Напоминание

Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ.


Автор: Тагирова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 комбинированного вида
Населённый пункт: Московской области, Одинцовского района, г.Голицыно
Наименование материала: Представление опыта работы на Педагогическом совете.
Тема: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида

Представление опыта работы на Педагогическом совете

на тему:

«Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию».

Составила:

Тагирова Е.М., воспитатель

г.Голицыно

2019

Введение

«От

того,

как

прошло

детство,

кто

вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло в

его разум и сердце из окружающего мира –

от

этого

в

решающей

степени

зависит,

каким

человеком

станет

сегодняшний

малыш». (В.А.Сухомлинский)

Актуальность

работы:

работа

с

родителями

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

является

одной

из

составных

частей

работы

дошкольного

учреждения.

Только

опираясь

на

семью,

только

совместными

усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,

человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,

и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная

с

экологической

точки

зрения,

расточительная,

ведущая

к

нарушению

экологического равновесия.

Цель

работы:

привлечение

родителей

к

совместной

работе

по

формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Подвести

к

пониманию

важности

проблемы

взаимоотношения

человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2.

Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не

исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее

и уметь охранять.

3.

Побудить

интерес

к

созданию

благоприятной

окружающей

среды

города и микрорайона.

4.

Формировать

детско-родительские

отношения

в

духе

воспитания

интереса и экологически правильного поведения в природе.

2

5.

Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно,

охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и

проведении различных экологических мероприятий;

повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

3

Дошкольный

возраст

самоценный

этап

в

развитии

экологической

культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок

начинает

выделять

себя

из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-

ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-

экологических

позиций

личности,

которые

проявляются

во

взаимодействиях

ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны

формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с

природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых

экологических

проблем.

При

этом

накопление

знаний

у

детей

дошкольного

возраста

не

является

самоцелью.

Они

необходимое

условие

выработки

эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из родителей сами

стремятся к сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического

воспитания.

Семья

как

среда

формирования

личности

оказывает

огромное

влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Семья

занимает

важное

место

в

экологическом

воспитании

человека.

Именно

в

семье

формируются

основы

духовного

и

культурного

облика,

закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от

своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и

мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать,

лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал

экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления,

экологической

культуры

у

взрослых,

их

воспитывающих,

формирование

ответственного

отношения

к

окружающей

среде,

которое

строится

на

базе

экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых

4

принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную

деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа

понимается

не

только

как

внешняя

по

отношению

к

человеку

среда

она

включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих

задач:

-

образовательных

формирование

системы

знаний

об

экологических

проблемах современности и пути их разрешения;

-

воспитательных

формирование

мотивов,

потребностей

и

привычек

экологически

целесообразного

поведения

и

деятельности,

здорового

образа

жизни;

-

развивающих

развитие

системы

интеллектуальных

и

практических

умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей

местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей

среды:

интеллектуального

(способности

к

анализу

экологических

ситуаций),

эмоционального

(отношение

к

природе

как

к

универсальной

ценности),

нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования

у

дошкольников

основ

культуры

рационального

природопользования.

Экологическое

воспитание

дошкольников

осуществляется

в

ДОУ

через

весь

педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет

природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,

правильно

оформленный

и

возделанный

участок,

дающие

возможность

постоянного

непосредственного

общения

с

природой;

организация

систематических

наблюдений

за

природными

явлениями

и

объектами,

приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных

площадок

природы,

естественных

уголков

с

дикорастущими

растениями,

экологическая тропа, огород, метеостанция и т. д.

5

Активными помощниками при обновлении и обогащении уголков природы

являются родители, которые систематически приносят новые отростки растений,

собирают различные материалы для проведения опытов. Родители изготавливают

кормушки и скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают

почву

для

посадки

саженцев.

Следует

обратить

внимание

на

совместную

деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек

воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению

ребенка

и

взрослого,

дает

возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять

ребенка.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:

1.

Экологическая информация:

o

данные об экологической ситуации в городе, жилого массива, где они

отдыхают;

o

информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества

окружающей среды;

o

правила

поведения

в

экстремальных

условиях

(неблагоприятные

экологические ситуации, катастрофы;

o

выращивание экологически безопасного урожая;

o

комнатные, лекарственные, пищевые растения;

o

выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха

на природе;

o

домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

o

развитие

ребенка

как

личности

в

процессе

экологического

образования;

2.

Совместная деятельность с детьми:

o

Походы и экскурсии;

o

Участие в экологических праздниках и подготовка к ним;

o

Сбор коллекции природных материалов;

o

Выставка совместных рисунков, поделок из бросового материала;

6

o

Помощь в оборудовании природных уголков, участков для прогулки;

o

Природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка,

дома, посадка деревьев).

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей,

воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-

то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами

экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к

природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей

должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество

с

семьями

детей

по

экологическому

направлению,

совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство

и

непрерывность

педагогического

процесса,

но

и

вносят

в

этот

процесс

необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо

использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации,

беседы, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и т.д.) так и

нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и

наглядно-информационные.

Коллективные формы: родительские собрания, «Круглые столы» и др.

Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями.

Наглядные формы: оформление стендов, оформление выставок творческих

совместных работ (" Времена года", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима",

Конкурс

"Лучшая

поделка

из

природного

материала",

рекомендации

для

родителей, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек и т.д.

В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных,

отпуска,

выезда

семьи

на

природу

дети

и

родители

получают

задание

понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить

7

природный

материал,

изготовить

поделки,

сделать

гербарий,

собрать

семена

растений для пополнения групповых коллекций.

Нетрадиционные

-

они

направлены

на

установление

неформальных

контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой

для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Так,

родители

привлекаются

к

подготовке

утренников,

в

конкурсах,

совместным прогулкам, например, поход, который недавно проводился в детском

саду.

Итак,

взаимодействие

семьи

и

дошкольного

учреждения

происходит

в

различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты

такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Такая совместная

система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую

очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к

природе,

людям,

окружающему

миру,

что

составит

основу

экологической

культуры.

Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо

привлекать

родителей

к

решению

вопросов

экологического

воспитания

детей,

нахождению

общих

правильных

ответов

и

работу

следует

проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Привлекаю

родителей

к

различным

видам

совместной

деятельности

с

детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, совместные

праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и

участниками.

Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней

открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за

окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках.

8

В

своей

деятельности

я

использую

такие

форму

сотрудничества

с

родителями как:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы

за

круглым

столом,

родительские

собрания,

консультации

и

сообщения экологической направленности для родительского уголка. Родители

беседуют

с

ребенком

и

активно

участвуют

в

занятиях,

реализуя

свой

интеллектуальный и творческий потенциал.

Домашнее

задание

-

участие

в

выставках,

смотрах-конкурсах,

педагогические ширмы и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на

участке и территории детского сада: совместное проведение субботников, высадка

растений и саженцев на территории; благоустройство и постройка снежных фигур

на участке, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уборка территории

детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек.

Помогают оформлять уголок природы: изготовление мобилей по временам

года, изготовление гербариев, обеспечение группы комнатными растениями…

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания, папок - передвижек.

9

Заключение

Деятельность

педагогов

по

приобщению

семей

к

экологическому

воспитанию

детей

позволит

формировать

у

дошкольников

ответственное

отношение

к

окружающей

среде,

достигнуть

более

высокого

уровня

их

воспитанности.

Сотрудничество

с

семьями

детей

по

экологическому

направлению,

совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство

и

непрерывность

педагогического

процесса,

но

и

вносят

в

этот

процесс

необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только

совместными

усилиями

мы

можем

решить

главную

задачу

воспитать экологически грамотного человека.

Хотелось бы закончить свое выступление следующими строчками:

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Чтоб росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Спасибо за внимание

10

Список использованной литературы

1.

«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др.

– СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2.

Голицына

Н.С.

Экологическое

воспитание

дошкольников.

Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-

Синтез, 2006.

3.

Иванова

А.И.

Живая

экология:

Программа

экологического

образования

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.

Каменева

Л.А.,

Кондратьева

Н.Н.

Мир

природы

и

ребенок.

Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-

Пресс, 2007.

5.

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное

пособие. – М.: Академия, 2009.

7.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:

Академия, 2002.

8.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007.

- N 5. - С. 22-27.

9.

Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная

школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез,

2006.

11



В раздел образования