Напоминание

Основы безопасности для дошкольников


Автор: Аманова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Сакмарский д⁄с "Улыбка"
Населённый пункт: с.Сакмара,Оренбургской области
Наименование материала: проект в старшей группе
Тема: Основы безопасности для дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сакмарский детский сад «Улыбка»

Информационно-познавательный проект

для детей старшей группы

«Неделя безопасности»

Выполнила:

Аманова О.Н.

воспитатель

старшей группы

с.Сакмара,

2018г

Пояснительная записка

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье,

происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с

беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает

доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от

бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой.

Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни

от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни

от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни,

поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени

хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь

разобраться

в

многообразии

жизненных

ситуаций?

Как

научить

помогать

друг

другу?

Проанализировав

понятия

«экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка

может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет

жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой

становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.

При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова:

«не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям

наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными,

не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное

решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с

мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по

воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и

особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в

различных ситуациях.

Проблема:

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные

понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных

ситуациях, применить эти знания. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в

экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно

неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на

вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не

обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все

возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка

понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях

жизни и действовать в ней.

Цель:

познакомить детей с профессиями в системе МЧС, совершенствовать знания о безопасности дома,

на улице, в детском саду.

Задачи:

-закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в детском саду;

-закрепить знания о профессиях в системе МЧС;

-закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт;

-развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы;

-использовать полученные знания в повседневной жизни, творческой деятельности.

Проектная карта:

№ Основные виды

Дни недели

деятельности

детей,

организуемые

педагогом

Недел

я

среда

четверг

пятница

понедельник

вторник

1

ООД

1

неделя

1. Развитие речи.

«Путешествие в

страну правил

дорожного движения»

2.Рисование

«Служба

спасения»;

1.Формирование

основ безопасности

«Научим героев

сказок

безопасности»

1.Развитие речи

«Профессия

спасатель»

2.Лепка

«Пожарный».

1.Приобщение к

социокультурным

ценностям

«О дружбе и

друзьях»

2.Физкультура

«Эстафета»

1.Рисование

«Огонь»

2

Рассказывание

1

неделя

Беседа

- «Спасатель –

профессия века»

- Рассматривание и

обсуждение картинок

«Советы

светофорика».

- Беседа

«Безопасность на

улице».

- Рассматривание и

обсуждение

картинок «Советы

светофорика».

- Беседа

«Безопасность на

дороге»

- Беседа

«Правила

поведения с

незнакомыми

людьми»

- Беседа

«Безопасность

дома и в детском

саду»

3

Чтение

художественной

литературы

1

неделя

Хоринский

«Спичка-невеличка»,

Б. Житков «Пожар в

море»

-Пословицы и

поговорки о

безопасности.

Л. Толстой

«Пожар»,

«Пожарные собаки»;

Маршак «Рассказ о

неизвестном герое»,

«Пожар»;

К. Чуковский

«Телефон»,

«Айболит»,

Маршак «Кошкин

дом»,

«Приключения

Буратино»,

4

Игры

-сюжетно-

1

неделя

-«Спасатели».

-«На улицах

города».

-«Скорая помощь».

-«Чрезвычайная

ситуация».

-«Пожарные на

учениях».

ролевые

-дидактические

- «Безопасность на

улицах».

«Дорожные знаки»,

«Правила дорожного

движения».

-«Кому, что нужно

для работы?»

-«Первая

помощь».

5

Просмотр

мультфильмов и

презентаций

1

неделя

«Кошкин дом»,

«Путаница»,

«Дядя Степа»,

«Уроки тетушки

Совы».

презентация

«Опасные

предметы»

6

Аппликация

1

неделя

Создание

фотоколлажа

«Опасно –

безопасно»

Создание

фотоколлажа

«Опасно -

безопасно»

Создание

фотоколлажа

«Опасно -

безопасно»

Создание

фотоколлажа

«Опасно -

безопасно»

Создание

фотоколлажа

«Опасно -

безопасно»

Планируемый результат: Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, и в

быту, в дошкольном учреждении; знают и называют службы которые окажут им помощь.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

этап

Содержание деятельности

сроки

1

Поисковый

-планирование

деятельности,

направленной

на

реализацию

проекта;

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для родителей и детей;

-индивидуальные беседы с родителями по подготовке к проекту;

-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры,

иллюстрации, презентации).

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической

деятельности по созданию продукта. Разработка сценария.

3

Практический

Беседы:

- «Спасатель – профессия века»

- «Безопасность на улице».

- «Безопасность на дороге»

- «Правила поведения с незнакомыми людьми»

- «Безопасность дома и в детском саду»

- «Причины возникновения пожаров».

изобразительная деятельность

- Рисование «Служба спасения».

- Рисование «Пожар» (по сказке С.Маршака).

художественно – эстетическое развитие:

-лепка «Пожарный»

Обогащение предметно-развивающей среды.

Речевое развитие:

Чтение рассказа С.Зробко «Зюка и Тюша -команда спасателей»,

Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л.

Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о

неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом»,

«Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон»,

«Айболит», Н. Носов «Телефон

- Рассматривание и обсуждение картинок «Советы светофорика».

-

Пословицы и поговорки о безопасности.

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевая игра:

-«Спасатели».

Цель: совершенствовать знания о профессии — спасатель, умение

детей

отражать

в

игре

взаимоотношения

людей

в

различных

ситуациях.

-

«На улицах города».

Цель: совершенствовать умение применять знания в практических

игровых ситуациях.

-«Скорая помощь».

Цель: воспитывать чувство ответственности, умение приходить на

выручку.

-«Чрезвычайная ситуация».

Цель: формировать основы безопасного поведения в быту, умение

вызвать на помощь сотрудников МЧС

-

«Пожарные на учениях».

Цель: совершенствовать знания детей о профессии пожарных;

умение быстро реагировать на чрезвычайную ситуацию.

Дидактические игры:

- «Безопасность на улицах».

Цель: формировать у детей основы безопасности собственной

жизнедеятельности.

лото «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения».

Цель: совершенствовать знания о правилах дорожного движения.

-«Кому, что нужно для работы?»

Цель: совершенствовать знания о предметах быта, правилах

пользования ими.

-«Первая помощь».

Цель: дать первичные знания детям об оказании первой помощи.

Просмотр мультфильма

«Кошкин дом», «Путаница»,

«Дядя Степа», «Уроки тетушки Совы».

Просмотр презентации

«Опасные предметы».

Работа с родителями:

-

Памятка «Пожарная безопасность».

-Памятка «Знай правила дорожного движения».

4

Презентационный

Создание фотоколлажа «Опасно - безопасно»

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение

Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Название-тема

сроки

1

Образовательная деятельность

- Развитие речи.

«Путешествие в страну правил дорожного движения»

- Развитие речи

«Профессия спасатель»

- Формирование основ безопасности

«Научим героев сказок безопасности»

-Приобщение к социокультурным ценностям

«О дружбе и друзьях»

-Физкультура

«Эстафета»

Художественно – эстетическое развитие:

изобразительная деятельность

-рисование «Служба спасения»;

-рисование«Огонь»,

-лепка «Пожарный».

Обогащение предметно-развивающей среды.

16.01

17.01

19.01

15.01

19.01

Речевое развитие:

Беседы:

- «Спасатель – профессия века»

- «Безопасность на улице».

- «Безопасность на дороге»

- «Правила поведения с незнакомыми людьми»

- «Безопасность дома и в детском саду»

- «Причины возникновения пожаров».

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа С.Зробко «Зюка и Тюша -команда спасателей»,

Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л.

Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о

неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом»,

«Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон»,

«Айболит», Н. Носов «Телефон».

- Рассматривание и обсуждение картинок «Советы светофорика».

-

Пословицы и поговорки о безопасности.

2

Дети старшей группы

Продуктивная деятельность в процессе ООД

Участие в итоговом мероприятии

15-19.01

3

Воспитатели

Проведение ООД по тематике проекта

Подготовка итогового мероприятия

Организация игровой деятельности

Разучивание новых подвижных игр

15-19.01

4

Родители

Подготовка атрибутов

15-19.01

Итоговое мероприятие: Создание фотоколлажа «Опасно - безопасно»

Вид проекта: групповой, социально-коммуникативный, информационный, краткосрочный.

Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Взаимодействие образовательных областей:

Название

образовательных

областей

Содержание (краткое)

Задачи

1

Физическое

развитие

Подвижные игры

Развитие двигательной активности детей, в том числе, связанной с выполнением

упражнений

,

направленных

на

развитие

таких

физических

качеств,

как

координация,

гибкость,

способствующих

правильному

формированию

опорно-

двигательной системы организма. Развитию равновесия, координации движений,

крупной и мелкой моторики обеих рук.

2

Речевое развитие

Чтение

художественной

литературы,

бе седы

с

детьми,

рассматривание

иллюстраций.

Формирование интереса и потребности в чтении и восприятии книг. Обогащение

словарного запаса, развитие звуковой культуры речи.

3

Художественно-

эстетическое

развитие

Рисование, лепка.

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,

потребности

в

самовыражении.

Развитие

продуктивной

деятельности

детского

творчества.

4

Социально-

коммуникативное

развитие

Игры – драматизации,

сюжетно-ролевые игры,

беседы по картинам.

Развитие

общения

и

взаимодействие

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками,

становление самостоятельности, целенаправленности, развитие эмоционального и

социального интеллекта. Формирование готовности к совместной деятельности со

сверстниками.

5

Познавательное

развитие

ООД, дидактические игры.

Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование

познавательных действий; развитие воображения и творческой активности;

формирование знаний о безопасном поведении дома и на улице.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

Расширение знаний детей о безопасном поведении в жизни, через раскрытие образов героев в художественной

литературе.

Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей.

Связь с родителями, выполняющими роль участников проекта.

Материально-технические ресурсы:

Для педагогов

Ноутбук, мультфильмы о безопасности в быту и на улице, подбор иллюстративного материала, подвижных и

дидактических игр, фотографии и картинки о МЧС.

Для детей

Краски, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги, пластилин, клей, картон, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Итоговое мероприятие: Фотоколлаж «Опасно-безопасно»

Продукты деятельности детей:

-

рисование «Служба спасения»;

- рисование«Огонь»,

- лепка «Пожарный».

-Фотоколлаж «Опасно-безопасно»



В раздел образования