Автор: Четверикова Людмила Леонидовна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республики Башкортостан
Наименование материала: Проектная работа на тему «Программа индивидуальных коррекционных занятий с обучающимся, имеющим комплексные нарушения»
Тема: Физическая культура
Раздел: среднее образование
Проектная работа на тему:
«Программа индивидуальных коррекционных занятий с
обучающимся, имеющим комплексные нарушения»
Выполнила:
Ученица 11 а класса
МАОУ «СОШ№1»
Каримова Лилия
Учитель: Четверикова Л.Л.
Содержание проекта:
1.
Введение:
разъяснение актуальности;
новизна по сравнению с аналогами;
сфера применения;
функциональное назначение;
выявление конкретной и решаемой проблемы.
2.
Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач.
3.
Управленческо-кадровый аспект.
4.
Содержание и механизм реализации:
o
Модули
o
Этапы
o
Формы и методы
o
Организационная структура
o
План конкретных действий и мероприятий
5.
Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6.
Ресурсное обеспечение проекта.
1.Введение.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального
развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья»,
«учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
В наши дни данная проблема безусловно актуальна.
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется
вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об
образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-
педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий».
«Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне
специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в
возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но
имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом
развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».
Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через
создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных педагогических подходов».
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовое образование
сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых
сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки».
Обязательным условием является систематическая специальная психолого -
педагогическая поддержка, которая предполагает создание адекватных условий для
реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативно правовые акты
федерального уровня и выдвигают три основных группы требований, обязательных при
реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования:
1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего
образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности,
разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том
числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с
программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его
научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.
Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы,
реализация которых должна сопровождаться поддержкой образовательного учреждения.
2) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного
общего образования (требования к информационному пространству, материально-
техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям).
3) Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия (УУД));
- предметных (система основных знаний).
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и
может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и
письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за
выполнение тестов, проектов, различных творческих работ.
К планируемым результатам освоения основной образовательной программы относятся не
только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.
Таким образом, нами была выявлена конкретная и решаемая проблема.
2.Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач.
Цель программы:
Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена
на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной
программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом или
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие
учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает как вариативные формы
получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с
особыми потребностями. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей
образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной
программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.
Задачи программы:
— осуществить своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья и определить особые
образовательные потребности детей данной категории;
— определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми потребностями
основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
— осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую
помощь детям с особыми потребностями с учётом особенностей психического или
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организуются
индивидуальные и групповые занятий для детей с выраженным нарушением в физическом
или психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного
учреждения;
— создать возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекционно-развивающих
услуг;
— реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с особыми
потребностями;
— осуществить оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
3.Управленческо-кадровый аспект.
1.Одним из наиболее важных требований к условиям реализации коррекционной
программы по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей
психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)).
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3. Определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
4. Обеспечение дифференцированных условий образования:
-оптимальный режим учебных нагрузок;
-вариативные формы получения образования и специализированной помощи в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной программы начального либо основного либо среднего
общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6.Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения
образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего
образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы
обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также
организационные формы работы.
4.Содержание и механизм реализации:
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-
консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-
педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического
сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов
сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка
различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками,
педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает
создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуально–типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических
мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка,
осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального
образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их
родителям.
Рассмотрим содержание каждого модуля.
Концептуальный модуль
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение
понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого,
результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии
сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности
возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на
этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе
реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе
являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов
сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный
подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи
сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений
в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа
жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-
педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка;
массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих
внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными
специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков;
выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти
трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность
поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам
объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам
(психологу, дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с
которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не
квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач.
Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка
(внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и
годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые
конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать
характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса
представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического
развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке
сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В
сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные
обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных
образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком.
Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного
материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка
самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и
родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план
оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов
коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических,
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-
оздоровительных мероприятий.
Коррекционно-развивающий модуль
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом,
медицинским работником, администрацией школы, родителями;
● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи
методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются
особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и
одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты
учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с
психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются
пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения,
направления коррекционной работы;
● контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы
каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
● ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися
и др.);
● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих
условий:
•формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
•обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
•побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью
детей;
•установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием;
•использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к
изученному материалу;
•максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
•разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
•использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и
индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и
направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для
учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и
эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития
и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических
(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование,
обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
1. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
•началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного
диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность
трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании
этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза
развития (совместно с психологом).
•реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного
контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных
состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить
коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной
работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается
необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу
оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная
работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при
решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует
развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно
проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен
конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность
испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения
таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации,
следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,
задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и
психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и
групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки
обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти
занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося
соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в
неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в небольших
группах (из двух–трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства
корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.
Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной
работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам,
испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные
занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков
уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или
заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное
время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают
воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной
деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и
групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку
отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько
достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько
создание условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии
страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка:
задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на
первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное
переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность
задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и
основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с
программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ
проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Лечебно–профилактический модуль
Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий;
осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня,
питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в
зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные
коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима
дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с
музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы
психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование
здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
Социально–педагогический модуль
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен
быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это
необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем,
грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно
интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и
родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог
под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные
методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на
семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная
педагогика в начальном образовании».
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской
компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских
собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного
отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы
начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
Этапы реализации программы
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и
их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта
особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям
программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы
учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская
деятельность). Результатом работы является особым образом организованный
образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и
процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития,
социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-
диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных
программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Реализация основных принципов образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных
и организационных подходах, способах, формах:
•индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося
— ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
•социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
•психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и
социализации;
•психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
•индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
•портфолио учащегося — ребенка с ОВЗ;
•компетентность учителя в области общего образования с элементами специального
образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
•повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области
инклюзивного образования;
•рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях
инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
•сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
•адаптивная образовательная среда — доступность классов и других помещений
учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
•адаптивная образовательная среда — оснащение образовательного процесса
ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения
комфортного и эффективного доступа);
•адаптивная образовательная среда — коррекционно-развивающая предметная среда
обучения и социализации;
•сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и
взаимопомощи;
•ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие
толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями
адаптации в образовательном процессе может быть определена как «…система
профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических
условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации
школьного взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).
Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается как с понятием сохранение
позитивного здоровья, так и с вытекающим отсюда пониманием сопровождения как
текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с
одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.
Как уже отмечалось, понимание задач сопровождения должно исходить из общей
гуманистической цели образования, которое формулируется как: «максимальное
раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка, содействие полноценному его
развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и
максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий
для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им
образовательных воздействий».
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с особыми потребностями
специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие
включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной
сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины,
социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медико-
педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее
распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов
на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного
учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям
(законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,
связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное партнёрство с психолого-медико-педагогическим центром «Гармония»,
которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с
внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными
организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам
преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровье сбережения
детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными
структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с
особыми потребностями; введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения
развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-
гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и других мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического или физического развития.
Программно методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы
коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагога-психолога, социального педагога.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является
использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и
учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы:
учителями, педагогом психологом, социальным педагогом, медицинским работником и
др.
Специфика организации образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого осуществляется
обеспечение подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников
образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с
особыми потребностями.
Материально техническое обеспечение
Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально
технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую
среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические
условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического или психического развития в здания и помещения
образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении
(включая технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и
реабилитационных кабинетов).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно
коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
5.Характеристика и способ оценки планируемых результатов
Программа коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления
отражают её основное содержание:
—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми
потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по
оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного
учреждения;
—коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
—консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с особыми потребностями и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся;
—информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми потребностями
программ/методик, методов и приёмов обучения;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития
и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его
поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с особыми потребностями;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально
выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
•комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
•многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
•составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной
сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины,
социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медико-
педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее
распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов
на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые
предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным
представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное
партнёрство включает:
•сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам
преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровье сбережения
детей с ограниченными возможностями здоровья;
•сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными
структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
•сотрудничество с родительской общественностью.
6.Ресурсное обеспечение проекта.
Психолого-педагогическое обеспечение:
•обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
•обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-
воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
•обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения
развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
•обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных
и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);
•обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо
от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-
оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
•развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы
коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является
использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и
учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной
подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального общего образования, коррекции
недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание введены
ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень
квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой
должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности.
Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях
психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного
процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-
технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую
среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические
условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения
образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении
(специально оборудованные учебные места, специализированное учебное,
реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические
средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и
коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных
кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения
медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических
мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-
коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.