Автор: Камалова Полина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №236
Населённый пункт: Волгоград, Краснооктябрьский район
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Послушный ребенок
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Послушный ребенок »
Камалова Полина Николаевна
воспитатель МОУ №236 г. Волгоград
Воспитывать … самая трудная вещь.
Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут- то было: только начинается!
М.Ю. Лермонтов
Послушный ребенок-мечта любого родителя!
Существует
несколько
способов,
которыми
родители
добиваются
послушания от ребенка.
Один из них – прямой приказ ребенку. Однако важно предостеречь мам и пап
от применения такого способа. Дело в том, что мы, конечно, быстро получаем
желаемое
от
ребенка.
Маша
тут
же
садится
и
ест
кашу,
Саша
убирает
игрушки. Но что мы воспитываем в ребенке при этом? Воспитываем ли
самостоятельность?
Воспитываем
ли
ответственность?
Увы,
нет.
Такой
способ родителей добиться от ребенка послушания приводит лишь к тому,
что инициативность его падает, он сам уже никогда не захочет делать то, что
ему
сейчас
навязывают,
будет
делать
все
“из-под
палки”.
К
тому
же
отношения между ребенком и родителями нарушаются. Дети, безусловно,
любят
родителей,
но
при
таких
обстоятельствах
им
просто
приходится
рассматривать маму и папу как нарушителей их личной свободы.
Другой – также очень “действенный” – метод ремня. Ремнем, к сожалению,
воспитывают детей и в сегодняшний, XXI век. Уже давно доказано наукой,
что
насилием
в
ребенке
можно
воспитать
только
неуверенность
в
себе,
безынициативность, замкнутость, недоверие к окружающим. Чего добьется в
жизни такой человек, как Вы думаете? Да, ребенок действительно не будет
больше так поступать. Однако он не будет так поступать не потому, что
“нельзя”,
а
потому
что
будет
бояться
Вас.
Вообще,
телесные
наказания
требуют
от
родителей
гораздо
меньше
ума
и
способностей,
чем
другие
воспитательные меры.
Метод подарков – часто используется родителями. Спорный, конечно, метод.
В нем есть и положительные и отрицательные стороны. Пример, Миша не
хочет делать уроки (лень ему). Тогда взволнованные родители ему ставят
такие условия: “Миша, если ты сделаешь уроки, то мы тебе купим ролики”.
Миша,
естественно,
садится,
кропотливо
делает
уроки,
идет
в
школу
и
получает
пятерку,
Хорошо?
Да,
замечательно.
И
родители
вроде
не
заставляли
Мишу
делать
уроки,
и
Миша
научился
чему-то,
и
пятерку
получил. Но, как Вы думаете, возьмет ли Миша в следующий раз в руки
учебник самостоятельно? Увы, нет. Он будет ждать следующего подарка от
родителей. Ведь они ему обязаны за это подарить… И мама, и папа сами
отстроили себе тупик. К сожалению, и этот метод не годится для воспитания
полноценной Личности.
Еще способ – оставить все как есть. “Ну, не хочет дитятко делать это, пусть
отдохнет, сделаю сама, мне не трудно” – говорит себе “добрая” мамочка
(этому часто подвержены именно мамы, папы реже). Сыну (или дочери) в
итоге становится все меньше охоты заниматься сначала трудными делами,
потом делами полегче, а в итоге становится неохота даже встать и одеть
тапочки. Так о чем мы говорим? О воспитании. Где тут воспитание?
Подавляя, наказывая ребенка, или, наоборот, потакая ему тем или иным
образом, мы, взрослые, не отдаем себе отчета, что же именно воспитывается
в эту минуту в ребенке? Как мы влияем не сына или дочь? Если смотреть на
воспитание
ребенка
в
перспективе
на
будущее,
то
вот
такие
способы
достижения послушания мы изберем:
Самое главное – установить теплые и доверительные отношения с ребенком,
тогда он будет рад Вас слушаться, если конечно требования не идут в разрез с
другими потребностями и мотивами чада. Просто уважайте ребенка, будьте
искренними в общении, стремитесь к пониманию его.
Уделять внимание ребенку, когда он этого требует. Очень часто дети не
слушаются взрослых лишь из стремления быть в центре их внимания. Таким
образом, они удовлетворяют свою потребность во внимании и заботе.
Воспитывать
ответственность.
Да!
Именно
эта
черта
делает
ребенка
взрослым, а взрослого – полноценной Личностью. Если ребенок знает, что и
когда ему нужно сделать, то он сам, без приказов, криков, напоминаний
родителей сделает необходимое. Конечно, послушание и ответственность –
это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения
порученного.
Быть
ответственным
–
значит
самостоятельно
принимать
решение и осознанно его выполнять. Ведь ребенок не должен постоянно
выполнять волю взрослого, у него должна быть своя “воля”, естественно,
направленная в нужное русло. С чего начинать воспитание ответственности?
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной
поддержке и присутствии взрослого. Далее, когда деятельность уже усвоена,
ребенок нуждается в напоминании и в контроле. Впоследствии он будет не
только сам выполнять всю работу, но и не будет нуждаться в напоминании.
В каких условиях воспитывается ответственность? В условиях самоуважения.
Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок
легче справляется с любой задачей. Поэтому не скупитесь на похвалу.
Есть еще один экстренный метод, применяйте его тогда, когда уже ничто
другое
не
помогает.
Педагогическое
воздействие
на
ребенка
– санкции.
Важно отметить, что санкции – это не наказание. Наказание – это что-то
“плохое” для ребенка. Например, угол, шлепок, упрек. А санкции – это
просто
лишнее
лишение
ребенка
какого-то
права,
лишение
“хорошего”.
Например, лишение права взаимодействия с детьми, пользоваться игрушкой,
телевизором и т.д. Однако необходимо помнить, что санкции должны быть
соразмерными, нельзя, например, лишать еды, сна, движения. Надеюсь, что
добьетесь желаемого.