Автор: Овчинникова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: проект с родителями
Тема: "Книголюбы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Книголюбы»
Разработчик проекта – Овчинникова Анна Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №93» г.Сыктывкар
Раздел 1
1.1 Актуальность
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало
его
духовной
потребностью
на
всю
жизнь
–
в
годы
отрочества
душа
подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно
откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить
ребёнка
к
чтению?
Как
научить
«добывать»
самостоятельно
из
книг
необходимую информацию? Многие посчитают, что наш век – век развития
компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не
актуально
говорить
о
книге,
чтении.
Так
много
сейчас
образовательных
программ, сайтов…
Однако всё же восхищаемся знаниями и эрудицией знатоков клуба «Что?
Где?
Когда?»,
выпускников
школ,
ведущих
интеллектуальные
бои
в
программе
Вяземского
Ю.П.
«Умницы
и
умники».
По
мнению
Л.С.
Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования
мыслительных
способностей.
Многими
исследованиями
доказано,
что
художественная
литература
оказывает
огромное
влияние
на
развитие
и
обогащение
детской
речи,
она
служит
могучим,
действенным
средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Е.А.
Флериной
подчеркивается
большая
роль
художественного
слова
в
обогащении
речи
детей.
С
помощью
художественного
слова
ребёнок
овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература
расширяет кругозор для школьника, развивает его восприятие, мышление,
память,
воображение
и
творчество,
является
средством
формирования
личности
ребёнка,
оказывая
сильное
морально—идейное
воздействие,
объединяет детский коллектив.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её
общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего
нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы,
показывает
наиболее
типичное,
осмысливая
и
обобщая
реальные
жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его
отношение
к
окружающему.
Художественные
произведения,
раскрывая
внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои,
радости и горести героев.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет
ребёнку
жизнь
общества
и
природы,
мир
человеческих
чувств
и
взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает
воображение
и
даёт
ребёнку
прекрасные
образцы
русского
языка:
в
рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают
музыкальность,
напевность,
образность
русской
речи;
народные
сказки
раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как
богата
родная
речь
юмором,
живыми
и
образными
выражениями
и
сравнениями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по
приобщению
детей
старшего
и
дошкольного
возраста
к
художественной
литературе.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо, как можно
раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того,
что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как
произведение
искусства,
раскрыть
его
замысел,
заразить
маленьких
слушателей
эмоциональным
отношением
к
прочитанному:
чувствам,
поступкам, лирическим переживанием героев.
Таким образом, очень важно формировать у детей способность активно
слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря
этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная,
грамматически
правильная
построенная
речь,
возникнет
стремление
к
постоянному общению с книгой.
Концептуальные основы.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически
детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра,
общение
со
взрослыми
и
сверстниками
(по
теории
А.В.
Запорожца
о
самоценности дошкольного периода)
- Целостное развитие ребёнка, т.е. единство индивидуальных способностей,
личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах
деятельности и индивидуализации (В.М. Крулехт)
Концептуальные
идеи
направлены
на
создание
предпосылок
для
удовлетворения
запросов
родителей,
потребностей
детей
в
активности,
участия
для
значимых
для
них
видах
деятельности;
на
создание
эмоционально благополучной обстановки о поиск средств максимального
развития
личности,
организации
его
воспитания
и
о бу ч е н и я
«ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский)
«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма
более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный
мир человека, Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они
перестанут думать» (М.Ф. Ненашев)
Реализация важнейших положений о приобщении детей к художественной
литературе, значение литературы и устного народного творчества в развитии
личности ребёнка-дошкольника, представлены в трудах выдающихся русских
философов и педагогов: К.Д. Ушинский, И.И. Тихомирова, Н.Н. Тимофеева,
В.А. Сухомлинский, Е.А. Флерина, Л.М. Гурович и др. Программа «Истоки»
ориентирована на воспитание интереса и любви к книге, умения слушать,
принимать, эмоционально - постоянное общение с книгой активно развивает
развивает творческие способности и умения детей; реализация творческих
способностей в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и
драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах
деятельности.
Таким образом, поддержание активного тяготения старших дошкольников к
книге, развитие интереса к ней – это важнейшая задача воспитания детей,
стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.
Проблема: Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед
дошкольными
учреждениями
как
никогда
остро
стоит
проблема
формирования
у
детей
интереса
к
книге.
Нынешние
дети
отдаляются
от
книги,
предпочитая
ей
телевизор
или
компьютер.
Невозможно
привить
ребёнку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг
для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребёнка, равнодушного к
книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит,
возникают трудности в школе.
Новизна технологии по приобщению ребёнка к художественной литературе,
заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной
деятельности ребёнка и взрослого.
1.2 Цели и задачи проекта
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе разных жанров.
Задачи:
Для детей:
1. Развивать речь детей посредством приобщения к художественной
литературе.
2. Учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения,
давать оценку действиям и поступкам героев.
3. Развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой
выразительности.
4.
Формировать
интерес
к
самостоятельному
сочинению,
используя
литературный опыт в творческой речевой деятельности.
5. Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.
Для родителей:
1. Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по
приобщению
старшего
дошкольника
к
художественной
литературе
посредством
внедрения
нетрадиционных
форм
совместной
проектно-
игровой
и
продуктивной
деятельности
ребёнка
и
взрослого
будет
способствовать результату.
1.3 Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Повышение уровня речевого развития.
2.
Развитие
индивидуальных
особенностей
в
творческой
речевой
деятельности.
3. Использование речевых форм выразительности речи разных видах
деятельности и повседневной жизни.
4. Повышение интереса к книге.
Для родителей:
1.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2.
Повышение
педагогической
культуры
родителей
по
проблеме
приобщения дошкольников к художественной литературе.
1.4 Принципы:
Принцип
научности
–
предполагающий
стимулирование
познавательного
интереса
детей
к
художественной
литературе,
окружающему
миру;
формирование основ научного мировоззрения.
Принцип
доступности
–
обеспечивающий
адаптацию
научного
знания
к
специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей
дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение
содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников
обобщённого представления об окружающем мире, в котором все объекты,
процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип
интегративности
–
предусматривающий
в о з м ож н о с т и
использования содержания познавательных представлений и их реализацию
в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка – создание
условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций,
которые
сосредотачивают
внимание
ребёнка
на
объекте
познания,
собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и
прогнозирование развития ситуации.
Раздел 2
2.1 Механизм реализации
Перспективный план реализации проекта
Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного
развития субъектов: работа с родителями-детьми.
Этапы
Мероприятия
Для педагога
Для детей
Для родителей
I этап.
Подготовительный
1.Выявление
сложившихся
условий (вводный
педагогический
анализ).
2.Изучение
литературы.
3.Постановка целей
и задач,
определение
методов и приёмов.
4.Составление
перспективного
плана.
5.Составление анкет
для родителей.
6.Оформление
развивающей
среды.
7.Изготовление и
комплектация
пособий для
проведения
мероприятий.
1.Педагогический
анализ
сформированности
умений и навыков у
дошкольников.
1.Выявление уровня
педагогической
культуры родителей
по приобщению
детей к
художественной
литературе
(анкетирование).
8.Разработка
сценариев детско-
родительский
клубов, викторин,
мини-проектов, игр
по теме.
9.Составление
информационных
листов для
родителей.
10.Распределение
обязанностей.
II этап.
Организационный
1.Проведение
мероприятий по
теме.
Участие детей в
совместной
игровой,
практической
деятельности .
1.Оказание помощи
в оснащении
предметно-
развивающей
среды.
2.Оказание помощи
в проведении
мероприятий.
3.Участие родителей
в совместной
деятельности с
детьми и педагогом.
4.Участие в детско-
родительском клубе
«Навстречу друг
другу».
III этап.
Завершающий
1.Систематизация
практического
материала
(сценарии детско-
родительских
клубов, игры, фото,
детская
продуктивная
деятельность).
1.Сравнительный
педагогический
анализ уровня
сформированности
детей;
2.Оформление
результатов
педагогического
наблюдения.
1.Отзывы
родителей.
2.Участие в
выставке
совместных
рисунков на тему
«Моя любимая
сказка»
3.Подведение
итогов
анкетирования.
IV этап.
Презентационный.
Презентация
выставки «Моя
книжка-малышка»
Участие в
презентации
Участие в
презентации
Презентация
рассказов
собственного
сочинения
«Творческий вечер
поэтов и писателей»
2.2 План реализации проекта
Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Книголюб»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Педагогические
наблюдения по
разделам речевого
развития и мир
художественной
литературы
Подбор и изучение
методической
литературы по
теме проекта
«Книголюб»
Составление
перспективного
планирования
по теме
«Книголюб»
Октябрь
Консультация для
родителей «Роль
книги в жизни
детей»
Слушание
рассказов из книги
«Румяные щёчки»
С. Прокофьева
Составление
коллективного
рассказа
«Олимпиада»
Составление
индивидуальных
рассказов на тему:
«Мяч»
Родительская
гостиная «Что
нам осень
принесла»
Составление
рассказов по
поделкам
изготовленных с
родителями.
Ноябрь
Памятка для
родителей:
«Четыре заповеди
мудрого родителя»
Интервью: «Что
такое любовь»
Составление
индивидуальных
рассказов
«О маме»
Чтение сборника
«Русские
народные сказки»
викторине
«Путешествие по
сказкам»
Рисование на
тему: «Моя
любимая
сказка»
Театрализация
сказок «Три
медведя»,
«Рукавичка»
Декабрь
Рекомендации для
родителей: «Учим
детей составлять
рассказы»
Чтение: Коми
сказки.
Викторина:
«Знаешь ли ты
край, в котором
живёшь?»
Родительская
гостиная «Край,
ставший
судьбой»
Составление
рассказов или
сказок о елке,
Коми крае, о
городе
Январь
Консультация для
родителей: «Учим
детей составлять
рассказы»
Сбор информации
для Коми народа о
зиме
Изготовление
книги с загадками.
Составление
рассказов на
тему «Как хлеб
попадает на
стол»
Февраль
Памятка для
родителей:
«Прививаем детям
любовь к книге»
Чтение книги «У
классной доски»
Рисование на тему
«Мой лучший
друг»
Составление
рассказов «Мой
лучший друг»
Составление
коллективного
письма в
российскую
армию
Март
Памятка для
родителей: «Как
отвечать на
детские вопросы?»
Чтение рассказов
Носова
«Фантазёры»
Игра «Сочиняем
небылицы»
Составление и
оформление книги
«Небылицы»
Составление
индивидуальных
рассказов
«Улица и я»
Апрель
Папка-передвижка
«Учим вместе с
детьми»
Викторина по
сказке Чуковского
К.И. «Айболит»
Изготовление
книжек-малышек,
их
иллюстрирование,
сочинение сказок,
рассказов на
свободную тему.
Выпуск газеты
«Живём –
бываем» - «Мы
книголюбы»
Май
Итоговые
педагогические
наблюдения по
разделам:
«речевое
развитие» и «мир
художественной
литературы».
Мониторинг
успешности детей
по разделам
проекта
«Книголюб»
Сбор
полученного
материала по
проекту
«Книголюб»
Перспективное планирование работы с родителями
Сроки
Мероприятия
1 квартал
1 – Анкетирование
2 – Знакомство с целями и задачами проекта «Книголюб»
3 – Оснащение центров разнообразным материалом
4 – Консультация «Роль книги в жизни детей»
5 – Рекомендации «Учим детей составлять рассказы»
6 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»
7 – Советы родителям по оказанию помощи детям в
составлении рассказов «Мяч», «О маме», «Моя поделка»
8 – Чтение с детьми русских народных сказок
9 – Участие в родительской гостиной «Что нам осень
принесла?»
2 квартал
1 – Памятка «Четыре заповеди мудрого родителя»
2 – Памятка «Прививаем детям любовь к книге»
3 – Консультация «Детские вопросы и как на них
отвечать»
4 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»
5 – Чтение с детьми сказок народов севера
6 – Сбор информации о родном крае
7 – Участие в родительской гостиной «Край, ставший
судьбой»
8 – Оказание помощи детям в сборе информации по
теме: «Загадки о стекле и металле»
9 – Пополнение центров: книги, игры, предметы-
заместители.
3 квартал
1 – Памятка «Как отвечать на детские вопросы»
2 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»
3 – Чтение детям рассказов Носова «Фантазёры»
4 – Помощь детям в написании небылиц
5 – Оказание помощи детям в оформлении книжек-
малышек
6 – Оказание помощи детям в написании рассказов на
тему «Улица и я»
7 – Ознакомление с газетой «Живём – бываем»
8 – Анкетирование
9 – Ознакомление родителей с итогами проекта
«Книголюб»
2.3 Литература:
2. Бородич А.М. Методика развития речи, М.: Просвещение, 1998.
3. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго – М.: Просвещение, 2001.
4. Гриценко З.А. «Ещё раз о детском чтении» Детские сад от А до Я №5-2003.
5. Гурович Л.М. Ребёнок и книга. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
6. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
7. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания детей в
детском саду «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
8. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей 6-7 лет.
10. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению
письма М.: ВЛАДОС, 2004.
11. Леонова А.В., Коротовских Л.Н. Формы по приобщению детей к чтению,
Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения №3-2009г.