Автор: Киселева Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ДТСЗН города Москвы Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Социально–педагогические пути организации профессиональной ориентации воспитанников в условиях ГБУ ЦССВ
Раздел: дополнительное образование
Социально-педагогические пути организации профессиональной
ориентации воспитанников в условиях ГБУ ЦССВ
Киселева Юлия Владимировна,
воспитатель ГБУ ДТСЗН г. Москвы
ЦССВ «Наш дом»
В
современных
условиях
вопросы
профориентации
детей-сирот
детерминированы
как
объективными,
так
и
субъективными
факторами.
Объективно ускоряются темпы развития рыночных отношений, обостряются
конкурентные
отношения,
возникают
кризисные
явления,
ослабляющие
социальную защищенность различных категорий населения, и прежде всего
детей-сирот.
К
субъективным
факторам
можно
отнести
личностные
особенности
детей-сирот,
осложняющие
их
выход
в
конкурентную
профессиональную
среду,
обусловленные
лишением
ребенка
материнской
заботы и организацией жизнедеятельности детей в детском доме. Условиями
конкурентоспособности
детей-сирот
являются
востребованная
профессия,
социально-трудовая
компетентность,
адаптивность.
Очевидно,
что
успешность детей-сирот в будущей трудовой деятельности определяется в
значительной
степени
качеством
организации
их
профессиональной
ориентации.
Профессиональный
выбор
-
это
одна
из
стержневых
проблем
в
воспитании
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
профилактике их социальной исключенности в условиях самостоятельной
жизнедеятельности.
По
данным
Министерства
образования
и
науки
РФ
ежегодно из учреждений для детей-сирот выпускается около 13 тысяч детей,
из них 95% продолжает обучение в учреждениях начального, среднего и
высшего профобразования, и только около 5% устраивается на работу.
Вопросы профориентации детей-сирот исследуются в науке и решаются
в
практической
деятельности
детских
учреждений.
В
теории
описаны
психологические особенности детей-сирот, которые необходимо учитывать
при
профессиональной
ориентации,
особенности
их
самоопределения,
комплекс психологических и социально-педагогических мер, направленных
на подготовку к сознательному выбору профессии. Изучение практической
деятельности учреждений для детей-сирот показывает, что профориентации
отводится
значительная
роль:
для
обучения
детей-сирот
различным
профессиональным навыкам используются мастерские, комнаты социально-
бытовой ориентировки, возможности социальных партнеров. Такая работа
для
детских
домов
традиционна
и
достаточно
хорошо
отлажена.
Возможности профориентации детей-сирот значительно расширяются за счет
участия общества в этой работе. Профориентацией детей-сирот занимаются
общественные организации, волонтерские движения, частные фонды.
Изучение
и
анализ
психолого-педагогической
литературы
по
данной
проблеме
позволяет
констатировать,
что
педагоги
рассматривают
формирование
готовности
к
труду
либо
в
рамках
общеобразовательной
школы, либо различные проблемы формирования личности воспитанника в
условиях организаций для детей-сирот, но недостаточно освещают проблемы
интегративного
характера,
раскрывающие
особенности
формирования
профессиональной
ориентации
у
воспитанников
учреждений
для
детей-
сирот.
Рассматривая факторы, влияющие на профессиональный выбор, можно
выделить
их
отдельные
группы,
играющие
существенную
роль
в
профессионализации воспитанника. К ним можно отнести:
- возрастные: психологические, психофизические и иные особенности,
характерные
для
возраста,
в
котором
осуществляется
профессиональный
выбор;
- индивидуальные: субъективно-личностные особенности конкретного
человека;
-
социально-экономические:
потребности
общества
в
специалистах
определенного профиля, возможности профессионального обучения (наличие
соответствующих образовательных учреждений, их профиль, доступность и
т.д.).
Своеобразие личностного развития воспитанников формируется уже с
первых шагов пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Оно
затрагивает
практически
все
стороны его психики: интеллектуальную и эмоциональную сферы, систему
личностных отношений, характерологические и личностные особенности, -
проявляясь
(в
различной
степени)
в
задержке
или
искажении
интеллектуального и личностного развития на всех возрастных этапах. При
этом
наиболее
выраженные
негативные
изменения
у
воспитанников
претерпевают коммуникативная и эмоциональная сферы. Для таких детей
характерны
затруднения
при
усвоении
навыков
продуктивного
общения,
формировании
постоянных
привязанностей,
установления
контактов
с
окружающими,
снижение
активности
в
сотрудничестве,
эмоциональной
насыщенности и содержательности контактов.
В качестве ведущей причины психического своеобразия таких детей в
первую очередь можно назвать дефицитарность развития, сказывающуюся на
их не только психическом, но и физическом и социальном благополучии.
Констатируются
нарушения
социальной
адаптации
воспитанников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
изменения
психоэмоциональной
сферы,
вегетативной
регуляции,
нервно-
психологические расстройства, перенапряжения регуляторных механизмов и
снижение функциональных возможностей организма, высокая вероятность
изменений речевого развития, коммуникативной сферы в целом. Указанные
негативные деформации психической сферы могут существенно затруднить,
а
в
ряде
случаев
в
дальнейшем
стать
противопоказаниями
к
профессиональной
деятельности,
связанной
с
активным
социальным
взаимодействием,
установлением
контактов,
интенсивным
общением,
с
высоким уровнем интеллектуальных нагрузок.
Для подавляющего большинства подростков выбор профессии — первое
наиболее важное жизненное решение. Его значимость еще выше для детей,
лишенных
попечения
родителей
и
проживающих
в
детских
домах.
Это
обусловлено многими причинами, но важнейшие из них заключаются в том,
что в силу специфических, недостаточно благоприятных социальных условий
проживания
и
воспитания
у
этих
подростков
объективно
повышен
риск
неадекватного профессионального выбора.
Неадекватный
профессиональный
выбор
в
свою
очередь
может
провоцировать регресс психического развития, приводить к затруднениям
при
взаимодействии
с
окружением,
к
резкому
ухудшению
социальной
адаптации,
вплоть
до
асоциальных
проявлений,
к
ухудшению
состояния
здоровья и иным негативным последствиям. В силу объективных условий
воспитания
и
развития
сами
возможности
профессионального
выбора
у
воспитанников ограничены, а жизненных психофизиологических резервов
для исправления сделанных ошибок часто оказывается значительно меньше,
чем у детей, воспитывающихся в полноценных семьях.
При
осуществлении
профориентационной
работы
с
воспитанниками
детских
учреждений
для
детей-сирот
необходимо
учитывать
ряд
особенностей,
связанных
с
условиями
ее
реализации
и
способных
непосредственно влиять на итоговую результативность этой работы.
Так, особенности профориентационной деятельности с воспитанниками
детских
учреждений
для
детей-сирот
обусловлены
специфическими
условиями: круглосуточностью пребывания и обучения, оторванностью от
семьи или ее отсутствием.
Существенной
особенностью
профориентационной
работы
с
воспитанниками
детских
учреждений
для
детей-сирот
является
необходимость привлечения сторонних учреждений и организаций, опыт и
возможности которых способны расширить круг представлений подростков о
мире
профессий,
о
характере
и
особенностях
трудового
процесса,
осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. Указанная
деятельность,
например,
может
быть
успешно
реализована
не
только
в
рамках
осуществления
экскурсионно-ознакомительных
посещений
предприятий, но и в сотрудничестве с привлечением шефских организаций,
при проведении практики воспитанников на конкретных рабочих местах.
Важным является социально-экономический аспект профессиональной
ориентации,
который
предполагает
в
первую
очередь
учет
местных
(региональных) особенностей развития производства, наличия рабочих мест
и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной
деятельности
(состояние
рынка
труда,
возможности
профессионального
обучения
и
трудоустройства).
Соответственно,
данный
асп ект
предопределяет общую направленность профориентационных мероприятий,
ориентацию
подростков
прежде
всего
на
востребованные
виды
профессиональной
деятельности,
с
учетом
их
возможностей
получения
профессионального
образования
и
дальнейшего
трудоустройства
в
соответствии
с
социально-экономическими
характеристиками
конкретного
региона проживания.
Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для
детей-сирот начинается гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в
котором для него актуальным становится профессиональный выбор. Данная
работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых
личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса
знаний, способствующих становлению будущего профессионала.
Развитие качеств будущего профессионала начинается в раннем возрасте
в
рамках
трудового
воспитания,
когда
формируется
понимание
необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполняемой
работы и любви к ней. Работа начинается с привития базовых навыков
самообслуживания
и
общественно-полезного
труда,
по степенно
становящихся привычными и необходимыми для ребенка.
Формы
профориентационной
работы
с
детьми-сиротами
младшего
школьного возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов. Беседа часто
дополняется
рассказом
с
демонстрацией
фотографий.
Необходимо
использовать и такие мероприятия, как встречи с представителями различных
профессий.
В качестве основных видов мероприятий профориентационной работы в
рамках детских учреждений для детей-сирот на этапе младшего школьного
возраста (7—10 лет) можно назвать:
• педагогические — формирование навыков общения, ручной и бытовой
труд, обучение элементам ведения домашнего хозяйства, самообслуживание,
общественно-полезный
труд,
ознакомление
с
простыми
массовыми
профессиями;
• медицинские — диагностика психического и физического развития;
• психологические
—
диагностика,
стимулирование
и
коррекция
психиче ского
развития,
психологиче ское
консультирование
и
информирование;
• социальные
—
расширение
социальных
связей,
социально-бытовая
адаптация, социально-средовая ориентировка.
На
этапе
среднего
школьного
возраста
(11—13
лет)
дети-сироты
включаются в общественно-полезный и учебный труд, у них формируются
общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается
интерес
к
конкретному
виду
(видам)
трудовой
деятельности,
знания
о
профессиях расширяются.
Основу
составляют
рассказы
о
значении
профессий
в
современном
производстве;
об
истории
развития,
содержании
труда
по
профессиям;
предметах и орудиях труда, выпускаемой продукции; знакомить с условиями
труда,
объемом
специальных,
общетрудовых
знаний,
умений
и
навыков,
которыми
должен
овладеть
рабочий
данной
профессии;
гигиенической
характеристикой профессии; психофизическими требованиями к человеку,
выполняющему ту или иную работу, системой оплаты, льготами.
Основное
внимание
в
трудовой
подготовке
уделяется
подведению
к
сознательному
выбору
профессии
и
определению
дальнейшего
пути
получения
образования.
На
данном
этапе
у
детей
должны
быть
сформированы
умения
ориентироваться
в
мире
профессий,
интересы
к
конкретной
сфере
профессиональной
деятельности.
Это
период
начала
проведения трудовых ориентирующих проб.
К основным задачам профориентационной работы на данном этапе
следует отнести:
• формирование трудового стереотипа,
• общетрудовая подготовка,
• стимулирование психического и физического развития,
• выявление
интересов
и
склонностей
в
контексте
формирования
дальнейших адекватных профессиональных планов.
Основными видами мероприятий профориентационной работы в рамках
детского учреждения для детей-сирот на данном этапе можно назвать:
• педагогические — формирование навыков общения, трудовое обучение
—
общетрудовая
подготовка,
трудовые
пробы,
выявление
склонностей,
общественно-полезный
труд,
ознакомление
с
кругом
предпочтительных
профессий,
условиями
труда
и
производством,
формирование
трудовой
дисциплины, общетрудовых умений и навыков;
• медицинские
—
диагностика
развития
применительно
к
трудовой
деятельности, к физическим и нервно-психическим нагрузкам, рекомендации
по режиму и характеру учебного труда, контроль учебно-трудовых нагрузок,
профессиональные рекомендации;
• психологические — выявление интересов, склонностей, способностей
и
ознакомление
с
ними
ребенка,
стимулирование
и
коррекция
(в
случае
необходимости)
психического
развития,
формирование
адекватной
самооценки, психологическое консультирование и информирование;
• социальные
—
расширение
социальных
связей,
социально-бытовая
адаптация, социально-средовая ориентировка.
На
следующем
возрастном
этапе
(13—15
лет)
основное
внимание
должно
быть
обращено
на
социально-профессиональную
направленность
выбора профессии с учетом психических и физических возможностей, и
склонностей воспитанников.
К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует
отнести:
• формирование общетрудовых умений и навыков,
• формирование профессиональных планов,
• более
тесное
индивидуальное
взаимодействие
с
педагогами
(воспитателями) по формированию профпланов ребенка.
К основным видам мероприятий профориентационной работы в рамках
интернатных учреждений на данном этапе следует относить:
• педагогические
—
предпрофильная
трудовая
п од гото в ка ;
формирование профессионально важных функций и качеств; общественно-
полезный
и
производительный
труд;
ознакомление
с
профессиями,
условиями
труда
и
производством;
формирование
трудовой
культуры,
навыков делового общения; организация бытового труда, ведения домашнего
хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление;
• медицинские — диагностика психического и физического развития;
определение толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам;
определение оптимального режима и характера учебно-производственного
труда; контроль за учебно-трудовыми нагрузками; определение трудового
прогноза; профессиональные рекомендации;
• психологические
—
профессиональная
психодиагностика;
развитие
гибкости
психических
функций
и
навыков;
формирование
навыков
саморегуляции,
адекватной
самооценки;
формирование
установок
на
принятие
ролевых
позиций;
профессиональное
информирование
и
консультирование;
ориентация
на
конкретные
виды
профессиональной
деятельности; формирование и коррекция профессиональных планов;
• социальные
—
расширение
социальных
связей;
социально-бытовая
адаптация; социально-средовая ориентировка; консультирование по вопросам
профессионального
обучения
и
трудоустройства;
содействие
в
профориентации, профобучении — помощь в выборе места профобучения.
В
этот
период
проводятся
трудовые
пробы,
которые
предполагают
попробовать
воспитанника
в
различных
видах
труда
непосредственно
в
учебных мастерских.
На заключительном школьном возрастном этапе (15— 17/18 лет) вопрос
выбора
профессии
становится
особенно
острым.
Основные
задачи
профориентационной работы данного этапа:
• формирование адекватных профессиональных планов;
• предпрофессиональная подготовка;
• тесное
индивидуальное
взаимодействие
с
воспитанником
по
формированию адекватных профпланов.
К основным видам мероприятий профориентационной работы на данном
этапе относятся:
• педагогические — организация бытового труда по ведению домашнего
хозяйства;
обще ственно-полезный
и
производительный
т р уд ;
предпрофессиональная подготовка; формирование профессионально важных
функций
и
качеств;
осуществление
ориентирующих
и
целевых
профессиональных
проб;
ознакомление
с
интересующими
профессиями,
условиями
труда
и
производством;
формирование
трудовой
культуры,
навыков делового общения;
• медицинские — диагностика психического и физического развития;
определение толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам;
рекомендации
по
режиму
и
характеру
учебно-производительного
труда;
контроль
за
трудовыми
нагрузками;
определение
трудового
прогноза;
разработка профрекомендаций;
• психологические
—
профессиональная
психодиагностика;
развитие
психических
функций
и
навыков;
формирование
и
развитие
навыков
саморегуляции,
адекватной
самооценки;
формирование
установок
на
принятие
ролевых
позиций;
профессиональное
информирование
и
консультирование;
ориентация
на
конкретные
виды
профдеятельности;
формирование и коррекция профпланов;
• социальные
—
расширение
социальных
связей;
социально-бытовая
адаптация; социально-средовая ориентировка; консультирование по вопросам
профобучения
и
трудоустройства;
содействие
в
профориентации,
выборе
профессии, профобучении, трудоустройстве.
Основные
задачи
педагога
на
данном
этапе
—
на
основе
ранее
полученных
подростками
знаний
о
профессиях
сформировать
у
них
отношение
к
правильному
выбору
профессии,
обрисовать
характерные
ошибки при выборе профессии. Можно расширить знания воспитанников о
способностях,
типах
личности
и
характера,
особенностях
здоровья
—
свойствах,
способных
выступать
как
профессионально
значимые
в
выбранных профессиях.
Профориентационная
работа
должна
проводиться
с
учетом
как
индивидуальных профессиональных предпочтений, психофизиологических и
личностных качеств, так и объективной потребности социума в кадрах.
Важнейшими направлениями профориентации являются:
- профессиональная информация — ознакомление профориентируемого с
современными
видами
производства,
состоянием
рынка
т руда,
потребностями
хозяйственного
комплекса
в
квалифицированных
кадрах,
содержанием
и
перспективами
развития
рынка
профессий,
формами
и
условиями
их
освоения,
требованиями,
предъявляемыми
профессиями
к
человеку,
возможностями
профессионально-квалификационного
роста
и
самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
-
профессиональная
консультация
—
оказание
помощи
человеку
в
профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения
о
выборе
профессионального
пути
с
учетом
своих
психологических
особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
- профессиональный подбор — предоставление человеку рекомендаций о
возможных
направлениях
профессиональной
деятельности,
наиболее
соответствующих
его
психологическим,
психофизиологиче ским,
физиологическим
особенностям,
на
основе
результатов
психологической,
психофизиологической и медицинской диагностики;
-
профессиональный
отбор
—
определение
степени
профессиональной
пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности)
в соответствии с нормативными требованиями;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация — система
мер,
способствующих
профессиональному
становлению
работника,
формированию у него соответствующих социальных и профессиональных
качеств,
установок
и
потребностей
к
активному
творческому
труду,
достижению высшего уровня профессионализма.
Таким образом, критерием результативности профориентации является
изменение
в
позиции
ответственности
воспитанника
за
свое
будущее
с
пассивно-иждивенческой на активно-деятельную. В социальном аспекте —
активное участие в профориентационных мероприятиях, в педагогическом —
сформированная
готовность
к
выбору
профессии,
удовлетворенность
профориентацией, в управленческом аспекте — удовлетворенность своим
образовательно-профессиональным маршрутом.
Та к ,
с о ц и а л ь н о - п е д а го г и ч е с ка я
р а б от а
п о
о р г а н и з а ц и и
профессиональной ориентации у воспитанников в условиях ГБУ ЦССВ «Наш
дом»
осуществляется
такими
средствами
педагогической
деятельности,
которые
заключаются
в
совокупности
приемов
и
методов
воспитания
в
процессе
социальной
работы.
Путем
сочетания
педагогических
приемов,
относящихся
к
разным
сторонам
развития
личности,
формируются
социальные
черты
личности
–
психологические,
экономические,
эргономические, экологические, патриотические и другие.
Процесс воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком
уровне
сложности
материала,
в
замедленном
темпе
обучения,
меньшей
плотности нагрузки, преимущественном использовании наглядных методов.
Общие
требования
к
содержанию
профориентационной
работы
с
воспитанниками Центра «Наш дом»:
• системный
подход
к
мероприятиям
профориентационной
работы
в
учреждении.
Обеспечение
комплекса
воздействий:
развивающих,
обучающих,
лечебных,
воспитательных,
коррекционных,
социально-
адаптационных;
• выявление
психофизического
и
личностного
профиля
ребенка,
его
возможностей, потребностей и склонностей как условие проектирования и
корректировки профессиональной подготовки.
Цель
профориентационной
работы
с
детьми-сиротами
и
детьми,
оставшимися без попечения родителей в условиях Центра «Наш дом»:
• оказания профориентационной поддержки воспитанникам в процессе
выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
• выработка
у
воспитанников
сознательного
отношения
к
труду,
профессиональное
самоопределение
в
условиях
свободы
выбора
сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями.
Задачи профориентационной работы:
• получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях клиентов;
• выработка гибкой системы сотрудничества Центра с учреждениями
дополнительного
и
профессионального
образования,
а
также
с
предприятиями района, города.
Система педагогической работы по профориентации воспитанников в
условиях
Центра
«Наш
дом»
включает
программные
занятия
внесены
в
календарный
план
воспитательной
работы
в
направление
«Трудовое
и
профессиональное
воспитание».
Теоретические
занятия
сочетаются
с
практическими занятиями. Система воспитательной работы строится так, что
воспитанники
закрепляют
материал
не
только
на
профориентационных
занятиях,
но
и
в
повседневной
жизни
(оказание
помощи
взрослым
по
ремонту: мебели, косметическому ремонту, подклейка обоев, ремонт дверных
ручек, закрепление стендов и т. д.), обслуживающий труд (уборка жилых
помещений, территории, выполняют поручения).
В структуре воспитательных занятий по профориентационной работе
использую различные методы, их можно условно разделить на 4 блока:
Информационный
блок.
Входят
методы
о з н а ком и т е л ь н о й
профориентационной
работы
(Рассказы,
объяснения,
беседы,
встречи
с
людьми разных профессий, общение, просмотр презентаций, фильмов.)
Практический
блок.
Входят
методы
профессиональной
ориентации,
активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессий
(профориентационные игры, практические пробы, упражнения, практические
работы, экскурсии, участие в различных конкурсах, разработка проектов)
Диагностический
блок.
Входят
методы
изучения
лично сти
воспитанников
в
целях
профориентации
(анкетирование,
тестирование,
наблюдение
за
деятельностью).
Диагностика
проводится
3
раза
в
год
(Входящая, промежуточная и итоговая), анкетирование проводятся 1 раз в
четверть и по необходимости (например, на занятие)
Профориентационное
консультирование.
Связь
со
специалистами
Центра: администрацией, библиотекарем, социальным педагогом, педагогом-
психологом, врачом.
Одна из важнейших задач профориентационной работы — это изучение
личности воспитанника, без чего невозможно ориентировать воспитанников
на выбор соответствующих профессий.
Мы считаем, что в работе целесообразно использовать методы: беседу,
анкетирование, наблюдение, практический анализ результатов деятельности
воспитанников.
Индивидуальная
работа
проводится
в
воспитательский
час.
На
индивидуальных
занятиях
у
воспитанника
расширяются
представления
о
возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов,
увлечений – беседуем с воспитанником, предлагаем изготовить различные
поделки,
выполнить
поручения,
при
этом
использую
индивидуально
–
дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в
различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет,
тестов, так и при выполнении практических заданий, так и при усвоении
программного
материала.
Дифференциация
воспитанников
по
группам
позволяет
точнее
определять
средства
воздействия,
которые
будучи
эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой.
Дифференциальный
подход
позволяет
вести
профориентационную
работу
более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно).
Воспитанники Центра вовлечены в кружковую деятельность (мальчики
группы
посещают
кружок
«Мастер
на
все
руки»,
где
ребята
пробуют
изготавливать изделия из дерева, девочки – занимаются в кружке «Русские
узоры»).
Воспитанники
группы
участвуют
в
различных
конкурсах,
выставках, где приучаются к самостоятельной творческой работе, развивают
инициативу, способности, которые содействуют выбору будущей профессии.
Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение,
способствуют
развитию
личности
воспитанника
как
члена
коллектива,
воспитывают
чувства
ответственности
за
порученное
дело,
готовят
их
к
трудовой деятельности.
Многолетний опыт работы с воспитанниками ЦССВ показывает, что в
процессе активного участия воспитанников в различных видах деятельности
осуществляется
не
умозрительное,
а
практическое
знакомство
их
с
различными профессиями, приобретаются новые знания, умения и навыки,
совершенствуется
личный
трудовой
опыт,
на
основе
чего
формируется
правильная оценка своих возможностей для выбора и овладения будущей
профессией. Особенностями осуществления профессиональной ориентации у
воспитанников
учреждений
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
являются
следующие:
а)
непрерывный
характер
обучения
и
воспитания,
охватывающий
весь
процесс
жизнедеятельности
воспитанников
и
способствующий
формированию
целого
комплекса
трудовых умений, требует включения воспитанников в разнообразные виды
деятельности
с
целью
выявления
и
развития
их
способностей;
б)
необходимость
определенного
профессионального
просвещения
и
установления
прочных
связей
с
учреждениями
сферы
обслуживания,
учебными
заведениями
и
производственными
предприятиями
в
силу
ограничения
жизнедеятельности
воспитанников
рамками
интерната;
в)
актуализация
формирования
отношения
к
человеку
труда
как
к
аксиологической
доминанте
вследствие
склонности
значительного
количества воспитанников к антисоциальному поведению.
Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности
включает несколько взаимосвязанных друг с другом этапов: а) формирование
эмоционально-ценностного
отношения
к
труду;
б)
приобретение
общетрудовых умений и навыков, практического опыта; в) активное участие
в
разнообразных
видах
деятельности
для
выявления
склонностей
и
способностей;
г)
профессиональное
определение
как
прогнозирование
будущего на основе устойчиво сложившихся интересов и склонностей.
Комплекс мероприятий по организации профессиональной ориентации
воспитанников
Центра
подтверждает
эффективность
ее
организации
в
процессе их воспитания и профилактики социальной исключенности.
Список используемой литературы:
1.
Аверкиева
О.Л.
О
профессиональном
самоопределении
лиц
с
ограниченными
возможностями//Профориентация
и
психологическая
поддержка.
Теория
и
практика.
Материалы
Всероссийской
научно-
практической конференции. Томск, 2004. С. 7-11.
2.
Бобылева
H.A.
Социальная
адаптация
выпускников
интернатных
учреждений: Учебное пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения, 2007.
3.
Гордиевская
Е.О.,
Старобина
Е.М.
Профессиональный
выбор
в
процессе
профессионального
самоопределения
детей-сирот:
методические
материалы
для
специалистов
детских
учреждений
для
детей-сирот.
Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009 г. – 96 с.
4.
Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот (по материалам
социологического исследования) // Социальная педагогика. 2003. №2. С. 64-7
5.
Прихожан A.M. Психология сиротства. 2-е изд. / A.M. Прихожан, H.H.
Толстых. СПб: Питер, 2005. С. 240-243.
6.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Уч. пособие для студ. ВУЗов/ Е.Ю.
Пряжникова, Н.С. Пряжников. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр
«Академия», 2010.
7.
Сапожникова
Т.Н.
Педагогическое
сопровождение
жизненного
самоопределения старшеклассников. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2010.
113 с.
8.
Система
социально-психологического
сопровождения
детей-сирот
в
интернатном
учреждении:
Методическое
пособие
для
специалистов,
работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под ред. Н.М.
Иовчук. М., 2003.
9.
Социализация
и
образование
социальных
сирот.
Адаптация
выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения
родителей / O.E. Лебедев, А.Н. Майоров, Е.Е. Чепурных и др. // Под ред. А.Н.
Майорова. М., 2002.