Напоминание

"Влияние кино и СМИ на нравственное воспитание подрастающего поколения"


Автор: Семкова Светлана Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: п.Алмазный Мирнинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние кино и СМИ на нравственное воспитание подрастающего поколения"
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние кино и СМИ на нравственное развитие

подрастающего поколения.

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач

современного

общества.

Воспитание

-

процесс

систематического

целенаправленного

воздействия

на

духовное

и

физическое

развитие

личности.

Преодоление

отчуждения

человека

от

его

подлинной

сущности,

формирование

духовно

развитой

личности

в

процессе

исторического развития общества не совершается автоматически. Оно

требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на

создание

материальных

возможностей,

объективных

социальных

условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом

э т ап е

н о в ы х

в о зм ож н о с т е й

д л я

д у х о в н о - н р а в с т в е н н о г о

совершенствования человека.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого

растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечения

роста

и

совершенствования

нравственных

и

творческих

сил

этого

человека, через построение такой общественной практики, в условиях

которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока

только составляет возможность, превращается в действительность.

Только

в

социальной

среде

в

процессе

целенаправленного

воспитания происходит действенная выработка программ социального

поведения человека, формируется человек как личность.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми

опыта

и

ценностных

ориентаций

данного

общества,

что

называется

социализацией.

Целенаправленное

формирование

личности

человека

предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей

шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека

проектом,

учитывающим

его

конкретные

физиологические

и

психологические особенности.

Сегодня нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих

качеств

средств

массовой

информации,

которые

являются одним

из

наиболее влиятельных институтов воспитания в современном обществе.

Это

наиболее

доступный,

распространенный

и

популярный

способ

информирования и развлечения. Сегодня многие исследователи говорят

не только об огромном, но и определяющем влиянии средств массовой

информации на развитие подростков, их поведение и сознание. Занимая

лидирующее место в жизни современных подростков, средства массовой

информации становятся одним из важнейших агентов воспитания.

Широкие возможности средств массовой информации вызывают

необходимость изучать механизмы их функционирования и развития,

эффективность влияния на подрастающее поколение. Причем, средства

массовой

информации

при

восприятии

подростком

могут

дать

совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного

в ребенке с самого раннего детства, воспитания.

1.

Средства

массовой

информации

-

как

фактор

социализации

подростка

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который

продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как

социально определенные, направляемые и контролируемые обществом

факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно,

спонтанно.

Каждое

образовательное

учреждение

имеет

определенные

границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти

возможности

увеличиваются,

если

учреждение

осуществляет

свою

деятельность

в

единстве

с

другими

факторами.

Но,

несмотря

на

множественность

факторов

социализации,

существует

проблема

"рассогласованности"

воздействий

родительской

семьи,

школы,

молодежных

организаций,

неформального

общества

сверстников

и

средств массовой коммуникации. Чтобы координировать усилия этих

компонентов

социального

взаимодействия

подростков,

нужно

четко

представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.

Одной

из

самых

эффективных

социальных

сил,

влияющих

на

социализацию

человека,

его

поведение

в

обществе,

является

семья.

Семья - это малая социальная группа людей, члены которой связаны

о б щ н о с т ь ю

б ы т а ,

в з а и м н о й

мат е р и а л ь н о й

и

м о р а л ь н о й

ответственностью.

Но

на

сегодняшний

день,

данный

социальный

институт переживает кризис.

Следующий

фактор,

оказывающий

влияние

на

развитие

и

воспитание

подростка

-

школа.

Ныне

некоторые

его

функции

стали

проблематичными,

но

в

целом

школа

остается

важнейшим

общественным

институтом,

дающим

детям

систематиче ское

образование, духовно-нравственное воспитание и подготовку к трудовой

и общественной жизни.

Следующий

фактор,

оказывающий

влияние

на

социализацию

подростков

-

это

общество

сверстников.

Сверстники

-

это

группа

подростков одинакового возраста. По мере того как увеличивается время,

проводимое

детьми

и

подростками

вне

семьи

и

школы,

возрастает

удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно.

К

факторам

социализации

также

относятся

средства

массовой

информации.

Среда

современного

подростка

в

некоторых

случаях

перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и среда человека, в

которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё вошли

средства массовой информации, которые проникли в различные сферы

его жизни. Такие факторы как телевидение, интернет, компьютеры и

прочие

средства

массовой

информации,

предоставляя

разнообразную

информацию

в

наглядном

изображении

громадному

числу

людей

обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития

спутниковой связи, информационных технологий, Интернета средства

массовой

информации

становятся

важным

фактором

не

только

постоянных

изменений

в

нашем

образе

жизни,

но

и

существенным

средством

воспитания

подрастающего

поколения.

Средства

массовой

информации

оказывают

неоднозначные

влияния

на

нравственное

сознание

и

поведение

школьников,

их

взаимоотношения.

Влияние

средств массовой информации на школьников в процессе их развития

отражается

в

их

стремлении

к

активному

подражанию

героям,

в

богатстве

воображения

и

чутком

восприятии

наблюдаемых

событий.

Склонность

подростка

к

фантазии,

замене

реальной

жизни

воображаемыми событиями, в которые он сам начинает искренне верить,

так

же

небезобидны,

что

становится

фактором

часто

возникающих

проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации

как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным

объектом

воздействия

потока

их

сообщений

является

не

столько

отдельный

индивид,

сколько

сознание

и

поведение

больших

групп

людей,

которые

составляют

аудиторию

того

или

иного

конкретного

средства массовой информации.

Воздействие средств массовой информации на развитие личности

подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит

расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны,

можно

отметить

растущее

влияние

компонентов,

которые

негативно

сказываются

на

воспитание

личности.

На

примере

телевидения

обозначим

комплекс

проблем,

которые

стали

особенно

острыми:

Усиление воздействия рекламы на воспитание личности; Вытеснение

"взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и

качества передач для подростков ;Вытеснение отечественной культуры,

созданной

для

подро стков,

Снижение

художе ственного

и

интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это

целенаправленный

процесс,

осуществляемый

под

руководством

специально

выделяемых

обществом

людей

учителей,

педагогов,

воспитателей,

включающий

в

себя

все

виды

учебных

занятий

и

внеучебной

,

специально

проводимой

воспитательной

работы.

Выделение

отдельных

более

частных

видов

воспитания,

которые

требуют

использования

особых

организационных

форм

и

методов

работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но

всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на

л и ч н о с т ь

у ч а щ е г о с я .

Телевидение, Интернет, радио, литература, периодическая печать – из

этих источников, объединенных одним названием – средства массовой

информации, люди узнают о нормах поведения, которое расценивается в

данном обществе как соответствующее той или иной социальной группе.

Таким образом, СМИ так или иначе формируют мировоззрение людей и

их ценности. Наиболее ощутимое и целедостижимое воздействие СМИ

оказывают

на

молодых

людей

как

наиболее

восприимчивых

потребителей информации.

Для

предметного

изучения

влияния

СМИ

на

подростка

было

проведено

анкетирование,

в

котором

участвовали

обучающиеся

7-11

классов.

Детям были предложены следующие вопросы:

1. "У вас дома есть телевизор?"

На

поставленный

мною

вопрос

положительно

ответили

32человек ,в процентном соотношении 100%.

Таким образом, дома телевизор имеется у всех.

2.

Следующий

вопрос

поставленный

мною

это

:

"Сколько

времени вы проводите у экрана телевизора?"

Меньше часа – 13 человек 40,6 %

От одного часа до двух – 13 человек, 40,6 %

От двух до четырех часов – 6 человек 18,7 %

3. "Какие передачи вы смотрите по телевизору?"

Развлекательные -26 человек, 81,2%

Познавательные – 6 человек, 18,7%

4. "Какие фильмы вам нравится смотреть?"

Комедийные

фильмы

смотрит

12,5%

Исторические

фильмы

смотрят 3,1%. Некоторые смотрят все подряд, некоторые от настроения и

часть смотрит молодежные сериалы и ужасы. Фантастикой увлекаются

25%, что оставило большую часть мною опрошенных.

5." Вы читаете печатные издания (газеты, журналы, книги)?"

Половина опрошенных подростков не читает печатные издания это

составляет 50 %.

6. "Какой литературный жанр вы предпочитаете?" спросила я

у

ребят,

на

что

они

мне

ответили:

что

в

основном

предпочитают

фантастику ,приключения и немного детективов.

7. "Откуда люди получают основные представления о мире?"

Больше половины опрошенных, что составляет 46,8 % ,считают,

что

люди

получают

о сновные

предст авления

о

мире

о т

телевидения.17,5%

считают,

что

из

печатных

средств

массовой

информации.31,2%

считают,

что

информацию

люди

получают

из

Интернета, Для 4% это общение со сверстниками.

8. "Свободное время в выходные дни вы проводите в таких

занятиях как":

Свободное время в выходные дни подростки проводят общаясь с

друзьями-это

составляет

26,3%,

21%

-

слушают

в

свободное

время

музыку,

18,3%

занимаются

всем

понемногу

и

сидят

в

Интернете.

Смотрят телевизор - 17,5%, и читают литературу - 16%.

9. "Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны у

средств массовой информации?"

На этот вопрос ответили положительно 28 человек, что составляет

87.5 % опрошенных. Они считаю, что средства массовой информации

дают

много

нового

и

интересного

об

окружающем

мире,

о

людях,

животных.

Можно

благодаря

средствам

массовой

информации

расширять

кругозор.

Средства

массовой

информации

-

это

один

из

основных

источников

информации

и

современный

мир

невозможно

представить без них. и 4 человека ответили отрицательно, сто составило

12,5 %.

По результатам анкет мы выяснили, что все-таки телевидение

является

не

только

главным

источником

информации

о

текущих

событиях, но и, главным источником знаний о мире, представлений о

жизни вообще. Они смотрят телевизор меньше днем, больше - вечером.

Из этого следует, что родителям необходимо следить за тем, чтобы

телевизор

не

превращался

для

подростка

в

способ

"убить

время",

постараться

сделать

его

жизнь

максимально

разнообразной

и

интересной, наполнить ее новыми впечатлениями и занятиями.

По возможности родители должны контролировать своих детей

при

просмотре

телепередач

и

побуждать

их

критически

оценивать

увиденное.

Проведенное

исследование

показало,

что

средства

массовой

информации не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и

овладеть некоторыми способами действия.

Сегодня наша главная цель- создание такой общественной среды,

чтобы каждый ребенок буквально с рождения впитывал нравственные

ценности, высокую культуру и знания, получал все возможности для

самореализации. И в этом немаловажную роль играют средства массовой

информации.



В раздел образования