Автор: Аманова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Сакмарский д⁄с "Улыбка"
Населённый пункт: с.Сакмара,Оренбургской области
Наименование материала: проект в старшей группе
Тема: Основы безопасности для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сакмарский детский сад «Улыбка»
Информационно-познавательный проект
для детей старшей группы
«Неделя безопасности»
Выполнила:
Аманова О.Н.
воспитатель
старшей группы
с.Сакмара,
2018г
Пояснительная записка
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье,
происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с
беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает
доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от
бед и невзгод продиктованы этим.
Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой.
Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни
от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни
от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни,
поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени
хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь
разобраться
в
многообразии
жизненных
ситуаций?
Как
научить
помогать
друг
другу?
Проанализировав
понятия
«экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка
может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет
жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой
становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.
При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова:
«не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям
наставлений. Все это дает обратный результат.
Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными,
не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное
решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с
мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по
воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и
особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в
различных ситуациях.
Проблема:
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные
понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных
ситуациях, применить эти знания. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в
экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно
неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на
вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не
обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все
возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка
понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях
жизни и действовать в ней.
Цель:
познакомить детей с профессиями в системе МЧС, совершенствовать знания о безопасности дома,
на улице, в детском саду.
Задачи:
-закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в детском саду;
-закрепить знания о профессиях в системе МЧС;
-закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт;
-развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы;
-использовать полученные знания в повседневной жизни, творческой деятельности.
Проектная карта:
№ Основные виды
Дни недели
деятельности
детей,
организуемые
педагогом
Недел
я
среда
четверг
пятница
понедельник
вторник
1
ООД
1
неделя
1. Развитие речи.
«Путешествие в
страну правил
дорожного движения»
2.Рисование
«Служба
спасения»;
1.Формирование
основ безопасности
«Научим героев
сказок
безопасности»
1.Развитие речи
«Профессия
спасатель»
2.Лепка
«Пожарный».
1.Приобщение к
социокультурным
ценностям
«О дружбе и
друзьях»
2.Физкультура
«Эстафета»
1.Рисование
«Огонь»
2
Рассказывание
1
неделя
Беседа
- «Спасатель –
профессия века»
- Рассматривание и
обсуждение картинок
«Советы
светофорика».
- Беседа
«Безопасность на
улице».
- Рассматривание и
обсуждение
картинок «Советы
светофорика».
- Беседа
«Безопасность на
дороге»
- Беседа
«Правила
поведения с
незнакомыми
людьми»
- Беседа
«Безопасность
дома и в детском
саду»
3
Чтение
художественной
литературы
1
неделя
Хоринский
«Спичка-невеличка»,
Б. Житков «Пожар в
море»
-Пословицы и
поговорки о
безопасности.
Л. Толстой
«Пожар»,
«Пожарные собаки»;
Маршак «Рассказ о
неизвестном герое»,
«Пожар»;
К. Чуковский
«Телефон»,
«Айболит»,
Маршак «Кошкин
дом»,
«Приключения
Буратино»,
4
Игры
-сюжетно-
1
неделя
-«Спасатели».
-«На улицах
города».
-«Скорая помощь».
-«Чрезвычайная
ситуация».
-«Пожарные на
учениях».
ролевые
-дидактические
- «Безопасность на
улицах».
«Дорожные знаки»,
«Правила дорожного
движения».
-«Кому, что нужно
для работы?»
-«Первая
помощь».
5
Просмотр
мультфильмов и
презентаций
1
неделя
«Кошкин дом»,
«Путаница»,
«Дядя Степа»,
«Уроки тетушки
Совы».
презентация
«Опасные
предметы»
6
Аппликация
1
неделя
Создание
фотоколлажа
«Опасно –
безопасно»
Создание
фотоколлажа
«Опасно -
безопасно»
Создание
фотоколлажа
«Опасно -
безопасно»
Создание
фотоколлажа
«Опасно -
безопасно»
Создание
фотоколлажа
«Опасно -
безопасно»
Планируемый результат: Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, и в
быту, в дошкольном учреждении; знают и называют службы которые окажут им помощь.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
№
этап
Содержание деятельности
сроки
1
Поисковый
-планирование
деятельности,
направленной
на
реализацию
проекта;
-подбор методической и художественной литературы по теме;
-подбор информации для родителей и детей;
-индивидуальные беседы с родителями по подготовке к проекту;
-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры,
иллюстрации, презентации).
2
Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической
деятельности по созданию продукта. Разработка сценария.
3
Практический
Беседы:
- «Спасатель – профессия века»
- «Безопасность на улице».
- «Безопасность на дороге»
- «Правила поведения с незнакомыми людьми»
- «Безопасность дома и в детском саду»
- «Причины возникновения пожаров».
изобразительная деятельность
- Рисование «Служба спасения».
- Рисование «Пожар» (по сказке С.Маршака).
художественно – эстетическое развитие:
-лепка «Пожарный»
Обогащение предметно-развивающей среды.
Речевое развитие:
Чтение рассказа С.Зробко «Зюка и Тюша -команда спасателей»,
Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л.
Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о
неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом»,
«Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон»,
«Айболит», Н. Носов «Телефон
- Рассматривание и обсуждение картинок «Советы светофорика».
-
Пословицы и поговорки о безопасности.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевая игра:
-«Спасатели».
Цель: совершенствовать знания о профессии — спасатель, умение
детей
отражать
в
игре
взаимоотношения
людей
в
различных
ситуациях.
-
«На улицах города».
Цель: совершенствовать умение применять знания в практических
игровых ситуациях.
-«Скорая помощь».
Цель: воспитывать чувство ответственности, умение приходить на
выручку.
-«Чрезвычайная ситуация».
Цель: формировать основы безопасного поведения в быту, умение
вызвать на помощь сотрудников МЧС
-
«Пожарные на учениях».
Цель: совершенствовать знания детей о профессии пожарных;
умение быстро реагировать на чрезвычайную ситуацию.
Дидактические игры:
- «Безопасность на улицах».
Цель: формировать у детей основы безопасности собственной
жизнедеятельности.
лото «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения».
Цель: совершенствовать знания о правилах дорожного движения.
-«Кому, что нужно для работы?»
Цель: совершенствовать знания о предметах быта, правилах
пользования ими.
-«Первая помощь».
Цель: дать первичные знания детям об оказании первой помощи.
Просмотр мультфильма
«Кошкин дом», «Путаница»,
«Дядя Степа», «Уроки тетушки Совы».
Просмотр презентации
«Опасные предметы».
Работа с родителями:
-
Памятка «Пожарная безопасность».
-Памятка «Знай правила дорожного движения».
4
Презентационный
Создание фотоколлажа «Опасно - безопасно»
5
Контрольный
Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение
Организационные формы работы над проектом:
№
Формы работы
Название-тема
сроки
1
Образовательная деятельность
- Развитие речи.
«Путешествие в страну правил дорожного движения»
- Развитие речи
«Профессия спасатель»
- Формирование основ безопасности
«Научим героев сказок безопасности»
-Приобщение к социокультурным ценностям
«О дружбе и друзьях»
-Физкультура
«Эстафета»
Художественно – эстетическое развитие:
изобразительная деятельность
-рисование «Служба спасения»;
-рисование«Огонь»,
-лепка «Пожарный».
Обогащение предметно-развивающей среды.
16.01
17.01
19.01
15.01
19.01
Речевое развитие:
Беседы:
- «Спасатель – профессия века»
- «Безопасность на улице».
- «Безопасность на дороге»
- «Правила поведения с незнакомыми людьми»
- «Безопасность дома и в детском саду»
- «Причины возникновения пожаров».
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа С.Зробко «Зюка и Тюша -команда спасателей»,
Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л.
Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о
неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом»,
«Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон»,
«Айболит», Н. Носов «Телефон».
- Рассматривание и обсуждение картинок «Советы светофорика».
-
Пословицы и поговорки о безопасности.
2
Дети старшей группы
Продуктивная деятельность в процессе ООД
Участие в итоговом мероприятии
15-19.01
3
Воспитатели
Проведение ООД по тематике проекта
Подготовка итогового мероприятия
Организация игровой деятельности
Разучивание новых подвижных игр
15-19.01
4
Родители
Подготовка атрибутов
15-19.01
Итоговое мероприятие: Создание фотоколлажа «Опасно - безопасно»
Вид проекта: групповой, социально-коммуникативный, информационный, краткосрочный.
Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Взаимодействие образовательных областей:
№
Название
образовательных
областей
Содержание (краткое)
Задачи
1
Физическое
развитие
Подвижные игры
Развитие двигательной активности детей, в том числе, связанной с выполнением
упражнений
,
направленных
на
развитие
таких
физических
качеств,
как
координация,
гибкость,
способствующих
правильному
формированию
опорно-
двигательной системы организма. Развитию равновесия, координации движений,
крупной и мелкой моторики обеих рук.
2
Речевое развитие
Чтение
художественной
литературы,
бе седы
с
детьми,
рассматривание
иллюстраций.
Формирование интереса и потребности в чтении и восприятии книг. Обогащение
словарного запаса, развитие звуковой культуры речи.
3
Художественно-
эстетическое
развитие
Рисование, лепка.
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
потребности
в
самовыражении.
Развитие
продуктивной
деятельности
детского
творчества.
4
Социально-
коммуникативное
развитие
Игры – драматизации,
сюжетно-ролевые игры,
беседы по картинам.
Развитие
общения
и
взаимодействие
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками,
становление самостоятельности, целенаправленности, развитие эмоционального и
социального интеллекта. Формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками.
5
Познавательное
развитие
ООД, дидактические игры.
Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий; развитие воображения и творческой активности;
формирование знаний о безопасном поведении дома и на улице.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
Расширение знаний детей о безопасном поведении в жизни, через раскрытие образов героев в художественной
литературе.
Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей.
Связь с родителями, выполняющими роль участников проекта.
Материально-технические ресурсы:
Для педагогов
Ноутбук, мультфильмы о безопасности в быту и на улице, подбор иллюстративного материала, подвижных и
дидактических игр, фотографии и картинки о МЧС.
Для детей
Краски, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги, пластилин, клей, картон, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Итоговое мероприятие: Фотоколлаж «Опасно-безопасно»
Продукты деятельности детей:
-
рисование «Служба спасения»;
- рисование«Огонь»,
- лепка «Пожарный».
-Фотоколлаж «Опасно-безопасно»