Автор: Воронков Сергей Петрович
Должность: преподаватель по классу народных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №2" им. В. А. Коха
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыкальная информатика»
Раздел: дополнительное образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Детская музыкальная школа № 3»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыкальная информатика»
мкр. Вынгапуровский - 2014
2
«Рассмотрено»
Методическим советом МБОУ ДОД «ДМШ № 3»
Протокол №________
от «______»_________________2013 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД «ДМШ № 3»
_______________ Т.А. Грищенко
«______»____________________2013 г.
Разработчик: С. П. Воронков преподаватель по классу «Гитара» МБОУ ДОД «ДМШ № 3»
Рецензент:
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
_____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
3
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МОУ ДОД «ДМШ
№3»на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
Пояснительная записка
4
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Учебный курс музыкальной информатики является составной частью подготовки
учащихся. Он предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и прак -
тических навыков в области новых информационных технологий.
В современных условиях знакомство с электронным оборудованием, владение пер-
сональным компьютером, умение пользоваться новыми информационными технологиями
становится всё более необходимым для квалифицированной работы в самых различных
отраслях производства, науки и культуры, в том числе в области музыкального искусства.
Основы этих знаний даются в средней школе. В МБОУ ДОД «ДМШ №3» предусмотрено
изучение дисциплины «Музыкальная информатика», цель которой сформировать у уча -
щихся первоначальные представления о возможностях современных компьютерных техно-
логий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа. Главная цель заключается в том,
чтобы выработать у учащихся потребность и умение самостоятельно использовать дина-
мично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности сво-
ей учебной деятельности.
Педагогический опыт подсказывает, что положительный результат изучения инфор -
матики в МБОУ ДОД «ДМШ №3» может быть достигнут только в том случае, если плани-
руемая тематика нацелена на решение конкретных, практически ясных и понятных учаще-
муся задач. Вот почему в тематический план курса не включено изучение языков програм-
мирования, методологии составления компьютерных программ, особенностей функциони-
рования разнообразных информационных систем. По той же причине не затронуты вопро -
сы, связанные с проблемами музыкальной акустики, психологии восприятия и пр. Изуче -
ние этих вопросов – задача других дисциплин.
Примерный учебный план рекомендует прохождение всего этого материала за 3
года из расчета 108 часов практических занятий под руководством преподавателя. Задача
учебного заведения – технически и организационно обеспечить учащимся возможность
такой работы. Это требование является необходимым условием изучения дисциплины, ко-
торая предполагает индивидуальное (персональное) освоение учащимися тех или иных
компьютерных программ.
Программа, составлена с учетом сложившихся традиций музыкального образова-
ния,
и
начального
уровеня
подготовленности
контингента
учащихся.
Не
секрет,
что
большинство учащихся МБОУ ДОД «ДМШ №3» имеет весьма общие представления об
естественнонаучных и технических дисциплинах. Кроме того, в познавательной деятель -
ности музыканта значительную роль играет образно-ассоциативный механизм. Принимая
это во внимание, необходимо укладывать содержательную часть программы, независимо
от степени сложности изучаемых вопросов, в предпочтительные для музыканта образные
формы и обязательно сопровождаться звуковыми и визуальными иллюстрациями, т.е. про -
пускаться преподавателем через призму знакомого и хорошо известного.
Следует иметь в виду, что учащиеся не получают полноценного объема знаний и
навыков по начальному курсу музыкальной информатики в средней школе в силу новизны
этой дисциплины, которая только начинает вводиться и требует времени для соответству-
ющего технического и кадрового обеспечения. Но наряду с этим, другие учащиеся способ -
ны не только хорошо разбираться в принципах работы на ПК, но и достаточно грамотно
пользоваться теми или иными профессиональными компьютерными программами. Вслед-
ствие этого учебная программа, с одной стороны, должна быть рассчитана на разный уро-
вень подготовки учащихся, т.е. не избегать изложения простых вопросов, а с другой – раз-
вивать уже имеющиеся навыки. Последнее должно достигаться через изучение самых по -
следних версий компьютерных программ и через индивидуальный характер заданий для
5
самостоятельной работы. В принципе же индивидуальный подход к учащимся в изучении
курса музыкальной информатики, особенно в процессе руководства их самостоятельной
работой, должен проявляться не в меньшей степени, чем при преподавании любой другой
общепрофессиональной или специальной дисциплины.
Таким образом, проблематика программы построена из расчета последовательного
освоения сначала стандартных пользовательских навыков и операций, а затем приобрете-
ния необходимых знаний о специфических музыкальных функциях компьютера. При этом
особое внимание уделяется различным текстовым и нотным редакторам, способам пред -
ставления музыкальных данных и технических приемам их обработки, методам синтеза
звука, изучению электронного музыкального оборудования и освоению тех специальных
программ, без которых использование компьютера в деятельности юного музыканта невоз-
можна.
Изучение курса завершается подведением итогов в форме контрольного урока, ко-
торый выставляется по результатам выполнения индивидуальных практических заданий,
связанных с применением изученных компьютерных программ ( нотный набор, редактиро-
вание аудиозаписи и т.п.). Контрольный урок может сопровождаться устным опросом или
выполнением письменных тестов, отражающих степень усвоения учащимися теоретиче-
ской части программы.
Поскольку обновление информационных технологий и компьютерных программ-
ных продуктов осуществляется непрерывно и быстрыми темпами, данная программа,
включая список литературы, актуальный на время её составления, должна рассматривать -
ся лишь как основа для подготовки и систематического пересмотра рабочих учебных про -
грамм по курсу «Музыкальная информатика».
Сведения о затратах учебного времени
Наименование предметной об-
ласти/учебного предмета
Годы обучения (клас-
сы), количество ауди-
торных часов в неделю
Промежуточная и
итоговая аттеста-
ция (годы обуче-
ния, классы)
I
II
III
2.1.
Музыкальная информатика
1
1
1
III
Всего:
1
1
1
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальная информатика» при 3-летнем
сроке обучения составляет 108 часов
Форма проведения учебных занятий
Занятия
проводятся
в
индивидуальной
форме.
Индивидуальная
форма
занятий
позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей
и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о музыкальной
6
информатики,
устойчивого
интереса
к
самостоятельной
деятельности
в
области
музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальная информатика» являются:
Изучение
средств
и
методов
специальной
информатики
для
музыкантов
–
современной
технологической
базы
для
всех
видов
профессиональной
музыкальной деятельности.
Изучение
основ MIDI-технологии
как
общепринятого
стандарта
и
формата
музыкальных данных.
Связь
музыкальной
информатики
с
традиционными
дисциплинами
–
сольфеджио,теория музыки, специальность.
Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный
набор и редактирование с помощью программных секвенсоров, конвертирование
файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.
Музыкальные файлы в сети Интернет.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение принцыпов работы на ПК);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся
могут
пользоваться
системой
«Интернет»
для
сбора
дополнительного
материала
по
изучению предложенных тем.
Библиотечный
фонд
МБОУ
ДОД
«ДМШ
№
3»укомплектован
печатными,
электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой, необходимыми для
эфективной организации учебного процесса.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
7
1 год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
1 четверть
Устройство
персонального
компьютера.
Функции
комплектующего
оборудования
(внутренние
и
внешние
устройства).
Виды и способы хранения информации. Понятие файла и
его типы. Файловые менеджеры.
Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/
XP: общие принципы работы.
.
16
2 четверть
Компьютерные программы и типы программного обеспе-
чения.
Разновидности текстовых редакторов. Использование ре-
дактора Microsoft Word. Сканирование и распознавание
текстовых документов.
16
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
3 четверть
Виды и способы хранения информации. Понятие файла и
его типы. Файловые менеджеры.
Операционные системы. Microsoft Windows 98/ME/2000/
XP: общие принципы работы.
Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные
ресурсы. Исследование сети.
22
4 четверть
Компьютер в деятельности музыканта.
Цифровая
запись
музыкального
звука.
Форматы
компьютерного представления аудиоданных.
Синтез электронного звука и его методы.
Электронное
музыкальное
оборудование,
звуковые
редакторы. Программы Sound Forge, Adobe Audition,.
16
2 год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
1 четверть
MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры.
Программы
сведения
аудио
и
MIDI-данных:
Sonar,
Steinberg Cubase.
16
2 четверть
Цифровая запись и копирование компакт-дисков.
Нотно-издательские системы: разновидности, принципы
работы. Нотные редакторы Finale, Sibelius.
16
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
3 четверть
Сканирование и распознавание текстовых документов с
помощью
программы
Abby
Fine
Reader.
Перенос
и
22
8
редактирование распознанных документов в программе
Microsoft Word.
4 четверть
Основные
принципы
цифровой
записи
(оцифровки)
и
обработки музыкального звука. Характеристика основных
звуковых форматов: WAV, CDA, AIFF, MP3, WMA, RA,
MIDI. Понятие конвертации звуковых файлов. Программы
конвертации звуковых файлов.
Разновидности архиваторов звуковых файлов; принцип их
работы, достоинства и недостатки.
16
3 год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
1 четверть
Состав сервисного пакета Microsoft Office. Назначение и
общая характеристика программ Microsoft Excel, Microsoft
Access, Microsoft Power Point.
Программы для верстки текста. Программы для графики и
дизайна. Программы для работы с мультимедиа. Игровые
программы
16
2 четверть
Разновидности
мультимедийных
программ:
звуковые
редакторы,
MIDI-секвенсоры,
нотные
редакторы,
программы для работы с семплами, программы для ра-
боты с видеоизображением.
Техника установки и удаления программ.
16
II полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
3 четверть
Работа в программе Sound Forge 8:
Режимы
работы,
структура,
интерфейс
программы.
Способы
ввода
данных.
За-пись
звука
и
настройка
параметров записи.
Основные
операции
по
редактированию
данных.
Операции
звукового
монтажа:
копирование,
вставка,
наложение,
повторение,
перестановка,
склейка
фрагментов звука.
22
4 четверть
Д о п о л н и т е л ь н ы е
в о з м о ж н о с т и
п р о г р а м м ы .
Воспроизведение
и
сохранение
вве-денного
текста
как
MIDI-файла, возможность распознавания сканированного
нотного текста (модуль SmartScore).
Импорт и экспорт графических файлов: использование
данной возможности для создания нотных примеров с
последующей вставкой в текстовый документ Microsoft
Word.
Общая характеристика других нотных редакторов: Encore
4.5, Sibelius 4.1. До-стоинства и недостатки.
Современные тенденции в развитии нотно-издательских
программ.
16
9
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования
третьего
года
обучения
имеют
два
варианта,
разработанных
для
различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.
1 год обучения
I полугодие
II полугодие
Контрольный урок в конце полугодия
(по индивидуальному плану)
Контрольный урок в конце полугодия
(по индивидуальному плану)
2 год обучения
I полугодие
II полугодие
Контрольный урок в конце полугодия
(по индивидуальному плану)
Контрольный урок в конце полугодия
(по индивидуальному плану)
3 год обучения
I полугодие
II полугодие
Контрольный урок в конце полугодия
(по индивидуальному плану)
Контрольный урок в конце полугодия
(по индивидуальному плану)
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа
предусматривает
текущий
контроль,
промежуточную
и
итоговую
аттестации.
Формами
текущего
и
промежуточного
контроля
являются:
контрольный
урок,
участие
в
тематических
вечерах,
классных
концертах,
мероприятиях
культурно-
просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно
применение
индивидуальных
графиков
проведения
данных
видов
контроля,
а
также
содержания
контрольных
мероприятий.
Например,
промежуточная
аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение
отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.
При
проведении
итоговой
аттестации
может
применяться
форма
экзамена.
Содержанием
экзамена
является
исполнение
сольной
программы
и/или
участие
в
ансамбле.
Критерии оценки
При
оценивании
учащегося,
осваивающегося
общеразвивающую
программу
«Музыкальная информатика», следует учитывать:
формирование
устойчивого
интереса
к
музыкальному
искусству,
к
занятиям
музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Применение компьютерных технологий в музыкальной науке: в области музы-
кально-акустических
исследований,
при
использовании
методов
статистического
и
матричного анализа, при моделировании стилей музыкального исполнения и изучении
количественных параметров исполнительского искусства, и т.п. Использование компь-
ютера
как
источника
научной
информации
(обращение
к
справочным,
музыкально-
теоретическим и музыковедческим ресурсам Интернета).
10
Использование
обучающих
и
игровых
музыкальных
программ
на
начальных
ступенях
музыкального
образования
и
воспитания.
Компьютер
как
вспомогательное
средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин
(подготовка
с
помощью
MIDI-технологий
и
написание
музыкальных
диктантов).
Мультимедийные
музыкальные
энциклопедии
в
изучении
музыкальной
литературы,
истории
музыки.
Решение
с
помощью
компьютера
учебно-творческих
задач
по
аранжировке и сочинению музыки.
Развитие
дистанционных
форм
музыкальной
деятельности.
Элементы
дистанционного музыкального обучения на основе компьютерных технологий (интернет-
лекции, виртуальные уроки, электронные учебные пособия). Перспективы интеграции и
интеллектуализации
компьютерных
технологий,
развития
звуковых
систем,
внедрение
нейронных технологий и самообучающихся программ.
VI.
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУ-
РЫ
Основная
Белунцов,
В.
Новейший
самоучитель
работы
на
компьютере
для
музыкантов
/
В.
Белунцов. – М.: ДЕСС КОМ, 2003. – 560 с.
Будилов, В.А. Работаем с Finale 2001 / В.А. Будилов.– СПб.: Наука и Техника, 2001. – 240
с.
Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев. –
М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. – 2006. – 224 с.
Никамин, В.А. Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты / В.А. Никамин . - СПб.:
Наука и Техника, 2002. – 256 с.
Дополнительная
Лысова, Ж.А. Англо-русский и русско-английский музыкальный словарь / Ж.А. Лысова. –
СПб.: Лань, 2008. – 288 с.
Михайлов,
А.
Практический
англо-русский
словарь
по
электронной
и
компьютерной
музыке / Михайлов А., Шилов В. – М.: Русь, 1991. – 119 с.
Николенко, Д.В. MIDI - язык богов / Д.В. Николенко. – СПб.: Наука и Техника, 2000. – 144
с.
Петелин, Р. Propellerhead Reason - музыкальная студия - (Мастер) (+CD) / Р. Петелин, Ю.
Петелин. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2007. – 224 с.
Петелин,
Р.
Sonar
4.
Секреты
мастерства
/
Р.
Петелин,
Ю.
Петелин.–
СПб.:
BHV
-Петербург, Арлит, 2002. – 214 с.
Петелин, Р. Аранжировка музыки на PC / Р.Петелин, Ю. Петелин. – СПб., BHV-Санкт-
Петербург, 1999. – 243 с.
Петелин, Р. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р. Петелин, Ю. Петелин. -
СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2001. – 608 с.
Петелин, Р. Персональный оркестр в PC. / Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб., BHV-Санкт-
Петербург, 1999. – 240 с.
Резник, Ю.А. Графика, звук, видео на ПК.. Популярный самоучитель / Ю.А. Резник. –
СПб., 2003. – 332 с.
Устинов, А.А. Моделирование музыкального исполнения: возможности и ограничения /
А.А. Устинов. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2002. – 174
с.
Харуто,
А.В.
Музыкальная
информатика.
Компьютер
и
звук:
Учебное
пособие
по
теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза / А.В. Харуто. – М.:
Московская государственная консерватория, 2006. – 387 с.
Харуто, А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы / Харуто, А.В. – М.:
Московская государственная консерватория, 2009. - 400 с.
11