Напоминание

"Книголюбы"


Автор: Овчинникова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: проект с родителями
Тема: "Книголюбы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Книголюбы»

Разработчик проекта – Овчинникова Анна Сергеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №93» г.Сыктывкар

Раздел 1

1.1 Актуальность

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало

его

духовной

потребностью

на

всю

жизнь

в

годы

отрочества

душа

подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно

откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить

ребёнка

к

чтению?

Как

научить

«добывать»

самостоятельно

из

книг

необходимую информацию? Многие посчитают, что наш век – век развития

компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не

актуально

говорить

о

книге,

чтении.

Так

много

сейчас

образовательных

программ, сайтов…

Однако всё же восхищаемся знаниями и эрудицией знатоков клуба «Что?

Где?

Когда?»,

выпускников

школ,

ведущих

интеллектуальные

бои

в

программе

Вяземского

Ю.П.

«Умницы

и

умники».

По

мнению

Л.С.

Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования

мыслительных

способностей.

Многими

исследованиями

доказано,

что

художественная

литература

оказывает

огромное

влияние

на

развитие

и

обогащение

детской

речи,

она

служит

могучим,

действенным

средством

умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Е.А.

Флериной

подчеркивается

большая

роль

художественного

слова

в

обогащении

речи

детей.

С

помощью

художественного

слова

ребёнок

овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература

расширяет кругозор для школьника, развивает его восприятие, мышление,

память,

воображение

и

творчество,

является

средством

формирования

личности

ребёнка,

оказывая

сильное

морально—идейное

воздействие,

объединяет детский коллектив.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её

общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего

нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы,

показывает

наиболее

типичное,

осмысливая

и

обобщая

реальные

жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его

отношение

к

окружающему.

Художественные

произведения,

раскрывая

внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои,

радости и горести героев.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет

ребёнку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает

воображение

и

даёт

ребёнку

прекрасные

образцы

русского

языка:

в

рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают

музыкальность,

напевность,

образность

русской

речи;

народные

сказки

раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как

богата

родная

речь

юмором,

живыми

и

образными

выражениями

и

сравнениями.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по

приобщению

детей

старшего

и

дошкольного

возраста

к

художественной

литературе.

Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо, как можно

раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того,

что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как

произведение

искусства,

раскрыть

его

замысел,

заразить

маленьких

слушателей

эмоциональным

отношением

к

прочитанному:

чувствам,

поступкам, лирическим переживанием героев.

Таким образом, очень важно формировать у детей способность активно

слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря

этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная,

грамматически

правильная

построенная

речь,

возникнет

стремление

к

постоянному общению с книгой.

Концептуальные основы.

В основе проекта представлены концептуальные идеи:

- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически

детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра,

общение

со

взрослыми

и

сверстниками

(по

теории

А.В.

Запорожца

о

самоценности дошкольного периода)

- Целостное развитие ребёнка, т.е. единство индивидуальных способностей,

личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах

деятельности и индивидуализации (В.М. Крулехт)

Концептуальные

идеи

направлены

на

создание

предпосылок

для

удовлетворения

запросов

родителей,

потребностей

детей

в

активности,

участия

для

значимых

для

них

видах

деятельности;

на

создание

эмоционально благополучной обстановки о поиск средств максимального

развития

личности,

организации

его

воспитания

и

о бу ч е н и я

«ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский)

«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма

более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный

мир человека, Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они

перестанут думать» (М.Ф. Ненашев)

Реализация важнейших положений о приобщении детей к художественной

литературе, значение литературы и устного народного творчества в развитии

личности ребёнка-дошкольника, представлены в трудах выдающихся русских

философов и педагогов: К.Д. Ушинский, И.И. Тихомирова, Н.Н. Тимофеева,

В.А. Сухомлинский, Е.А. Флерина, Л.М. Гурович и др. Программа «Истоки»

ориентирована на воспитание интереса и любви к книге, умения слушать,

принимать, эмоционально - постоянное общение с книгой активно развивает

развивает творческие способности и умения детей; реализация творческих

способностей в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и

драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах

деятельности.

Таким образом, поддержание активного тяготения старших дошкольников к

книге, развитие интереса к ней – это важнейшая задача воспитания детей,

стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

Проблема: Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед

дошкольными

учреждениями

как

никогда

остро

стоит

проблема

формирования

у

детей

интереса

к

книге.

Нынешние

дети

отдаляются

от

книги,

предпочитая

ей

телевизор

или

компьютер.

Невозможно

привить

ребёнку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг

для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребёнка, равнодушного к

книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит,

возникают трудности в школе.

Новизна технологии по приобщению ребёнка к художественной литературе,

заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной

деятельности ребёнка и взрослого.

1.2 Цели и задачи проекта

Цель: развитие интереса детей к художественной литературе разных жанров.

Задачи:

Для детей:

1. Развивать речь детей посредством приобщения к художественной

литературе.

2. Учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения,

давать оценку действиям и поступкам героев.

3. Развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой

выразительности.

4.

Формировать

интерес

к

самостоятельному

сочинению,

используя

литературный опыт в творческой речевой деятельности.

5. Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Для родителей:

1. Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды.

2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по

приобщению

старшего

дошкольника

к

художественной

литературе

посредством

внедрения

нетрадиционных

форм

совместной

проектно-

игровой

и

продуктивной

деятельности

ребёнка

и

взрослого

будет

способствовать результату.

1.3 Ожидаемые результаты

Для детей:

1. Повышение уровня речевого развития.

2.

Развитие

индивидуальных

особенностей

в

творческой

речевой

деятельности.

3. Использование речевых форм выразительности речи разных видах

деятельности и повседневной жизни.

4. Повышение интереса к книге.

Для родителей:

1.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

2.

Повышение

педагогической

культуры

родителей

по

проблеме

приобщения дошкольников к художественной литературе.

1.4 Принципы:

Принцип

научности

предполагающий

стимулирование

познавательного

интереса

детей

к

художественной

литературе,

окружающему

миру;

формирование основ научного мировоззрения.

Принцип

доступности

обеспечивающий

адаптацию

научного

знания

к

специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей

дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение

содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников

обобщённого представления об окружающем мире, в котором все объекты,

процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип

интегративности

предусматривающий

в о з м ож н о с т и

использования содержания познавательных представлений и их реализацию

в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка – создание

условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций,

которые

сосредотачивают

внимание

ребёнка

на

объекте

познания,

собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и

прогнозирование развития ситуации.

Раздел 2

2.1 Механизм реализации

Перспективный план реализации проекта

Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного

развития субъектов: работа с родителями-детьми.

Этапы

Мероприятия

Для педагога

Для детей

Для родителей

I этап.

Подготовительный

1.Выявление

сложившихся

условий (вводный

педагогический

анализ).

2.Изучение

литературы.

3.Постановка целей

и задач,

определение

методов и приёмов.

4.Составление

перспективного

плана.

5.Составление анкет

для родителей.

6.Оформление

развивающей

среды.

7.Изготовление и

комплектация

пособий для

проведения

мероприятий.

1.Педагогический

анализ

сформированности

умений и навыков у

дошкольников.

1.Выявление уровня

педагогической

культуры родителей

по приобщению

детей к

художественной

литературе

(анкетирование).

8.Разработка

сценариев детско-

родительский

клубов, викторин,

мини-проектов, игр

по теме.

9.Составление

информационных

листов для

родителей.

10.Распределение

обязанностей.

II этап.

Организационный

1.Проведение

мероприятий по

теме.

Участие детей в

совместной

игровой,

практической

деятельности .

1.Оказание помощи

в оснащении

предметно-

развивающей

среды.

2.Оказание помощи

в проведении

мероприятий.

3.Участие родителей

в совместной

деятельности с

детьми и педагогом.

4.Участие в детско-

родительском клубе

«Навстречу друг

другу».

III этап.

Завершающий

1.Систематизация

практического

материала

(сценарии детско-

родительских

клубов, игры, фото,

детская

продуктивная

деятельность).

1.Сравнительный

педагогический

анализ уровня

сформированности

детей;

2.Оформление

результатов

педагогического

наблюдения.

1.Отзывы

родителей.

2.Участие в

выставке

совместных

рисунков на тему

«Моя любимая

сказка»

3.Подведение

итогов

анкетирования.

IV этап.

Презентационный.

Презентация

выставки «Моя

книжка-малышка»

Участие в

презентации

Участие в

презентации

Презентация

рассказов

собственного

сочинения

«Творческий вечер

поэтов и писателей»

2.2 План реализации проекта

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Книголюб»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Педагогические

наблюдения по

разделам речевого

развития и мир

художественной

литературы

Подбор и изучение

методической

литературы по

теме проекта

«Книголюб»

Составление

перспективного

планирования

по теме

«Книголюб»

Октябрь

Консультация для

родителей «Роль

книги в жизни

детей»

Слушание

рассказов из книги

«Румяные щёчки»

С. Прокофьева

Составление

коллективного

рассказа

«Олимпиада»

Составление

индивидуальных

рассказов на тему:

«Мяч»

Родительская

гостиная «Что

нам осень

принесла»

Составление

рассказов по

поделкам

изготовленных с

родителями.

Ноябрь

Памятка для

родителей:

«Четыре заповеди

мудрого родителя»

Интервью: «Что

такое любовь»

Составление

индивидуальных

рассказов

«О маме»

Чтение сборника

«Русские

народные сказки»

викторине

«Путешествие по

сказкам»

Рисование на

тему: «Моя

любимая

сказка»

Театрализация

сказок «Три

медведя»,

«Рукавичка»

Декабрь

Рекомендации для

родителей: «Учим

детей составлять

рассказы»

Чтение: Коми

сказки.

Викторина:

«Знаешь ли ты

край, в котором

живёшь?»

Родительская

гостиная «Край,

ставший

судьбой»

Составление

рассказов или

сказок о елке,

Коми крае, о

городе

Январь

Консультация для

родителей: «Учим

детей составлять

рассказы»

Сбор информации

для Коми народа о

зиме

Изготовление

книги с загадками.

Составление

рассказов на

тему «Как хлеб

попадает на

стол»

Февраль

Памятка для

родителей:

«Прививаем детям

любовь к книге»

Чтение книги «У

классной доски»

Рисование на тему

«Мой лучший

друг»

Составление

рассказов «Мой

лучший друг»

Составление

коллективного

письма в

российскую

армию

Март

Памятка для

родителей: «Как

отвечать на

детские вопросы?»

Чтение рассказов

Носова

«Фантазёры»

Игра «Сочиняем

небылицы»

Составление и

оформление книги

«Небылицы»

Составление

индивидуальных

рассказов

«Улица и я»

Апрель

Папка-передвижка

«Учим вместе с

детьми»

Викторина по

сказке Чуковского

К.И. «Айболит»

Изготовление

книжек-малышек,

их

иллюстрирование,

сочинение сказок,

рассказов на

свободную тему.

Выпуск газеты

«Живём –

бываем» - «Мы

книголюбы»

Май

Итоговые

педагогические

наблюдения по

разделам:

«речевое

развитие» и «мир

художественной

литературы».

Мониторинг

успешности детей

по разделам

проекта

«Книголюб»

Сбор

полученного

материала по

проекту

«Книголюб»

Перспективное планирование работы с родителями

Сроки

Мероприятия

1 квартал

1 – Анкетирование

2 – Знакомство с целями и задачами проекта «Книголюб»

3 – Оснащение центров разнообразным материалом

4 – Консультация «Роль книги в жизни детей»

5 – Рекомендации «Учим детей составлять рассказы»

6 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»

7 – Советы родителям по оказанию помощи детям в

составлении рассказов «Мяч», «О маме», «Моя поделка»

8 – Чтение с детьми русских народных сказок

9 – Участие в родительской гостиной «Что нам осень

принесла?»

2 квартал

1 – Памятка «Четыре заповеди мудрого родителя»

2 – Памятка «Прививаем детям любовь к книге»

3 – Консультация «Детские вопросы и как на них

отвечать»

4 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»

5 – Чтение с детьми сказок народов севера

6 – Сбор информации о родном крае

7 – Участие в родительской гостиной «Край, ставший

судьбой»

8 – Оказание помощи детям в сборе информации по

теме: «Загадки о стекле и металле»

9 – Пополнение центров: книги, игры, предметы-

заместители.

3 квартал

1 – Памятка «Как отвечать на детские вопросы»

2 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»

3 – Чтение детям рассказов Носова «Фантазёры»

4 – Помощь детям в написании небылиц

5 – Оказание помощи детям в оформлении книжек-

малышек

6 – Оказание помощи детям в написании рассказов на

тему «Улица и я»

7 – Ознакомление с газетой «Живём – бываем»

8 – Анкетирование

9 – Ознакомление родителей с итогами проекта

«Книголюб»

2.3 Литература:

2. Бородич А.М. Методика развития речи, М.: Просвещение, 1998.

3. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго – М.: Просвещение, 2001.

4. Гриценко З.А. «Ещё раз о детском чтении» Детские сад от А до Я №5-2003.

5. Гурович Л.М. Ребёнок и книга. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

6. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности

дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.

7. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания детей в

детском саду «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

8. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей 6-7 лет.

10. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению

письма М.: ВЛАДОС, 2004.

11. Леонова А.В., Коротовских Л.Н. Формы по приобщению детей к чтению,

Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя

дошкольного учреждения №3-2009г.



В раздел образования