Напоминание

"Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"


Автор: Пастухова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему:

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в

условиях реализации ФГОС».

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим

звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным

механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со

временем, быть методически и психологически подкованным, владеть

знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также уметь

ориентироваться в основных нормативных документах. Классный

руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими

современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего

самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на

классного руководителя.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место

отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность

классного руководителя непосредственно влияет на заключение

лежащего в основе реализации стандарта общественного договора,

обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и

образовательным учреждением, представляющим интересы общества и

государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного

согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса,

что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных

обязательств. Классный руководитель становится активным участником

заключения взаимной договоренности между школой и родителями по

удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из

сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

В 2018 году я стала классным руководителем 1 класса, обучающегося по

УМК «Школа 2100». Воспитательную работу планировала через

- освоение социальных норм, правил поведения

- активное отношение (активность) к деятельности,

- уважительное отношение к другому человеку,

- позитивный опыт участия в школьном самоуправлении,

- школьная мотивация,

- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,

- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,

- опыт здорового и безопасного образа жизни.

-умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных

ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

Как классный рукодовитель, я максимально изучаю каждую детскую

личность, чтобы в дальнейшем эффективно использовать это при работе с

классом, воспитании. Прогнозирую, анализирую, организую,

сотрудничаю, контролирую повседневную жизнь и деятельность учащихся

своего класса. Мечта любого классного руководителя - создать единый

дружный коллектив.

Когда дети пришли в 1 класс, мне предстояло понять каждого ребёнка.

Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый

добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий –

неугомонный непоседа. Каждый из них со своим внутренним миром,

который мне предстоило открыть для себя и понять психологические и

физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров,

интересы и склонности.

Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.

Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его

обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными

детьми.

Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми,

требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями

эмоционально-волевой сферы. Поэтому в свою работу я включила беседы

о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., всевозможные игры,

мероприятия в классе, направленные на развитие коммуникативных

навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных

состояний, коррекции .

Это принесло положительные плоды. К концу 1-го класса дети стали более

организованы, в процессе общения многие научились управлять своим

поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс

формирования коллектива. Эта работа продолжается и сейчас во 2 классе.

В работе мне помогли учителя – предметники, педагог- психолог,

заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь .

Взаимодействие с учителями- предметниками помогает использовать все

многообразие системы образования детей для расширения

познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Психолог школы Ксения Сергеевна провела тестирование в 1 классе

«Адаптация первоклассников», изучила индивидуальность учащихся,

процесс их адаптации. Результаты диагностики доведены до сведения

родителей на собрании , им даны рекомендации.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье

своих воспитанников, используя информацию, получаемую от

медицинских работников образовательного учреждения.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг

чтения обучающихся. Совместные походы в библиотеку (посещаем мы

детскую библиотеку №22) помогают привить окунуться в мир книги –

копилку разума, помогают привить любовь к чтению, способствует

формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным

идеалам, этическим нормам поведения, что очень сложно в наше время,

так как нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети.

Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему

определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими

воспитанниками:

при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ

и наказание;

стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков

учеников;

учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;

создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще

проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом

мире.

Начиная с 1 класса каждый ребёнок ведёт портфолио ученика , что

позволяет прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому

школьнику видеть свои достижения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.

Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на

практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность

заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои

взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все

знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с

родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое

сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает

всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и

условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как

групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по

вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с

семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток. Стилю общения

с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями –

диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями

на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка

к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должен понимать и

уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного

климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в

школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем

классе. Родители также не остаются равнодушными к занятости ребенка,

радуются за его активность, достижения. Они оказывают помощь в

организации работы класса. Родительский комитет работает очень

хорошо.

Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же

находятся пути их решения. Стараюсь сплотить не только детский

коллектив, но и родительский.

Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День

Знаний», «День именинника», «Новогодний утренник», «Праздник мам»,

« День защитника Отечества», «До свидания, школа, здравствуй лето!». В

этих мероприятиях очень активно участвуют все родители класса, бабушки

и дедушки. Много интересных дел на счету родителей: это помощь в

организации экскурсии, при подготовке и проведении праздников,

утренников родители принимают активное участие. Каждый совместный

праздник детей и родителей – это новый заряд творческой деятельности.

Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя -

“спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без

поддержки администрации, других учителей, работающих с классом.

Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять

друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем.

Это еще одно условие для личностного развития ребенка. . В современных

условиях классный руководитель призван постоянно работать над

повышением успеваемости и развитием познавательной активности

учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к

знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся

навыки самообразования.

В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной

работы является той первичной клеточкой, из которой складываются

будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти

ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым

классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной

воспитательной работы считаю классный час. Классный час является

прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды

классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут,

анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия

планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное

собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то

причинам.

Наблюдая за своими учениками, я выявила «изюминку « класса – им

очень интересно участвовать в различных конкурсах, эстафетах. В плане

личностного развития это помогает научиться быстро принимать важные

решения; мыслить логически; находить решения в сложных ситуациях;

повысить активность мозга; ощутить уверенность и дух победы, когда

правильно ответил. В плане пользы для компании детей дух азарта

поспособствует: активному общению между учениками; умению работать

в команде; развитию навыков донесения своих идей; объединению

коллектива в нелегкой ситуации.

И в заключение хочется сказать: не каждому ребенку дано учиться на 5 и

4, но быть порядочным человеком может быть каждый. Я считаю, что

классный руководитель , организуя любую деятельность своего ученика,

должен предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст

возможность заметить достоинства каждого ребенка, его

исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие

качества, таланты и склонности. Если моим детям удастся добиться успеха

в школе, у них будут все шансы добиться успеха и в жизни



В раздел образования