Автор: Тагирова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 комбинированного вида
Населённый пункт: Московской области, Одинцовского района, г.Голицыно
Наименование материала: Представление опыта работы на Педагогическом совете.
Тема: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 комбинированного вида
Представление опыта работы на Педагогическом совете
на тему:
«Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию».
Составила:
Тагирова Е.М., воспитатель
г.Голицыно
2019
Введение
«От
того,
как
прошло
детство,
кто
вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира –
от
этого
в
решающей
степени
зависит,
каким
человеком
станет
сегодняшний
малыш». (В.А.Сухомлинский)
Актуальность
работы:
работа
с
родителями
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
является
одной
из
составных
частей
работы
дошкольного
учреждения.
Только
опираясь
на
семью,
только
совместными
усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,
человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,
и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная
с
экологической
точки
зрения,
расточительная,
ведущая
к
нарушению
экологического равновесия.
Цель
работы:
привлечение
родителей
к
совместной
работе
по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Подвести
к
пониманию
важности
проблемы
взаимоотношения
человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2.
Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не
исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее
и уметь охранять.
3.
Побудить
интерес
к
созданию
благоприятной
окружающей
среды
города и микрорайона.
4.
Формировать
детско-родительские
отношения
в
духе
воспитания
интереса и экологически правильного поведения в природе.
2
5.
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно,
охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты:
повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и
проведении различных экологических мероприятий;
повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,
охране природы.
3
Дошкольный
возраст
–
самоценный
этап
в
развитии
экологической
культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок
начинает
выделять
себя
из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально-
ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-
экологических
позиций
личности,
которые
проявляются
во
взаимодействиях
ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны
формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с
природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых
экологических
проблем.
При
этом
накопление
знаний
у
детей
дошкольного
возраста
не
является
самоцелью.
Они
–
необходимое
условие
выработки
эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из родителей сами
стремятся к сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического
воспитания.
Семья
как
среда
формирования
личности
оказывает
огромное
влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Семья
занимает
важное
место
в
экологическом
воспитании
человека.
Именно
в
семье
формируются
основы
духовного
и
культурного
облика,
закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от
своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и
мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать,
лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал
экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления,
экологической
культуры
у
взрослых,
их
воспитывающих,
формирование
ответственного
отношения
к
окружающей
среде,
которое
строится
на
базе
экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых
4
принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа
понимается
не
только
как
внешняя
по
отношению
к
человеку
среда
—
она
включает в себя, человека.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих
задач:
-
образовательных
—
формирование
системы
знаний
об
экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
-
воспитательных
—
формирование
мотивов,
потребностей
и
привычек
экологически
целесообразного
поведения
и
деятельности,
здорового
образа
жизни;
-
развивающих
—
развитие
системы
интеллектуальных
и
практических
умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей
среды:
интеллектуального
(способности
к
анализу
экологических
ситуаций),
эмоционального
(отношение
к
природе
как
к
универсальной
ценности),
нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования
у
дошкольников
основ
культуры
рационального
природопользования.
Экологическое
воспитание
дошкольников
осуществляется
в
ДОУ
через
весь
педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет
природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,
правильно
оформленный
и
возделанный
участок,
дающие
возможность
постоянного
непосредственного
общения
с
природой;
организация
систематических
наблюдений
за
природными
явлениями
и
объектами,
приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных
площадок
природы,
естественных
уголков
с
дикорастущими
растениями,
экологическая тропа, огород, метеостанция и т. д.
5
Активными помощниками при обновлении и обогащении уголков природы
являются родители, которые систематически приносят новые отростки растений,
собирают различные материалы для проведения опытов. Родители изготавливают
кормушки и скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают
почву
для
посадки
саженцев.
Следует
обратить
внимание
на
совместную
деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек
воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству,
эмоциональному,
психологическому
сближению
ребенка
и
взрослого,
дает
возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять
ребенка.
Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:
1.
Экологическая информация:
o
данные об экологической ситуации в городе, жилого массива, где они
отдыхают;
o
информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества
окружающей среды;
o
правила
поведения
в
экстремальных
условиях
(неблагоприятные
экологические ситуации, катастрофы;
o
выращивание экологически безопасного урожая;
o
комнатные, лекарственные, пищевые растения;
o
выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха
на природе;
o
домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
o
развитие
ребенка
как
личности
в
процессе
экологического
образования;
2.
Совместная деятельность с детьми:
o
Походы и экскурсии;
o
Участие в экологических праздниках и подготовка к ним;
o
Сбор коллекции природных материалов;
o
Выставка совместных рисунков, поделок из бросового материала;
6
o
Помощь в оборудовании природных уголков, участков для прогулки;
o
Природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка,
дома, посадка деревьев).
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей,
воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-
то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами
экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к
природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей
должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество
с
семьями
детей
по
экологическому
направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство
и
непрерывность
педагогического
процесса,
но
и
вносят
в
этот
процесс
необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо
использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации,
беседы, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и т.д.) так и
нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и
наглядно-информационные.
Коллективные формы: родительские собрания, «Круглые столы» и др.
Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями.
Наглядные формы: оформление стендов, оформление выставок творческих
совместных работ (" Времена года", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима",
Конкурс
"Лучшая
поделка
из
природного
материала",
рекомендации
для
родителей, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек и т.д.
В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных,
отпуска,
выезда
семьи
на
природу
дети
и
родители
получают
задание
понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить
7
природный
материал,
изготовить
поделки,
сделать
гербарий,
собрать
семена
растений для пополнения групповых коллекций.
Нетрадиционные
-
они
направлены
на
установление
неформальных
контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой
для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Так,
родители
привлекаются
к
подготовке
утренников,
в
конкурсах,
совместным прогулкам, например, поход, который недавно проводился в детском
саду.
Итак,
взаимодействие
семьи
и
дошкольного
учреждения
происходит
в
различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты
такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Такая совместная
система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую
очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к
природе,
людям,
окружающему
миру,
что
составит
основу
экологической
культуры.
Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо
привлекать
родителей
к
решению
вопросов
экологического
воспитания
детей,
нахождению
общих
правильных
ответов
и
работу
следует
проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.
Привлекаю
родителей
к
различным
видам
совместной
деятельности
с
детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, совместные
праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и
участниками.
Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней
открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за
окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках.
8
В
своей
деятельности
я
использую
такие
форму
сотрудничества
с
родителями как:
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической
компетентности.
Беседы
за
круглым
столом,
родительские
собрания,
консультации
и
сообщения экологической направленности для родительского уголка. Родители
беседуют
с
ребенком
и
активно
участвуют
в
занятиях,
реализуя
свой
интеллектуальный и творческий потенциал.
Домашнее
задание
-
участие
в
выставках,
смотрах-конкурсах,
педагогические ширмы и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на
участке и территории детского сада: совместное проведение субботников, высадка
растений и саженцев на территории; благоустройство и постройка снежных фигур
на участке, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уборка территории
детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек.
Помогают оформлять уголок природы: изготовление мобилей по временам
года, изготовление гербариев, обеспечение группы комнатными растениями…
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам
экологического воспитания, папок - передвижек.
9
Заключение
Деятельность
педагогов
по
приобщению
семей
к
экологическому
воспитанию
детей
позволит
формировать
у
дошкольников
ответственное
отношение
к
окружающей
среде,
достигнуть
более
высокого
уровня
их
воспитанности.
Сотрудничество
с
семьями
детей
по
экологическому
направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство
и
непрерывность
педагогического
процесса,
но
и
вносят
в
этот
процесс
необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только
совместными
усилиями
мы
можем
решить
главную
задачу
–
воспитать экологически грамотного человека.
Хотелось бы закончить свое выступление следующими строчками:
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Чтоб росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Спасибо за внимание
10
Список использованной литературы
1.
«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др.
– СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2.
Голицына
Н.С.
Экологическое
воспитание
дошкольников.
Перспективное
планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-
Синтез, 2006.
3.
Иванова
А.И.
Живая
экология:
Программа
экологического
образования
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.
Каменева
Л.А.,
Кондратьева
Н.Н.
Мир
природы
и
ребенок.
Методика
экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-
Пресс, 2007.
5.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное
пособие. – М.: Академия, 2009.
7.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:
Академия, 2002.
8.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007.
- N 5. - С. 22-27.
9.
Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная
школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез,
2006.
11