Автор: Шальнова Ирина Владимировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ детей и юношества Приокского р-на "Созвездие"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий арт-проекта с элементами тренинга "Выбери Жизнь!"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества Приокского района
«Созвездие»
Сценарий арт – проекта с элементами тренинга
«Выбери Жизнь!»
2016 год
Сценарий арт – проекта с элементами тренинга
«Выбери Жизнь!»
Организатор - МБУ ДО ЦРТ «Созвездие» Приокского района г. Нижнего
Новгорода
Авторы и ведущие: Шальнова И.В. (педагог – организатор), Сорокин Д.Ю.
(врач психотерапевт-нарколог, педагог - организатор).
Цель арт - проекта: первичная профилактика асоциального поведения через
самопознание, повышения уровня жизненной компетенции школьников и
выработку навыков здорового стиля жизни.
Участники: учащиеся школ Приокского района, стоящие на учете комиссии
по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете, привлекавшиеся
по статьям употребления алкогольных и наркосодержащих веществ.
Этап
Время
Содержание
Материал
Вводный
5 мин
Знакомство
Правила
группы
Разминка
10
мин
«Сегодня я
такой»
Основная часть:
-обмен мнениями
-видео просмотр
-арттерапевтическая
часть
10мин
10мин
60
мин
«Джефф»
Просмотр
видеороликов
«3 возраста»
Таблички с надписями: «да»,
«нет», «не знаю»
Проектор, экран,
видеоролики
Ватман 3 шт, гуашь,
акварель, ножницы,
корректирующая жидкость,
клей, чистые листы бумаги,
скотч
Музыкальное
сопровождение.
Заключение
10
мин
Обмен
мнениями,
чувствами
1.
Этап: Вводный.
Участники представляются, рассказывают о себе и о своих ожиданиях.
Ведущие говорят о том, что все люди разные и в зависимости от образа
мыслей, мы выбираем и образ жизни. Сегодня, в открытом доступе много
информации, которая и формирует мысли, но правильно ей воспользоваться
и составить свое личное мнение получается не у каждого. Задача встречи -
разобраться вместе и получить свой личный опыт проживания, а на основе
этого сделать выводы и свой выбор.
Для того, что бы работа была успешной и эффективной, принимаются
групповые правила работы:
- правило «конфиденциальности» - участники договариваются, что
за пределы тренинговой комнаты информация не выходит:
никто из участников не рассказывает и не обсуждает за
пределами группы других участников. Рассказывать можно
только о собственных чувствах и переживаниях. Это
способствует доверию в группе и дает возможность выражать
свои мысли, не боясь дальнейшей огласки.
- правило «добровольной активности» - все участники активно
действуют, высказывая свое мнение вслух. Это дает
возможность группе полемизировать, рождать новые идеи,
мысли, на их основе делать выводы.
- правило «я высказывания» - участники группы говорят только от
своего имени и о своих чувствах и переживаниях, не обобщая.
Таким образом, участник, говоря от своего имени, несет
ответственность за свои слова.
- правило «безоценочности» - участники не навешивают ярлыки
друг на друга, говорить можно о своих чувствах, мыслях,
желаниях в связи с другим человеком, не оценивая его.
2.
Этап: Разминка.
Ведущий говорит о том, что люди меняются и сегодня мы не такие как
вчера, завтра, будем не такие, как сегодня, а какие мы сегодня? Предлагает
познакомиться поближе. Для этого группа встает в круг и каждый из
участников представляется еще раз, называя свое имя и демонстрируя телом
свое состояние-настроение сегодня. У кого-то это может быть сгорбленная
спина и скрещенные руки, а у кого-то наоборот и то, и другое имеет место
быть. Вся группа повторяет имя и движение ведущего (тем самым пытаясь
понять его состояние).
3.
Этап: Основная часть.
Ведущий еще раз подчеркивает разность собравшихся, обращая
внимание на то, что, наверняка, у каждого собравшегося здесь есть свое
мнение, отличное от других и оно интересно.
Упражнение «Джефф».
Ведущий зачитывает утверждения. Участники, если они согласны с
утверждением, встают под табличкой «Да», если сомневаются, то под
табличкой «Может быть», если не согласны - под табличкой «Нет».
Участники озвучивают свое решение и в ходе игры могут менять свое
мнение. Утверждения предлагаются, как общечеловеческого характера, так и
медицинского содержания. После того, как участники сделали свой выбор,
важно привести достоверные факты, объясняющие суть вещей.
Примеры утверждений:
«Я считаю, что недостатки людей так же естественны, как дождь.
Непогода»
«Я считаю себя разумным человеком»
«Лучше выпить стакан пива, чем рюмку водки»
(подсказка ведущему: правильный ответ - ни то, ни другое. Пиво не
безопаснее водки. И в пиве, и водке содержится спирт, отравляющий весь
организм и вызывающий зависимость. В пиве, помимо спирта, содержатся
моноамины, близкие по формуле к трупному яду, и женский гормон
фитоэстроген, вызывающий изменение гормональных процессов – мужчина
становится похожим на женщину (тонкий голос, жировые отложения на груди
и бедрах, мягкость в поведении, и т. д), а женщина - на мужчину (огрубение
голоса и лица, рост усов, мужеподобная фигура), все это может приводить к
бесплодию. Лучше выпить стакан сока или молока.
«Употребление марихуаны может вызвать шизофрению и отупение»
(подсказка: да, это возможно. Действительно, каннабиноиды вызывают
обострение скрытых переживаний и психических расстройств, вызывая
изменения мозга, похожего на «раздвоение личности», и ухудшает
эмоционально-волевые процессы и память, делая ее потребителя пассивным,
эмоционально неустойчивым. К тому же, каннабиноиды вызывают
зависимость и толкают человека на поиск более сильных наркотиков.)
« Один раз попробовать аромамикс («спайс») не страшно»
(подсказка: нет, опасно даже разовое употребление аромамикса. «Спайсы»
содержат не только сильные синтетические каннабиноиды, но и другие
наркотики и примеси, что сопровождает их применение непредсказуемым
эффектом. Часто этот эффект увенчивается психозом, суицидом или
зависимостью (за счет обилия состава равноценного с наркотиками).
« Насвай-это не наркотик, можно его употреблять без привыкания»
(подсказка: нет, привыкание к нему намного быстрее, чем к сигаретам,
потому что доза табака во много раз больше. В состав насвая входит помет
птиц или домашних животных, известь, табак. Если добавлена конопля- то
получается наркотик. По вреду насвай превышает сигарету более чем в сто
раз! Насвай часто вызывает рак губы, языка, язву желудка, полную
неспособность к учебе.
Ведущий благодарит участников за то, что откровенно делились
своими мыслями и мнениями и предлагает продолжить эту работу в
видеоформате - т.е. посмотреть и обсудить несколько видеороликов.
Видео фрагменты подбираются в пропорции 1:3, где позитивных
роликов, демонстрирующих здоровый образ жизни больше. Финальный
видеоролик должен нести позитивный настрой. Обязательно обсудить
чувства участников, возникающие в процессе и дать медицинские пояснения
увиденного.
Упражнение «3 возраста»
Проводится для здоровых людей (не в неврозе)
Участники делятся на три группы. Группа располагается за столами,
так, чтобы не была видна работа другим группам. Каждой группе выдается
одинаковый набор канцтоваров: ватман, клей, ножницы, кисти, гуашь,
акварель, скотч, корректирующая жидкость. Звучит хорошо знакомая детская
музыка из мультфильмов.
Ведущий предлагает вспомнить детство:
Что происходило в детстве?
О чем мечталось в детстве и кем хотели стать?
Какие любимые игрушки были в детстве?
Любимые лакомства были в детстве?
Задача нарисовать «детство» на листе ватмана. Время на работу дается
10 минут.
Далее музыка меняется (это могут быть те же детские песни, но в
современной - жесткой обработке или динамичная современная музыка).
Ведущий просит группы обменяться рисунками и объясняет, что на
смену беззаботному детству приходит юность - подростковый возраст, когда
хочется попробовать, как можно больше на собственном опыте. Эти желания
и поступки ведущий просит нарисовать на ватманах, которые получили
группы.
Ведущий может сам подходить и рисовать, тем самым стимулируя и
поощряя на работу участников групп.
Время работы в группе 10 минут.
По истечении 10 минут ведущий просит еще раз обменяться ватманами
и продолжить ту же работу.
Время работы 10 минут.
Затем, ведущий останавливает работу. Звучит спокойная мелодичная
музыка. Ведущий просит вернуть ватманы первоначальным владельцам,
просит внимательно рассмотреть то, что получилось в ходе «экспериментов
юности». Важно спросить нравиться ли то, что получилось? Далее ведущий
объясняет, что на смену юности и молодости приходит зрелость, которой и
предстоит исправлять последствия этих экспериментов, и предлагает
исправить с помощью корректора, чистых листов, ножниц и клея,
карандашей, красок. Зрелость - это также то время, когда можно реализовать
детские мечты.
Время работы 15 минут.
Далее рисунки вывешиваются на всеобщее обозрение.
Обсуждение:
Какие чувства были, когда рисовали детство?
Какие чувства были, когда рисовали юность (т.к. юность предлагается
дорисовать на чужом рисунке, как правило, это делается с «особым»
удовольствием и рвением, но после того, как группа получает обратно
собственный ватман, приходит осознание ценности «чужого» и бережное
отношение к «чужому», как к личному)
Какие чувства были, когда получили обратно свой рисунок?
Сложно ли было восстановить?
Нравиться ли то, что получилось?
Какие выводы можно сделать из упражнения?
Этап: Обмен чувствами, мыслями
Группа садится в круг и по-очереди каждый из участников делится
своим состоянием, чувствами. Ведущий говорит о том, что исправлять
ошибки сложно, но можно. Жизнь зависит от мыслей, которые формируют
поступки, поступки - привычки, а привычки – судьбу. Далее участники
должны ответить на вопросы: «Какие полезные привычки вы хотели бы
восстановить, если когда-то их забросили или взять на вооружение? Что бы
Вы хотели улучшить в своей жизни и чего добиться? Хотели ли бы Вы
поделиться своими выводами с друзьями? Если да, то, каким образом?
(рассказать одноклассникам - учитывая правила конфиденциальности,
выложить финальную фотографию в социальных сетях» и т.п.)
Звучит позитивная музыка и на экран проецируется подборка
позитивных кадров. (Природа, животные, счастливые человеческие
отношения).
В завершении ведущий благодарит группу за работу, за искренность и
просит нарисовать один большой рисунок «Я выбираю лучшую жизнь!»,
который помещается на всеобщее обозрение под аплодисменты участников.
Групповое фото на память «Я выбираю лучшую жизнь!». Фотография,
как популяризатор здорового образа жизни с разрешения всех участников
может вывешиваться и распространяться в социальных сетях.
Результат арт-проекта:
1.
Интерес к происходящему, позитивное отношение к жизни участников
арт-проекта.
2.
Создание ситуации поддержки каждого участника
3.
Первичная профилактика асоциального поведения через самопознание,
4.
Повышение уровня жизненной компетенции школьников
5.
Первичная выработка навыков здорового стиля жизни