Напоминание

"Бессоюзное сложное предложение"


Автор: Пермяшкина Ирина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Тунгор
Населённый пункт: с.Тунгор Охинского района Сахалинской области
Наименование материала: статья, методическая разработка конспекта урока по русскому языку в 9 классе
Тема: "Бессоюзное сложное предложение"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по русскому языку

Класс: 9.

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Цель: знакомство со сложными предложениями с бессоюзной связью.

Задачи: 1. обучающая – показать различие между союзными и бессоюзными предложениями;

формировать

умения

правильно

расставлять

знаки

препинания

в

бессоюзном

сложном

предложении;

2. развивающая – развивать умения логически излагать свои мысли; развивать способности

распределять и переключать внимание;

3. воспитывающая – воспитать интерес к русскому языку; формировать коммуникативную

компетенцию в общении с одноклассниками; воспитать самостоятельность и формировать

способности оценивать свои умения в различных видах деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы

и

приемы:

репродуктивный,

частично-поисковый;

словесные

(беседа

с

классом,

работа с учебником), практические (самостоятельная работа, работа на карточках, работа у

доски, взаимопроверка)

СО: учебник по русскому языку; карточки с заданиями.

Ход урока.

I.

Орг. момент. (5 мин.) Здравствуйте, присаживайтесь! Ребята, посмотрите на доску,

перед вами предложения, скажите, есть ли среди них такие, с которыми мы уже знакомы и

применяли их в своей практике. (Есть, ССП и СПП). Назовите их.

1.

На улице было красиво, потому что шел снег. (СПП)

2.

Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (ССП)

3.

Я себе уже все доказал – лучше гор могут быть только горы… (БСП)

Ребята, а с каким из этих предложений мы с вами еще не работали?

(БСП). Правильно.

А как вы тогда думаете, какая будет сегодня тема нашего урока?

(Понятие о бессоюзном сложном предложении).

А кто сможет сформулировать задачи на сегодняшний урок? Т.е.,

как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься с вами на уроке?

(Посмотрим, что такое

БСП, сделаем упражнение, составим схемы БСП)

II.

Основная часть. (7 мин.) Откройте тетради и запишите число, вид работы и тему

сегодняшнего урока.

Посмотрите еще раз на доску, на наши с вами предложения, и ответьте на вопрос: Чем

БСП отличаются от ССП и СПП? (Тем, что в них нет союзов). А чем отличается от СПП? (В

СПП есть придаточные и главные предложения, а в БСП – все предложения главные)

Как могут быть соединены между собой простые предложения в БСП? (С помощью

интонации и по смыслу)

Сформулируйте теперь правило, что такое БСП?

Давайте проверим, верно ли мы с вами определили понятие о БСП. Открываем учебники

на стр.122, зачитаем правило. Ну, что правильно?

(11 мин.) Продолжим нашу с вами работу в тетради, запишите упражнение 185 на стр.

122,

у

нас

с

вами

два

столбика

с

одним

и

тем

же

текстом,

только

в

одном

столбике

использованы ССП и СПП, а в другом – БСП. Нам нужно найти, где БСП. Затем мы их

выпишем и составим к ним схемы. По одному предложению каждый из вас сделает у доски.

Начнем с Дианы.

(2 минуты) А сейчас мы с вами сделаем упражнение на релаксацию, т.е. немножко

отдохнем и подумаем о приятном, на это у нас будет 2 минуты. Сейчас вам включу звуки, а ваша

задача будет: закрыть глаза, расслабиться, представить что-нибудь приятное, а затем этим

приятным поделиться с нами, но не просто так, а постараться воспроизвести все бессоюзными

сложными предложениями.

(14 мин.) Продолжим нашу работу, только теперь поработаем с карточками. Вам нужно в

БСП,

расставить

знаки

препинания,

найти

и

подчеркнуть

в

них

грамматические

основы

предложения. Выполняете самостоятельно, затем вы поменяетесь своими предложениями и

проверите друг друга, объяснив правильно или не правильно расставил ваш одноклассник знаки

препинания и правильно ли он выделил грамматические основы, и объясните, почему вы там

считаете. На выполнение у вас 7 минут.

1.

Регулярные

физические нагрузки

снимают

стресс, занятия

спортом улучшают

н а с т р о е н и е

и повышают

работоспособность

человека (запятая-перечислительные

отношения и предложения тесно связаны между собой по смыслу). 2. Запишитесь в бассейн

и посещайте тренировки: плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему (Вторая

часть

содержит

обоснование

или

причину

того,

о

чём

говорится

в

первой

(можно

вставить потому что, так как). 3. Чичиков посмотрел и увидел: рукав новёшенького фрака был

в е с ь испорчен

первой

части

есть

глаголы

мыслительной

деятельности,

чувства,

восприятия

(понимать, думать, видеть, говорить и

др.).

4 . Была

без

радости любовь,

Разлука будет без печали. 5. Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит.

III.

Итоги урока.

1. Рефлексия. (2 мин.) Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Давайте сделаем

выводы: Какое предложение называется сложным бессоюзным?

На какие виды делятся все сложные предложения?

Чем они отличаются друг от друга?

2. Домашнее задание. (2 мин.) Правила § 31. Я вам предлагаю домашнее задание на выбор,

вы можете выполнить одно из предложенных упражнений либо упр.187 стр.124 (вам нужно

подобрать 2-3 пословицы, выраженных бессоюзными сложными предложениями), либо упр. 186

стр.123 (здесь вы списываете предложения, вставляете пропущенные орфограммы и делаете

схемы БСП). Но упр. 186 на стр.123 сложнее и за него оценка будет выше.

3. Оценивание учащихся (2 мин.)

1.

Регулярные

физические

нагрузки

снимают

стресс

занятия

спортом улучшают

настроение и повышают работоспособность человека.

2. Запишитесь в бассейн и посещайте

тренировки плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему. 3.

Чичиков посмотрел и

увидел

рукав

новёшенького

фрака

был

весь

испорчен.

4.

Была

без

радости

любовь

Разлука будет без печали. 5. Ножи стучат посуда звенит масло шипит.

1.

Регулярные

физические

нагрузки

снимают

стресс

занятия

спортом улучшают

настроение и повышают работоспособность человека.

2. Запишитесь в бассейн и посещайте

тренировки плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему. 3.

Чичиков посмотрел и

увидел

рукав

новёшенького

фрака

был

весь

испорчен.

4.

Была

без

радости

любовь

Разлука будет без печали. 5. Ножи стучат посуда звенит масло шипит.

1.

Регулярные

физические

нагрузки

снимают

стресс

занятия

спортом улучшают

настроение и повышают работоспособность человека.

2. Запишитесь в бассейн и посещайте

тренировки плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему. 3.

Чичиков посмотрел и

увидел

рукав

новёшенького

фрака

был

весь

испорчен.

4.

Была

без

радости

любовь

Разлука будет без печали. 5. Ножи стучат посуда звенит масло шипит.

1.

Регулярные

физические

нагрузки

снимают

стресс

занятия

спортом улучшают

настроение и повышают работоспособность человека.

2. Запишитесь в бассейн и посещайте

тренировки плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему. 3.

Чичиков посмотрел и

увидел

рукав

новёшенького

фрака

был

весь

испорчен.

4.

Была

без

радости

любовь

Разлука будет без печали. 5. Ножи стучат посуда звенит масло шипит.

1.

Регулярные

физические

нагрузки

снимают

стресс

занятия

спортом улучшают

настроение и повышают работоспособность человека.

2. Запишитесь в бассейн и посещайте

тренировки плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему. 3.

Чичиков посмотрел и

увидел

рукав

новёшенького

фрака

был

весь

испорчен.

4.

Была

без

радости

любовь

Разлука будет без печали. 5. Ножи стучат посуда звенит масло шипит.



В раздел образования