Напоминание

Физическая культура


Автор: Четверикова Людмила Леонидовна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республики Башкортостан
Наименование материала: Проектная работа на тему «Программа индивидуальных коррекционных занятий с обучающимся, имеющим комплексные нарушения»
Тема: Физическая культура
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная работа на тему:

«Программа индивидуальных коррекционных занятий с

обучающимся, имеющим комплексные нарушения»

Выполнила:

Ученица 11 а класса

МАОУ «СОШ№1»

Каримова Лилия

Учитель: Четверикова Л.Л.

Содержание проекта:

1.

Введение:

разъяснение актуальности;

новизна по сравнению с аналогами;

сфера применения;

функциональное назначение;

выявление конкретной и решаемой проблемы.

2.

Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач.

3.

Управленческо-кадровый аспект.

4.

Содержание и механизм реализации:

o

Модули

o

Этапы

o

Формы и методы

o

Организационная структура

o

План конкретных действий и мероприятий

5.

Характеристика и способ оценки планируемых результатов.

6.

Ресурсное обеспечение проекта.

1.Введение.

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального

развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в

специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья»,

«учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

В наши дни данная проблема безусловно актуальна.

В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется

вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об

образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными

возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с

ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в

физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания

специальных условий».

«Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне

специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в

возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но

имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом

развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».

Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через

создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного

образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции

нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на

основе специальных педагогических подходов».

Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовое образование

сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых

сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки».

Обязательным условием является систематическая специальная психолого -

педагогическая поддержка, которая предполагает создание адекватных условий для

реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья.

Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативно правовые акты

федерального уровня и выдвигают три основных группы требований, обязательных при

реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования:

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего

образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности,

разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том

числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с

программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его

научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными

возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы,

реализация которых должна сопровождаться поддержкой образовательного учреждения.

2) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного

общего образования (требования к информационному пространству, материально-

техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям).

3) Требования к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

- метапредметных (универсальные учебные действия (УУД));

- предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и

может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и

письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за

выполнение тестов, проектов, различных творческих работ.

К планируемым результатам освоения основной образовательной программы относятся не

только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.

Таким образом, нами была выявлена конкретная и решаемая проблема.

2.Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач.

Цель программы:

Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена

на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной

программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом или

психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие

учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации

образовательного процесса.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает как вариативные формы

получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с

особыми потребностями. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей

образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной

программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.

Задачи программы:

— осуществить своевременное выявление детей с трудностями адаптации,

обусловленными ограниченными возможностями здоровья и определить особые

образовательные потребности детей данной категории;

— определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой

категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,

структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми потребностями

основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в

образовательном учреждении;

— осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую

помощь детям с особыми потребностями с учётом особенностей психического или

физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с

рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организуются

индивидуальные и групповые занятий для детей с выраженным нарушением в физическом

или психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного

учреждения;

— создать возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным

программам и получения дополнительных образовательных коррекционно-развивающих

услуг;

— реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с особыми

потребностями;

— осуществить оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

3.Управленческо-кадровый аспект.

1.Одним из наиболее важных требований к условиям реализации коррекционной

программы по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей

психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в

соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)).

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов.

3. Определение особенностей организации образовательного процесса для

рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями

каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

4. Обеспечение дифференцированных условий образования:

-оптимальный режим учебных нагрузок;

-вариативные формы получения образования и специализированной помощи в

соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями

здоровья основной образовательной программы начального либо основного либо среднего

общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6.Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,

компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его

эффективности, доступности

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения

образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в

общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего

образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы

обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также

организационные формы работы.

4.Содержание и механизм реализации:

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-

консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-

педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического

сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов

сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка

различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками,

педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает

создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и

индивидуально–типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических

мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка,

осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального

образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их

родителям.

Рассмотрим содержание каждого модуля.

Концептуальный модуль

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение

понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого,

результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии

сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности

возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на

этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе

реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе

являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов

сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный

подход сопровождения.

Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи

сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений

в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа

жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-

педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка;

массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих

внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными

специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков;

выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти

трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность

поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам

объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам

(психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с

которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не

квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач.

Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка

(внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и

годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые

конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать

характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса

представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического

развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке

сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В

сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные

обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных

образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком.

Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного

материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка

самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и

родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план

оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов

коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических,

интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-

оздоровительных мероприятий.

Коррекционно-развивающий модуль

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом,

медицинским работником, администрацией школы, родителями;

● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи

методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются

особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и

одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты

учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с

психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются

пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения,

направления коррекционной работы;

● контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы

каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

● ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися

и др.);

● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных

интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих

условий:

•формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

•обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,

существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

•побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью

детей;

•установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным

обозначением и практическим действием;

•использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к

изученному материалу;

•максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

•разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции,

позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

•использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и

индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и

направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для

учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и

эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

● создание условий для развития сохранных функций;

● формирование положительной мотивации к обучению;

● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития

и обучения;

● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;

формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной

деятельности;

● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и

нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических

(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование,

обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

1. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

•началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного

диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность

трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании

этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза

развития (совместно с психологом).

•реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного

контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных

состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить

коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной

работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается

необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу

оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная

работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при

решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует

развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно

проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен

конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность

испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения

таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации,

следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,

задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали

положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и

психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и

групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки

обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти

занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося

соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в

неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в небольших

группах (из двух–трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства

корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.

Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной

работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам,

испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные

занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков

уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или

заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное

время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают

воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной

деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к

воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и

групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку

отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько

достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько

создание условий для развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии

страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка:

задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на

первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное

переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность

задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и

основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с

программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ

проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Лечебно–профилактический модуль

Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий;

осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня,

питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в

зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные

коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима

дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с

музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы

психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование

здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

Социально–педагогический модуль

1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен

быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это

необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем,

грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно

интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и

родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог

под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные

методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на

семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная

педагогика в начальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской

компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.

Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских

собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного

отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы

начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

Этапы реализации программы

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и

их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих

факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта

особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных

потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям

программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы

учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская

деятельность). Результатом работы является особым образом организованный

образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и

процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития,

социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-

диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия

созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных

программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и

процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка

условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Реализация основных принципов образования детей с ограниченными возможностями

здоровья в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных

и организационных подходах, способах, формах:

•индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося

— ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

•социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

•психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и

социализации;

•психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

•индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

•портфолио учащегося — ребенка с ОВЗ;

•компетентность учителя в области общего образования с элементами специального

образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

•повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области

инклюзивного образования;

•рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях

инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

•сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

•адаптивная образовательная среда — доступность классов и других помещений

учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

•адаптивная образовательная среда — оснащение образовательного процесса

ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения

комфортного и эффективного доступа);

•адаптивная образовательная среда — коррекционно-развивающая предметная среда

обучения и социализации;

•сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и

взаимопомощи;

•ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие

толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями

адаптации в образовательном процессе может быть определена как «…система

профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических

условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации

школьного взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).

Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается как с понятием сохранение

позитивного здоровья, так и с вытекающим отсюда пониманием сопровождения как

текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с

одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.

Как уже отмечалось, понимание задач сопровождения должно исходить из общей

гуманистической цели образования, которое формулируется как: «максимальное

раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка, содействие полноценному его

развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и

максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий

для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им

образовательных воздействий».

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является

оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,

обеспечивающее системное сопровождение детей с особыми потребностями

специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие

включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему

квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции

отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной

сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины,

социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медико-

педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее

распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов

на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного

учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям

(законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,

связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с

ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить

социальное партнёрство с психолого-медико-педагогическим центром «Гармония»,

которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с

внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными

организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам

преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровье сбережения

детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными

структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями

родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,

вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в

соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность

учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных

педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для

оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач

обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с

особыми потребностями; введение в содержание обучения специальных разделов,

направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании

образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,

приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных

программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения

развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на

индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный

режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,

умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-

гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья,

независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально

развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,

спортивно-оздоровительных и других мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения

психического или физического развития.

Программно методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы

коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий

инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности

учителя, педагога-психолога, социального педагога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)

физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является

использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и

учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

(соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое

обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей

квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими

курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы:

учителями, педагогом психологом, социальным педагогом, медицинским работником и

др.

Специфика организации образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки

педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого осуществляется

обеспечение подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников

образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с

особыми потребностями.

Материально техническое обеспечение

Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально

технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую

среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические

условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с

недостатками физического или психического развития в здания и помещения

образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении

(включая технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и

реабилитационных кабинетов).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной

образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,

имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно

коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными

возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым

источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим

наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам

деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

5.Характеристика и способ оценки планируемых результатов

Программа коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего

образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления

отражают её основное содержание:

—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми

потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по

оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного

учреждения;

—коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную

помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и

(или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях

общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных

действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных);

—консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения

детей с особыми потребностями и их семей по вопросам реализации

дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,

коррекции, развития и социализации обучающихся;

—информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность

по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной

категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как

имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными

представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении)

диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от

специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с

ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей

обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития

ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми потребностями

программ/методик, методов и приёмов обучения;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых

коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития

и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике

образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных

действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его

поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям

работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех

участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-

ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с особыми потребностями;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов

коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные

стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного

процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их

родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,

связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению

индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально

выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,

обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями

здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

•комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему

квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

•многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

•составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции

отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной

сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины,

социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медико-

педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее

распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов

на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые

предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным

представителям).

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить

социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие

образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных

ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное

партнёрство включает:

•сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам

преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровье сбережения

детей с ограниченными возможностями здоровья;

•сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными

структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями

родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

•сотрудничество с родительской общественностью.

6.Ресурсное обеспечение проекта.

Психолого-педагогическое обеспечение:

•обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,

вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в

соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

•обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-

воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение

комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических

технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации

образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

•обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач

обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных

разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании

образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,

приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных

программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения

развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на

индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

•обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,

укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных

и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических

правил и норм);

•обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо

от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися

детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-

оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

•развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения

психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы

коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий

инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности

учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)

физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является

использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и

учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

(соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое

обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами

соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и

педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья

основной образовательной программы начального общего образования, коррекции

недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание введены

ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень

квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой

должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей

должности.

Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях

психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями

здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного

процесса.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-

технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую

среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические

условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с

недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения

образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении

(специально оборудованные учебные места, специализированное учебное,

реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические

средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и

коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных

кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения

медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических

мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной

образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,

имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-

коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными

возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым

источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим

наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам

деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.



В раздел образования