Автор: Варламова Татьяна Андреевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 комбинированного вида"
Населённый пункт: городской округ Электросталь Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Необходимость и способы развития чувства ритма у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Необходимость и способы развития чувства ритма у детей раннего возраста
В настоящее время, в дошкольных учреждениях, актуальным вопросом является
развитие детей раннего возраста. Используются разнообразные методики и новаторские
приёмы в работе с детьми. Музыкальная деятельность является уникальным примером,
когда работа в этой сфере, может проводиться с самого раннего возраста, ведь
музыкальностью и чувством ритма человек наделен с рождения. Далее затрагивается иная
актуальная тема- преемственности между семьёй и дошкольным учреждением. Занятия
музыкальной деятельностью с ребёнком внутри семьи очень важны, для успешной
адаптации и полноценного развития ребёнка в ДОУ. В данной статье хотелось бы
рассказать о том, какое влияние оказывает на человека чувство ритма и почему так важно
развивать его у детей раннего возраста, а так же привести пример нескольких игр для
малышей на развитие чувства ритма.
Ритм, такое понятное, казалось бы, для всех нас слово, но если задать вопрос
случайному прохожему, что же такое ритм, можно застать его врасплох. Поэтому, для
начала, стоило бы определиться с самим понятием.
Ритм подразумевает под собой некую периодичность, сочетание действий и покоя, в
разных своих вариациях. Он лежит в основе человеческой физиологии и самого
мироздания. Самый простой и первый ритм, с которым сталкивается человек в своей
жизни, это биение собственного сердца. Наш пульс, это тот ритм, который сопровождает
нас на протяжении жизни, который мы не замечаем без особой на то необходимости, но он
играет не маловажную роль для нас в обычном жизненном процессе. Ритм нашего сердца,
сочетается с ритмом нашего дыхания, движений и даже скорости речи, что незаметно
влияет на моральное и физическое состояние организма и поведение в обществе.
Научиться чувствовать и контролировать ритм очень важно, от этого зависит чувство
баланса, координация движений и дыхания. У всех людей имеется чувство ритма, но у
кого-то оно более развито. Таким людям проще даётся спортивная карьера, гуманитарные
науки, они более социализированы им проще находить общий язык с другими людьми, и,
конечно- же, у таких людей намного лучше развита музыкальность, ведь музыка и ритм
взаимосвязаны напрямую. Всё это нас подводит к тому, что чувство ритма, заложенное в
нас природой от рождения, необходимо развивать. Лучше всего это делать в раннем
возрасте, когда фундамент восприятия и ощущений только начинает закладываться у
маленького человечка.
Так как игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста,
то лучшим инструментом для развития чувства ритма у ребёнка, являются музыкальные
ритмические игры. О некоторых из них я расскажу подробнее.
1
Игра "Бубен" Эта игра подходит для деток от одного года. Ребёнку даётся
музыкальный инструмент бубен, и, под стишок взрослого,
предлагается на нём поиграть. Очень важен предварительный
показ взрослого, как правильно держать инструмент и извлекать
из него звук.
"Поиграй Ванюша в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй, поиграй,
Маме бубен передай."
Играющих может быть сколько угодно. Бубен будет передаваться по кругу столько раз,
сколько пожелает ребёнок. Взрослые произносят стихотворение, хлопая при этом в
ладоши. Ребёнок интуитивно будет подстраиваться под ритм стихотворения. Конечно же,
требовать от малыша чистого ритмического рисунка ни в коем случае не надо. Родители
должны всегда помнить, что в первую очередь - это игра.
Валеологическая игра "Скороговорка"
Родитель может использовать любой удобный стишок или
скороговорку, которая привлекает внимание ребёнка,
главное, чтобы у неё была неожиданная концовка. Мне
нравится использовать скороговорку "Ехал Грека через
реку". Родитель начинает движение по ручке или ножке
ребёнка своими пальцами, имитируя шаги ног, на каждое
слово скороговорки. Прелесть игры в том, что темп
скороговорки и движения можно замедлять и ускорять,
соответственно приближая или отдаляя финал. Завершать игру нужно ожидаемым, но
внезапным действием, это может быть легкий щелчок пальцем по носику или подбородку
ребёнка или иное неожиданное действие которое ему доставит радость. Родителям,
играющим в эту игру с совсем маленькими детками, нужно быть аккуратными, чтобы
случайно не напугать малыша.
Игра "Погремушка-повторюшка"
Игра хорошо развивает внимательность, чувство ритма,
восприятие цвета, а так же знакомит ребёнка с звучанием
различного наполнения погремушки. Необходимо засыпать
в одинаковые ёмкости различные гремящие наполнители.
Это могут быть яйца от киндер-сюрпризов, раскрашенные в
разные цвета, по два одного цвета. В качестве наполнения
подойдет гречневая крупа, сахарный песок, горох или
фасоль. Ребёнку нужно предложить погреметь всеми
контейнерами, и найти одинаковые по звучанию и цвету.
2
Дальше требования игры можно расширить и попросить ребёнка повторить простой
ритмический рисунок, таким же, по звучанию, контейнером - погремушкой. Для самых
маленьких подойдёт простая вариация этой игры, когда родитель показывает ребёнку
простейший ритмический рисунок с помощью погремушки и просит его повторить.
Музыкальная игра "Весёлые ножки"
Очень хорошая игра, позволяющая
развивать чувство ритма и навык
синхронизации незаметно для ребёнка.
Игру уместнее проводить в процессе
прогулки, она позволяет отвлечь малыша
если он закапризничал или чем -то
недоволен. Смысл игры в ритмичном
передвижении с подпеванием песенки
или четким проговариванием
стихотворения.
"Вот как мы шагаем
топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Ножки поднимаем
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ- топ.
По дорожке мы идем
Вместе песенку поём".
Все вышеперечисленные игры подходят для детей раннего возраста, они хорошо
развивают музыкальность и чувство ритма. Способствуют интеллектуальному и речевому
развитию. Занятия с ребёнком музыкально-ритмическими играми помогут ему не только в
физическом, интеллектуальном и музыкально- эстетическом развитии, но и подготовят его
к более успешной адаптации и социализации в дошкольном учреждении. Вариантов
Музыкально-ритмических игр существует большое разнообразие и все они приносят
детям любого возраста множество положительных эмоций и пользы. Поэтому занятия
такими играми должны присутствовать в каждой семье в обязательном порядке.
3