Автор: Семкова Светлана Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: п.Алмазный Мирнинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние кино и СМИ на нравственное воспитание подрастающего поколения"
Раздел: среднее образование
Влияние кино и СМИ на нравственное развитие
подрастающего поколения.
Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач
современного
общества.
Воспитание
-
процесс
систематического
целенаправленного
воздействия
на
духовное
и
физическое
развитие
личности.
Преодоление
отчуждения
человека
от
его
подлинной
сущности,
формирование
духовно
развитой
личности
в
процессе
исторического развития общества не совершается автоматически. Оно
требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на
создание
материальных
возможностей,
объективных
социальных
условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом
э т ап е
н о в ы х
в о зм ож н о с т е й
д л я
д у х о в н о - н р а в с т в е н н о г о
совершенствования человека.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого
растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечения
роста
и
совершенствования
нравственных
и
творческих
сил
этого
человека, через построение такой общественной практики, в условиях
которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока
только составляет возможность, превращается в действительность.
Только
в
социальной
среде
в
процессе
целенаправленного
воспитания происходит действенная выработка программ социального
поведения человека, формируется человек как личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми
опыта
и
ценностных
ориентаций
данного
общества,
что
называется
социализацией.
Целенаправленное
формирование
личности
человека
предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей
шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека
проектом,
учитывающим
его
конкретные
физиологические
и
психологические особенности.
Сегодня нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих
качеств
средств
массовой
информации,
которые
являются одним
из
наиболее влиятельных институтов воспитания в современном обществе.
Это
наиболее
доступный,
распространенный
и
популярный
способ
информирования и развлечения. Сегодня многие исследователи говорят
не только об огромном, но и определяющем влиянии средств массовой
информации на развитие подростков, их поведение и сознание. Занимая
лидирующее место в жизни современных подростков, средства массовой
информации становятся одним из важнейших агентов воспитания.
Широкие возможности средств массовой информации вызывают
необходимость изучать механизмы их функционирования и развития,
эффективность влияния на подрастающее поколение. Причем, средства
массовой
информации
при
восприятии
подростком
могут
дать
совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного
в ребенке с самого раннего детства, воспитания.
1.
Средства
массовой
информации
-
как
фактор
социализации
подростка
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который
продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как
социально определенные, направляемые и контролируемые обществом
факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно,
спонтанно.
Каждое
образовательное
учреждение
имеет
определенные
границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти
возможности
увеличиваются,
если
учреждение
осуществляет
свою
деятельность
в
единстве
с
другими
факторами.
Но,
несмотря
на
множественность
факторов
социализации,
существует
проблема
"рассогласованности"
воздействий
родительской
семьи,
школы,
молодежных
организаций,
неформального
общества
сверстников
и
средств массовой коммуникации. Чтобы координировать усилия этих
компонентов
социального
взаимодействия
подростков,
нужно
четко
представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.
Одной
из
самых
эффективных
социальных
сил,
влияющих
на
социализацию
человека,
его
поведение
в
обществе,
является
семья.
Семья - это малая социальная группа людей, члены которой связаны
о б щ н о с т ь ю
б ы т а ,
в з а и м н о й
мат е р и а л ь н о й
и
м о р а л ь н о й
ответственностью.
Но
на
сегодняшний
день,
данный
социальный
институт переживает кризис.
Следующий
фактор,
оказывающий
влияние
на
развитие
и
воспитание
подростка
-
школа.
Ныне
некоторые
его
функции
стали
проблематичными,
но
в
целом
школа
остается
важнейшим
общественным
институтом,
дающим
детям
систематиче ское
образование, духовно-нравственное воспитание и подготовку к трудовой
и общественной жизни.
Следующий
фактор,
оказывающий
влияние
на
социализацию
подростков
-
это
общество
сверстников.
Сверстники
-
это
группа
подростков одинакового возраста. По мере того как увеличивается время,
проводимое
детьми
и
подростками
вне
семьи
и
школы,
возрастает
удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно.
К
факторам
социализации
также
относятся
средства
массовой
информации.
Среда
современного
подростка
в
некоторых
случаях
перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и среда человека, в
которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё вошли
средства массовой информации, которые проникли в различные сферы
его жизни. Такие факторы как телевидение, интернет, компьютеры и
прочие
средства
массовой
информации,
предоставляя
разнообразную
информацию
в
наглядном
изображении
громадному
числу
людей
обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития
спутниковой связи, информационных технологий, Интернета средства
массовой
информации
становятся
важным
фактором
не
только
постоянных
изменений
в
нашем
образе
жизни,
но
и
существенным
средством
воспитания
подрастающего
поколения.
Средства
массовой
информации
оказывают
неоднозначные
влияния
на
нравственное
сознание
и
поведение
школьников,
их
взаимоотношения.
Влияние
средств массовой информации на школьников в процессе их развития
отражается
в
их
стремлении
к
активному
подражанию
героям,
в
богатстве
воображения
и
чутком
восприятии
наблюдаемых
событий.
Склонность
подростка
к
фантазии,
замене
реальной
жизни
воображаемыми событиями, в которые он сам начинает искренне верить,
так
же
небезобидны,
что
становится
фактором
часто
возникающих
проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации
как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным
объектом
воздействия
потока
их
сообщений
является
не
столько
отдельный
индивид,
сколько
сознание
и
поведение
больших
групп
людей,
которые
составляют
аудиторию
того
или
иного
конкретного
средства массовой информации.
Воздействие средств массовой информации на развитие личности
подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит
расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны,
можно
отметить
растущее
влияние
компонентов,
которые
негативно
сказываются
на
воспитание
личности.
На
примере
телевидения
обозначим
комплекс
проблем,
которые
стали
особенно
острыми:
Усиление воздействия рекламы на воспитание личности; Вытеснение
"взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и
качества передач для подростков ;Вытеснение отечественной культуры,
созданной
для
подро стков,
Снижение
художе ственного
и
интеллектуального уровня ряда передач для подростков.
Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это
целенаправленный
процесс,
осуществляемый
под
руководством
специально
выделяемых
обществом
людей
—
учителей,
педагогов,
воспитателей,
включающий
в
себя
все
виды
учебных
занятий
и
внеучебной
,
специально
проводимой
воспитательной
работы.
Выделение
отдельных
более
частных
видов
воспитания,
которые
требуют
использования
особых
организационных
форм
и
методов
работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но
всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на
л и ч н о с т ь
у ч а щ е г о с я .
Телевидение, Интернет, радио, литература, периодическая печать – из
этих источников, объединенных одним названием – средства массовой
информации, люди узнают о нормах поведения, которое расценивается в
данном обществе как соответствующее той или иной социальной группе.
Таким образом, СМИ так или иначе формируют мировоззрение людей и
их ценности. Наиболее ощутимое и целедостижимое воздействие СМИ
оказывают
на
молодых
людей
как
наиболее
восприимчивых
потребителей информации.
Для
предметного
изучения
влияния
СМИ
на
подростка
было
проведено
анкетирование,
в
котором
участвовали
обучающиеся
7-11
классов.
Детям были предложены следующие вопросы:
1. "У вас дома есть телевизор?"
На
поставленный
мною
вопрос
положительно
ответили
32человек ,в процентном соотношении 100%.
Таким образом, дома телевизор имеется у всех.
2.
Следующий
вопрос
поставленный
мною
это
:
"Сколько
времени вы проводите у экрана телевизора?"
Меньше часа – 13 человек 40,6 %
От одного часа до двух – 13 человек, 40,6 %
От двух до четырех часов – 6 человек 18,7 %
3. "Какие передачи вы смотрите по телевизору?"
Развлекательные -26 человек, 81,2%
Познавательные – 6 человек, 18,7%
4. "Какие фильмы вам нравится смотреть?"
Комедийные
фильмы
смотрит
12,5%
Исторические
фильмы
смотрят 3,1%. Некоторые смотрят все подряд, некоторые от настроения и
часть смотрит молодежные сериалы и ужасы. Фантастикой увлекаются
25%, что оставило большую часть мною опрошенных.
5." Вы читаете печатные издания (газеты, журналы, книги)?"
Половина опрошенных подростков не читает печатные издания это
составляет 50 %.
6. "Какой литературный жанр вы предпочитаете?" спросила я
у
ребят,
на
что
они
мне
ответили:
что
в
основном
предпочитают
фантастику ,приключения и немного детективов.
7. "Откуда люди получают основные представления о мире?"
Больше половины опрошенных, что составляет 46,8 % ,считают,
что
люди
получают
о сновные
предст авления
о
мире
о т
телевидения.17,5%
считают,
что
из
печатных
средств
массовой
информации.31,2%
считают,
что
информацию
люди
получают
из
Интернета, Для 4% это общение со сверстниками.
8. "Свободное время в выходные дни вы проводите в таких
занятиях как":
Свободное время в выходные дни подростки проводят общаясь с
друзьями-это
составляет
26,3%,
21%
-
слушают
в
свободное
время
музыку,
18,3%
занимаются
всем
понемногу
и
сидят
в
Интернете.
Смотрят телевизор - 17,5%, и читают литературу - 16%.
9. "Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны у
средств массовой информации?"
На этот вопрос ответили положительно 28 человек, что составляет
87.5 % опрошенных. Они считаю, что средства массовой информации
дают
много
нового
и
интересного
об
окружающем
мире,
о
людях,
животных.
Можно
благодаря
средствам
массовой
информации
расширять
кругозор.
Средства
массовой
информации
-
это
один
из
основных
источников
информации
и
современный
мир
невозможно
представить без них. и 4 человека ответили отрицательно, сто составило
12,5 %.
По результатам анкет мы выяснили, что все-таки телевидение
является
не
только
главным
источником
информации
о
текущих
событиях, но и, главным источником знаний о мире, представлений о
жизни вообще. Они смотрят телевизор меньше днем, больше - вечером.
Из этого следует, что родителям необходимо следить за тем, чтобы
телевизор
не
превращался
для
подростка
в
способ
"убить
время",
постараться
сделать
его
жизнь
максимально
разнообразной
и
интересной, наполнить ее новыми впечатлениями и занятиями.
По возможности родители должны контролировать своих детей
при
просмотре
телепередач
и
побуждать
их
критически
оценивать
увиденное.
Проведенное
исследование
показало,
что
средства
массовой
информации не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и
овладеть некоторыми способами действия.
Сегодня наша главная цель- создание такой общественной среды,
чтобы каждый ребенок буквально с рождения впитывал нравственные
ценности, высокую культуру и знания, получал все возможности для
самореализации. И в этом немаловажную роль играют средства массовой
информации.