Автор: Пастухова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Доклад на тему:
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в
условиях реализации ФГОС».
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим
звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным
механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со
временем, быть методически и психологически подкованным, владеть
знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также уметь
ориентироваться в основных нормативных документах. Классный
руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими
современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.
Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего
самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на
классного руководителя.
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место
отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность
классного руководителя непосредственно влияет на заключение
лежащего в основе реализации стандарта общественного договора,
обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и
образовательным учреждением, представляющим интересы общества и
государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного
согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса,
что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных
обязательств. Классный руководитель становится активным участником
заключения взаимной договоренности между школой и родителями по
удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из
сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В 2018 году я стала классным руководителем 1 класса, обучающегося по
УМК «Школа 2100». Воспитательную работу планировала через
- освоение социальных норм, правил поведения
- активное отношение (активность) к деятельности,
- уважительное отношение к другому человеку,
- позитивный опыт участия в школьном самоуправлении,
- школьная мотивация,
- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
- опыт здорового и безопасного образа жизни.
-умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.
Как классный рукодовитель, я максимально изучаю каждую детскую
личность, чтобы в дальнейшем эффективно использовать это при работе с
классом, воспитании. Прогнозирую, анализирую, организую,
сотрудничаю, контролирую повседневную жизнь и деятельность учащихся
своего класса. Мечта любого классного руководителя - создать единый
дружный коллектив.
Когда дети пришли в 1 класс, мне предстояло понять каждого ребёнка.
Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый
добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий –
неугомонный непоседа. Каждый из них со своим внутренним миром,
который мне предстоило открыть для себя и понять психологические и
физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров,
интересы и склонности.
Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.
Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его
обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными
детьми.
Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми,
требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями
эмоционально-волевой сферы. Поэтому в свою работу я включила беседы
о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., всевозможные игры,
мероприятия в классе, направленные на развитие коммуникативных
навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных
состояний, коррекции .
Это принесло положительные плоды. К концу 1-го класса дети стали более
организованы, в процессе общения многие научились управлять своим
поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс
формирования коллектива. Эта работа продолжается и сейчас во 2 классе.
В работе мне помогли учителя – предметники, педагог- психолог,
заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь .
Взаимодействие с учителями- предметниками помогает использовать все
многообразие системы образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Психолог школы Ксения Сергеевна провела тестирование в 1 классе
«Адаптация первоклассников», изучила индивидуальность учащихся,
процесс их адаптации. Результаты диагностики доведены до сведения
родителей на собрании , им даны рекомендации.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье
своих воспитанников, используя информацию, получаемую от
медицинских работников образовательного учреждения.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг
чтения обучающихся. Совместные походы в библиотеку (посещаем мы
детскую библиотеку №22) помогают привить окунуться в мир книги –
копилку разума, помогают привить любовь к чтению, способствует
формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным
идеалам, этическим нормам поведения, что очень сложно в наше время,
так как нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети.
Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему
определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими
воспитанниками:
при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ
и наказание;
стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков
учеников;
учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще
проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом
мире.
Начиная с 1 класса каждый ребёнок ведёт портфолио ученика , что
позволяет прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому
школьнику видеть свои достижения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на
практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность
заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои
взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все
знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с
родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое
сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает
всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и
условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как
групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по
вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с
семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток. Стилю общения
с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями –
диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями
на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка
к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должен понимать и
уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного
климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в
школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем
классе. Родители также не остаются равнодушными к занятости ребенка,
радуются за его активность, достижения. Они оказывают помощь в
организации работы класса. Родительский комитет работает очень
хорошо.
Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же
находятся пути их решения. Стараюсь сплотить не только детский
коллектив, но и родительский.
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День
Знаний», «День именинника», «Новогодний утренник», «Праздник мам»,
« День защитника Отечества», «До свидания, школа, здравствуй лето!». В
этих мероприятиях очень активно участвуют все родители класса, бабушки
и дедушки. Много интересных дел на счету родителей: это помощь в
организации экскурсии, при подготовке и проведении праздников,
утренников родители принимают активное участие. Каждый совместный
праздник детей и родителей – это новый заряд творческой деятельности.
Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя -
“спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без
поддержки администрации, других учителей, работающих с классом.
Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять
друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем.
Это еще одно условие для личностного развития ребенка. . В современных
условиях классный руководитель призван постоянно работать над
повышением успеваемости и развитием познавательной активности
учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к
знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся
навыки самообразования.
В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной
работы является той первичной клеточкой, из которой складываются
будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти
ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым
классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной
воспитательной работы считаю классный час. Классный час является
прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды
классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут,
анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия
планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное
собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то
причинам.
Наблюдая за своими учениками, я выявила «изюминку « класса – им
очень интересно участвовать в различных конкурсах, эстафетах. В плане
личностного развития это помогает научиться быстро принимать важные
решения; мыслить логически; находить решения в сложных ситуациях;
повысить активность мозга; ощутить уверенность и дух победы, когда
правильно ответил. В плане пользы для компании детей дух азарта
поспособствует: активному общению между учениками; умению работать
в команде; развитию навыков донесения своих идей; объединению
коллектива в нелегкой ситуации.
И в заключение хочется сказать: не каждому ребенку дано учиться на 5 и
4, но быть порядочным человеком может быть каждый. Я считаю, что
классный руководитель , организуя любую деятельность своего ученика,
должен предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст
возможность заметить достоинства каждого ребенка, его
исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие
качества, таланты и склонности. Если моим детям удастся добиться успеха
в школе, у них будут все шансы добиться успеха и в жизни