Напоминание

"Профессиональные и психологические вопросы в работе с начинающими в классе фортепиано"


Автор: Белялова Гульфия Каримовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа №3 имени Р. Яхина"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Профессиональные и психологические вопросы в работе с начинающими в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №3

имени Р.Яхина»

Методическое сообщение

«Профессиональные и психологические вопросы

в работе с начинающими в классе фортепиано»

(из педагогического опыта)

Автор: Белялова Г. К.

г.Казань, январь 2019

Профессиональные и психологические вопросы

в работе с начинающими в классе фортепиано.

Первые уроки с новым учеником.

Педагоги музыкальных школ в своей работе сталкиваются с

множеством проблем. Это не только проблемы профессионального

обучения ребенка, но и вопросы построения отношений с учеником,

вопросы индивидуального подхода к каждому учащемуся,

отношения с родителями детей. Ведь не секрет, что приведя ребенка

в музыкальную школу, родители нередко не имеют представления о

предстоящем обучении. Некоторые отдают свое чадо в руки

учителя и перестают проявлять интерес к занятиям, ожидая

результата, не понимая при этом, что на первых порах ребенку

нужна помощь в домашних занятиях. Другие, посидев на первых

уроках и поняв, что это кропотливый труд, отстраняются. И только

немногие реально включаются в работу, помогая преподавателю и

своему ребенку осваивать это нелегкое дело – игру на фортепиано.

И будет большой удачей, если удастся заручиться поддержкой мамы

или бабушки. Это будет хорошим подспорьем в работе. Ну а если

нет, то придется кропотливо выстраивать линию обучения ребенка,

и с каждым учеником свою, индивидуальную.

Момент появления в классе нового маленького ученика один

из важнейших в построении дальнейших отношений учителя и

ученика. Задача преподавателя сделать все, чтобы завоевать

доверие и уважение, так как от этого зависит, будет ли ученик с

2

желанием идти на урок или воспримет это как повинность. Ведь в

своей работе преподаватель должен будет настаивать на

систематических занятиях, определить требования к подготовке к

уроку, а ведь сейчас так много соблазнов, которые кажутся намного

интереснее кропотливых занятий. От уровня доверия к учителю

будет зависеть общий успех. Это особенно важно для

преподавателей обыкновенных музыкальных школ, так как в

специализированные музыкальные школы идут дети

целеустремленные, работоспособные, готовые к интенсивной

работе, мотивируемые своими родителями. Да и одаренность у них

повыше.

Знакомство ученика со своим преподавателем – событие

волнительное. Каждый педагог помнит настороженность,

замешательство в глазах детей и их родителей, когда они приходят к

вам впервые. Родители еще не знают, в чьи руки отдают своего

малыша, они не уверены, поймет ли учитель особенности ребенка,

его характер, не станет ли «ломать» его, не обидит ли. И ребенок

тоже в большинстве случаев скован, насторожен. B данной

ситуации надо постараться расположить к себе ученика улыбкой,

ласковым тоном в разговоре, открытостью и доброжелательностью.

Конечно, бывают дети раскованные, они смело входят в класс,

начинают его изучать, задают вопросы. Здесь другая задача:

угомонить слишком бурную реакцию на новые впечатления,

тактично установив рамки общения на уроке, вернув все в рабочее

русло, увлекая ребенка, например, знакомством с инструментом, с

его рабочим местом. Можно показать, как надо правильно сидеть за

3

инструментом, как держать правильно руки, подобрать подставки

под ноги, то есть сразу занять его делом. С такими детьми надо

научиться быстро переключать внимание ребенка, это будет

гарантией плодотворной работы на уроке. В любом случае

преподаватель своим радушием и открытостью должен рассеять все

сомнения и опасения детей и их родителей. Иногда бывает

достаточно 2 – 3 занятий, чтобы убрать барьер в общении, а порой

и месяца не хватает на это, особенно с закрытыми, застенчивыми,

«домашними» детьми. Вовлекая маленького ученика в процесс

обучения, мы отвлекаем его от ненужных мыслей. А если

предложить ему игровые формы общения, то работа пойдет веселее

и эффективнее. Подготовив место за инструментом можно

сосчитать клавиши (это любят делать практически все дети),

поучиться ставить пальцы на клавиатуру, можно поднять крышку

пианино и посмотреть, как устроен инструмент. Все эти действия

раскрепощают ребенка и он забывает про волнение, а напряжение

уходит. Попутно мы делаем упражнения на расслабление рук,

решаем ритмические загадки, в игровой форме проверяя данные

ученика, снова садимся за инструмент, повторяем то немногое, чему

научились. И конечно очень важно хвалить ученика, так как это

вселяет в него уверенность. Важно постоянно держать внимание

ребенка, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Такая интенсивная работа педагога отнимает много энергии,

эмоций, сил. Но к этому надо быть готовым, так как важно наладить

контакт с учеником с самого первого урока.

4

Некоторые виды упражнений нравятся детям больше других

(например, ритмические загадки). Их можно использовать, когда

ребенок немного устал. Такое чередование обучения, получения

информации и понравившихся упражнений сохранит внимание

ученика. Подвижных детей можно чаще поднимать и делать

нетрудные физические упражнения, чтобы восполнить их

потребность в движении.

Форма загадок нравится детям. Можно предложить послушать

один, два, три звука и попросить угадать количество звуков,

попутно проверив гармонический слух. Игровая форма занятий

похожа на игры в детском саду, к которым дети привыкли. На

первых порах это самая удобная форма общения и получения

знаний. В дальнейшем нужно предлагать более сложные задания,

например пение известной песенки или гаммы под аккомпанемент.

Не все дети смело начнут петь, поэтому лучше начать петь

совместно, чтобы помочь преодолеть застенчивость. Такая помощь

при малейшем затруднении рождает доверие. Оказавшись рядом с

инструментом, детям сразу же хочется что-то сыграть быстро и

всеми пальцами. Это трудный момент, так как запрещать что-либо в

первый же день знакомства не хочется, но и разрешить неверно

ставить пальцы на клавиши тоже нельзя. Придется отвлекать

ребенка, например, игрой с аккомпанементом одного звука,

поправляя неверно поставленный палец и набраться терпения,

напрячь воображение, чтобы не дать маленькому ученику

привыкнуть к неверным движениям и привычкам.

5

Чтобы помочь преодолеть смущение, мы с учеником на

первых же занятиях учимся выходить к инструменту, кланяться,

правильно садиться и исполнять даже маленькую мелодию 3-м

пальцем, как на концерте, экзамене. Таким образом, учащийся будет

готов к правильным действиям на сцене и не растеряется, как

бывает со многими детьми, впервые оказавшимися на сцене.

Ребятам эта процедура очень нравится. Это подогревает интерес

ученика к изучаемым мелодиям, а когда их накапливается

несколько, то мы называем их программой и исполняем из урока в

урок, закрепляя навыки поведения на сцене. Важно оговорить

ситуацию ошибок во время исполнения, так как неподготовленный

ребенок может испугаться этого и эмоционально зажаться. В этом

случае трудно будет раскрепостить его и вселить в него

уверенность. Очень многие дети расценивают ошибку как фиаско,

трагедию. Конечно, необходимо разубедить ученика в этом и при

каждом таком сбое стимулировать его не опускать руки, не

теряться, а продолжить игру и закончить выступление. Если это

происходит на уроке, и он выходит с честью из такой ситуации, то

надо обязательно похвалить ученика за самообладание. А похвала

всегда воодушевляет. И этому всему лучше учить с самых первых

занятий.

В начале обучения, наладив контакт с маленьким учеником,

добившись доверительных отношений, можно усилить требования.

Это может сначала удивить ребенка, ведь он привык, что с ним

играют, что на уроке весело и занимательно. Но если отношения

налажены и между вами полное доверие, то ученик не воспримет

6

негативно ваши замечания и требования внимания и послушания,

так как он вам доверяет. А в дальнейшем даже интонации

недовольства в вашем голосе не обидят его. Но все же если вы

почувствуете, что настроение ребенка портится, интерес пропадает,

то надо обязательно дать ему понять, что его любят, ценят, несмотря

на его шалости, непослушание, и добрые человеческие отношения

никуда не исчезнут. А если после напряженной атмосферы на уроке

с улыбкой и, как ни в чем ни бывало, расспросить ученика о его

интересах, о проблемах, то все негативное сойдет на нет. И это

совсем нелишне, так как то, что не очень важно для взрослого

человека, бывает очень значимо для ребенка. И если между

преподавателем и учеником не будет недосказанности,

недопонимания, напряжения, то общение принесет радость и

удовлетворение обоим.

Эти простые психологические и профессиональные приемы

помогут обрести добрые, доверительные отношения педагога с

детьми и родителями, сохранив их на все годы обучения. А это

залог успеха в нашей работе.

7



В раздел образования