1

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальная информатика» при 3-летнем

сроке обучения составляет 108 часов

Форма проведения учебных занятий

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме.

Индивидуальная

форма

занятий

позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей

и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о музыкальной

6

информатики,

устойчивого

интереса

к

самостоятельной

деятельности

в

области

музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальная информатика» являются:

Изучение

средств

и

методов

специальной

информатики

для

музыкантов

современной

технологической

базы

для

всех

видов

профессиональной

музыкальной деятельности.

Изучение

основ MIDI-технологии

как

общепринятого

стандарта

и

формата

музыкальных данных.

Связь

музыкальной

информатики

с

традиционными

дисциплинами

сольфеджио,теория музыки, специальность.

Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный

набор и редактирование с помощью программных секвенсоров, конвертирование

файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

Музыкальные файлы в сети Интернет.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение принцыпов работы на ПК);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам

аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся

могут

пользоваться

системой

«Интернет»

для

сбора

дополнительного

материала

по

изучению предложенных тем.

Библиотечный

фонд

МБОУ

ДОД

«ДМШ

3»укомплектован

печатными,

электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой, необходимыми для

эфективной организации учебного процесса.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

7

1 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Устройство

персонального

компьютера.

Функции

комплектующего

оборудования

(внутренние

и

внешние

устройства).

Виды и способы хранения информации. Понятие файла и

его типы. Файловые менеджеры.

Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/

XP: общие принципы работы.

.

16

2 четверть

Компьютерные программы и типы программного обеспе-

чения.

Разновидности текстовых редакторов. Использование ре-

дактора Microsoft Word. Сканирование и распознавание

текстовых документов.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Виды и способы хранения информации. Понятие файла и

его типы. Файловые менеджеры.

Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/

XP: общие принципы работы.

Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные

ресурсы. Исследование сети.

22

4 четверть

Компьютер в деятельности музыканта.

Цифровая

запись

музыкального

звука.

Форматы

компьютерного представления аудиоданных.

Синтез электронного звука и его методы.

Электронное

музыкальное

оборудование,

звуковые

редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition,.

16

2 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры.

Программы

сведения

аудио

и

MIDI-данных:

Sonar,

Steinberg Cubase.

16

2 четверть

Цифровая запись и копирование компакт-дисков.

Нотно-издательские системы: разновидности, принципы

работы. Нотные редакторы Finale, Sibelius.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Сканирование и распознавание текстовых документов с

помощью

программы

Abby

Fine

Reader.

Перенос

и

22

8

редактирование распознанных документов в программе

Microsoft Word.

4 четверть

Основные

принципы

цифровой

записи

(оцифровки)

и

обработки музыкального звука. Характеристика основных

звуковых форматов: WAV, CDA, AIFF, MP3, WMA, RA,

MIDI. Понятие конвертации звуковых файлов. Программы

конвертации звуковых файлов.

Разновидности архиваторов звуковых файлов; принцип их

работы, достоинства и недостатки.

16

3 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Состав сервисного пакета Microsoft Office. Назначение и

общая характеристика программ Microsoft Excel, Microsoft

Access, Microsoft Power Point.

Программы для верстки текста. Программы для графики и

дизайна. Программы для работы с мультимедиа. Игровые

программы

16

2 четверть

Разновидности

мультимедийных

программ:

звуковые

редакторы,

MIDI-секвенсоры,

нотные

редакторы,

программы для работы с семплами, программы для ра-

боты с видеоизображением.

Техника установки и удаления программ.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Работа в программе Sound Forge 8:

Режимы

работы,

структура,

интерфейс

программы.

Способы

ввода

данных.

За-пись

звука

и

настройка

параметров записи.

Основные

операции

по

редактированию

данных.

Операции

звукового

монтажа:

копирование,

вставка,

наложение,

повторение,

перестановка,

склейка

фрагментов звука.

22

4 четверть

Д о п о л н и т е л ь н ы е

в о з м о ж н о с т и

п р о г р а м м ы .

Воспроизведение

и

сохранение

вве-денного

текста

как

MIDI-файла, возможность распознавания сканированного

нотного текста (модуль SmartScore).

Импорт и экспорт графических файлов: использование

данной возможности для создания нотных примеров с

последующей вставкой в текстовый документ Microsoft

Word.

Общая характеристика других нотных редакторов: Encore

4.5, Sibelius 4.1. До-стоинства и недостатки.

Современные тенденции в развитии нотно-издательских

программ.

16

9

Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских

программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

Требования

третьего

года

обучения

имеют

два

варианта,

разработанных

для

различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.

1 год обучения

I полугодие

II полугодие

Контрольный урок в конце полугодия

(по индивидуальному плану)

Контрольный урок в конце полугодия

(по индивидуальному плану)

2 год обучения

I полугодие

II полугодие

Контрольный урок в конце полугодия

(по индивидуальному плану)

Контрольный урок в конце полугодия

(по индивидуальному плану)

3 год обучения

I полугодие

II полугодие

Контрольный урок в конце полугодия

(по индивидуальному плану)

Контрольный урок в конце полугодия

(по индивидуальному плану)

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестации.

Формами

текущего

и

промежуточного

контроля

являются:

контрольный

урок,

участие

в

тематических

вечерах,

классных

концертах,

мероприятиях

культурно-

просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно

применение

индивидуальных

графиков

проведения

данных

видов

контроля,

а

также

содержания

контрольных

мероприятий.

Например,

промежуточная

аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение

отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.

При

проведении

итоговой

аттестации

может

применяться

форма

экзамена.

Содержанием

экзамена

является

исполнение

сольной

программы

и/или

участие

в

ансамбле.

Критерии оценки

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу

«Музыкальная информатика», следует учитывать:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям

музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Применение компьютерных технологий в музыкальной науке: в области музы-

кально-акустических

исследований,

при

использовании

методов

статистического

и

матричного анализа, при моделировании стилей музыкального исполнения и изучении

количественных параметров исполнительского искусства, и т.п. Использование компь-

ютера

как

источника

научной

информации

(обращение

к

справочным,

музыкально-

теоретическим и музыковедческим ресурсам Интернета).

10

Использование

обучающих

и

игровых

музыкальных

программ

на

начальных

ступенях

музыкального

образования

и

воспитания.

Компьютер

как

вспомогательное

средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин

(подготовка

с

помощью

MIDI-технологий

и

написание

музыкальных

диктантов).

Мультимедийные

музыкальные

энциклопедии

в

изучении

музыкальной

литературы,

истории

музыки.

Решение

с

помощью

компьютера

учебно-творческих

задач

по

аранжировке и сочинению музыки.

Развитие

дистанционных

форм

музыкальной

деятельности.

Элементы

дистанционного музыкального обучения на основе компьютерных технологий (интернет-

лекции, виртуальные уроки, электронные учебные пособия). Перспективы интеграции и

интеллектуализации

компьютерных

технологий,

развития

звуковых

систем,

внедрение

нейронных технологий и самообучающихся программ.

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУ-

РЫ

Основная

Белунцов,

В.

Новейший

самоучитель

работы

на

компьютере

для

музыкантов

/

В.

Белунцов. – М.: ДЕСС КОМ, 2003. – 560 с.

Будилов, В.А. Работаем с Finale 2001 / В.А. Будилов.– СПб.: Наука и Техника, 2001. – 240

с.

Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев. –

М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. – 2006. – 224 с.

Никамин, В.А. Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты / В.А. Никамин . - СПб.:

Наука и Техника, 2002. – 256 с.

Дополнительная

Лысова, Ж.А. Англо-русский и русско-английский музыкальный словарь / Ж.А. Лысова. –

СПб.: Лань, 2008. – 288 с.

Михайлов,

А.

Практический

англо-русский

словарь

по

электронной

и

компьютерной

музыке / Михайлов А., Шилов В. – М.: Русь, 1991. – 119 с.

Николенко, Д.В. MIDI - язык богов / Д.В. Николенко. – СПб.: Наука и Техника, 2000. – 144

с.

Петелин, Р. Propellerhead Reason - музыкальная студия - (Мастер) (+CD) / Р. Петелин, Ю.

Петелин. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2007. – 224 с.

Петелин,

Р.

Sonar

4.

Секреты

мастерства

/

Р.

Петелин,

Ю.

Петелин.–

СПб.:

BHV

-Петербург, Арлит, 2002. – 214 с.

Петелин, Р. Аранжировка музыки на PC / Р.Петелин, Ю. Петелин. – СПб., BHV-Санкт-

Петербург, 1999. – 243 с.

Петелин, Р. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин. -

СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2001. – 608 с.

Петелин, Р. Персональный оркестр в PC. / Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб., BHV-Санкт-

Петербург, 1999. – 240 с.

Резник, Ю.А. Графика, звук, видео на ПК.. Популярный самоучитель / Ю.А. Резник. –

СПб., 2003. – 332 с.

Устинов, А.А. Моделирование музыкального исполнения: возможности и ограничения /

А.А. Устинов. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2002. – 174

с.

Харуто,

А.В.

Музыкальная

информатика.

Компьютер

и

звук:

Учебное

пособие

по

теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза / А.В. Харуто. – М.:

Московская государственная консерватория, 2006. – 387 с.

Харуто, А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы / Харуто, А.В. – М.:

Московская государственная консерватория, 2009. - 400 с.

11



В раздел образования