Напоминание

"Шахматная школа" 2 класс


Автор: Бажина Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: Орехово–Зуево
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Шахматная школа" 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Шахматная школа»

2 класс «А»

Составитель: Бажина Наталья Вячеславовна,

учитель начальных классов

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програм-

мы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на

занятиях «Шахматная школа» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных

и предметных результатов.

По окончании 2 класса у учащихся будут сформированы:

Личностные результаты

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование основ шахматной культуры;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе

на результат.

Метапредметные УУД :

Познавательные

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель де-

ятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных усло-

виях;

- умение находить необходимую информацию;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций,

включая общие приемы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат

своих действий , воспроизводить по памяти информацию соперника, сопоставлять факты, концен-

трировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования

1

различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсу-

ждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать

и учитывать позицию партнёра (собеседника).

Регулятивные

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические , учеб-

ные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию , контро-

лировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

2.

Содержание учебного предмета.

3.

Программа по внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности составлена

на

основе

авторской

программы Владимира Барского

«Шахматная школа»

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

второго

поколения

(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).

Согласно учебному плану МОУ СОШ №22 на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчита-

на на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание программы

Название разделов

Количество ча-

сов

по авторской

программе

Количество часов

по рабочей програм-

ме

1

Сведения из истории шахмат

1 ч.

1 ч.

2.

Базовые понятия шахматной игры

20 ч.

20 ч.

3.

Конкурсы решения позиций

4 ч.

4 ч.

4.

Соревнования

8 ч.

8 ч.

5.

Шахматные праздники

1 ч.

1 ч.

Всего:

34 ч.

34ч..

Содержание курса

Формы организации занятий ВД

Основные виды деятельности обучаю-

щихся

Сведения из

истории шахмат –

1 час

Беседа.

Устный журнал.

Работают по теме занятия, ориентиру-

ются на шахматной доске, знакомятся с

чемпионами мира по шахматам.

Базовые понятия

шахматной игры –

20 часов

Беседа.

Сюжетно- ролевая игра.

Индивидуальная работа.

Игра с правилами.

Занятие-путешествие.

Творческие задания.

В ы п о л н я ю т

п р а к т и ч е с к и е

и

занимат ельные

у пр аж нения

д л я

развития логического мышления;

р а б о т а ю т

п о

т е м е

з а н я т и я ,

ориентируются на шахматной доске;

работают по предложенным инструкци-

ям;

определяют функций участников, спосо-

бов взаимодействия;

выполняют индивидуальную работу по

2

теме занятия;

осваивают правила игры;

анализируют свои ответы и ответы

своих сверстников;

соблюдают правила поведения за шах-

матной доской.

Конкурсы

решения позиций

– 4 часа

Конкурс.

Индивидуальная работа.

Игра с правилами.

Творческие задания.

Расставляют

позицию

для

решения

упражнений;

решают шахматные упражнения;

анализируют

свои

ответы

и

ответы

своих сверстников;

с помощью тестового задания оценива-

ют собственное выполнение.

Соревнования – 8

часов

Участие

детей

в

шахматном

турнире

«Первенство класса».

Игра с правилами.

Конкурс.

Занятие-путешествие.

Творческие задания.

Осваивают правила игры;

участвуют в играх и эстафетах;

играют

партию

от

начала

до

конца

с

записью

и

различным

контролем

времени.

Шахматные

праздники – 1 час

Участие в школьном шахматном

празднике.

Участвуют

в

школьном

шахматном

празднике;

с о б л ю д а ю т

п р а в и л а

т е х н и к и

безопасности

во

время

участия

в

празднике.

4.

Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Плановые

сроки

прохождения

Скорректи-

рованные

сроки

прохождения

1

Из

истории

шахмат.

Чемпионы

мира

по

шахматам

и

выдающиеся шахматисты мира.

2

Шахматные фигуры(повторение).

3

Нападение

в

шахматной

партии.

Шах

и

защита

о

него.

Рокировка(повторение).

4

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одному кролю

королём и ладьёй.

5

Защита

в

шахматной

партии:

уход

из-под

нападения,

уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

8.

Тактический приём «двойной удар».

9.

Тактический приём «связка».

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

11.

Тактический приём «ловля фигуры».

12.

Тактический приём «сквозной удар».

13.

Мат на последней горизонтали.

3

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

15.

Тактический приём «открытый шах».

16.

Тактический приём «двойной шах».

17.

Шахматный турнир 1.

18.

Шахматный турнир 2.

19.

Шахматный турнир 3.

20.

Шахматный турнир 4.

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

22.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

23.

Основы игры в дебюте: атака на короля (закрепление)

24.

Основы эндшпиля: реализация большого преимущества.

25.

Основы

эндшпиля:

реализация

большого

преимущества

(закрепление).

26.

Основы анализа шахматной партии.

27.

Основы анализа шахматной партии (закрепление).

28.

Основы анализа шахматной партии(повторение).

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

30.

Шахматный турнир 1.

31.

Шахматный турнир 2.

32.

Шахматный турнир 3.

33.

Шахматный турнир 4.

34.

Шахматный праздник.

34 часа

Список литературы

1.

Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Второй год обучения: учебное пособие для общеобразова -

тельных организаций / Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение,

2017. – 175с.

2.

Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения:

учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017.

3.

Демонстрационная шахматная доска

4.

Наборы шахмат

4

5



В раздел образования