Автор: Егорова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №47"
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС
Раздел: начальное образование
Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС
Основной проблемой нашего времени является духовно-нравственное воспитание детей.
Очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организацию
взаимодействия с родителями. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от
воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством
жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на
детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми,
обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьей —
одна из главных задач школы.
Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в
будущем своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?
Достичь успеха в воспитании моих учеников мне помогают родители, которых я сделала своими
союзниками в работе. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной.
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это родительские
собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении праздников, в постановке
спектаклей, организации экскурсий, выставок.
Проведение родительского собрания — самый больной вопрос. Думаю, что каждый учитель,
исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся, планирует свою тематику
собраний. Использую разные формы родительских собраний. Это беседы по вопросам воспитания,
собрания-практикумы, например «Учимся работать по новым учебникам. На собрании-диспуте
«Правильно ли мы воспитываем своих детей?» речь шла об ошибках семейного воспитания.
Собрание всегда начинаю с положительных слов в адрес каждого ребенка. Рассказываю о том, как
мы двигаемся вперед, что у нас уже получается, а над чем еще нужно поработать. Объясняю, как
это сделать. С родителями трудных учащихся беседую до собрания или приглашаю их в другое,
удобное для них время. Беседу с ними стараюсь строить так, чтобы родители поняли, что учитель
тоже переживает за ученика и готов ему помочь.
Проработав в школе более 30 лет, я до сих пор не могу идти на встречу с родителями не
подготовившись. Заранее продумываю тему, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом
каждого собрания является оформление выставки тетрадей, детских рисунков, поделок, сочинений,
фотомонтаж прошедших мероприятий. Уходя с собрания, каждый родитель забирает работы своего
ребенка, а дома вместе с ним складывает их в папку, которую мы завели еще в первом классе. Эти
работы пригодятся нам в выпускном классе.
Перед каждым собранием я обязательно оформляю доску, например, указываю тему
родительского собрания, привожу слова-высказывания великих педагогов, соответствующие теме
собрания, вывешиваю «молнии» — благодарности родителям за активную работу в жизни класса и
школы, оформляю выставки ученических тетрадей, дневников, поделок и рисунков.
Просматривая работы учеников, родители отмечают лучшие из них, сравнивают работу своего
ребенка с работами других детей
Главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с
родителями. Родители моих учеников — инициаторы многих интересных дел. В классе много на-
глядных пособий, таблиц, памяток, выполненных их руками.
Особенно хочется отметить работу членов родительского комитета в подготовке и проведении
различных праздников. Праздники — это не только развлечения для школьников, но и возможность
подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности.
Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не
только мамы и папы, но и бабушки, сестренки и братишки учеников.
Уже традиционным стал праздник «Встреча Нового года в лесу». На уроках труда и в группе
продленного дня мы с детьми мастерим новогодние игрушки, вырезаем снежинки, склеиваем
гирлянды, учим стихи, песни, а родители шьют костюмы и готовят сценарий.
А какими повзрослевшими, серьезными становятся лица третьеклассников на празднике «Никто не
забыт, ничто не забыто»! В гости к нам приходят ветераны Великой Отечественной войны,
которых так мало осталось. На фоне тихой музыки военных лет я рассказываю о наших гостях.
Школьники, затаив дыхание, слушают рассказ ветерана, который не понаслышке, а воочию видел
немцев, непосредственно принимал участие в боевых действиях. В сознании учеников возникают
реальные образы людей, которые, не жалея своей жизни, делали все возможное и невозможное,
чтобы выстоять и победить. Беседа продолжается, ведь у школьников возникает много вопросов
А какой замечательный праздник «Золотая осень» подготовили родители вместе с детьми.
Видя такое неравнодушное отношение родителей, их поддержку и помощь, хочется делать многое.
Много интересных вечеров и праздников, экскурсий и походов, познавательных игр и
конкурсов проводится в классе. И всегда вместе с нами — родители, которые помогают в
оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей. Так, на новогоднем
празднике (к нему начинаем готовиться с начала 2-й четверти) мама Ани С. Организовала мастер-
скую по изготовлению новогодних масок и игрушек. Учит детей рисовать новогоднюю газету папа
Кати П. Папа Жени Ш., который согласился быть Дедом Морозом, подбирает костюм и загадки к
празднику. Хороводы, игры, конкурсы, веселые соревнования тоже дело рук родителей. А после —
чаепитие при свечах за красиво оформленными столами.
Организация и проведение дистанционных олимпиад для учеников моего класса тоже
оказалось для всех очень полезной. Совместные поиски ответов на вопросы в книгах и
энциклопедиях, совместное чтение, просмотр мультфильмов, работа на компьютере сблизили
многих детей и родителей. У них нашлось время для интеллектуального общения, появились
общие темы для разговоров. Какая радость была от первых Дипломов победителей в олимпиадах.
Это первые совместные победы. Они учат многому и детей, и родителей.
Участие в школьных акциях «Помоги бездомным животным», «Бумаге вторая жизнь»,
«Подарок ветерану» и другие также способствуют совместному общению, принятию общих
решений родителями и детьми.
Чтобы наши дети ходили в школу с желанием учиться, чтобы всегда горел в юных душах
пытливый взгляд любознательности, я организую воспитательный и образовательный процесс в
взаимодействии с родителями.