Напоминание

"Беседа как метод в системе формирования диалогической речи у детей с нарушениями интеллектуального развития"


Автор: Гончарова Наталья Андреевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа коррекции и развития 8 вида" № 31
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: "Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей с нарушениями интеллектуального развития"
Тема: "Беседа как метод в системе формирования диалогической речи у детей с нарушениями интеллектуального развития"
Раздел: начальное образование





Назад




Беседа

как

метод

в

системе

формирования

диалогической

речи

у

дошкольников с задержкой психического развития

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что

задавать

вопросы

и

отвечать,

высказывать

свою

точку

зрения

могут

все

участники

беседы.

Задача

педагога

так

построить

беседу,

чтобы

опыт

каждого ребенка стал достоянием всего коллектива .

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.

Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода-

побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции.

Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях.

Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и

умело

поставленная

вопросов

побудить

учащихся

к

актуализации

(припоминанию уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний

путем самостоятельных размышлений выводов и обобщений. Достоинства

беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит

прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует

развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного

управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы.

По содержанию

различаются

два

вида

бесед: этические

и

познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего

дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств,

формирование

нравственных

представлений,

суждений,

оценок.

Темы

этических бесед могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и

на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую

беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения,

показом иллюстративного материала демонстрацией фильма.

По

дидактическим

целям

выделяют

беседы

вводные

и

обобщающие

(итоговые).

Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей

деятельности,

наблюдению.

С

этой

целью

педагог

выявляет

опыт

детей,

актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых

объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит

практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования,

уточне- ния, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной

теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка

времени, как рассказы педагога и детей, чтение стихотворений, слушание

музыки, комментирование наглядного материала.

Вопросы организации беседы разрабатывались многими педагогами.

Как отмечает О.С. Ушакова, «мысль о том, что беседа с детьми является

школой для развития детской мысли, подчерк нута в работах Н.И. Новикова,

К.Д.

Ушинского.

В

отборе

содержания

для

разговоров

с

детьми

они

рекомендовали руководствоваться принципом доступности - идти от близкого

к

более

далекому,

от

простого

к

сложному.

Главное

дело

в

том,

чтобы

говорить с ребенком о том, что у него беспрестанно перед глазами, за что он,

так

сказать,

может

ухватиться

руками.

В

педагогической

системе

К.Д.

Ушинского особе внимание отводится методике построения бесед с детьми.

Среди

различных

методов

обучения

он

особое

вни-

мание

отводит

сократическому или спрашивающему методу. По его мнению беседа служит

не для передачи новых знаний, а для «более яркого разъяснение и толкования

уже объясненного».

Эффективность беседы, зависит от того, насколько правильно педагог

формулирует вопросы в какой последовательности он задает их детям, в

какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует

педагог на ответы детей.

В работах Тихеевой Е.И. можно найти богатый материал для бесед на

природоведческие

темы

(растения,

животные,

сезонные

явления).

Автор

высоко

оценивала

беседу

как

метод

развития

речи:

«Беседы

направляют

мысль

ребенка,

они

дают

возможность

ему

отобрать

путем

припоминания

факты

из

своего

запаса,

которые

подходят

к

предмету

разговора, и сосредото- чить на нем свое внимание. Наводящие вопросы

заставляют мысль работать в определенном направлении».

В дошкольной лингводидактике впервые на роль бесед в развитии речи

детей

обратила

внимание

Е.И.

Тихеева.

Она

писала:

«Свободная

непринужденная

беседа,

осмысленная

ценностью

и

значительностью

ее

содержания, является одним из могущественных факторов развития речи

детей». Е.И. Тихеева пред лагала проводить с детьми беседы на общественно-

политические темы, по вопросам этики и культуры, о явлениях природы и

жизни

детей.

Она

разработа-

ла

ряд

методических

приемов

руководства

беседой,

которые

применяются

в

современной

практике

дошкольного

воспитания.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о

жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под

руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском

саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3)

приучает

детей

целеустремленно

и

последовательно

мыслить,

не

отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы

педагог

воспитывает

у

детей

устойчивое

внимание,

умение

слушать

и

понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать

на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и

отчетливо, чтобы все слышали.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые

необходимы для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на

всю разнооб- разную деятельность детей и их поведение. Содержанием бесед

является

программный

материал

по

ознакомлению

детей

с

окружающей

действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни,

жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд,

взаимопомощь и т. п.).

В коррекционной педагогике (олигофренопедагогике) метод беседы

также получил широкое распространение. Однако, используя метод беседы в

коррекционной

работе,

учитель-дефектолог

должен

соблюдать

ряд

требований:

- в ходе беседы педагог ставит перед детьми вопросы, ответы на которые

предполагают использование уже имеющихся знаний;

-

опираясь

на

имеющиеся

знания,

наблюдения,

прошлый

опыт,

педагог

постепенно ведет детей к новым знаниям;

-

вопросы,

которые

педагог

ставит

в

беседе,

должны

быть

тщательно

продуманы заранее;

- необходимо строго соблюдать логическую последовательность вопросов;

- каждый вопрос должен быть сформулирован четко, кратко, доступен по

содержанию, учитывать запас знаний и жизненный опыт детей;

- недопустимы сдвоенные вопросы; Например: - Как образуется число 3, из

каких чисел оно состоит? – такие вопросы не помогают детям усваивать

знания, сосредоточиться, а наоборот, рассеивают их внимание.

- вопросы не должны заключать в себе ответа, т.к. на такие вопросы дети

отвечают наугад, не думая, не рассуждая; Например: - Все ли стороны равны

в прямоугольнике или только противоположные?

- следует избегать неопределенных вопросов; Например: - К каким фигурам

относится квадрат?

-

используя

метод

беседы

на

фронтальных

или

подгрупповых

занятиях,

учитель-дефектолог

должен

учитывать

индивидуальные

возможности

каждого ребенка. К ответу на более простые вопросы привлекать наиболее

слабых детей.



В раздел образования