Напоминание

Практические работы по профессиональному модулю ПМ. 01 Ввод и обработка цифровой информации


Автор: Зубова Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский индустриально–коммерческий техникум"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практические работы по профессиональному модулю ПМ. 01 Ввод и обработка цифровой информации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме: «Практические работы по профессиональному модулю

ПМ. 01 Ввод и обработка цифровой информации»

Профессия: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Разработала: преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Зубова Елена Дмитриевна

Дзержинск, 2019

Практическая работа № 1

Настройка окна Microsoft Word

Цель работы:

Научиться настраивать рабочее окно MS Word

Научиться изменять режим просмотра документа

Научиться устанавливать и удалять линейку разметки страницы

Научиться добавлять кнопки функций

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Настроить Панель быстрого доступа: добавить на нее пиктограммы следующих

функций:

открытие

документа;

создание

нового

документа;

вставка

объекта

Надпись; вставка формулы; осуществление быстрой печати.

3.

Изменить режим просмотра документа: установить режим Черновик. Вернитесь к

режиму Разметка страницы.

4.

Удалить линейки разметки документа. Установить линейки разметки документа.

5.

Создать новый документ, содержащий инструкцию по настройке панели быстрого

доступа. Ввести название документа: «Настройка окна Microsoft Word». Далее в

виде команд последовательно опишите: добавление на Панель быстрого доступа

пиктограмм,

указанных

в

пункте

2;

изменение

режима

просмотра

документа;

установка

линеек

разметки

документов.

Сначала

назовите

функцию,

а

затем

опишите последовательность команд. Например:

Установка параметров страницы

Вкладка Разметка страницы – Параметры страницы

6.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 1.

Практическая работа № 2

Настройка режимов работы с документом

Цель работы:

Научиться устанавливать параметры страницы документа

Научиться изменять масштаб просмотра документа

Научиться устанавливать автоматический перенос слов по слогам

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить следующие параметры страницы:

размер бумаги: ширина – 21 см, высота – 15 см

ориентация – альбомная

поля: верхнее – 2 см, нижнее 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см

3.

Изменить

масштаб

просмотра

документа:

уменьшить

масштаб

просмотра

документа – 2-е страницы в окне; увеличить масштаб просмотра документа – 110%.

Установить масштаб просмотра документа – По ширине страницы

4.

Установить автоматический перенос слов по слогам

5.

В созданном документе ввести текст по образцу:

Система управления базами данных MS Access предназначена для создания и

поддержания в рабочем состоянии баз данных, для получения из них необходимой

информации

в

требуемой

форме,

а

также

для

создания

приложений,

автоматизирующих работу с базами данных.

База данных в программе MS Access представляет собой взаимосвязанную

совокупность ее основных компонентов, которые называются объектами базы.

Объектами базы данных в MS Accessсчитаются таблицы, формы, запросы,

отчеты, а также страницы, макросы и модули.

6.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа №

2.

Практическая работа № 3-4

Ввод и форматирование текста в MS Word

Цель работы:

Научиться вводить и форматировать текст по образцу

Научиться редактировать (выравнивать) текст

Научиться применять различное шрифтовое оформление текста

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта текста образца 1 – Times New

Roman, текста образца 2 – Calibri, текста образца 3 – Arial, размер шрифта – 14,

межстрочный

интервал

одинарный

или

размер

шрифта

12,

межстрочный

интервал – полуторный (1,5 строки)

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см);

4.

Набрать текст по образцу 1, 2, 3

5.

Выполнить шрифтовое оформление текста;

6.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 3-4

Образец 1.

Лесной оркестр

В этом месяце соловей так распелся, что и днем и ночью свищет да щелкает. Ребята удивляются: а

когда же он спит? Весной птицам спать долго некогда, птичий сон короток: успевай соснуть между двух

песен да в полночь часок, да в полдень часок.

На утренних и вечерних зорях не только птицы – все лесные жители поют и играют, кто на чем и как

умеет. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и

уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики.

Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

Лают лисицы и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и

пчелы. Урчать и квакают лягушки. Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе

музыкальный инструмент по своему вкусу.

Дятла отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них – барабан. А вместо палочек у них – отличный

крепкий нос. Жуки-усачи скрипят своей жесткой шеей. – чем не скрипочка? Кузнечики – лапками по

крыльям: на лапках у них зацепочки, а на крыльях зазубринки.

Рыжая цапля-выпь ткнет свой длинный клюв в воду да как дунет в него. Бултыхнется вода – по всему

озеру гул, словно бык проревел. А бекас, тот даже хвостом умудряется петь: взовьется ввысь да вниз головой

оттуда с распущенным хвостом. В хвосте у него ветер гудит - дать ни взять барашек блеет над лесом?

Вот какой оркестр в лесу!

У кого дом лучше всех?

Наши корреспонденты решили отыскать самый лучший дом. Оказалось – не так просто решить, какой

дом лучше всех.

Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой

сосне. Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом

меньше стрекозы.

Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в

его норе. Самый искусный дом у слоника-листовертка (маленький жучок с хоботком). Слоник перегрыз

жилки листьев, и, когда листья начали вянуть, скрутил их в трубочку и склеил слюнкой. В этот домик-

трубочку слониха-самочка снесла свои яички.

Самые простые гнезда у куличка-галстучника и козодоя-полуночника. Галстучник положил свои

четыре яйца в песок на берегу речки, а козодой – в ямочку, в сухие листья под деревом. Они оба не много

потрудились над постройкой дома.

Самый красивый домик у пеночки-пересмешки. Она свила себе гнездышко на березовой ветке, убрала

его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что

валялись в саду какой-то дачи.

Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Эту птицу зовут еще ополовничек, потому что она

похожа на разливательную ложку – ополовник. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а

снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый маленький, в самой

середке гнезда.

Самые удивительный дом у водяного паука-серебрянки. Этот паук растянул паутинку под водой

между водорослями, а под паутинку на мохнатом брюшке натаскал пузырьки воздуха. Так и живет паук в

домике из воздуха.

Образец 2.

Информатика

это

совокупность

дисциплин

,

изучающих

свойства

информации

,

а

также

способы

представления

,

накопления

,

обработки

и

передачи

информации

с

помощью

технических

средств

.

На

западе

применяют

другой

термин

– computer science (

компьютерная

наука

).

Ядро

информатики

информационная

технология

как

совокупность

технических

и

программных

средств

,

с

помощью

которых

мы

выполняем

разнообразные

операции

по

обработке

информации

во

всех

сферах

нашей

жизнедеятельности

.

Центральное

место

в

прикладной

информатике

занимает

компьютер

(

от

английского

слова

compute –

вычислять

) –

техническое

устройство

для

обработки

информации

.

У

нас

в

стране

его

часто

называют

электронно

-

вычислительной

машиной

(

ЭВМ

).

Мы

рассматриваем

наиболее

распространённый

тип

ЭВМ

персональный

компьютер

(

ПК

).

В

школьном

курсе

информатики

вы

будете

изучать

основы

современной

информационной

технологии

,

познакомитесь

с

основополагающими

принципами

программно

-

технических

средств

и

организации

данных

в

компьютерных

системах

.

Освоите

базовые

элементы

современной

информационной

технологии

:

обработку

изображений

(

графический

редактор

Paintbrush),

обработку

текстовых

документов

(

текстовый

редактор

Word),

работу

с

электронными

таблицами

(

электронные

таблицы

Excel),

принципы

работы

с

базами

данных

.

Образец 3.

КАРТОФЕЛЬ ПО-ФРАНЦУЗКИ

картофель 8 шт.

лук репчатый 2 головки

молоко 1 стакан

сыр твердый тертый 2 ст.ложки

соль и перец по вкусу

Картофель

очистить и

нарезать

кружочками толщиной

0,5

см. репчатый

лук

нарезать

кубиками.

В форму для запекания выложить картофель и лук слоями (верхний слой – картофель),

посыпая каждый слой солью и перцем по вкусу. Залить молоком и посыпать сыром. Запекать 40

минут при температуре 180

º

С.

Из рецептов европейской кухни

Практическая работа № 5-6

Работа с таблицами в MS Word

Цель работы:

Научиться создавать простую таблицу

Научиться создавать сложную таблицу

Научиться форматировать таблицу

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный или размер шрифта – 12,

межстрочный интервал – полуторный (1,5 строки)

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

Создать таблицы по образцу

5.

В образце 4 рисунок может быть любым

6.

Выполнить шрифтовое оформление текста;

7.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 5-6

Образец 1.

По форме

представления

По способу восприятия

По степени значимости

Текстовая

Числовая

Графическая

Звуковая

Видео

Обонятельная

Тактильная

Вкусовая

Личная

Знания, умения

Чувства, интуиция

Специальная

Научная

Производственная

Техническая

Образец 2.

Расписание

звонков

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1

8

00

-8

40

Математика

Математика

Русский

язык

География

Математика

Д е ж у р н ы й

ИЗО

2

8

45

-9

25

Литература

Ин. Язык

Русский язык

История

Технология

3

9

35

-10

15

География

История

Биология

Литература

4

10

25

-11

05

Русский язык

ОБЖ

Математика

Ин. язык

Риторика

5

11

15

-11

55

Физкультура

Информатика

6

12

00

-12

40

Образец 3.

Образец 4.

МОСКОВСКИЙ

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ВСЕРОССИЙСКАЯ

АССОЦИАЦИЯ

АОТИСТОВ

Сведения о работе

№ записи

Дата

Сведения о приёме на работу, о

переходе на другую работу и об

увольнении

На основании чего внесена

запись

число

месяц

год

1

2

3

4

1

09

10

1994

АО"ЭВРИС"

Принята на должность

менеджера в отдел

маркетинга

Приказ от

07.10-.94 №12 л\с

2

03

03

1995

Переведена на должность

начальника отдела маркетинга

Приказ от

01.03.95 №18 л\с

3

07

09

1995

Уволена по собственному

желанию ст.31 КЗОТ РФ

Приказ от

05.09.95 №22 л\с

ЭСТРАДЫ

Дорогой друг!

Приглашаем тебя принять участие в волшебном Новогоднем представлении. Небывалая ёлка.

Удивительные трюки. Ослепительное зрелище.

ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА

Практическая работа № 7

Создание диаграмм в MS Word

Цель работы:

Научиться создавать диаграмму любых видов

Научиться редактировать диаграмму

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный или размер шрифта – 12,

межстрочный интервал – полуторный (1,5 строки)

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 1,5 см, правое – 1 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

По таблице «Сведения о доходах и расходах фирмы Ритм» построить диаграмму

(гистраграмму), отражающую динамику доходов и расходов фирмы «Ритм»

5.

Построить объемную круговую диаграмму для отображения доходов и расходов

фирмы за март месяц (столбец Март) в процентном выражении

6.

Построить плоскую

круговую диаграмму для отображения доходов фирмы за

первый квартал (строка «Доход») в стоимостном выражении

Сведения о доходах и расходах фирмы «Ритм» за январь-март 2018 г.

Январь

Февраль

Март

Сумма

Объем продаж

45000000

50000000

48000000

143000000

Затраты на покупку

15000000

12000000

18000000

45000000

Затраты за

доставку

6000000

8000000

10000000

24000000

Доход

24000000

30000000

20000000

74000000

7.

Построить

различные

типы

диаграмм

(линейчатые,

графики,

лепестковые,

кольцевые) по данным таблицы «Закупки вычислительной техники»

8.

Построить объемную диаграмму о закупках компьютеров и принтеров в 2016 и 2017

годах

9.

Построить круговую диаграмму, отображающую закупку вычислительной техники

в 2016 году. Сектор компьютеры необходимо окрасить в желтый цвет, принтеры –

в синий, модемы – в зеленый, ксероксы – в красный. На секторах указать значение

в процентах

Закупка вычислительной техники

Компьютеры

Модемы

Принтеры

Ксероксы

2014 год

1200

1000

1100

1000

2015 год

1400

900

1200

900

2016 год

1400

800

1300

800

2017 год

1200

1000

1400

1000

10.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 7.

Практическая работа № 8

Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков в MS Word

Цель работы:

Научиться маркированные списки

Научиться нумерованные списки

Научиться создавать многоуровневые списки

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный или размер шрифта – 12,

межстрочный интервал – полуторный (1,5 строки)

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

Создать по образцам различные списки

5.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 8

Образец 1.

Чтобы получить глубокое и яркое впечатление о том, что Вы хотите запомнить, Вы должны:

Сосредоточиться. В этом был секрет памяти Теодора Рузвельта.

Внимательно наблюдать. Ваше сознание не сохранит туманных впечатлений.

Получить впечатление при помощи возможно большего числа органов чувст. Линкольн

читал вслух, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым.

Усилить

зрительное

впечатление

образами,

рисунками.

Марк

Твен

запоминал

последовательность изложения своих выступлений, используя рисунки в качестве опорных

точек.

Образец 2.

Чтобы получить глубокое и яркое впечатление о том, что Вы хотите запомнить, Вы должны:

1.

Сосредоточиться. В этом был секрет памяти Теодора Рузвельта.

2.

Внимательно наблюдать. Ваше сознание не сохранит туманных впечатлений.

3.

Получить впечатление при помощи возможно большего числа органов чувст. Линкольн

читал вслух, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым.

4.

Усилить

зрительное

впечатление

образами,

рисунками.

Марк

Твен

запоминал

последовательность изложения своих выступлений, используя рисунки в качестве опорных

точек.

Образец 3.

Чтобы получить глубокое и яркое впечатление о том, что Вы хотите запомнить, Вы должны:

1.

Сосредоточиться.

1.1.

В этом был секрет памяти Теодора Рузвельта.

1.2.

Если Вы воспользуетесь его секретом, это может стать началом Вашего успеха.

2.

Внимательно наблюдать.

2.1.

Ваше сознание не сохранит туманных впечатлений.

2.2.

Нельзя в тумане получить хорошие снимки.

3.

Получить впечатление при помощи возможно большего числа органов чувств.

3.1.

Линкольн читал вслух, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым.

4. Усилить зрительное впечатление образами, рисунками.

4.1

Марк Твен запоминал последовательность изложения своих выступлений, используя

рисунки в качестве опорных точек.

4.2

Даже

Марк

Твен

не

мог

запомнить

последовательность

своего

выступления,

если

пользовался простыми записями.

Практическая работа № 9

Создание колонок. Табуляция в MS Word

Цель работы:

Научиться создавать колонки

Научиться создавать табуляцию

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 13, межстрочный интервал – одинарный

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

Создать документ в виде колонок по образцу 1

5.

Создать табуляцию по образцу 2

6.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 9

Образец 1.

Поговорим о мониторе

Хотя в деле сохранения

здоровья

мелочей

не

бывает,

монитор,

пожалуй,

более

всего

воздействует

на

него.

Экономия

на

хорошем

мониторе

недопустима.

Зрение

испортить

легко,

но

крайне

сложно

восстановить.

С выбором сейчас стало

гораздо легче, чем два-три

года назад. Большая часть

мониторов плоские и под-

дреживают

высокие

частоты

регенерации.

Кроме

того,

мониторы,

соответствующие ТСО99,

имеют

электропроводящее

покрытие

на

экране

и

металлический

кожух

с

дырочками

под

декоративным

пластмассовым корпусом,

что

при

правильном

заземлении

устраняет

статику и сильно снижает

паразитные

излучения,

а

также

препятствует

налипанию

пыли.

При

отсутствии такого кожуха

излучение

от

тыльной

стороны

монитора

превышает

излучение

от

экрана, т.е. на мониторы

соседей

по

помещению

тоже

надо

обратить

внимание.

Соответствие монитора

последним

стандартам

безопасности

вовсе

не

значит, что он полностью

безвреден.

Доказательством

тому

служит тот простой факт,

что стандарты постоянно

пересматриваются

в

сторону

ужесточения

требований

к

оборудованию.

Плоский монитор вовсе

не

роскошь

и

нужен

не

только

дизайнерам

для

максимальной

реалистичности картинки.

Для глаз очень вредно все

время

выполнять

настройку

на

резкость

в

пределах

небольшого

диапазона.

Поэтому,

например, вредно читать в

транспорте,

удерживая

в

фокусе

постоянно

вибрирующую книжку.

При

выпуклом

мониторе

при

перемещении

глаза

от

центра

экрана

к

периферии мышцы хрусталика выполняют

сложнейшую

работу.

Их

усталость

приводит в итоге к спазму аккомодации, и

можно потерять до трех единиц зрения

только за счет этого спазма без каких-либо

органических

изменений.

Такая

потеря

зрения

может

компенсироваться

гимнастикой

для

глаз,

иногда

помогает

ношение очков с диоптриями +1, +2. В

запущенных случаях лучше обратиться к

специалисту-офтальмологу.

Существуют

более

действенные

методики,

но

они

подбираются индивидуально.

Мышцы

зрачка

настраиваются

на

изменение яркости освещения, и если оно

меняется 60 раз в секунду, то нетрудно

представить

себе,

какую

работу

им

приходится проделывать для подстройки.

Эта

робота

обычно

не

воспринимается

сознанием, но это не значит, что ее нет.

Проверить, вос

принимаете ли именно вы мерцание экрана

и

именно

на

этой

частоте

можно

так:

посмотреть в сторону от экрана так, чтобы

увидеть его под углом около 45º. Боковое

зрение более чувствительно к мерцанию.

Когда

перестанете

воспринимать

мерцание,

добавьте

еще

20

Гц.

Все

воспринимают 72 Гц, 85 Гц

– большая

часть, 100 Гц

– достаточный минимум,

когда мерцание для большей части людей

неразличимо.

Образец 2.

Использование функции Табуляция

Категория товара

Код

Цена

Количество

Книга

2К-3

20.50

100

Книга

2К-4

30.00

50

Книга

3К-10

105.60

200

Тетрадь

4Т-108

7.50

1000

Тетрадь

3Т-5

4.60

300

Тетрадь

1Т-61

5.70

3500

Карандаш

К2-706

2.05

400

Карандаш

К1-5

1.7

550

Ручка

П7-1

120.00

60

Ручка

П8-5

250.00

50

Практическая работа № 10

Применение объекта Надпись. Использование редактора формул в MS Word

Цель работы:

Научиться применять объект Надпись

Научиться использовать редактор формул

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 13, межстрочный интервал – одинарный

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

Создать надпись по образцу 1, выбрав Вставка→Надпись→Простая надпись

5.

Создать формулы по образцу 2

6.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 10

Образец 1.

ООО «ТВЕРЬ»

603603, Нижний Новгород,

ул. Неизвестная, 12.

Тел. (8312) 445044;факс (8312) 445544

№__________от____________

на №________от____________

На Ваш

запрос от

14

февраля 2018

г. высылаем все

материалы в

соответствии с запросом.

Приложение: Пакет документов – на 30 стр. в 2 экз.

Директор ООО «Тверь»

И.И. Игнатова

Образец 2.

Метод Остроградского

Всякая

правильная

рациональная

дробь

может

быть

представлена

в

виде

суммы

элементарных дробей. Первообразные элементарных дробей

1

х

а

и

М

х

+

х

2

+

����

+

(

2

4

��

< 0)

Всякая

первообразная

любой

рациональной

дроби

представима

в

виде

суммы

рациональной дроби и трансцендентной функции, являющейся первообразной от суммы

дробей вида

1

х

а

и

М

х

+

х

2

+

����

+

;

2

4

��

< 0.

Таким

образом,

если

(

��

)

(

��

)

-

правильная

рациональная

дробь

и

(

)

= (

��

1

)

1

… (

��

)

(

2

+

1

��

+

1

)

1

… (

2

+

��

+

)

- разложение ее знаменателя, то

(

��

)

(

��

)

����

=

1

(

��

)

1

(

��

)

+ ∫

[

��

+ ∑

��

+

2

+

��

+

=1

=1

]

���

,

откуда, произведя под знаком интеграла сложение дробей, имеем

(

��

)

(

��

)

����

=

1

(

��

)

1

(

��

)

+ ∫

2

(

)

2

(

��

)

���

,

Практическая работа № 11-12

Работа с графическими объектами в MS Word

Цель работы:

Научиться работать с графическими объектами

Научиться редактировать графические объекты

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 13, межстрочный интервал – одинарный

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

Создать графический объект по образцу 1

5.

Создать графический объект по образцу 2

6.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 11-12

Образец 1.

Построить чертеж:

50

30

35

70

Ø20

10

Образец 2.

Практическая работа № 13

Создание блок-схем в MS Word

Цель работы:

Научиться создавать блок-схемы с помощью программы SmartArt

Научиться редактировать блок-схемы

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Word

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Word

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 13, межстрочный интервал – одинарный

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1 см, нижнее – 1 см);

4.

Создать блок-схемы по образцу

5.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 13

Образец 1.

Практическая работа № 14

Ввод и форматирование данных в MS Excel

Цель работы:

Научиться вводить данные в MS Excel

Научиться форматировать данные в MS Excel

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

4.

Сделать таблицу по образцу 1, 2 сохраняя все шрифтовые выделения

5.

Ввести текстовые и числовые данные

6.

Для числовых данных использовать «Формат ячеек→вкладка Число

7.

Для переноса слов

использовать

«Формат ячеек → вкладка Выравнивание

Переносить по словам»

8.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 14

Образец 1.

A

B

C

D

Е

1

Выполнение плана предприятиями области

2

Наименование

предприятия

Среднегодовая

стоимость

основных

фондов

(млн. руб.)

Среднесписочное

число работающих

за отчётный период

Производство

продукции за

отчётный период

(млн. руб.)

Выполнение

плана (в

процентах)

3

Авиаприбор

3,0

360

3,2

103,1

4

Стеклозавод

7,0

380

9,6

120,0

5

Медтехника

2,0

220

1,5

109,5

6

Автопровод

3,9

460

4,2

104,5

7

Темп-Авиа

3,3

395

6,4

104,8

8

Приборо-

строительный завод

2,8

280

2,8

108,1

9

Автонормаль

6,5

580

9,4

94,3

10

Войлочная

6,6

200

11,9

125,0

11

Машино-

строительный завод

2,0

270

2,5

101,4

12

Легмаш

4,7

340

3,5

102,4

13

ИТОГО:

41,8

3485

55

1073,1

Образец 2.

Крупнейшие озера мира

Название

Географическое

положение

Площадь, км

2

Наибольшая глубина,

м

Каспийское море

Европа

371000

1025

Верхнее

Сев. Америка

82400

393

Виктория

Африка

69000

92

Гурон

Сев. Америка

59800

229

Мичиган

Сев. Америка

58100

281

Танганьика

Африка

34000

1435

Байкал

Азия

31500

1620

Ньяса

Африка

30800

706

Практическая работа № 15

Создание и редактирование формул в MS Excel

Цель работы:

Научиться создавать формулы в MS Excel

Научиться редактировать формулы в MS Excel

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

4.

Сделать таблицу по образцу 1, 2 сохраняя все шрифтовые выделения

5.

Ввести текстовые и числовые данные

6.

Для числовых данных использовать «Формат ячеек→вкладка Число

7.

Для переноса слов

использовать

«Формат ячеек → вкладка Выравнивание

Переносить по словам»

8.

Произвести по формулам все расчеты

9.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 15

Образец 1.

Расчет надбавки

Месяц

Таб.

номер

Ф.И.О.

Процент

надбавки

Сумма

зарплаты

Сумма

надбавки

Январь

245

Иванов А.В.

10%

3 265,00р.

Февраль

289

Петров С.П.

8%

4 568,00р.

Март

356

Сидоров П.Г.

5%

4 500,00р.

Апрель

657

Паньчук Л.Д.

11%

6 804,00р.

Май

568

Васин С.С.

9%

6 759,00р.

Июнь

849

Борисова А.В.

12%

4 673,00р.

Июль

406

Сорокин В.К.

21%

5 677,00р.

Август

386

Федерова Р.П.

46%

6 836,00р.

Сентябрь

598

Титова М.Р.

6%

3 534,00р.

Октябрь

456

Пирогов К.Н.

3%

5 789,00р.

Ноябрь

239

Светов О.Р.

2%

4 673,00р.

Декабрь

590

Козлов С.Л.

1%

6 785,00р.

Формулы для расчета:

Сумма надбавки = процент надбавки × Сумма зарплаты

Образец 2.

ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ НА ФАБРИКЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

КОНЬКОВ «СЕВЕР»

1

2

3

4

5

6

7

Количество

продукции

(ед/день)

Совокупные

переменные

издержки

Совокупные

постоянные

издержки

Общие

совокупные

издержки

Предельные

издержки

Совокупная

прибыль

Совокупный

доход

1

380

2000

2

720

2000

3

1025

2000

4

1300

2000

5

1660

2000

6

1780

2000

7

1995

2000

8

2200

2000

9

2400

2000

10

2605

2000

11

1820

2000

12

3050

2000

13

3300

2000

14

3575

2000

15

3880

2000

16

4220

2000

17

4600

2000

18

5025

2000

19

5500

2000

20

6030

2000

21

6620

2000

22

7275

2000

23

8000

2000

24

8800

2000

Формулы для расчета:

Общ.сов.изд.=сов.пер.изд.+сов.пост.изд.

Пред.изд. = (общ.сов.изд. – сов.пост.изд.)×2

Сов.прибыль= стоим. 1 пары ×кол-во продукции

Сов. доход = сов.прибыль – общ.сов.изд.

Стоимость одной пары принять равным 700 р.

Практическая работа № 16-17

Использование функций в формулах в MS Excel

Цель работы:

Научиться работать с формулами в MS Excel

Научиться применять встроенные функции в MS Excel

Научиться копировать формулы в MS Excel

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

4.

Сделать таблицу по образцу 1, 2 сохраняя все шрифтовые выделения

5.

Ввести текстовые и числовые данные

6.

Для числовых данных использовать «Формат ячеек→вкладка Число

7.

Для переноса слов

использовать

«Формат ячеек → вкладка Выравнивание

Переносить по словам»

8.

Произвести по формулам все расчеты

9.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 16-17

Образец 1.

Динамика розничных цен на молоко цельное разливное, руб./литр

Регионы Российской

Федерации

на

01.04.2016 г.

на

01.05.2016 г.

на

01.06.2016 г.

изменение цены, в %

(01.06.2016 к

01.04.2016)

Поволжский р-н

Республика Калмыкия

7,36

7,36

6,29

Республика Татарстан

3,05

3,05

3,05

Астраханская обл.

8,00

7,85

7,75

Волгоградская обл.

12,08

12,12

11,29

Пензенская обл.

8,68

8,75

9,08

Самарская обл.

7,96

7,96

7,96

Саратовская обл.

11,40

11,10

11,08

Ульяновская обл.

5,26

5,26

5,26

Среднее значение по

району

Максимальное значение

по району

Минимальное значение

по району

Формулы для расчета:

Изменение цены=Цена на 01.06.2016/Цена на 01.04.2016

«НАЧИСЛЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ»

Рабочих дней

22

Курс доллара

38,5

Ф.И.О.

Должность

Дата

приема

Отработка

Оклад

($)

Оклад

руб.

Премия

%

Премия

руб.

1

Иванов И.И.

инженер

01.01.92

15

300

2

Петров Н.Б.

инженер

03.01.89

18

300

3

Смирнов Е.П.

ст. инженер

12.09.96

22

500

4

Жуков П.С.

техник

23.07.96

10

250

5

Степанов Б.М.

инженер

05.08.94

1

400

6

Кузьмин В.И.

инженер

21.10.92

22

320

7

Иванов П.П.

ст. инженер

04.05.93

21

350

8

Суркова О.Э.

ст. инженер

11.11.91

18

550

9

Зорина Е.П.

нач.лаб.

31.10.94

22

800

10

Тюрина И.О.

инженер

12.04.93

13

400

11

Моисеева Е.С.

инженер

01.04.92

10

300

Формулы для расчета:

1.

Оклад в рублях рассчитывается исходя из оклада в долларах и курса доллара.

2.

Процент премии рассчитывается так: если работник отработал все рабочие дни, то получает 100% премии, что составляет

коэффициент 1, если больше 14 дней, но не 22, то – 50% (коэффициент 0,5), во всех остальных случаях 25% (коэффициент 0,4).

3.

Премия в рублях рассчитывается как оклад в рублях, умноженный на % премии.

4.

Итого в рублях получается по формуле:

(отработка × оклад/количество рабочих дней) + сумма премии

5.

Налог: если Итого получается меньше 10000 рублей, то 13%(коэффициент 0,13), иначе 25% (коэффициент 0,4).

6.

На руки: Итого – Налог.

Практическая работа № 18

Сортировка и фильтрация данных в MS Excel

Цель работы:

Научиться производить сортировку данных по возрастанию в MS Excel

Научиться производить сортировку данных по убыванию в MS Excel

Научиться производить фильтрацию дынных по различным условиям в MS Excel

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

4.

Сделать таблицу по образцу сохраняя все шрифтовые выделения

5.

Ввести текстовые и числовые данные

6.

Для числовых данных использовать «Формат ячеек→вкладка Число

7.

Для переноса слов

использовать

«Формат ячеек → вкладка Выравнивание

Переносить по словам»

8.

Произвести

сортировку

(по

убыванию)

данных

таблицы

«Крупнейшие

озера

Казахстана» по названию озер, результат скопировать на чистый лист 2

9.

Произвести сортировку (по возрастанию) данных таблицы «Крупнейшие озера

Казахстана» по названию озер, результат скопировать на чистый лист 3

10.

Произвести сортировку (по возрастанию) данных таблицы «Крупнейшие озера

Казахстана» по увеличению высоты над уровнем моря, результат скопировать на

чистый лист 4

11.

Произвести фильтрацию данных таблицы «Крупнейшие озера Казахстана» выбрав

озера, у которых максимальная глубина более 10 м, результат скопировать на чистый

лист 5

12.

Произвести фильтрацию данных таблицы «Крупнейшие озера Казахстана» выбрав

озера, у которых высота над уровнем моря менее 50 м, результат скопировать на

чистый лист 6

13.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 18

Практическая работа № 19-20

Применение формул и функций по условию в MS Excel

Цель работы:

Научиться применять формулы в MS Excel

Научиться применять функции в MS Excel

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить текстовый редактор Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

4.

Сделать таблицы по образцам 1, 2 сохраняя все шрифтовые выделения

5.

Ввести текстовые и числовые данные

6.

Для числовых данных использовать «Формат ячеек→вкладка Число

7.

Для переноса слов

использовать

«Формат ячеек → вкладка Выравнивание

Переносить по словам»

8.

Сохранить файл в личной папке с именем Практическая работа № 19-20

Образец 1.

Выручка от реализации книжной продукции издательства ЭКОМ

п/п

Магазины

Годы

Всего

за 6

лет,

долл.

Доля в

общей

выручке,

%

Тенденция за

последние 3

года

2012,

долл.

2013,

Долл.

2014,

долл.

2015,

долл.

2016,

долл.

2017,

Долл.

1

Дом книги

2 456,1

2 562,0

3 323,0

4 564,5

3 983,2

3 654,3

2

Книжный

мир

3 520,0

3 645,2

4 553,0

3 656,2

4 564,3

4 564,4

3

Знание

676,2

525,2

589,0

756,0

654,1

644,1

4

Наука

353,3

632,0

863,0

863,1

1 023,2

752,1

5

Мысль

7 547,5

6 587,7

5 896,2

5 987,0

5 987,0

5 987,0

6

Книжный

двор

655,4

731,0

926,1

952,1

756,2

755,0

7

Книголюб

4 000,6

4 562,3

5 698,2

6 549,2

6 987,5

7 256,2

Итого

Формулы для расчета:

В столбце Всего за 6 лет, долл. – суммирование по строке, воспользуйтесь функцией СУММА;

В столбце Доля в общей выручке – вычисление доли каждого магазина в общей выручке в %;

В столбце Тенденция за последние 3 года должны быть следующие слова:

Стабильный рост, если выручка за шестой год больше выручки за пятый, а выручка пятого больше,

чем четвертого;

Стабильное снижение, если выручка за шестой год меньше выручки за пятый, а выручка пятого

меньше, чем четвертого;

Неизменное состояние, если выручка на протяжении последних трех лет неизменна;

Нестабильные изменения – во всех остальных случаях;

В строке Итого – просуммируйте соответствующие столбцы, воспользуйтесь функцией СУММА.

Образец 2.

Себестоимость книжной продукции издательства ЭКОМ

п/п

Магазины

Годы

Всего

за 6

лет

Ср.год.

себес.

Макс.

себес.

Мин.

себес.

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1

Дом книги

1 356,1

1 452,0

2 323,0

2 584,5

2 563,2

2 586,1

2

Книжный мир

1 523,5

1 675,2

2 153,0

2 256,2

2 464,3

2 756,2

3

Знание

456,2

356,2

563,0

563,0

456,1

412,1

4

Наука

257,3

520,0

636,0

763,1

915,2

612,1

5

Мысль

6 547,5

5 624,7

4 563,2

4 423,0

4 213,1

3 918,1

6

Книжный двор

545,4

631,0

736,1

823,1

615,1

918,4

7

Книголюб

2 664,6

3 651,3

4 668,2

4 789,2

4 987,3

5 123,0

Итого

Формулы для расчета:

В столбце Всего за 6 лет – суммирование по строке, воспользуйтесь функцией СУММА;

В

столбце

Среднегодовая

себестоимость

вычислите

среднее

значение,

воспользуйтесь

функцией

СР.ЗНАЧ;

В столбцах Максимальная себестоимость и Минимальная себестоимость воспользуйтесь функциями

МАКС и МИН;

В строке Итого – просуммируйте соответствующие столбцы, воспользуйтесь функцией СУММА.

Практическая работа № 21-23

Построение диаграмм по данным в MS Excel

Цель работы:

Научиться выбирать различные типы диаграмм

Научиться строить диаграмму по данным

Научиться распределять данные по координатам оси

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить редактор электронных таблиц Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12 или 14 пт;

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

4.

Сделать таблицы по образцу сохраняя все шрифтовые выделения

5.

Произвести все расчеты

6.

Построить гистограмму оценок по таблице 1, присвоить оси Х – фамилии учеников,

оси Y – оценки по дисциплинам

7.

По таблице 1 построить диаграмму по образцу, по таблице 2 круговую диаграмму

8.

Построить гистограмму оценок по таблице 3, присвоить оси Х – фамилии учеников,

оси Y – оценки по дисциплинам

9.

Выполнить все задания по таблице 3

10.

По возможности сохранить документ в свою папку

Образец

Таблица 1.

Анализ структуры фонда заработной платы по категориям работников

Показатели

Среднемесячный

ФОТ в 2012 г.

в руб.

Среднемесячный

ФОТ в 2013 г.

в руб.

Отклонения

Темп

роста %

в руб.

%

Руководители

26395

28940

2545

8,8

109,6

Специалисты

20600

22890

2290

10

111,1

Служащие

18000

20500

2500

12,2

113,8

Рабочие

15800

18300

2500

12,2

113,8

Итого

724293,3

852440,9

128107,6

15

117,7

Таблица 2.

Мебельные салоны

Лазури

т

Шатур

а

Мебелье

р

Мебель

Черноземь

е

ООО

«Наполи

»

Виктори

я

Алькон

т

Ивушк

и

Сфера

Марке

т

Други

е

6,5

1,9

2,7

2,3

5,6

5,5

4,4

3,2

2,7

65,2

Таблица 3.

п/п

Фамилия И.О.

Оценки

Математика

Информатика

Физика

I

II

год

I

II

год

I

II

год

1

Ахматов С.И.

3

4

4

4

4

4

3

4

4

2

Бутусов М.Н.

4

4

4

4

5

5

4

5

5

3

Вавилова Е.С.

3

4

4

3

3

3

4

3

3

4

Гаранина В.Б.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

5

Дикарева С.В.

5

4

4

5

5

5

5

5

5

6

Замулина М.И.

5

5

5

5

5

5

4

5

5

7

Курилов Д.В.

4

3

3

4

4

4

3

4

4

8

Сидорова О.И.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Тихонова У.М.

2

3

3

3

3

3

3

3

3

26395

28940

20600

22890

18000

20500

15800

18300

0

5000

10000

15000

20000

25000

30000

35000

2012

2013

Руководители

Специалисты

Служащие

Рабочие

6,5

1,9

2,7

2,3

5,6

5,5

4,4

3,2

2,7

65,2

Лазурит

Шатура

Мебельер

Мебель Черноземья

ООО "Наполи"

Виктория

Альконт

Ивушки

Сфера Маркет

Другие

10

Уваров Р.А.

3

2

2

4

3

3

3

3

3

Итого «5»

Итого «4»

Итого «3»

Итого «2»

Задание 1. Вычислить количество пятерок, четверок, троек и двоек по каждому столбцу

оценок

Задание 2. По созданной таблице построить круговые диаграммы успеваемости за год по

каждому

предмету с

указанием процентного отношения

каждой

оценки

на

диаграмме

Задание 3. По таблице построить диаграмму сравнения успеваемости по предметам

Задание 4. Построить график успеваемости по каждому предмету

Примерно то, что должно получиться

Задание * Построить диаграммы

В пещере у реки поселился огнедышащий дракон по имени Сергей Михайлович. Всех, кто пытался

его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. За первые 100 лет дракона пытались

прогнать 2 царевича, 3 королевича и 5 простых рыцарей. За 2 -ое столетие на него покушались 3

царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5

королевичей и 6 простых рыцарей. За следующее столетие Сергею Михайловичу пришлось иметь

дело с 3 царевичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После этого дракона в конце

концов оставили в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником.

Требуется:

а)

Построить 4 круговых диаграммы, показывающие, сколько королевичей и сколько простых

рыцарей пытались в течение каждого века выгнать из дому ни в чем не повинного дракона.

б)

Постройте 2 столбиковые диаграммы, показывающие, сколько царевичей, королевичей и

простых рыцарей пытались в течение каждого века выгнать из дому ни в чем не повинного

дракона. На одной из них в качестве опорных точек возьмите столетия, на другой - титулы

(царевич, королевич, простой рыцарь).

в)

Постройте линейную диаграмму, показывающую, как изменялось от века к веку количество

царевичей, королевичей и простых рыцарей, пытавшихся выгнать из дому ни в чем не

повинного дракона.

Практическая работа № 24-27

Построение графиков функций

Цель работы:

Научиться вычислять функции

Научиться строить простой график

Научиться строить сложные графики

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Excel

Порядок выполнения

1.

Запустить редактор электронных таблиц Microsoft Excel

2.

Установить параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, размер

шрифта – 12

3.

Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная; поля:

левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, нижний колонтитул

– 1,5см, верхний колонтитул – 1,5см);

Алгоритм построения графиков функций

1)

Составить таблицу значений функций

2)

Определить шаг

3)

По формулам вычислить значения функций на заданных промежутках

4)

Выделить таблицу и указать тип диаграммы

5)

Построить график

4.

Построить простой график функции:

1)

у = х

2

– 5 на интервале [-3; 6] с шагом 0,5

2)

у = х

3

– 8 на интервале [-1; 3] с шагом 0,2

3)

у = sin (х – 2) на интервале [-1; 1] с шагом 0,1

5.

Построить с помощью графика функций «Цветок» с шагом 1

1)

у = 0,5 * х

2

на интервале [-6; 6]

2)

у = − 0,5* (х + 4)

2

+ 20 на интервале [-6; -2]

3)

у = − 0,5* х

2

+ 20 на интервале [-2; 2]

4)

у = − 0,5* (х − 4)

2

+ 20 на интервале [2; 6]

6.

Построить с помощью графика функций «Очки» с шагом 1

1)

у = −1/16 * (х + 5)

2

+ 2 на интервале [-9; -1]

2)

у = −1/16 * (х − 5)

2

+ 2 на интервале [1; 9]

3)

у =1/4 * (х + 5)

2

− 3 на интервале [-9; -1]

4)

у =1/4 * (х − 5)

2

− 3 на интервале [1; 9]

5)

у = − (х + 9)

2

+1 на интервале [-9; -6]

6)

у = − (х − 9)

2

+1 на интервале [6; 9]

7)

у = − 0,5х

2

+1,5 на интервале [-1; 1]

7.

Построить с помощью графика функций «Зонт» с шагом 1

1)

у = −1/18 * х

2

+12 на интервале [-12; 12]

2)

у = −1/8 * х

2

+ 6 на интервале [-4; 4]

3)

у = −1/8 * (х + 8)

2

+ 6 на интервале [-12; -4]

4)

у = −1/8 * (х − 8)

2

+ 6 на интервале [4; 12]

5)

у = 2 * (х + 3)

2

− 9 на интервале [-4; 0]

8.

Построить с помощью графика функций «Лицо» с шагом 1

1)

у = 1/4 * х

2

– 5 на интервале [-6; 6]

2)

у = 1/4 * х

2

– 3 на интервале [-2; 2]

3)

у = − х

2

+ 2 на интервале [-1; 1]

4)

у = 1/3 * (х + 3)

2

+2 на интервале [-5; -1]

5)

у = 1/5 * (х − 3)

2

+2 на интервале [1; 5]

6)

у = − 1/5 * (х + 3)

2

+4 на интервале [-5; -1]

7)

у = − 1/5 * (х − 3)

2

+4 на интервале [1; 5]

8)

у = − 1/5 * (х + 3)

2

+5 на интервале [-5; -1]

9)

у = − 1/5 * (х − 3)

2

+5 на интервале [1; 5]

10)

у = − 1/5 * х

2

+ 10 на интервале [-6; 6]

9.

Построить с помощью графика функций «Бабочку» с шагом 1

1)

у = −1/8 * (х + 9)

2

+8 на интервале [-9; -1]

2)

у = −1/8 * (х − 9)

2

+8 на интервале [1; 9]

3)

у = 7 * (х + 8)

2

+1 на интервале [-9; -8]

4)

у = 7 * (х − 8)

2

+1 на интервале [8; 9]

5)

у = 1/49 * (х + 1)

2

на интервале [-8; -1]

6)

у = 1/49 * (х − 1)

2

на интервале [1; 8]

7)

у = − 4/49 * (х + 1)

2

на интервале [-8; -1]

8)

у = − 4/49 * (х − 1)

2

на интервале [1; 8]

9)

у = 1/3 * (х + 5)

2

− 7 на интервале [-8; -2]

10)

у = 1/3 * (х − 5)

2

− 7 на интервале [2; 8]

11)

у = − 2 * (х + 1)

2

− 2 на интервале [-2; -1]

12)

у = − 2 * (х − 1)

2

− 2 на интервале [1; 2]

13)

у = − 4 * х

2

+ 2 на интервале [-1; 1]

14)

у = 4 * х

2

− 6 на интервале [-1; 1]

15)

у = − 1,5* х +2 на интервале [-2; 0]

16)

у = 1,5* х +2 на интервале [0; 2]

10.

По возможности сохранить документ в свою папку

Практическая работа № 28

Создание базы данных, состоящей из одной таблицы

Цель работы:

Познакомиться с основными понятиями баз данных

Научиться создавать таблицы баз данных в режиме конструктор

Освоить переход из режима Конструктор в режим Таблицы

Освоить основные приемы заполнения и редактирования таблиц

Познакомиться с простой сортировкой данных и с поиском записей по образцу

Научиться сохранять и загружать базы данных

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Access

Порядок выполнения

1.

Запустить редактор электронных таблиц Microsoft Access

2.

В появившемся окне СУБД щелкнуть по значку «Новая база данных». Справа в окне

дать имя новой базе данных «Анкета ГС-31» и щелкнуть по значку «Папка».

Откроется окно сохранения, найти свою папку и сохранить в нее новый файл БД

«Анкета ГС-31». Затем нажать на кнопку «Создать»

3.

Появиться окно «Таблица»

4.

В

появившемся

окне

открыть

меню

команды

«Режим»

и

выбрать

вариант

«Конструктор» и сохранить таблицу под названием «Ведомость успеваемости».

Появится окно «Конструктор»

5.

Заполнить поля в «Конструкторе» данными из таблицы 1.

Таблица 1.

Имя поля

Тип данных

Код

Счетчик

Фамилия

Текстовый

Имя

Текстовый

Математика

Числовой

Менеджмент

Числовой

Сервисная деятельность

Числовой

Информационные технологии

Числовой

Стандартизация

Числовой

Гостиничная индустрия

Числовой

Пропуски по неуважительной причине

Числовой

Пропуски по уважительной причине

Числовой

6.

Сохранить,

нажав

нажать

«Да»,

слева

запустить

таблицу

«Ведомость

успеваемости»

7.

Заполнить БД значениями из таблицы 2.

Таблица 2.

Код

Фамилия

Имя

Математика

Менеджмент

Сервисная

деятельность

Информационные

технологии

Стандартизация

Гостиничная

индустрия

Пропуски по

неуважительной

причине

Пропуски по

уважительной

причине

1

Иванникова

Анна

5

4

5

5

4

5

0

2

2

Баранова

Ирина

4

4

5

4

4

4

0

4

3

Корнилова

Ольга

4

5

5

4

5

4

0

4

4

Воробьев

Алексей

3

4

4

4

4

4

0

4

5

Воробьев

Олег

4

4

4

4

4

4

0

0

6

Скоркин

Александр

5

5

5

5

4

5

1

2

7

Володина

Нина

3

4

4

4

3

3

6

2

8

Новоселов

Алексей

3

4

3

4

4

3

2

2

9

Петрова

Елена

4

5

5

5

4

5

0

2

10

Чернова

Кристина

5

5

5

5

5

5

0

0

11

Терешинка

Инна

5

5

4

5

5

4

0

0

12

Истратов

Максим

5

4

4

4

4

4

0

5

13

Бондарь

Ольга

4

4

3

4

4

3

10

6

14

Ревин

Олег

2

3

4

3

3

3

5

2

15

Шарова

Оксана

3

4

3

2

3

3

8

2

8.

Заменить фамилию Иванникова на Иванову

9.

Выполнить сортировку: фамилии и имя – по алфавиту (поставить маркер на любую

фамилию) в столбце Фамилия и Имя, щелкнуть «Сортировка»

10.

Сохранить текущую таблицу, щелкнуть

в правом верхнем углу окна таблицы

11.

Открыть снова свою БД

12.

Выполнить поиск записей по образцу: «Найти студентку по фамилии Володина».

Для этого установить курсор в поле фамилия, щелкнуть «Бинокль»

на панели

инструментов

меню

«Главная»

и

появившемся

окне

ввести

в

поля

«Образец»

фамилию Володина и щелкнуть «Найти»

13.

Переименовать

поле

«Математика»

на

«Информатику»,

нажав

на

поле

«Математика» правой кнопкой мыши (ПКМ) «Переименовать поле» (вернуть все

назад)

14.

Завершать работу с MS Access

Практическая работа № 29-30

Создание базы данных, состоящей из двух таблиц

Цель работы:

Научиться создавать таблицы БД в «Режиме таблицы» и в «Режиме Конструктор»

Научиться самостоятельно, создавать ключевые поля; закрепить навыки по удалению,

добавлению, заполнению и редактированию таблиц

Познакомиться

со

свойством

таблицы

«Мастер

подстановок»

и

научиться

ими

пользоваться

Научиться использовать фильтр в таблице

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Access

Порядок выполнения

1.

Открыть БД «Анкета ГС-31»

2.

Создать таблицу «Преподаватели» в «Режиме таблицы». Необходимо выбрать

«Создание»

«Таблица».

В

появившемся

окне

в

строке

«Щелкните

для

добавления» ввести «Поле 1», «Поле 2».

3.

Переименовать «Поле 1» на «Предмет», «Поле 2» на «Преподаватель», щелкнув

ПКМ по полю выбрать «Переименовать поле»

4.

Сохранить

таблицу

с

именем

«Преподаватели»,

щелкнув

на

панели

инструментов

5.

Перейти в «Режим» «Конструктор» удалить строку с ключевым словом «Счетчик»

для этого ПКМ нажать на ключ и выбрать «Удалить строку»

6.

Сделать

поле

«Предмет»

ключевым

нажав

ПКМ

на

«Предмет»

и

выбрать

«Ключевое поле», тип данных поля задать «Текстовый»

7.

Перейти в «Режим таблицы» и заполнить таблицу «Преподаватели» данными из

таблицы 1.

Таблица 1.

Предмет

Преподаватели

Математика

Бекетова Н.И.

Менеджмент

Казумова Н.С.

Сервисная деятельность

Бессарабова Т.В.

Информационные технологии

Бабич О.А.

Стандартизация

Казарян Г.Г.

Гостиничная индустрия

Казарян Г.Г.

8.

Закрыть таблицу «Преподаватели», сохранив все изменения

9.

Создать «Личные данные» в режиме «Конструктор таблиц»

10.

В следующем окне ввести следующие имена данных «Имя поля»: Код студента,

Фамилия, Имя, Город, Адрес, Телефон, Дата рождения, Фотография, Любимый

предмет

11.

Выбрать тип данных: «Код студента» - счетчик, для поля «Телефон» - числовой,

«Дата рождения» - Дата/время, «Фотография» - поле объекта OLE, для остальных

текстовый, для поля «Любимый предмет» - Мастер подстановок, в открывшемся

окне поставить флажок «Будет введен фиксированный набор значений», нажать

«Далее». В следующем окне внести в столбец все предметы (предметы из таблицы

«Преподаватели»), нажать «Далее». В последнем окне, не изменяя имени столбца

нажать «Готово»

12.

Заполнить таблицу данными из таблицы 2.

13.

Для поля «Фотография» необходимо в своей папке создать папку назвать ее «Мои

фотографии» и с помощью Интернета найти 15 любых фотографий. Переходя в поле

«Фотографии» нажать по ней ПКМ и загрузить фото

14.

В поле «Любимый предмет» выбрать предмет из предложенных вариантов

Таблица 2.

Код студента

Фамилия

Имя

Город

Адрес

Телефон

Дата рождения

Фотография

Любимый

предмет

1

Иванова

Анна

Новороссийск

Ленина, 89-1

224789

09.10.2000

Менеджмент

2

Баранова

Ирина

Крымск

Кирова, 58-78

254589

25.10.1999

Математика

3

Корнилова

Ольга

Геленджик

Ватутина, 1-85

582624

14.02.2000

Информац. технол.

4

Воробьев

Алексей

Анапа

Ситнова, 8-52

253659

14.03.1999

Математика

5

Воробьев

Олег

Анапа

Буденного, 15-8

254718

15.03.1998

Гостинич. индустр.

6

Скоркин

Александр

Крымск

Петрищева, 2-8

693512

06.02.1998

Сервис. деятельн.

7

Володина

Нина

Анапа

Гайдара, 45-60

785934

10.05.1997

Математика

8

Новоселов

Алексей

Крымск

Кирова, 8-40

362559

08.09.1998

Стандартизация

9

Петрова

Елена

Анапа

Мира, 14-10

251478

08.11.1999

Менеджмент

10

Чернова

Кристина

Новороссийск

Чкалова, 20-89

369853

21.01.2000

Менеджмент

11

Терешинка

Инна

Геленджик

Чапаева, 10-35

253695

17.12.1998

Менеджмент

12

Истратов

Максим

Новороссийск

Ленина, 10-25

458963

25.07.1997

Гостинич. индустр.

13

Бондарь

Ольга

Новороссийск

Строителей, 1-5

214896

30.06.1997

Менеджмент

14

Ревин

Олег

Крымск

Свердлова, 45-8

361578

17.07.2000

Математика

15

Шарова

Оксана

Анапа

Патоличева, 8-1

296054

20.09.1998

Стандартизация

15.

Создать схему данных, т.е. установить связь между таблицами:

В главном меню нажать вкладку «Работа с базами данных» щелкнуть по кнопке

«Схема данных»

, выделить таблицу «Ведомость успеваемости» и щелкнуть

«Добавить». Также добавить таблицы «Преподаватели» и «Личные данные».

В окне «Схема данных» появится условный вид этих таблиц, окно «Добавление

таблицы» закрыть

Поставить мышку на имя поля «Предмет» в таблице «Преподаватели» и не

отпуская кнопку мышки перетащить его в поле «Любимый предмет» таблицы

«Личные данные». Отпустить мышку. Появится окно «Изменение связей», в

котором

включить

значки

«Обеспечение

целостности

данных»,

«Каскадное

обновление

связанных

полей»

и

«Каскадное

удаление

связанных

полей».

Щелкнуть по кнопке «Создать». Появится связь «один-ко-многим»

Поставить мышку на имя поля «Код студента» в таблице «Личные данные» и

перетащить

его,

не

отпуская

мышки,

на

поле

«Код»

таблицы

«Ведомость

успеваемости».

В

появившемся

окне

«Изменение

связей»

включить

значок

«Обеспечение целостности данных» и щелкнуть по кнопке «Создать». Появится

связь «один-к-одному»

Закрыть схему данных, сохранив ее

16.

Произвести фильтрацию данных в таблице «Личные данные» по выделенному

Открыть таблицу в режиме таблицы

Выбрать студентов, проживающих в Новороссийске. Для этого поставить курсор

в одну из первых записей, где есть город Новороссийск, и щелкнуть по кнопке

»Фильтр

по

выделенному»

на

панели

инструментов.

Выбрать

команду «Равно Новороссийск». Access отобразит все записи, удовлетворяющие

критерию фильтрации. Для отображения всех записей выбрать

− «Удалить

фильтр»

17.

Сохранить все изменения

Практическая работа № 31

Создание и использование запросов

Цель работы:

Закрепить навыки по редактированию таблиц

Познакомиться с основными видами запросов

Научиться создавать запросы на выборку различными способами

Научиться создавать сложные запросы

Научиться создавать перекрестные запросы

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Access

Порядок выполнения

1.

Открыть БД «Анкета ГС-31»

2.

Создать запрос на выборку студентов, у которых по всем предметам только хорошие

оценки с помощью «Мастера запросов»:

На панели инструментов выбрать команду «Мастер запросов»

В появившемся окне выбрать «Простой запрос» и щелкнуть ОК

В следующем окне выбрать таблицу. По которой строится запрос («Ведомость

успеваемости») и те поля, которые участвуют в запросе. Перенести их в правую

часть окна с помощью кнопки

нажать «Далее». В следующем окне тоже

нажать «Далее»

В другом окне задать имя запроса «Хорошисты» нажать «Готово»

Появится таблица «Хорошисты», в которой отражены фамилии всех студентов

и изучаемые предметы

Открыть таблицу «Хорошисты», перейти в «Режим» «Конструктор». Здесь в

поле «Условия отбора» под каждым предметом поставить условие >=4

Сохранить, нажав на панели инструментов

. Слева во вкладке «Запросы»

открыть таблицу «Хорошисты»

3.

С помощью «Конструктора запросов» создать запрос на выборку по таблице

«Личные данные»:

Щелкнуть по таблице «Личные данные», далее необходимо зайти в меню

«Создание», выбрать команду «Конструктор запросов»

Добавить нужную таблицу в поле запроса. Выделить ее в списке и щелкнуть по

кнопке «Добавить». Закрыть окно «Добавление таблицы»

Выбрать студентов, чьи фамилии начинаются на букву «В» и которые проживают

в «Анапе». Для этого:

добавить в строку «Поле» два поля «Фамилия» и «Город»

в строке «Условия отбора» в первом столбце указать значение Like “B*” (“B”

– на русском языке), а во втором столбце с названием «Город» - «Анапа»

Закрыть запрос, сохранив его под названием «ВВВ» нажав

. Слева во вкладке

«Запросы» открыть таблицу «ВВВ»

4.

Составить

запрос

на

базе

трех

таблиц

«Ведомость

успеваемости»,

«Личные

данные»

и

«Преподаватели».

Выбрать

студентов,

которые

проживают

в

Новороссийске и

у которых

«Любимый

предмет»

«Менеджмент». Озаглавить

«Запрос 4». Использовать «Конструктор запросов»:

В меню «Создание» выбрать «Конструктор запросов»

Добавить все три таблицы в поле запроса. Закрыть окно «Добавление таблицы»

В первый столбец в строку «Поле» перетащить из первой таблицы с помощью

мышки «Фамилия», из второй таблицы во второй столбец «Город» и из третей

таблицы в третий столбец строки «Поле» - «Предмет»

В поле «Условия отбора» в столбце «Город» ввести город «Новороссийск», в

столбец «Предмет» ввести «Менеджмент»

Сохранить запрос под именем «Запрос 4»

Открыть запрос и проверить результат проделанной работы

5.

Выполнить запрос

на создание

новой таблицы, в которой

должны быть поля

«Фамилия», «Имя», «Пропуски по уважительной причине», «Город» и «Предмет»

В меню «Создание» выбрать «Конструктор запросов»

Добавить все три таблицы из списка окна «Добавление таблицы». Закрыть это

окно

В первую строчку «Поле» из первой таблицы перенести в первый столбец поля

«Фамилия», во второй «Имя» и в третий «Пропуски по уважительной причине» в

четвертый столбец перетащить поле «Город» из второй таблицы и в последнем

столбце будет поле «Предмет» из третей таблицы

Закрыть запрос, сохранив его с именем «Запрос 5»

6.

Создать «Перекрестный запрос»

Допустим, нужно посчитать для ведомости, сколько в группе человек получили по

предмету

«троек»,

«четверок»

и

«пятерок».

Для

этих

целей

используют

«Перекрестный запрос»

В меню «Создание» выбрать «Мастер запросов»

В окне выбрать «Перекрестный запрос» нажать ОК

В

окне

«Создание

перекрестных

запросов»

выделить

таблицу

«Ведомость

успеваемости» нажать «Далее»

Выбрать поля, значения которого будут использоваться в качестве заголовок

строк – это «Фамилия» и «Имя» нажать «Далее»

Выбрать поле, значение которого будут использоваться в качестве заголовков

столбцов, например «Менеджмент» нажать «Далее»

Выбрать функцию, по которой будут вычисляться значения ячеек на пересечении

столбцов и строк (в данном случае «Число») нажать «Далее»

Задать имя запроса «Итог по менеджменту» нажать «Готово»

7.

Составить аналогичные запросы для оценок по трем другим предметам

Практическая работа № 32

Создание и применение форм

Цель работы:

Научиться создавать формы ввода-вывода

Научиться создавать кнопочные формы

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Access

Порядок выполнения

1.

Открыть БД «Анкета ГС-31»

2.

Создать

форму

с

помощью

«Мастера

форм»

на

базе

таблицы

«Ведомость

успеваемости»:

Открыть таблицу «Ведомость успеваемости»

Выбрать вкладку «Мастер форм»

В поле «Таблицы/Запросы» выбрать таблицу «Ведомость успеваемости», в

поле «Доступные поля», выбрать поля «Фамилия», «Имя» и перенести их

в

поле

«Выбранные

поля».

Также

перенести

с

названием

предметов,

нажать

«Далее»

Выбрать внешний вид формы – «Табличный» нажать «Далее»

Задать имя формы «Успеваемость» нажать «Готово». В результате получиться

форма, в которой можно менять данные и вводить новые значения

Закрыть форму. Результат можно посмотреть слева в разделе «Формы»

3.

Создать форму на основе таблицы «Преподаватели»:

Открыть таблицу «Преподаватели»

Выбрать вкладку «Мастер форм»

Выбрать внешний вид формы – «Ленточный»

Получить готовую форму. Сохранить ее под именем «Преподаватели»

Закрыть форму

4.

Создать кнопочную форму «Заставка» с помощью «Конструктора форм»:

Выбрать «Конструктор форм». Появится пустая форма. Задать мышкой ширину

формы – 10 см, а высоту – 7 см

Сохранить работу с именем «Заставка»

Открыть созданную форму «Заставка» в «Режиме» «Конструктора»

Выбрать

на

панели

инструментов

«Элементы

управления»

кнопку

Аа

«Надпись». Курсов мышки примет вид крестика с «приклеенной» буквой А.

Щелкнуть мышкой по месту начала надписи и ввести:

База данных

«Гостиница»

группа ГС-31

(после слова База данных нажать одновременно Shift+Enter)

С помощью вкладки «Формат», шрифт текста – 18 пт, тип шрифта – Times New

Roman, цвет шрифта – красный, фон – голубой

Выбрать на панели элементов значок

«Кнопка». Щелкнуть мышкой по тому

месту области данных, Где должна быть кнопка. Появится окно «Создание

кнопок»

Выбрать категорию «Работа с формой», а действие «Открыть форму», нажать

«Далее»

Выбрать форму «Успеваемость», нажать «Далее». В следующем окне нажать

«Далее»

В следующем окне поставить переключатель в положение «Текст», набрать в

поле «Успеваемость», нажать «Далее» и «Готово»

5.

Аналогично создать кнопку «Преподаватели»

Практическая работа № 33

Создание отчетов

Цель работы:

Научиться создавать отчеты с помощью Мастера отчетов

Вносить изменения в готовые отчеты с помощью Конструктора

Освоить основные приемы изготовления надписей на конвертах и наклейках

Технические средства: ПК с ПО: ОС Windows, MS Access

Порядок выполнения

1.

Открыть БД «Анкета ГС-31»

2.

Создать отчеты с помощью «Мастера отчетов»:

Открыть вкладку «Создание», меню «Отчеты»

Выбрать таблицу «Личные данные» и «Мастер отчетов»

Выбрать нужные поля, которые будут участвовать в отчете, нажать «Далее»

(Например: Фамилия, Имя, Город, Адрес)

В новом окне выбрать поля для группировки так, чтобы сначала было указано

поле «Фамилия» нажать «Далее»

В этом шаге отсортировать данные по

алфавиту (по

возрастанию), нажать

«Далее»

Выбрать вид макета «В столбец» «Ступенчатый», нажать «Далее»

Задать имя отчета «Отчет 1» нажать «Готово». Вы попадете в режим просмотра

отчета

Закрыть отчет, согласившись с сохранением

3.

Аналогично создать отчет по таблице «Личные данные» используя следующие

поля:

Отчет 2 (Поля: Фамилия, Имя, Город, Дата рождения)

Отчет 3 (Поля: Фамилия, Имя, Любимый предмет)

4.

Создать почтовые наклейки:

Открыть вкладку «Создание», меню «Отчеты»

Выбрать таблицу «Личные данные», команда «Наклейки», нажать «Далее»

В следующем окне выбрать шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 пт,

насыщенность – средний, цвет – красный, нажать «Далее»

В следующем окне создать прототип наклейки, напечатав слово «ЛИЧНОСТЬ».

Выбрав соответствующие поля (Фамилия, Имя, Город, Адрес), нажать «Далее»

(после каждого слова нажимать Enter)

В следующем окне указать поля для сортировки (Фамилия, Имя) нажать «Далее»

Ввести имя отчета «Наклейки» нажать «Готово»

5.

Аналогично создать наклейки по таблице «Преподаватели»:

Выбрать шрифт – Tahoma, размер шрифта – 18 пт, насыщенность – светлый, цвет

– голубой

Прототип – предмет, преподаватель

Сортировка поле «Предмет»

Сохранить с именем «Наклейки Преподаватели»



В раздел образования