Напоминание

Технология проектно-поисковой направленности по использованию домашних экспериментальных и практических работ в курсе физики 7-8 классов


Автор: Ожерельева Валентина Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: филиала МОУ Сараевская СОШ "Кривская ООШ"
Населённый пункт: р.п. Сараи
Наименование материала: статья
Тема: Технология проектно-поисковой направленности по использованию домашних экспериментальных и практических работ в курсе физики 7-8 классов
Раздел: среднее образование





Назад




Технология проектно-поисковой направленности по использованию домашних

экспериментальных и практических работ в курсе физики 7-8 классов

(из опыта работы учителя физики филиала

Сараевская СОШ «Кривская ООШ» МОУ

Ожерельевой Валентины Михайловны)

Национальный

проект

«Образование»

поставил

перед

педагогами

задачу

внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий,

обеспечивающих

освоение

обучающимися

базовых

навыков

и

умений,

повышение

их

мотивации

к

обучению

и

вовлеченности

в

образовательный

процесс,

что

позволит

обеспечить

духовно-нравственное

становление

подрастающего

поколения,

подготовку

учащихся

к

ж и зн е н н ом у

самоопределению.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

предлагает

учитывать

не

только

степень

оценки

достижений

учащимися

предметного

результата, но и значимость комплексного результата: личностного, предметного,

метапредметного. И главный акцент ставится на развитие личности ребенка.

Важнейшее значение в процессе обучения имеет эффективное использование

педагогических

технологий,

обеспечивающее

проявление

у

школьников

собственной

нравственной,

гражданской

позиции,

расширение

социального

опыта в процессе его обучения.

Для достижения этого в своей деятельности применяю технологию проектно-

поисковой направленности по использованию домашних экспериментальных и

практических работ в курсе физики 7-8 классов.

Данная технология построена на основе программы для общеобразовательной

школы и рассчитана для учащихся 7-8 классов.

Школа, в которой я работаю, сельская школа с присущей ей спецификой и

проблемами.

Большой

процент

детей

из

социально

неблагополучных

семей,

неполных семей, детей с ОВЗ. К основной группе здоровья относятся менее 50

процентов учащихся.

Необходимость создания данной технологии была связана с ухудшением

здоровья учащихся; отрывом теоретических знаний от умения применять их на

практике;

слабым

речевым

аппаратом

(неумение

четко

формулировать

и

выражать

свои

мысли);

слабыми

математическими

навыками;

с

целью

повышения

мотивационного

интереса

к

изучению

физики,

техники,

формирования у учащихся естественнонаучного мировоззрения.

Здесь важным является изменение содержания отношений учитель-ученик, в

которых отменено принуждение в обучении и заменено на учение с увлечением.

В результате этого рождается интерес, как побудительная причина действия

учащихся, увлеченность.

Основные разделы технологии включают в себя:

1. Проведение домашних практических и экспериментальных работ.

2. Проведение исследовательских работ, связанных с природой и техникой.

3.Самостоятельное

(или

с

помощью

родителей)

конструирование

и

проектирование.

4.

Использование

интегрированных

подходов

при

преподавании

физики

(межпредметные связи).

Основной формой организации обучения является урок. Но кроме

традиционных, используются следующие типы уроков: урок-исследование, урок-

конференция,

урок-деловая

или

ролевая

игра,

урок

защиты

проекта,

мультимедиа урок, экскурсия.

Начиная изучать физику в 7 классе, на первом уроке даю стихотворение

Р.Киплинга (в переводе С.Маршака):

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых

И все, что вижу я вокруг,-

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

- Природа всегда задает вопросы. И ища ответы на них, мы и будем изучать,

физику.

Сразу, с первого урока, даю установку на поиск ответов, решений.

Сначала ребята пытались готовить домашнее задание, пользуясь только

учебниками, но потом поняли, что лучше, когда на опыте можешь подтвердить

свои знания.

Как показали исследования, слабым ученикам (со слабыми математическими

знаниями и неразвитой речью) легче работать руками. Они с удовольствием

делают приспособления, приборы для проведения опытов. В этом помогают

домашние работы и исследования.

Начиная изучать физику, необходимо показать ее связь с другими науками, уже

изученными в школе (математикой, историей, литературой).

Очень интересны «Физические пятиминутки», которым отводятся на уроке 5-7

минут. Они позволяют создать проблемные ситуации для повышения интереса к

образовательному процессу. Высказаться может каждый с условием: быстро,

интересно, с увлечением.

Именно на развитие интереса, способностей каждого ученика и направлена

технологии проектно-поисковой направленности.

Для обеспечения положительных результатов используется регулярная система

проверки, оценки и учета успеваемости.

Теоретические знания без умения применять их на практике, обобщать,

находить

связи

между

явлениями

и

процессами,

остаются

мертвым

грузом,

перегружают

память

учащихся.

Поэтому

экспериментальные

и

практические

задания систематизированы в 4 блока.

1.

Блок экспериментальных работ.

1) Простые опыты и невесомостью;

2)

Вакуум-насос

из

промокашки

(наблюдение

действия

атмосферного

давления);

3)

Опыт

с

шашками

(знакомство

с

понятием

инертности,

наблюдение

инертности в жизни и в быту);

4) Петля Нестерова (изучение на опыте явления инерции);

5) Наблюдение поверхностного натяжения и другие.

2. Блок практических работ с элементами конструирования.

1) Барометр из сухой еловой ветки;

2) Изготовление сообщающих сосудов;

3) Фонтан в банке (изготовление прибора для демонстрации атмосферного

давления);

4) Изготовление прибора для демонстрации давления жидкости на стенки

сосуда;

5) Изготовление отливного стакана;

6) Изготовление шлюза;

7) Конструирование пружинного ареометра;

8) Изготовление воздушного змея.

3 Блок. Изучение природы по народным приметам и объяснение их с

точки зрения законов физики. Рисунки. Фотографии.

4 Блок. Отчет по домашним исследованиям и практическим заданиям.

Данная технология позволила учащимся повысить интерес к изучению

физики,

достигнуть

качества

образования

по

предмету

от

55%

до

63%,

способствовала

успешной

сдаче

ОГЭ

и

ЕГЭ

и

в

дальнейшем

выбрать

профессию инженерно-технической направленности.

А что главное для учителя? Это когда ты видишь результаты и

испытываешь чувства удовлетворения и гордость за своих учеников, которые

стали не только хорошими специалистами,

но и достойными людьми. И

понимаешь, что твой труд не прошел даром. А это главное.



В раздел образования