Напоминание

Коррекционно-развивающего обучения учащегося 1 - Б класса (с ОВЗ) с ФФНР/НОНР


Автор: Подлобная Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п. Пуровск Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Коррекционно-развивающего обучения учащегося 1 - Б класса (с ОВЗ) с ФФНР/НОНР
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района

Рабочая программа

Коррекционно-развивающего обучения учащегося 1 - Б класса (с ОВЗ) с ФФНР/НОНР

Учитель-логопед: Е.А. Подлобная

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об

образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными

возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО

содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом

развитии

обучающихся,

их

социальную

адаптацию. Программа

коррекционной работы

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО:

______________Л.М. Могильчак

Протокол №1

От « 30 » августа 2018г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________________ Э.Х. Гайнанова

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 1» п.

Пуровск

_____________________ Е.В. Фесенко

Приказ №____________

от « 31 » августа 2018г.

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования,

коррекцию

недостатков

речевого

развития

обучающихся,

их

социальную адаптацию.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую

сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы

речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся

начальных классов с вторичными нарушениями речи.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями:

Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

а

также

на

основе

следующих

нормативно-правовых актов:

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений

образования";

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому

сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта

общеобразовательного учреждения»;

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». –

М.: «Когито – Центр», 1996 г., подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2;

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,

Кукушкина

О.И.,

Гончарова

Е.Л.

Единая

концепция

специального

федерального

государственного

стандарта

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

2

Цель: устранить нарушения устной речи и профилактика появления нарушений письменной речи у учащегося 1-Б класса ( с ОВЗ).

Адресат: учащийся 1-Б класса с ФФНР/НВОНР, испытывающий затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

- восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- формировать связную речь;

- развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;

- обеспечить условия для приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения материала по русскому

языку.

В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, предусмотренных стандартом,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой

внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная

программа

опирается

на

совокупность

основных

закономерностей

построения

учебного

процесса,

предлагаемых

современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и

др.),

а

также

данные

психологии,

согласно

которым

развивающий

и

воспитывающий

эффект

может

быть

достигнут

в

процессе

формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых

ситуаций.

Одно

из

принципиальных

требований

программы,

соблюдение

которого

способствует

оптимизации

корригирующего

обучения

коммуникативная

направленность

всего

комплекса

коррекционно-воспитательного

воздействия.

Все

это

отражается

в

содержании

программы.

3

Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными

ФФНР, и первого этапа коррекционной работы с детьми с НВОНР примерно одинаковы. Поэтому коррекционная работа с учащимися с

ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы.

Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю) по 1 этапу; на 90 часов в год по 2-3 этапу.

Программой предусмотрено проведение проверочных работ – 6; в каждый год обучения.

Рабочая программа предполагает использование УМК для учителя – логопеда:

- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

- Логопедия/под редакцией Л. С. Волковой, М., 2002;

- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М., 1995;

- Ястребова А. В., Бессонова Т. Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

- Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;

- Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей, М., 2004.

Основные содержательные линии курса.

Для коррекции нарушений письменной речи программа включает три этапа.

На первом этапе ведется работа по формированию

- полноценных фонематических процессов;

- представлений о звукобуквенном составе слова;

- навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;

4

- пространственно-временных представлений;

- психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

На втором этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе слова и синонимии

родного языка.

В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с помощью различных

аффиксов,

а

так

же

активного

и

адекватного

использования

их

в

целях

общения

и

различных

ситуациях,

отрабатывается

умение

устанавливать связи между формой слова и его значением (единства смысла и функции).

Основная цель третьего этапа – развивать и совершенствовать навыки построения связного высказывания: программирование смысловой

структуры высказывания; установление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех

или иных целях общения. Эти цели реализуются в определении умений и навыков анализировать текст; построении самостоятельного

связного высказывания.

Первый этап.

Речь. Предложение. Слово. 9 часов.

Речь.

Членение

речи

на

предложения,

предложения

на

слова,

слова

на

слоги

с

использованием

графических

схем.

Ударение.

Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

Звуки и буквы. 81 час.

Звуко-слоговой анализ и синтез. Ударение. 13 часов.

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта,

наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их

характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,

отражающей его звуко-слоговую структуру.

Гласные второго ряда. Твердые и мягкие согласные. 20 часов.

5

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (ё, е, ю, я, и) и мягким знаком. Дифференциация гласных.

Разделительный мягкий знак.

Звонкие и глухие согласные. 25 часов.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение

парных согласных в слове,

представление о сильной и слабой позиции звуков в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков.

Свистящие, шипящие, аффрикаты. 17 часов.

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков.

Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. 4 часа.

Второй этап.

Повторение. 9 часов.

Включаются темы, по которым допущено наибольшее количество ошибок во входных контрольных работах.

Корень. Однокоренные слова. 7 часов.

Безударная гласная. 11 часов.

Словообразование. Словоизменение. 29 часов.

Согласование. 7 часов.

Управление. 9 часов.

Третий этап.

Связная речь. 18 часов.

Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении занятий используются беседы, работа в группах,

организационные игры.

6

Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списывания.

Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренных программой, является примерным и определяется

конкретным составом группы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения.

При завершении первого этапа обучения у учащихся:

- будут восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

- уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения;

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, гласные, согласные, глухие, звонкие,

твердые, мягкие.

По истечении второго этапа учащиеся научатся:

- ориентироваться в морфологическом составе слова;

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;

- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

К концу третьего этапа обучения учащиеся научатся:

- строить связное высказывание;

- устанавливать логику, точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

- отбирать языковые средства для построения высказывания.

Учащиеся будут уметь:

7

- различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);

- уметь дифференцировать согласные по твердости – мягкости, по глухости – звонкости;

- выполнять звукобуквенный,

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

;

- соотносить звук с буквой;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- грамотно писать под диктовку;

- образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;

- производить разбор слов по составу;

- программировать смысловую структуру высказывания;

- анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.

Примерное планирование содержания коррекционной работы.

Первый этап. Речь. Предложение. Слово. 9 часов.

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Основные

требования

к

формированию

умений и навыков

Развитие

психологических

предпосылок и навыков

учебной деятельности

Кол-

во

час.

по

план

у

фактически

8

Речь.

Звуки речи, способы их образования. Органы

речи. Речевые и неречевые звуки.

Знать строение артикуляционного аппарата.

Уметь

различать

речевые

и

неречевые

звуки.

Развивать

с л у хо в о е

внимание,

фонематическое

восприятие.

1

Пространственные

представления.

Ориентация

в

схеме

собственного

тела,

ориентировка

в

пространстве,

определение

последовательности предметного ряда.

Уметь

определять

право е

и

л е в о е

н а п р а в л е н и я

в

п р о с т р а н с т в е ,

пространственные

взаимоотношения

объектов, последовательность предметного

ряда; ориентироваться в схеме собственного

тела и в схеме человека стоящего напротив.

Развивать

устойчивость

внимания,

способность

к

з а п о м и н а н и ю ,

переключению.

1

Временные

представления.

Основные

единицы

времени,

периоды

че л о вече с ко го

во зр а с т а ;

в р е м е н н а я

последовательность действий, событий.

Знать

возраст

и

роль

членов

семьи,

названия

и

последовательность

частей

суток, дней недели, месяцев, времен года.

Формировать

умения

отвечать

на

вопросы

в

точном

соответствии

с

инструкцией, заданием.

1

Слова-предметы.

Слово как часть предложения. Лексическое

значение слова. Слова, обозначающие живые

и

неживые

предметы.

О б о з н ач е н и е

изучаемых слов при помощи схемы.

Владеть термином «слово». Уметь называть

и

г р а ф и ч е с к и

и з о б р а ж а т ь

с л о в а ,

обозначающие

предметы.

Уметь

ставить

вопросы к словам-предметам.

Развивать

коммуникативные

навыки.

1

Слова-действия.

О б о г а щ е н и е

гл а го л ь н о го

с л о в а р я .

Графическое

изображение

слов-действий.

Подбор действий к предмету.

Уметь называть и графически изображать

слова,

обозначающие

действие.

Уметь

подбирать

слова-действия

и

ставить

вопросы к словам-предметам.

Развивать

зрительное,

слуховое

внимание

и

память.

1

Дифференциация

слов-предметов

и

слов-действий.

П р а кт и ч е с ко е

о вл а д е н и е

н а в ы к а м и

составления

простого

нераспространенного

предложения.

Графическое

изображение

простых

предложений.

Подбор

слов

к

графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать

слова-предметы

и

слова-действия.

Уметь

составлять

простые

нераспространенные

предложения.

Развивать

мыслительные

операции.

1

Слова-признаки.

Развитие

словаря

признаков.

Подбор

признаков к предметам. Соотнесение слов,

обозначающих

признаки

предметов,

со

Уметь называть и графически изображать

слова, обозначающие признаки предметов

( ц в е т,

в е л и ч и н у

и

т.

д . ) .

Ум е т ь

Формировать

умения

отвечать на вопросы по

х о д у

у ч е б н о й

1

9

схемой.

Развитие

навыков

постановки

вопросов

к

словам-признакам.

Роль

имен

прилагательных в речи.

с о гл а с о в ы ват ь

су щ е с т в и т е л ь н о е

с

прилагательным в роде, числе.

деятельности.

Распространение

простого

двусоставного

предложения

определением.

С о ч е т а н и е

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

с у щ е с т в и т е л ь н ы м и .

П р а в и л ь н о е

употребление

окончаний

прилагательных.

Распространение двусоставного предложения

прилагательными.

Уметь

согласовывать

существительное

с

прилагательным в роде и числе и правильно

ставить вопрос к слову.

Развивать

с л у хо в о е

внимание, память.

1

Анализ предложения.

Определение

последовательности

слов

в

п р е д л о ж е н и и .

С о с т а в л е н и е

с х е м

предложений. Составление предложений по

схемам.

Ум е т ь

и н то н а ц и о н н о

п р о и з н о с и т ь

предложения и правильно их оформлять на

письме.

Формировать

монологическую

речь,

внимание,

зрительное

восприятие.

1

Звуки и буквы. 81 час. Звуко-слоговой анализ и синтез. Ударение. 13 час.

Г л а с н ы е

з в у к и .

Дифференциация

гласных

и

согласных

звуков.

Наблюдение за работой органов речи:

образование

гласных

первого

ряда,

согласных.

Сравнивать

звуки

по

способу

их

образования (гласные, согласные).

Активизировать

мыслительную

деятельность,

наблюдательность.

Развивать

тактильные ощущения.

1

Звукобуквенный

анализ

и синтез слова.

Звукобуквенный,

слоговой

анализ

и

синтез

слова

(выделение

первого,

по следнего

звука,

о п р ед е л е н и е

количества

звуков),

соотношение

между звуками и буквами.

Уметь

выполнять

звукобуквенный,

слоговой

анализ

и

синтез

слова,

соотносить звуки с буквами.

Ф о р м и р о в а т ь

у с л о в н о -

рефлекторные

связи

между

графемой и кинемой.

4

Слогообразующая

роль

гласных.

Деление

слов

на слоги.

Деление

слов

на

слоги,

выделение

ударного

слога.

Слогоритмическая

схема

слова.

Слогообразующая

роль

Уметь делить слова на слоги, выделять

ударный

слог

в

словах,

подбирать

слова к заданной схеме слова.

То же.

3

10

гласных.

Слоговой

ана лиз

и

синтез.

Слоговой анализ и синтез слов.

Уметь

выполнять

слоговой

анализ

и

синтез слов.

То же.

2

Ударение.

Смыслоразличительная

роль ударения.

Д е л е н и е

с л о в

н а

с л о г и .

С м ы с л о р а з л и ч и т е л ь н а я

и

ф о н е т и ч е с к а я

р о л ь

уд а р е н и я .

Определение ударного слога в словах.

Соотнесение слова со схемой.

Уметь

делить

слова

на

с л о г и ,

определять

ударный

слог.

Уметь

о б ъ я с н я т ь

з н а ч е н и е

с л о в а

в

зависимости от ударения.

Р а з в и в а т ь

з р и т е л ь н о е

восприятие

и

оптиче ские

представления.

3

Гласные второго ряда. Твердые и мягкие согласные. 20 часов.

Обозначение мягкости

согласных

гласными

второго ряда.

Г л а с н ы е

в т о р о г о

р я д а .

Дифференциация

согласных

звуков

перед

гласными

второго

р я д а .

Соотнесение количества звуков и букв

в слове.

Уметь обозначать на письме мягкость

согласных

при

помощи

гласных

второго ряда.

Развивать слуховое внимание и

память.

2

Обозначение мягкости

согласной буквой ь.

Соотнесение количества букв и звуков

в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь на письме обозначать мягкость

согласных при помощи ь.

Развивать слуховое внимание и

логическое мышление.

2

Разделительный ь.

Соотнесение количества букв и звуков

в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь соотносить произношение слова

и его написание.

Развивать слуховое внимание и

логическое мышление.

2

Дифференциация а- я.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных.

Дифференциация

гласных.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь

дифференцировать

гласные

в

слогах,

словах,

предложениях.

Уметь

обозначать

мягкость

согласных

на

письме

при

помощи

гласной

второго

ряда.

Развивать

зрительно-моторную

и

п р о с т р а н с т в е н н у ю

ко о р д и н а ц и ю ,

с л у х о в о е

восприятие.

2

11

Дифференциация у- ю.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных.

Дифференциация

гласных.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь

дифференцировать

гласные

в

слогах,

словах,

предложениях.

Уметь

обозначать

мягкость

согласных

на

письме

при

помощи

гласной

второго

ряда.

То же

2

Дифференциация о-ё.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных.

Дифференциация

гласных.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь

дифференцировать

гласные

в

слогах,

словах,

предложениях.

Уметь

обозначать

мягкость

согласных

на

письме

при

помощи

гласной

второго

ряда.

То же.

2

Дифференциация ы- и.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных.

Дифференциация

гласных.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь

дифференцировать

гласные

в

слогах,

словах,

предложениях.

Уметь

обозначать

мягкость

согласных

на

письме

при

помощи

гласной

второго

ряда.

Развивать

слухопроизносительные

дифференцировки.

2

Дифференциация э-е.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных.

Дифференциация

гласных.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь

дифференцировать

гласные

в

слогах,

словах,

предложениях.

Уметь

обозначать

мягкость

согласных

на

письме

при

помощи

гласной

второго

ряда.

Развивать

зрительно-моторную

координацию

и

с л у хо в о е

восприятие.

2

Дифференциация ё-ю.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных.

Дифференциация

гласных.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь

дифференцировать

гласные

в

слогах,

словах,

предложениях.

Уметь

обозначать

мягкость

согласных

на

письме

при

помощи

гласной

второго

ряда.

Развивать

наблюдательность,

ф у н к ц и и

к о н т р о л я

и

самоконтроля.

2

Проверочная работа.

Проверка

навыков

письма

п од

диктовку

и

списывания

с

печатного

текста.

Уметь обозначать мягкость согласных

при письме при помощи гласных 2-го

ряда и ь. Уметь правильно оформлять

предложения при письме.

Развивать функции контроля и

самоконтроля

за

ходом

своей

деятельности.

2

12

Звонкие и глухие согласные. 25 часов.

Дифференциация с -з.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

звуков. Соотношение звуков с буквами

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация

звуков

в

слогах,

с л о в а х ,

с л о в о с о ч е т а н и я х ,

предложениях, связной речи. Работа со

словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную

артикуляцию и характеристику звуков.

Уметь соотносить звуки с символами и

буквами.

Уметь

дифференцировать

звуки

в

изолированной

позиции,

в

слогах, словах, предложениях, связной

речи.

Развивать

м ы с л и т е л ь н ы е

операции.

4

Дифференциация ш–ж.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

звуков. Соотношение звуков с буквами

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация

звуков

в

слогах,

с л о в а х ,

с л о в о с о ч е т а н и я х ,

предложениях, связной речи. Работа со

словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную

артикуляцию и характеристику звуков.

Уметь соотносить звуки с символами и

буквами.

Уметь

дифференцировать

звуки

в

изолированной

позиции,

в

слогах, словах, предложениях, связной

речи.

Р а з в и в а т ь

л о г и ч е с к о е

мышление.

4

Дифференциация в– ф.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

звуков. Соотношение звуков с буквами

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация

звуков

в

слогах,

с л о в а х ,

с л о в о с о ч е т а н и я х ,

предложениях, связной речи. Работа со

словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную

артикуляцию и характеристику звуков.

Уметь соотносить звуки с символами и

буквами.

Уметь

дифференцировать

звуки

в

изолированной

позиции,

в

слогах, словах, предложениях, связной

речи.

Развивать

способность

к

переключению.

4

Дифференциация

п

б.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

звуков. Соотношение звуков с буквами

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация

звуков

в

слогах,

с л о в а х ,

с л о в о с о ч е т а н и я х ,

предложениях, связной речи. Работа со

словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную

артикуляцию и характеристику звуков.

Уметь соотносить звуки с символами и

буквами.

Уметь

дифференцировать

звуки

в

изолированной

позиции,

в

слогах, словах, предложениях, связной

речи.

Формировать

контроль

за

ходом своей деятельности.

4

Дифференциация т – д.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

звуков. Соотношение звуков с буквами

Знать и уметь сравнивать правильную

артикуляцию и характеристику звуков.

Развивать

умения

применять

полученные

знания

в

новых

4

13

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация

звуков

в

слогах,

с л о в а х ,

с л о в о с о ч е т а н и я х ,

предложениях, связной речи. Работа со

словами – паронимами.

Уметь соотносить звуки с символами и

буквами.

Уметь

дифференцировать

звуки

в

изолированной

позиции,

в

слогах, словах, предложениях, связной

речи.

ситуациях.

Дифференциация к – г.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

звуков. Соотношение звуков с буквами

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация

звуков

в

слогах,

с л о в а х ,

с л о в о с о ч е т а н и я х ,

предложениях, связной речи. Работа со

словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную

артикуляцию и характеристику звуков.

Уметь соотносить звуки с символами и

буквами.

Уметь

дифференцировать

звуки

в

изолированной

позиции,

в

слогах, словах, предложениях, связной

речи.

Р а з в и ват ь

у с т о й ч и в о с т ь

внимания,

способность

к

запоминанию, переключению.

4

Проверочная работа.

Проверка

навыков

письма

п од

диктовку.

Уметь

дифференцировать

звонкие

и

глухие

согласные

на

письме

под

диктовку.

Уметь

грамотно

записывать

слова

различной

з ву ко - с л о го в о й

структуры. Уметь правильно оформлять

предложения при письме.

Развивать функции контроля и

самоконтроля за ходом своей

деятельности.

1

Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты. 17 часов.

Дифференциация с-ш.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие

и познавательную активность.

2

Дифференциация з-ж.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

Развивать слуховое восприятие

и навыки самоконтроля.

2

14

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Дифференциация ч-ть.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие

и

р е г у л я т о р н о -

коммуникативные умения.

3

Дифференциация щ-сь.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие

и способность к запоминанию.

2

Дифференциация щ-ч.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие

и

с п о с о б н о с т ь

к

переключению.

3

15

Дифференциация ц-с.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Р а з в и в а т ь

с л у х о в о е

восприятие.

3

Дифференциация ц-ч.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на письме. Дифференциация звуков в

слогах, словах, предложениях, связной

р е ч и .

Р а б о т а

с о

с л о в а м и

паронимами.

Уметь

четко

произносить

изучаемые

звуки.

Знать

и

уметь

сравнивать

п р а в и л ь н у ю

а р т и к у л я ц и ю

и

х а р а к т е р и с т и к у

з ву ко в .

Ум е т ь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

з в у к и

в

изолированной

позиции,

в

слогах,

словах, предложениях, текстах.

Развивать

индивидуальные

у м е н и я

п р и

р е ш е н и и

совместных задач.

2

Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. 4 часа.

Дифференциация букв

б –д, а –о, и – у, п – т, и

–ш, л – м, - н, н – п.

Уточнение и сравнение артикуляции и

характеристик

звуков.

Соотнесение

звуков с буквами для их обозначения

на

письме.

Различение

букв

по

их

о п т и ч е с к и м

и

к и н е т и ч е с к и м

признакам.

Знать и уметь сравнивать правильную

а р т и к у л я ц и ю

з в у к о в .

У м е т ь

у с т а н а в л и в а т ь

с в я з ь

м е ж д у

п р о и з н е с е н н ы м

з в у ко м

и

е г о

графическим

изображением.

Уметь

д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь

б у к в ы

п о

оптическим и кинетическим признакам,

о п и р а я с ь

н а

к о л и ч е с т в о

и

про странственное

р асп ол ожен и е

элементов букв.

Развивать зрительное, оптико-

пространственное

восприятие,

моторную

координацию

и

мыслительные операции.

4

Итоговая

контрольная

работа.

П р о в е р к а

у с в о е н и я

н а в ы к о в

с формированно сти

письма

п од

диктовку и списывания.

Уметь списывать с печатного текста и

сличать

написанное

с

образом.

Уметь

писать под диктовку в соответствии с

программными требованиями.

Выявить

сформированность

действия самоконтроля.

2

16

Второй этап.

Повторение. 9 часов.

Корень слова. Однокоренные слова. 7 часов.

Р о д с т в е н н ы е

и

однокоренные слова.

О з н а к о м л е н и е

с

п о н я т и е м

« р од с т в е н н о е

с л о в о » .

П о д б о р

родственных

слов.

Ознакомление

с

однокоренными словами. Подготовка к

словообразованию.

Уметь

подбирать

родственные

слова.

Уметь

находить

и

обозначать

общую

часть.

Развивать наблюдательность к

языковым явлениям.

2

К о р е н ь

с л о в а .

Однокоренные слова.

Знакомство

с

понятием

«корень».

Выделение

единого

корня

в

серии

слов. Образование однокоренных слов,

относящихся к разным частям речи.

Уметь

находить

и

обозначать

общую

часть в группах слов. Уметь отбирать

однокоренные

слова

из

текста.

Уметь

образовывать однокоренные слова.

То же.

3

Дифференциация

о д н о к о р е н н ы х

и

родственных слов.

Правописание

однокоренных

и

родственных слов. Группировка слов

п о

з н а ч е н и я м .

С о с т а в л е н и е

словосочетаний

и

предложений

с

однокоренными словами.

Уметь дифференцировать однокоренные

и родственные слова, сравнивать их по

лексическому значению.

Развивать речевую активность.

2

Безударная гласная. 11 часов.

Ф о н е т и ч е с к а я

и

смыслоразличительная

роль ударения.

Ри т м и ч е с ка я

с т ру кту р а

с л о в а .

Смыслоразличительная роль ударения.

Ударные и безударные гласные.

Уметь

воспроизводить

ритм

слова

с

в ы д е л е н и е м

у д а р н о г о

с л о г а

(отстукивание,

отхлопывание).

Уметь

выделять в слове ударные и безударные

гласные.

Развивать

слуховое

внимание

к звучанию одного и того же

г л а с н о г о

в

у д а р н о й

и

безударной позиции.

1

Безударная

гласная,

проверяемая

Звучание

одного

и

того

же

звука

в

ударной

и

безударной

позиции.

Уметь

правильно

ставить

ударение

и

находить

безударную

гласную.

Уметь

Развивать

орфографическую

7

17

ударением.

Проверка

написания

безударных

гл а с н ы х

р а з н ы м и

с п о с о б а м и

(изменение

формы

слова,

подбор

однокоренных слов)

проверять

написание

безударных

гласных разными способами.

зоркость.

Сложные слова.

Способ

образования

сложных

слов.

Соединительная гласная. Лексическое

значение сложных слов.

Ум е т ь

п о л ь з о в ат ь с я

н а в ы к а м и

словообразования,

выделять

корни

в

сложном слове. Уметь конструировать

словосочетания.

Р а з в и в а т ь

л о г и ч е с к о е

мышление.

1

Проверочная

работа.

Работа над ошибками.

Проверка

усвоения

орфографических

навыков.

Ум е т ь

п и с ат ь

п од

д и кт о в ку

в

с о от ве т с т в и и

с

п р о г р а м м н ы м и

требованиями.

Выявлять

сформированность

действий самоконтроля.

2

Словообразование, словоизменение. 29 часов.

Образование слов при

помощи суффиксов.

Знакомство с суффиксами. Суффиксы

п р о ф е с с и й ,

у м е н ь ш и т е л ь н о -

ласкательные,

суффиксы

увеличения,

п р и л а г а т е л ь н ы х

и

г л а г о л о в .

Графическое

обозначение

суффикса.

С у ф ф и к с а л ь н ы й

с п о с о б

словообразования.

Уметь образовывать слова при помощи

суффиксов. Уметь объяснять изменение

значения слов от выбранного суффикса.

Уметь графически обозначать суффикс.

Уметь

подбирать

слова

к

заданной

схеме слова.

Ф о р м и р о в а т ь

я з ы к о в ы е

с р е д с т в а

и

у м е н и я

и м и

свободно пользоваться.

4

Образование слов при

помощи приставок.

З н а к о м с т в о

с

п р и с т а в к а м и .

Нахождение

приставки

в

словах.

Графическое

обозначение

приставки.

Смысловое

значение

прист авки.

П р а в о п и с а н и е

п р и с т а в о к .

Словообразование

при

помощи

приставок. Работа с антонимами.

Уметь

образовывать

новые

слова

при

помощи

приставок

и

объяснять

их

значение.

Уметь

подбирать

слова

к

заданной схеме слова. Уметь подбирать

подходящие

по

смыслу

приставки

к

словам

в

предложении.

Сравнение

л е к с и ч е с к и х

з н ач е н и й

с л о в

в

зависимости от приставки.

Р а з в и в ат ь

з р и т е л ь н о е

и

слуховое внимание. Развивать

в р е м е н н ы е

и

пространственные

представления.

4

18

Состав слова.

З а к р е п л е н и е

з н а н и й

о

к о р н е ,

приставке,

суффиксе

и

окончании.

Тренировка

в

языковом

анализе.

Уточнение значения слов.

Уметь находить значимые части слова в

простых по составу словах; подбирать

слова к заданным схемам.

Развивать

познавательную

активность.

3

Проверочная работа за

1

полугодие

(диктант,

списывание).

Проверка усвоения знаний, умений и

навыков.

Ум е т ь

п и с ат ь

п од

д и к т о в к у

в

с о о т в е т с т в и и

с

п р о г р а м м н ы м и

требованиями.

Р а з в и в а т ь

ф у н к ц и и

самоконтроля.

2

Работа над ошибками.

Развивать

умение

работать

н ад

ошибками.

Обобщить

пройденный

материал.

1

Предлоги.

Закрепление понятий о предлоге как о

ц е л о м

с л о в е .

Р а з в и т и е

пространственно-временных

представлений.

Уметь понимать значение предлогов и

правильно

употреблять

их.

Уметь

правильно

записывать

предлоги

со

словами.

П о в ы ш ат ь

м о т и ва ц и ю

к

обучению.

4

Дифференциация

п р е д л о г о в

и

приставок.

Практическое

овладение

учащимися

дифференцированным использованиям

приставок и предлогов.

Уметь дифференцировать приставки и

предлоги, правильно записывать их со

словами.

Р а з в и в а т ь

в н и м а н и е ,

способность к переключению.

6

Антонимы.

Практическое

овладение

учащимися

подбором

антонимов.

Работа

со

словарем.

У м е т ь

р а з л и ч а т ь

с л о в а

противоположные по значению.

Развивать

познавательную

активность.

2

Синонимы.

Практическое

овладение

учащимися

подбором синонимов.

Уметь различать близкие по значению

слова.

То же.

2

Многозначные слова.

Практическое

овладение

учащимися

многозначностью

слов.

Прямое

и

переносное значение слов. Работа со

словарем.

Уметь объяснять лексические значения

многозначных

слов,

с о с т а в л я т ь

предложения с данными словами.

То же.

1

19

Согласование. 7 часов.

Е д и н с т в е н н о е

и

множественное

число

существительных.

Согласование

п р и л а г ат е л ь н ы х

с

существительными

в

числе.

Развитие словаря признаков. Работа по

согласованию

прилагательных

с

существительными в числе.

Уметь согласовывать прилагательные с

существительными в числе.

Развивать наблюдательность.

2

Р о д

и м е н

существительных.

Согласование

п р и л а г ат е л ь н ы х

с

существительными

в

роде.

Согласование

существительных

с

прилагательными в роде.

Уметь правильно и четко произносить

окончания

прилагательных.

Уметь

согласовывать

прилагательные

с

существительными в роде.

Р а з в и в ат ь

у с т о й ч и в о с т ь

внимания,

способность

к

запоминанию.

2

Согласование

глаголов

с существительными в

числе.

С о г л а с о в а н и е

г л а г о л а

с

с у щ е с т в и т е л ь н ы м и

в

ч и с л е .

Обогащение словаря действий.

Уметь

согласовывать

глаголы

с

существительными в числе.

Развивать слуховое внимание.

1

Согласование глагола с

существительными

в

роде.

О п р е д е л е н и е

р о д а

и м е н

существительных.

Согласование

глагола

прошедшего

времени

с

с у щ е с т в и т е л ь н ы м и

в

р о д е .

Соотнесение глагольных окончаний с

родом существительных.

Ум е т ь

с о гл а с о в ы в а т ь

г л а г о л ы

п р о ш е д ш е г о

в р е м е н и

с

существительными в роде.

Р а з в и в а т ь

в р е м е н н ы е

представления.

2

Управление. 9 часов.

Винительный падеж.

П р а к т и ч е с к о е

у п о т р е б л е н и е

в и н и т е л ь н о г о

п а д е ж а

и м е н и

суще ствительного

по

в о п р о с у.

Правильное употребление предлогов в,

Ум е т ь

п о н и м а т ь

с в я з ь

с л о в

в

предложении,

которая

выявляется

при

помощи

вопроса

от

главного

слова

в

словосочетании

к

зависимому.

Уметь

Р а з в и в а т ь

н а в ы к

программирования

связного

высказывания.

1

20

на,

за,

под,

через,

про

с

именами

существительными

в

винительном

падеже.

правильно

употреблять

предлоги

данного падежа.

Родительный падеж.

П р а к т и ч е с к о е

у п о т р е б л е н и е

р о д и т е л ь н о г о

п а д е ж а

и м е н и

существительного

по

вопросу.

Учить

правильно

употреблять

предлоги без,

для, у, от , до, около, возле с именами

существительными

в

родительном

падеже.

Ум е т ь

п о н и м а т ь

с в я з ь

с л о в

в

предложении,

которая

выявляется

при

помощи

вопроса

от

главного

слова

в

словосочетании

к

зависимому.

Уметь

правильно

употреблять

предлоги

данного падежа.

Формировать умение отвечать

н а

в о п р о с ы

в

т о ч н о м

соответствии с инструкцией.

1

Дательный падеж.

П р а к т и ч е с к о е

у п о т р е б л е н и е

д а т е л ь н о г о

п а д е ж а

и м е н и

существительного

по

вопросу.

Учить

правильно употреблять предлоги по, к

с

именами

существительными

в

дательном падеже.

Ум е т ь

п о н и м а т ь

с в я з ь

с л о в

в

предложении,

которая

выявляется

при

помощи

вопроса

от

главного

слова

в

словосочетании

к

зависимому.

Уметь

правильно

употреблять

предлоги

данного падежа.

То же.

1

Творительный падеж.

П р а к т и ч е с к о е

у п о т р е б л е н и е

творительного

падежа

по

вопросу.

У ч и т ь

п р а в и л ь н о

у п о т р е б л я т ь

предлоги над, за, под, перед, с, между

с

именами

существительными

в

творительном падеже.

Ум е т ь

п о н и м а т ь

с в я з ь

с л о в

в

предложении,

которая

выявляется

при

помощи

вопроса

от

главного

слова

в

словосочетании

к

зависимому.

Уметь

правильно

употреблять

предлоги

данного падежа.

То же.

1

Предложный падеж.

П р а к т и ч е с к о е

у п о т р е б л е н и е

п р е д л о ж н о г о

п а д е ж а

и м е н и

существительного

по

вопросу.

Учить

правильно употреблять предлоги в, на,

о б ,

н а ,

п р и

с

и м е нами

существительными

в

предложном

падеже.

Ум е т ь

п о н и м а т ь

с в я з ь

с л о в

в

предложении,

которая

выявляется

при

помощи

вопроса

от

главного

слова

в

словосочетании

к

зависимому.

Уметь

правильно

употреблять

предлоги

данного падежа

Развивать

пространственную

координацию.

1

Закрепление

падежных форм.

Правильное

употребление

падежных

форм

имен

суще ствительных

с

Ум е т ь

п р а в и л ь н о

у п о т р е б л я т ь

п а д е ж н ы е

ф о р м ы

и м е н

Развивать функции контроля и

самоконтроля

за

ходом

своей

1

21

предлогами и без.

существительных

с

предлогами

и

без

них.

деятельности.

Проверочная работа.

П р о в е р к а

у с в о е н и я

н а в ы к о в

с формированно сти

письма

п од

диктовку и списывания.

Уметь списывать с печатного текста и

сличать

написанное

с

образом.

Уметь

писать под диктовку в соответствии с

программными требованиями.

Выявлять

сформированность

действий самоконтроля.

2

Работа над ошибками.

1

Третий этап. Связная речь. 18 часов.

Деление

сплошного

текста

на

отдельные

предложения.

Выделение

предложений

из

текста.

Определение

границ

предложения.

Оформление предложения.

У м е т ь

о п р е д е л я т ь

г р а н и ц ы

предложения.

Уметь

п р а в и л ь н о

записывать предложение.

Формировать

коммуникативную

функцию

речи

на

основе

предложения

как

средство

выражения

и

сообщения мысли.

1

Составление

предложений из слов.

Развитие

умений

конструировать

предложения

из

слов,

данных

в

начальной и нужных формах.

Уметь составлять предложения из слов.

Ум е т ь

п р а в и л ь н о

з а п и с ы в а т ь

предложения.

Развивать

понимание

логико-

грамматических конструкций.

1

Т е к с т .

П р и з н а к и

текста. Главная мысль.

Формирование

представлений

о

тексте: признаки текста. Определение

темы, основной мысли.

Уметь

выделять

признаки

связного

текста.

Уметь

определять

главную

мысль.

Формировать

коммуникативную

функцию

речи на основе текста.

1

Редактирование текста.

Отбор языковых средств, необходимых

для построения высказывания.

Уметь правильно выражать свои мысли.

Точно подбирать слова при построении

текста. Пользоваться синонимами.

Развивать слуховое внимание и

память.

1

Деформированный

текст.

Ус т а н о в л е н и е

с в я з н о с т и

и

последовательности

предложений

в

тексте.

Уметь

устанавливать

смысловую

зависимость

между

предложениями

в

тексте.

Р а з в и в а т ь

л о г и ч е с к о е

м ы ш л е н и е .

Т в о р ч е с к о е

воображение.

3

22

Деление

текста

н а

части.

Со ставление

плана.

Деление текста на части. Определение

главной мысли каждой части текста,

озаглавливание ее. Составление плана.

Уметь

делить

текст

на

части

в

соответствии

со

схемой

(начало,

середина,

конец).

Уметь

определять

тему высказывания. Отделять главную

мысль от второстепенной.

Р а з в и в а т ь

л о г и ч е с к о е

мышление,

совершенствовать

навыки

программирования

высказывания.

1

Текст-повествование.

Особенности

текста-повествования.

Последовательность

частей.

Деление

текста

на

части.

План

связного

высказывания.

Уметь

определять

тип

текста.

Уметь

последовательно

и

связно

передавать

события;

делить

текст

на

части,

с о с т а в л я т ь

п л а н

с в я з н о г о

высказывания.

Формировать

а н а л и т и ко -

синтетическую деятельность в

области языковых средств.

1

Изложение-

повествование.

Особенности

текста-повествования.

Тема

и

главная

мысль

текста

и

его

частей. План изложения.

Уметь

определять

тип

текста.

Уметь

выделять тему, главную мысль текста и

его

частей.

Уметь

выбирать

опорные

слова. Уметь записывать изложение по

заданному плану.

1

Текст-описание.

Особенности

текста

описания.

Последовательность

частей.

Деление

текста

на

части.

План

связного

высказывания.

Уметь

определять

тип

текста.

Уметь

выделять тему, главную мысль текста и

его

частей.

Уметь

выбирать

опорные

слова.

Уметь

записывать

изложение-

описание по заданному плану.

Совершенствовать

о т б о р

я з ы к о в ы х

с р е д с т в ,

необходимых

для

построения

данного вида высказывания.

1

Изложение-описание.

Особенности текста-описания. Тема и

главная

мысль

текста

и

его

частей.

План изложения.

Уметь

определять

тип

текста.

Уметь

выделять тему, главную мысль текста и

его

частей.

Уметь

выбирать

опорные

слова.

Уметь

записывать

изложение-

описание по заданному плану

То же.

1

Текст-рассуждение.

Особенности

текста-рассуждения.

Тема

и

главная

мысль

текста

и

его

частей. План изложения.

Уметь

определять

тип

текста.

Уметь

выделять тему, главную мысль текста и

его

частей.

Уметь

выбирать

опорные

слова.

Уметь

записывать

изложение

рассуждение по заданному плану

Совершенствовать

навыки

у с т а н о вл е н и я

п р и ч и н н о -

с л е д с т в е н н ы х

с в я з е й ,

р а з в и в а т ь

л о г и ч е с к о е

мышление.

1

23

Изложение-

рассуждение.

Особенности

текста

рассуждения.

Последовательность

частей.

Деление

текста

на

части.

План

связного

высказывания.

Уметь

определять

тип

текста.

Уметь

выделять тему, главную мысль текста и

его

частей.

Уметь

выбирать

опорные

слова.

Уметь

записывать

изложение-

рассуждение по заданному плану

То же.

1

Рассказ по заглавию и

данному началу.

Г л а в н а я

м ы с л ь

т е к с т а .

П о с л е д о в ат е л ь н о с т ь

п е р е д а ч и

с о б ы т и й .

В ы б о р

в и д а

т е к с т а

собственного высказывания.

Уметь

выбирать

тип

текста

для

собственного

высказывания.

Уметь

определять

главную

мысль

текста

по

заданному началу.

Совершенствовать

о т б о р

я з ы к о в ы х

с р е д с т в ,

необходимых

для

построения

данного вида высказывания.

2

Итоговая

проверочная

работа.

П р о в е р к а

у с в о е н и я

н а в ы к о в

с формированно сти

письма

п од

диктовку и списывания.

Уметь списывать с печатного текста и

сличать написанное с образом. Уметь

писать под диктовку в соответствии с

программными требованиями.

Выявить

сформированность

действий самоконтроля.

2

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Азова О. И. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников». М., 2010.

Бачина О. В., Вилочева М. П. «Школьный логопункт: организация и содержание работы». М., 2009, 314с.

Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2006, 158с.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. М., 2001, 334с.

Инструктивное

письмо

Министерства

образования

РФ

№2

от

14.02.2000

«Об

организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного учреждения».

Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

24

Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М, 1999, 138с.

Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие. СПб., 1997, 83с.

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие, М., 1995, 255с.

25



В раздел образования