Напоминание

"Праздник славянской письменности"


Автор: Мосевнина Надежда Валентиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский строительный техникум"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Устный журнал
Тема: "Праздник славянской письменности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум»

( УСТНЫЙ ЖУРНАЛ )

Составитель: МОСЕВНИНА Н.В.,

преподаватель

русского языка

и литературы

Саранск

2018г.

Цели:

углубить знания студентов об истории возникновения славянской

письменности;

повысить общую языковую культуру; привить интерес к русскому языку;

воспитывать бережное отношение к языку, книге; обогащать словарный запас

студентов за счёт лексики и фразеологии старославянизмов.

Оборудование: мультимедийное устройство, слайдовая презентация,

выставка книг.

Ход мероприятия

Эпиграф: Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И.Бунин

Сперва Аз да Буки, а потом другие науки.

Поговорка

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: Один из дней недели русского языка и

литературы хотелось бы посвятить письменности. Каждый год 24 мая

отмечается праздник славянской письменности. Это праздник во славу

русской культуры, во славу человеческого ума. В преддверие этого события и

проведём данное мероприятие. Оно пройдёт в форме устного журнала, из

которого узнаем об истории возникновения славянской письменности.

Давайте познакомимся со страницами журнала.

Страницы устного журнала: 1.Дорога к письменности.

2.Школа славянского языка.

3.Старославянский и русский язык.

4.Буквицы древнерусского языка.

5.Из жизни русского алфавита.

6.История происхождения некоторых слов и

фразеологических оборотов.

7.Парад книг: вопросы и ответы.

8.Викторина.

9.Подведение итогов

Открываем первую страницу журнала:

ДОРОГА К ПИСЬМЕННОСТИ.

Как

вы

думаете:

можно

ли

представить

себе

жизнь

без

телевизора?

Трудно, но можно,- скажете вы. У наших прабабушек и прадедушек не было

телевизора.

А

можно

ли

представить

себе

жизнь

без

электричества?

Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди

читали и писали при свечах или при горящей лучине. И только в советское

в р е м я

п о

в с е й

с т р а н е

з а ж гл и с ь

э л е к т р и ч е с к и е

л а м п о ч к и .

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Наверное

кто-то подумал про себя: вот было бы здорово : не надо было бы писать

диктанты,

сочинения,

рефераты.

Все

уроки

делали

бы

только

устно!

Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения,

не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно представить, как

различать билеты на поезда. Не будет телевизоров, компьютеров, телефонов и

т.п.

Вот

и

решайте,

как

лучше:

с

письменностью

или

без.

Недаром

русский

писатель

и

историограф

Николай

Михайлович

Карамзин

го в о р и л :

« И с т о р и я

у м а

п р е д с т а в л я е т

д в е

гл а в н ы е

э п о х и :

изобретение букв и типографии. Все другие были их следствием…».

Дорога к письменности была длинной и трудной. Послушаем отрывки из

поэмы

американского

поэта

Т.Лонгфелло

«Песнь

о

Гайавате»-так

звали

легендарного вождя индейцев, который сделал для них много хорошего. О

чём идёт речь в первом отрывке?

При свиданье с глазу на глаз

Мы ведём свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

О чём говорится в этом отрывке? Кто эти посланники?

(собеседники)

Но мысль, переданную устно, можно исказить, передать неверно. Что же

было делать?

И вот что придумал Гайавата:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Что изобрёл Гайавата?

(письмо)

Как можно назвать такое письмо?

(рисуночное)

Но рисуночное письмо имеет ряд проблем: его можно неверно прочитать.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы-значки для

согласных звуков.

На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит,

давший начало и латинскому, и славянскому письму.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами

Нового Завета.

Вот такой нелёгкой была дорога к письменности.

Открываем вторую страницу журнала: Школа славянского языка.

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице

памяти-«Повести временных лет». На пергаментные листы этого

рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела,

свершения общерусского значения.

Откроем книгу «Повесть временных лет» на событиях, отнесённых

летописцем к 988 году. Завершает этот год открытие в стольном Киеве

дворцовой школы «Ученья книжного». Так возник центр книжной культуры,

той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

После этих событий наряду с латинской, греческой и арабскими школами на

историческую арену выходит славянская школа.

Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской

азбуки Константином или как его ещё называли Кириллом, философом, и его

братом Мефодием в 863 году.

Славим Русь нашу святую! По великим именам

Православную, родную нашим мыслям и сердцам,

Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду,.

Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву.

Кирилл и Мефодий -два брата единых,

Прошедших свой доблестный путь,

Нашедших в славянах духовную силу

И православья приют!

Открываем третью страницу журнала: Старославянский и русский язык.

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян

расцвёл и дал удивительные образцы одухотворённых и целомудренных

сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших предков.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского

литературного языка. Старославянский язык был всегда надёжной опорой,

гарантией чистоты и источником обогащения русского языка.

Так, употребляя пословицу «Устами младенца глаголет истина», мы

совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом ни одного

«чисто» русского слова..

Все слова этой пословицы старославянского происхождения: уста, младенец,

глаголет, истина. То есть и сейчас в русском языке мы широко используем

слова из старославянского языка.

Открываем четвёртую страницу: Буквицы древнерусского письма.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой

художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные

буквицы, заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают

мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Буквицы обычно начинали ту или иную главу рукописи. Начертания буквиц

славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших

предков. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом,

он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу

просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание.

Такое начертание таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб

крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух

двойников-солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный

рык, летают, скачут, говорят человеческим языком. Каждая буквица

индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

По этим буквицам постарайтесь догадаться, что они обозначали, какие

стороны мира отражали. Что на них изображено?

(цветы, зверь, трава, змея и т.д)

Посмотрите, какими были рукописные книги.

А сейчас вопрос: КТО БЫЛ ПЕРВЫМ КНИГОПЕЧАТНИКОМ НА РУСИ?

(Иван Фёдоров)

Открываем пятую страницу журнала: Из жизни русского алфавита.

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и это нужно знать

назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего

алфавита на протяжении истории нашего государства меняли своё начертание

и значение. Одни буквы, прослужив верой и правдой, исчезали, другие

возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений,

например, буква Ё. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель

Феликс Кривин:

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

То есть со временем эти буквы исчезли.

- А когда и кем был введён русский алфавит?

Русский алфавит вместо церковнославянского был введён Петром I в 1708

году. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения в нём

были сделаны.

Ребята, а есть ли в русском алфавите самая дорогая буква, для которой

молчание-золото? Об этом забавно рассказывает Ф.Кривин в книге

«Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»:

«Буква ъ (ер) хранит молчание примерно с XIII века. До XIII века ей было что

сказать, а с XIII века она замолчала. Однако она регулярно посещала

собрания букв…

Жилъ-былъ котъ, онъ елъ бутербродъ…

Но эта буква занимала место в самом конце и помалкивала.

Это с XIII века! За это время у нас многое произошло. Появились новые

слова, старые вышли из употребления. Книги стали печатать. А буква Ъ (ер)

об этом-молчок…

Осип Иванович сенковский очень сердился на букву Ъ(ер) и писал:

«Пагубнее всех и всего этот тунеядец Ъ (ер)…на хвосте русских слов: он

пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно

более четырёхсот тысяч рублей, а какую приносит выгоду или честь?»

Теперь понятно почему буква Ъ (ер) с XIII века молчит: для неё молчание-

чистое золото».Экономим деньги и время на её написание. Написание этой

буквы в конце слов, было отменено по реформе 1918 года.

Буква Ъ-«ер» в древнерусском языке обозначала звук, средний между {О} и

{Е}, очень краткий, редуцированный.

А сейчас снова вопрос:

-Как вы думаете, в каком году была введена в русскую письменность:

!) буква Й краткая (в 1735)

2) буква Ё (в 1797 году. Впервые её использовал Н.М.Карамзин.

А сейчас ещё об одном малоизвестном факте:

В начале XX века осуществлялись попытки перевода русского языка на

латиницу.

В 1920-х годах началась масштабная кампания по переводу письменности

народов СССР на латиницу. К концу 1930-х годов было латинизировано 66

языков, включая даже такие, что уже имели письменность на кириллице

-якутский и коми. Было разработано и несколько схем латинской записи для

русского языка, но до реализации плана дело не дошло. А затем повернули

решение вспять и для других советских языков. И к 1940 году почти все они

получили письменность на основе кириллицы.

На шестой странице журнала мы прочитаем об истории происхождения

некоторых слов и фразеологических оборотов.

Задание 1: Объясните значения фразеологических оборотов. Как вы думаете,

почему в их составе используются названия букв:

1)НЕ МИНОВАТЬ ГЛАГОЛЯ

(в составе выражений используются древние названия букв кириллической

азбуки. Значение этого фразеологизма-«не избежать наказания через

повешение».

Буква глаголь(Г)напоминает виселицу.)

2)НАЧИНАТЬ С АЗОВ

(значение –«начинать с самого начала». Буква -начальная буква

алфавита.)

3)ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ

(значение- «наказать розгами, высечь». След, оставленный розгами на теле,

похож на написание буквы (ижица).)

4)СТОЯТЬ ФЕРТОМ

(значение-«стоять, подперев руки в боки, подбоченясь». Начертание буквы

Ф (ферт) напоминает подбоченившегося человека).

Задание 2: К какому слову восходит слово современного русского языка

МЕШОК?

При ответе используйте следующие пары слов:

ДУХ-ДУШОК, ПУХ-ПУШОК, - МЕШОК.

(слово мешок восходит к слову мех. В древности мешки делали из шкур

животных)

Задание 3: Какое значение имеет древнее выражение ГОЙ ЕСИ?

Например, ОХ ТЫ ГОЙ ЕСИ, ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ!

(М.Ю.Лермонтов)

(Гоить-«здороветь». Еси- форма древнерусского глагола БЫТИ во 2-м лице

ед.ч.(«будь»). Значит выражение ГОЙ ЕСИ –буквально означает «будь

здоров»)

Задание 4: Как было принято называть букву «С», присоединяемую к словам

при вежливом почтительном обращении в XIX- XX веках?

Например, СЛУШАЮ-С, ПОНИМАЮ-С.

Как возникла традиция употребления этой буквы?

(«С»- это «словоер»: от названий букв С (слово) и Ъ (ер), которая писалась

раньше после С (то есть СЪ). Словоер-сокращение слова ГОСУДАРЬ,

которое в древности прибавлялось к словам при обращении «младшего» чина

к «старшему»).

Задание5: Из каких пословиц возникли фразеологические обороты?

Чудеса в решете

В ступе воду толочь

Голод не тётка

Собака на сене

Не всё коту масленица

Собаку съел

Палка о двух концах

Бабушка надвое сказала

Без царя в голове

Пиши пропала

Пожалел волк кобылу

Пусти козла в огород

ПОСЛОВИЦЫ:

1.Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

2.В ступе воду толочь, вода будет.

3.Голод не тётка -пирожка не подсунет.

4.Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт.

5.Не всё коту масленица, будет и великий пост.

6.Собаку съел, а хвостом подавился.

7.Палка о двух концах туда и сюда бьёт.

8.Бабушка гадала, да надвое сказала, либо дождик, либо снег, либо будет,

либо нет.

9.Свой ум-царь в голове.

10.Игла в стог упала -пиши пропала.

11.Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.

12.Пусти козла в огород: он всю капусту пожрёт.

На седьмой странице журнала – Парад книг.

Ребята, в связи с темой нашего мероприятия у вас, наверное, возникает

множество вопросов: как учили грамоте на Руси? Какова история древних

школ, библиотек? Как «делали» книги до начала книгопечатания?

Ответы на эти и множество других вопросов можно найти в книгах, которые

на выставке и в библиотеках. Обращайтесь к ним, читайте, спрашивайте,

находите ответы.

Восьмая страница устного журнала: Викторина:

1.Как называется поэма Т.Лонгфелло о вожде индейцев?

(«Песнь о Гайавате»)

2.Что изобрёл Гайавата?

(рисуночное письмо)

3.Что пришло на смену рисуночному письму?

(буквы-значки для согласных звуков, изобретённые финикийцами)

4.Какой алфавит дал начало латинскому и славянскому письму?

(греческий)

5.В какой книге хранится первоначальная история нашей Родины?

( «Повесть временных лет»)

6.Кто создал славянскую азбуку?

(два брата-Кирилл и Мефодий)

7.В каком году её написали?

(в 863 году)

8.Кто был первым книгопечатником на Руси?

(Иван Фёдоров)

9.В пословице «Устами младенца глаголет истина» все слова русского или

старославянского происхождения?

(старославянского)

Девятая

страница:

Подведение

итогов.

Награждение

победителей.

Заключительное слово.

Закрывая последнюю страницу нашего устного журнала, подведём итоги

всему

тому,

что

увидели

и

услышали

сегодня.

И

отдавая

дань

памяти

Кириллу

и

Мефодию,

посвящаем

им

стихотворение

О.Дмитриева

«Старославянский язык»:

А всё же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков,

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всём он понятен

И мудрым учёным, порой

И белых в нём более пятен,

Чем даже на карте земной,-

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

А великий поэт И.Бунин завещал нам, своим потомкам:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

----------------

Язык пришёл к нам по наследью.

Для нас дороже он всего.

Мы заменять чужою медью

Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши

Должны мы дар веков сберечь.

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

-----------

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь.

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность-

Разговорная краса:

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь-людское чудо-

Не скудела в наши дни.

Используйте богатства нашего языка, но умело. Не используйте нецензурные

выражения, не засоряйте язык. Язык –это достояние, переданное нам нашими

предшественниками. Задумайтесь, а какое наследие передадим мы.

Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: закончился праздник во славу славянской

письменности, во славу русской культуры. Пусть он станет традицией для

нас. И пусть 24 мая каждый из нас ощутит себя частицей всего славянского

мира.

ВИКТОРИНА

1.Сколько букв было в кириллице?

2.Что служило материалом для письма в

древности?

3.Как называлась славянская азбука до 1708 года?

4.Как назывались в кириллице буквы ?

5.В каком году была упразднена реформой

алфавита буква фита ?

6.В каком году были введены в русскую

письменность:

а)буква И

б)буква Ё

7.Вспомните пословицы со словами «азбука» и

«грамотность».

8.Подберите однокоренные слова к слову «буква».

9.Назовите фразеологизмы со словом «буква».

10.Название какой буквы было однокоренным со

словом «учение»?

11.Как перевести слово «азбука» на современный

русский язык?



В раздел образования