Автор: Алферова Галина Максимовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: О дискурсе в аутентичном коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку
Раздел: среднее образование
Алферова Галина Максимовна, г. Воронеж,
учитель иностранного языка, высшая категория МБОУ «Гимназия №2».
О дискурсе в аутентичном коммуникативно-
ориентированном обучении иностранному языку
Язык
в
коммуникативных
целях
может
быть
усвоен
только
как
инструмент
мысли, поскольку коммуникативное содержание в процессе
общения не только передаётся, но и создаётся в результате речемыслительной
деятельности.
Усвоение
языка
возможно
в
условиях
концентрации
внимания
на
содержании
высказывания.
Коммуникативно-ориентированное
обучение
фокусировано не на форме, а на содержании.
Поэтому
вызывает
интерес
форма
коммуникативного
содержания,
называемая дискурсом (понятие появилось в методике в 70-е годы ХХ в.),
объединяющая в себе «что сказать» и «как сказать». Дискурс как языковая
форма коммуникативного содержания, адресованная собеседнику, слушателю
или читателю имеет среди прочих следующие свойства: связность (cohesion),
логичность (coherence), организацию (pattern).
Данные свойства дискурса особенно заметны в письменной речи, но и в
устных
высказываниях
важна
лексико-грамматическая
связность,
содержательная логика и соответствующая организация высказывания.
Существенным компонентом коммуникативной компетенции является
прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать
коммуникативное содержание(message) в ситуации общения.
Необходимым
компонентом
коммуникативной
компетенции
является
когнитивная
компетенция,
представляющая
собой
готовность
к
коммуникативно-мыслительной деятельности.
В ходе обучения иностранному языку речемышление стимулируется в
следующих основных случаях:
а) в работе с текстом (inferring from the text),
б) в работе с проблемой (role-play and problem-solving),
в) в работе с игровой задачей (game challenge).
В
любой
ситуации,
требующей
речемышления,
взаимодействуют,
как
правило,
три
компонента:
решаемая
проблема,
имеющиеся
знания,
исследовательские действия.
В учебном процессе речемыслительная деятельность может начинаться с
текста,
в
котором
обнаруживается
проблема.
Она
решается
в
ходе
исследовательских
действий
с
применением
имеющихся
индивидуальных
знаний.
Значительным
компонентом
коммуникативной
компетенции
является
информативная
компетенция,
т.
е.
владение
содержанием
предметов
обучения.
Формируя
информативную
компетенцию,
мы
тем
самым
формируем:
информационные
фреймы
(frames),
т.е.
набор
необходимых
понятий,
описывающих ту или иную информацию из прошлого опыта в виде знаний и
структур поведения; языковую картину мира в её иноязычной форме, т.е.
знание
окружающей
действительности,
способность
описывать
её
и
отношение к ней в иноязычной форме; фоновые знания, т.е. информацию,
важную для понимания конкретной ситуации общения; общий кругозор, т.е.
знание
имён
и
названий,
дат
и
событий,
наличие
биографических,
исторических, политических и других специальных знаний.
Коммуникативная
компетенция
формируется
во
всех
видах
речевой
деятельности – слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их
осуществление, а также присутствует во всех видах речевой деятельности,
которые
интегрируясь
в
процессе
коммуникативного
акта,
обеспечивают
восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или
письменного взаимодействия участников общения.
Коммуникативно-ориентированное
обучение
иностранному
языку
возможно в условиях аутентичного процесса социализации.
Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между
обучением
в
«жизненных»
ситуациях
и
необходимыми
другими
упражнениями.
Необходимо
использование
упражнений,
которые
с
одной
стороны
обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой
– сохраняли бы аутентичность применения иностранного языка в учебных
ситуациях. В связи с этим – дискурс как языковая форма коммуникативного
содержания весьма актуален в процессе обучения.
Аутентичное
коммуникативно-ориентированное
о бу ч е н и е
иностранному языку следует осуществлять с применением заданий речевого
взаимодействия(
interactive activities).
Такие задания, как правило, построены с расчётом выполнения их с
партнёром или группой партнёров.
На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия
учащихся:
а) сотрудничество участников в выработке единой цели;
б) комбинирование информации, известной разным участникам;
в) передача информации от одного участника к другому.
Аутентичное
коммуникативно-ориентированное
о бу ч е н и е
иностранному
языку
осуществляется
с
применением
заданий,
предполагающих «информационное неравенство» участников, которые могут
принимать
различные
формы;
с
применением
организованного
ролевого
общения: с применением спонтанного общения.
Таким
образом,
в
коммуникативной
компетенция
интегрируются
языковая,
дискурсивная,
разговорная,
прагматическая,
социально-
лингвистическая, стратегическая и мыслительная компетенции.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
(Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года №
1089);
2. Примерная программа основного общего образования по английскому
языку. Английский язык. Содержание образования. – М.: Вентана-Граф,2008;
3. «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор:
пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение,
2011(стандарты второго поколения)
4. «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание,
переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
5.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
М.: «Просвещение», 1991, с.78.
6.Бим И.Л. Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного
языка в подготовке учителя. М.: «Просвещение»,2001,с.28.
7.МильрудР.П.,
Максимов
И.Р.
Современные
концептуальные
принципы
коммуникативного обучения ИЯ. ИЯШ №4,2000.
8.Елухина Н.В. Методика формирования дискурсивной компетенции. ИЯШ
№3, 2002.
9.Rivers Wilga H.
Communicative Naturally in a School Language. Theory and
Practice in Language Teaching.-Cambridge,2002.