Напоминание

Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку и математике в 4 классе


Автор: Менжаева Любовь Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: Югорск
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку и математике в 4 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку и

математике в 4 классе

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества

образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные рабо-

ты (ВПР).

Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них

обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ребенок к проверке?

Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?Нужно по-

мнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой

аттестацией обучающихся начальной школы, а представляют собой ана-

лог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в шко-

лах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой

оценки выпускника начальной школы.

Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения об-

разовательных результатов; информирование участников образовательных от-

ношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и

готовности

младших

школьников

к

продолжению

образования

на

уровне

основной школы.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обуча-

ющихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапред-

метных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.

Думаю, что каждый учитель, а работающий в 4 классе особенно, задумывает-

ся над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные за-

нятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Натаскать де-

тей за пару недель и даже месяцев невозможно. Работу по подготовке к ВПР

лучше начать как можно раньше

Для достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский

язык» необходимо соблюдать следующие принципы:

1) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не фор-

мировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат прове-

ряется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить приме-

нять знания в разных ситуациях;

2) заданий

на

оценивание

достижения

каждого

планируемого

результата

должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого

планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объек-

тивным;

3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять

проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая

часть - на повышенном уровне.

При подготовке к проверочной работе по русскому языку много внимания

уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные

орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя

написание диктанта, поэтому на уроках постоянно использую орфографиче-

ские минутки, зрительные, объяснительные,

предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буква-

ми, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.

При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие

виды работ:

Орфографические минутки.

а) В с…дах, з…мой, на п…лях, ст…рожей, сн…гири, цв…ты, гн…здятся, в

л…сах, г…лова, в г…родах - списать слова, вставляя безударную гласную в

корне.

Списывание

текстов

с

«пропущенными

буквами»,

с

исправлением

орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.

Классификация слов по наличию морфем в корне слова.

При подготовке учащихся к выполнению второй части работы можно

использовать следующие виды работ:

1) упражнения в классификации согласных звуков;

2) упражнения для развития умения разбирать слова по составу;

3)упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова

по тексту и формулировать значение слова в письменной форме;

4)

упражнения

для

развития

умения

распознавать

части

речи

и

их

грамматические признаки в предложении;

5) упражнения для правильной расстановки ударения в словах.

Ещё особое внимание уделяю работе над развитием речи. Большое

внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстом. Здесь

использую методы работы над смысловым чтением. Для смыслового

понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку

информации, откликнуться на содержание. Особое внимание уделяется

работе по составлению плана текста. Работа над планом начинается со 2

класса. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление

плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную

мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает

логическое мышление учащихся. Во 2 классе предлагается детям вопросный

план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов

в предложении. Затем дети учатся составлять план под руководством учителя.

Они должны определять количество частей, группировать предложения

вокруг главной мысли в каждой части текста. На последнем этапе дети

должны научиться самостоятельно составлять план к тексту. Самым сложным

является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с

составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков

плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими

требованиями:

1.В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было

понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения.

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной

форме.

Трудности при составлении плана детьми:

1. В планах дети передают последовательность действий, совершаемых

персонажами, а не смысл этих действий;

2. Языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые

бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные

детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.

Другим распространенным приёмом обучения является методика восста-

новления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезан-

ный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны соста-

вить рассказ. Подобные методики рассчитаны на то, что при их использова-

нии будет действовать психологический механизм переноса. Действительно,

чтобы все эти приёмы выступили в качестве тренировочных упражнений,

ребёнок должен отобрать в тексте существенное, понять, как это существен-

ное подводит к выделению главной мысли, и выделить эту главную мысль.

На такую «увиденную» структуру должно «наложиться» содержание текста.

С первого класса учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и

конкурсах на сайтах. Считаю, что эта работа помогает создавать ситуации

успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у

детей уверенность в своих способностях.

Особенность ВПР по математике:

много задач на применение знаний в житейских ситуациях;

задачи на время, на работу с информацией, которых мало в школьных

учебниках;

задачи на пространственное мышление;

несколько нестандартных задач.

Регулярное решение классических и нестандартных задачек на сообразитель-

ность – простой и эффективный метод развития логического мышления.

Подобрать материал для занятий не трудно.

С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логиче-

ского мышления. Эти задания детям очень интересны.

Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен вы-

сказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделяю развитию ло-

гического мышления, для этого включаю задания, направленные на логи-

ческое мышление, воображение, тренировку памяти.

Наибольшую трудность обучающиеся испытывают:

- при решении задач в 3-4 действия;

- преобразовании величин, выраженных единицами времени;

- построении логических рассуждений, алгоритмов действий.

Таким образом, выполнение математического задания зависит:

- от владения способом выполнения действия над математическим объектом

(предметные действия);

- от умения организовывать свою работу с заданием (регулятивные умения от

умения работать с текстом задания (познавательные или информационные

умения ).

На

уроках

математики

включаю

в

образовательный

процесс

задания

комплексного характера, требующие планирования хода решения, обоснова-

ния нескольких проделанных действий, например:

- состоящие из нескольких частей;

- с лишними, недостающими данными.

Постоянно отрабатываю метапредметные умения , учу детей определять цель

задания (что требуется найти, выполнить?), планировать свою деятельность

по выполнению задания, осуществлять контроль процесса и результата дея-

тельности, корректировать (исправлять свои ошибки).

Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающих-

ся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и

родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных ре-

зультатов образования в период всего обучения в начальной школе.



В раздел образования