Автор: Подлобная Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п. Пуровск Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Коррекционно-развивающего обучения учащегося 1 - Б класса (с ОВЗ) с ФФНР/НОНР
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
Рабочая программа
Коррекционно-развивающего обучения учащегося 1 - Б класса (с ОВЗ) с ФФНР/НОНР
Учитель-логопед: Е.А. Подлобная
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об
образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО
содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом
развитии
обучающихся,
их
социальную
адаптацию. Программа
коррекционной работы
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении
Рассмотрено
на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
______________Л.М. Могильчак
Протокол №1
От « 30 » августа 2018г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________ Э.Х. Гайнанова
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 1» п.
Пуровск
_____________________ Е.В. Фесенко
Приказ №____________
от « 31 » августа 2018г.
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования,
коррекцию
недостатков
речевого
развития
обучающихся,
их
социальную адаптацию.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую
сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы
речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся
начальных классов с вторичными нарушениями речи.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
а
также
на
основе
следующих
нормативно-правовых актов:
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений
образования";
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». –
М.: «Когито – Центр», 1996 г., подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2;
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,
Кукушкина
О.И.,
Гончарова
Е.Л.
Единая
концепция
специального
федерального
государственного
стандарта
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
2
Цель: устранить нарушения устной речи и профилактика появления нарушений письменной речи у учащегося 1-Б класса ( с ОВЗ).
Адресат: учащийся 1-Б класса с ФФНР/НВОНР, испытывающий затруднения при овладении устной и письменной речью.
Программа способствует решению следующих задач:
- восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- формировать связную речь;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;
- обеспечить условия для приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения материала по русскому
языку.
В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, предусмотренных стандартом,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная
программа
опирается
на
совокупность
основных
закономерностей
построения
учебного
процесса,
предлагаемых
современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и
др.),
а
также
данные
психологии,
согласно
которым
развивающий
и
воспитывающий
эффект
может
быть
достигнут
в
процессе
формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых
ситуаций.
Одно
из
принципиальных
требований
программы,
соблюдение
которого
способствует
оптимизации
корригирующего
обучения
–
коммуникативная
направленность
всего
комплекса
коррекционно-воспитательного
воздействия.
Все
это
отражается
в
содержании
программы.
3
Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными
ФФНР, и первого этапа коррекционной работы с детьми с НВОНР примерно одинаковы. Поэтому коррекционная работа с учащимися с
ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы.
Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю) по 1 этапу; на 90 часов в год по 2-3 этапу.
Программой предусмотрено проведение проверочных работ – 6; в каждый год обучения.
Рабочая программа предполагает использование УМК для учителя – логопеда:
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
- Логопедия/под редакцией Л. С. Волковой, М., 2002;
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М., 1995;
- Ястребова А. В., Бессонова Т. Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
- Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
- Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей, М., 2004.
Основные содержательные линии курса.
Для коррекции нарушений письменной речи программа включает три этапа.
На первом этапе ведется работа по формированию
- полноценных фонематических процессов;
- представлений о звукобуквенном составе слова;
- навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
4
- пространственно-временных представлений;
- психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
На втором этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе слова и синонимии
родного языка.
В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с помощью различных
аффиксов,
а
так
же
активного
и
адекватного
использования
их
в
целях
общения
и
различных
ситуациях,
отрабатывается
умение
устанавливать связи между формой слова и его значением (единства смысла и функции).
Основная цель третьего этапа – развивать и совершенствовать навыки построения связного высказывания: программирование смысловой
структуры высказывания; установление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех
или иных целях общения. Эти цели реализуются в определении умений и навыков анализировать текст; построении самостоятельного
связного высказывания.
Первый этап.
Речь. Предложение. Слово. 9 часов.
Речь.
Членение
речи
на
предложения,
предложения
на
слова,
слова
на
слоги
с
использованием
графических
схем.
Ударение.
Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.
Звуки и буквы. 81 час.
Звуко-слоговой анализ и синтез. Ударение. 13 часов.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта,
наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их
характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,
отражающей его звуко-слоговую структуру.
Гласные второго ряда. Твердые и мягкие согласные. 20 часов.
5
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (ё, е, ю, я, и) и мягким знаком. Дифференциация гласных.
Разделительный мягкий знак.
Звонкие и глухие согласные. 25 часов.
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение
парных согласных в слове,
представление о сильной и слабой позиции звуков в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков.
Свистящие, шипящие, аффрикаты. 17 часов.
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков.
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. 4 часа.
Второй этап.
Повторение. 9 часов.
Включаются темы, по которым допущено наибольшее количество ошибок во входных контрольных работах.
Корень. Однокоренные слова. 7 часов.
Безударная гласная. 11 часов.
Словообразование. Словоизменение. 29 часов.
Согласование. 7 часов.
Управление. 9 часов.
Третий этап.
Связная речь. 18 часов.
Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении занятий используются беседы, работа в группах,
организационные игры.
6
Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списывания.
Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренных программой, является примерным и определяется
конкретным составом группы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения.
При завершении первого этапа обучения у учащихся:
- будут восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения;
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, гласные, согласные, глухие, звонкие,
твердые, мягкие.
По истечении второго этапа учащиеся научатся:
- ориентироваться в морфологическом составе слова;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
К концу третьего этапа обучения учащиеся научатся:
- строить связное высказывание;
- устанавливать логику, точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбирать языковые средства для построения высказывания.
Учащиеся будут уметь:
7
- различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
- уметь дифференцировать согласные по твердости – мягкости, по глухости – звонкости;
- выполнять звукобуквенный,
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
;
- соотносить звук с буквой;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- грамотно писать под диктовку;
- образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
- производить разбор слов по составу;
- программировать смысловую структуру высказывания;
- анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
Примерное планирование содержания коррекционной работы.
Первый этап. Речь. Предложение. Слово. 9 часов.
Тема занятия
Содержание коррекционной работы
Основные
требования
к
формированию
умений и навыков
Развитие
психологических
предпосылок и навыков
учебной деятельности
Кол-
во
час.
по
план
у
фактически
8
Речь.
Звуки речи, способы их образования. Органы
речи. Речевые и неречевые звуки.
Знать строение артикуляционного аппарата.
Уметь
различать
речевые
и
неречевые
звуки.
Развивать
с л у хо в о е
внимание,
фонематическое
восприятие.
1
Пространственные
представления.
Ориентация
в
схеме
собственного
тела,
ориентировка
в
пространстве,
определение
последовательности предметного ряда.
Уметь
определять
право е
и
л е в о е
н а п р а в л е н и я
в
п р о с т р а н с т в е ,
пространственные
взаимоотношения
объектов, последовательность предметного
ряда; ориентироваться в схеме собственного
тела и в схеме человека стоящего напротив.
Развивать
устойчивость
внимания,
способность
к
з а п о м и н а н и ю ,
переключению.
1
Временные
представления.
Основные
единицы
времени,
периоды
че л о вече с ко го
во зр а с т а ;
в р е м е н н а я
последовательность действий, событий.
Знать
возраст
и
роль
членов
семьи,
названия
и
последовательность
частей
суток, дней недели, месяцев, времен года.
Формировать
умения
отвечать
на
вопросы
в
точном
соответствии
с
инструкцией, заданием.
1
Слова-предметы.
Слово как часть предложения. Лексическое
значение слова. Слова, обозначающие живые
и
неживые
предметы.
О б о з н ач е н и е
изучаемых слов при помощи схемы.
Владеть термином «слово». Уметь называть
и
г р а ф и ч е с к и
и з о б р а ж а т ь
с л о в а ,
обозначающие
предметы.
Уметь
ставить
вопросы к словам-предметам.
Развивать
коммуникативные
навыки.
1
Слова-действия.
О б о г а щ е н и е
гл а го л ь н о го
с л о в а р я .
Графическое
изображение
слов-действий.
Подбор действий к предмету.
Уметь называть и графически изображать
слова,
обозначающие
действие.
Уметь
подбирать
слова-действия
и
ставить
вопросы к словам-предметам.
Развивать
зрительное,
слуховое
внимание
и
память.
1
Дифференциация
слов-предметов
и
слов-действий.
П р а кт и ч е с ко е
о вл а д е н и е
н а в ы к а м и
составления
простого
нераспространенного
предложения.
Графическое
изображение
простых
предложений.
Подбор
слов
к
графическим схемам.
Уметь различать и графически изображать
слова-предметы
и
слова-действия.
Уметь
составлять
простые
нераспространенные
предложения.
Развивать
мыслительные
операции.
1
Слова-признаки.
Развитие
словаря
признаков.
Подбор
признаков к предметам. Соотнесение слов,
обозначающих
признаки
предметов,
со
Уметь называть и графически изображать
слова, обозначающие признаки предметов
( ц в е т,
в е л и ч и н у
и
т.
д . ) .
Ум е т ь
Формировать
умения
отвечать на вопросы по
х о д у
у ч е б н о й
1
9
схемой.
Развитие
навыков
постановки
вопросов
к
словам-признакам.
Роль
имен
прилагательных в речи.
с о гл а с о в ы ват ь
су щ е с т в и т е л ь н о е
с
прилагательным в роде, числе.
деятельности.
Распространение
простого
двусоставного
предложения
определением.
С о ч е т а н и е
п р и л а г а т е л ь н ы х
с
с у щ е с т в и т е л ь н ы м и .
П р а в и л ь н о е
употребление
окончаний
прилагательных.
Распространение двусоставного предложения
прилагательными.
Уметь
согласовывать
существительное
с
прилагательным в роде и числе и правильно
ставить вопрос к слову.
Развивать
с л у хо в о е
внимание, память.
1
Анализ предложения.
Определение
последовательности
слов
в
п р е д л о ж е н и и .
С о с т а в л е н и е
с х е м
предложений. Составление предложений по
схемам.
Ум е т ь
и н то н а ц и о н н о
п р о и з н о с и т ь
предложения и правильно их оформлять на
письме.
Формировать
монологическую
речь,
внимание,
зрительное
восприятие.
1
Звуки и буквы. 81 час. Звуко-слоговой анализ и синтез. Ударение. 13 час.
Г л а с н ы е
з в у к и .
Дифференциация
гласных
и
согласных
звуков.
Наблюдение за работой органов речи:
образование
гласных
первого
ряда,
согласных.
Сравнивать
звуки
по
способу
их
образования (гласные, согласные).
Активизировать
мыслительную
деятельность,
наблюдательность.
Развивать
тактильные ощущения.
1
Звукобуквенный
анализ
и синтез слова.
Звукобуквенный,
слоговой
анализ
и
синтез
слова
(выделение
первого,
по следнего
звука,
о п р ед е л е н и е
количества
звуков),
соотношение
между звуками и буквами.
Уметь
выполнять
звукобуквенный,
слоговой
анализ
и
синтез
слова,
соотносить звуки с буквами.
Ф о р м и р о в а т ь
у с л о в н о -
рефлекторные
связи
между
графемой и кинемой.
4
Слогообразующая
роль
гласных.
Деление
слов
на слоги.
Деление
слов
на
слоги,
выделение
ударного
слога.
Слогоритмическая
схема
слова.
Слогообразующая
роль
Уметь делить слова на слоги, выделять
ударный
слог
в
словах,
подбирать
слова к заданной схеме слова.
То же.
3
10
гласных.
Слоговой
ана лиз
и
синтез.
Слоговой анализ и синтез слов.
Уметь
выполнять
слоговой
анализ
и
синтез слов.
То же.
2
Ударение.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Д е л е н и е
с л о в
н а
с л о г и .
С м ы с л о р а з л и ч и т е л ь н а я
и
ф о н е т и ч е с к а я
р о л ь
уд а р е н и я .
Определение ударного слога в словах.
Соотнесение слова со схемой.
Уметь
делить
слова
на
с л о г и ,
определять
ударный
слог.
Уметь
о б ъ я с н я т ь
з н а ч е н и е
с л о в а
в
зависимости от ударения.
Р а з в и в а т ь
з р и т е л ь н о е
восприятие
и
оптиче ские
представления.
3
Гласные второго ряда. Твердые и мягкие согласные. 20 часов.
Обозначение мягкости
согласных
гласными
второго ряда.
Г л а с н ы е
в т о р о г о
р я д а .
Дифференциация
согласных
звуков
перед
гласными
второго
р я д а .
Соотнесение количества звуков и букв
в слове.
Уметь обозначать на письме мягкость
согласных
при
помощи
гласных
второго ряда.
Развивать слуховое внимание и
память.
2
Обозначение мягкости
согласной буквой ь.
Соотнесение количества букв и звуков
в слове. Смыслоразличительная роль ь.
Уметь на письме обозначать мягкость
согласных при помощи ь.
Развивать слуховое внимание и
логическое мышление.
2
Разделительный ь.
Соотнесение количества букв и звуков
в слове. Смыслоразличительная роль ь.
Уметь соотносить произношение слова
и его написание.
Развивать слуховое внимание и
логическое мышление.
2
Дифференциация а- я.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных.
Дифференциация
гласных.
Соотнесение звуков с буквами.
Уметь
дифференцировать
гласные
в
слогах,
словах,
предложениях.
Уметь
обозначать
мягкость
согласных
на
письме
при
помощи
гласной
второго
ряда.
Развивать
зрительно-моторную
и
п р о с т р а н с т в е н н у ю
ко о р д и н а ц и ю ,
с л у х о в о е
восприятие.
2
11
Дифференциация у- ю.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных.
Дифференциация
гласных.
Соотнесение звуков с буквами.
Уметь
дифференцировать
гласные
в
слогах,
словах,
предложениях.
Уметь
обозначать
мягкость
согласных
на
письме
при
помощи
гласной
второго
ряда.
То же
2
Дифференциация о-ё.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных.
Дифференциация
гласных.
Соотнесение звуков с буквами.
Уметь
дифференцировать
гласные
в
слогах,
словах,
предложениях.
Уметь
обозначать
мягкость
согласных
на
письме
при
помощи
гласной
второго
ряда.
То же.
2
Дифференциация ы- и.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных.
Дифференциация
гласных.
Соотнесение звуков с буквами.
Уметь
дифференцировать
гласные
в
слогах,
словах,
предложениях.
Уметь
обозначать
мягкость
согласных
на
письме
при
помощи
гласной
второго
ряда.
Развивать
слухопроизносительные
дифференцировки.
2
Дифференциация э-е.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных.
Дифференциация
гласных.
Соотнесение звуков с буквами.
Уметь
дифференцировать
гласные
в
слогах,
словах,
предложениях.
Уметь
обозначать
мягкость
согласных
на
письме
при
помощи
гласной
второго
ряда.
Развивать
зрительно-моторную
координацию
и
с л у хо в о е
восприятие.
2
Дифференциация ё-ю.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных.
Дифференциация
гласных.
Соотнесение звуков с буквами.
Уметь
дифференцировать
гласные
в
слогах,
словах,
предложениях.
Уметь
обозначать
мягкость
согласных
на
письме
при
помощи
гласной
второго
ряда.
Развивать
наблюдательность,
ф у н к ц и и
к о н т р о л я
и
самоконтроля.
2
Проверочная работа.
Проверка
навыков
письма
п од
диктовку
и
списывания
с
печатного
текста.
Уметь обозначать мягкость согласных
при письме при помощи гласных 2-го
ряда и ь. Уметь правильно оформлять
предложения при письме.
Развивать функции контроля и
самоконтроля
за
ходом
своей
деятельности.
2
12
Звонкие и глухие согласные. 25 часов.
Дифференциация с -з.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
звуков. Соотношение звуков с буквами
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
с л о в а х ,
с л о в о с о ч е т а н и я х ,
предложениях, связной речи. Работа со
словами – паронимами.
Знать и уметь сравнивать правильную
артикуляцию и характеристику звуков.
Уметь соотносить звуки с символами и
буквами.
Уметь
дифференцировать
звуки
в
изолированной
позиции,
в
слогах, словах, предложениях, связной
речи.
Развивать
м ы с л и т е л ь н ы е
операции.
4
Дифференциация ш–ж.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
звуков. Соотношение звуков с буквами
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
с л о в а х ,
с л о в о с о ч е т а н и я х ,
предложениях, связной речи. Работа со
словами – паронимами.
Знать и уметь сравнивать правильную
артикуляцию и характеристику звуков.
Уметь соотносить звуки с символами и
буквами.
Уметь
дифференцировать
звуки
в
изолированной
позиции,
в
слогах, словах, предложениях, связной
речи.
Р а з в и в а т ь
л о г и ч е с к о е
мышление.
4
Дифференциация в– ф.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
звуков. Соотношение звуков с буквами
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
с л о в а х ,
с л о в о с о ч е т а н и я х ,
предложениях, связной речи. Работа со
словами – паронимами.
Знать и уметь сравнивать правильную
артикуляцию и характеристику звуков.
Уметь соотносить звуки с символами и
буквами.
Уметь
дифференцировать
звуки
в
изолированной
позиции,
в
слогах, словах, предложениях, связной
речи.
Развивать
способность
к
переключению.
4
Дифференциация
п
–
б.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
звуков. Соотношение звуков с буквами
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
с л о в а х ,
с л о в о с о ч е т а н и я х ,
предложениях, связной речи. Работа со
словами – паронимами.
Знать и уметь сравнивать правильную
артикуляцию и характеристику звуков.
Уметь соотносить звуки с символами и
буквами.
Уметь
дифференцировать
звуки
в
изолированной
позиции,
в
слогах, словах, предложениях, связной
речи.
Формировать
контроль
за
ходом своей деятельности.
4
Дифференциация т – д.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
звуков. Соотношение звуков с буквами
Знать и уметь сравнивать правильную
артикуляцию и характеристику звуков.
Развивать
умения
применять
полученные
знания
в
новых
4
13
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
с л о в а х ,
с л о в о с о ч е т а н и я х ,
предложениях, связной речи. Работа со
словами – паронимами.
Уметь соотносить звуки с символами и
буквами.
Уметь
дифференцировать
звуки
в
изолированной
позиции,
в
слогах, словах, предложениях, связной
речи.
ситуациях.
Дифференциация к – г.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
звуков. Соотношение звуков с буквами
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
с л о в а х ,
с л о в о с о ч е т а н и я х ,
предложениях, связной речи. Работа со
словами – паронимами.
Знать и уметь сравнивать правильную
артикуляцию и характеристику звуков.
Уметь соотносить звуки с символами и
буквами.
Уметь
дифференцировать
звуки
в
изолированной
позиции,
в
слогах, словах, предложениях, связной
речи.
Р а з в и ват ь
у с т о й ч и в о с т ь
внимания,
способность
к
запоминанию, переключению.
4
Проверочная работа.
Проверка
навыков
письма
п од
диктовку.
Уметь
дифференцировать
звонкие
и
глухие
согласные
на
письме
под
диктовку.
Уметь
грамотно
записывать
слова
различной
з ву ко - с л о го в о й
структуры. Уметь правильно оформлять
предложения при письме.
Развивать функции контроля и
самоконтроля за ходом своей
деятельности.
1
Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты. 17 часов.
Дифференциация с-ш.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Развивать слуховое восприятие
и познавательную активность.
2
Дифференциация з-ж.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
Развивать слуховое восприятие
и навыки самоконтроля.
2
14
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Дифференциация ч-ть.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Развивать слуховое восприятие
и
р е г у л я т о р н о -
коммуникативные умения.
3
Дифференциация щ-сь.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Развивать слуховое восприятие
и способность к запоминанию.
2
Дифференциация щ-ч.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Развивать слуховое восприятие
и
с п о с о б н о с т ь
к
переключению.
3
15
Дифференциация ц-с.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Р а з в и в а т ь
с л у х о в о е
восприятие.
3
Дифференциация ц-ч.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на письме. Дифференциация звуков в
слогах, словах, предложениях, связной
р е ч и .
Р а б о т а
с о
с л о в а м и
–
паронимами.
Уметь
четко
произносить
изучаемые
звуки.
Знать
и
уметь
сравнивать
п р а в и л ь н у ю
а р т и к у л я ц и ю
и
х а р а к т е р и с т и к у
з ву ко в .
Ум е т ь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
з в у к и
в
изолированной
позиции,
в
слогах,
словах, предложениях, текстах.
Развивать
индивидуальные
у м е н и я
п р и
р е ш е н и и
совместных задач.
2
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. 4 часа.
Дифференциация букв
б –д, а –о, и – у, п – т, и
–ш, л – м, - н, н – п.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Соотнесение
звуков с буквами для их обозначения
на
письме.
Различение
букв
по
их
о п т и ч е с к и м
и
к и н е т и ч е с к и м
признакам.
Знать и уметь сравнивать правильную
а р т и к у л я ц и ю
з в у к о в .
У м е т ь
у с т а н а в л и в а т ь
с в я з ь
м е ж д у
п р о и з н е с е н н ы м
з в у ко м
и
е г о
графическим
изображением.
Уметь
д и ф ф е р е н ц и р о в а т ь
б у к в ы
п о
оптическим и кинетическим признакам,
о п и р а я с ь
н а
к о л и ч е с т в о
и
про странственное
р асп ол ожен и е
элементов букв.
Развивать зрительное, оптико-
пространственное
восприятие,
моторную
координацию
и
мыслительные операции.
4
Итоговая
контрольная
работа.
П р о в е р к а
у с в о е н и я
н а в ы к о в
с формированно сти
письма
п од
диктовку и списывания.
Уметь списывать с печатного текста и
сличать
написанное
с
образом.
Уметь
писать под диктовку в соответствии с
программными требованиями.
Выявить
сформированность
действия самоконтроля.
2
16
Второй этап.
Повторение. 9 часов.
Корень слова. Однокоренные слова. 7 часов.
Р о д с т в е н н ы е
и
однокоренные слова.
О з н а к о м л е н и е
с
п о н я т и е м
« р од с т в е н н о е
с л о в о » .
П о д б о р
родственных
слов.
Ознакомление
с
однокоренными словами. Подготовка к
словообразованию.
Уметь
подбирать
родственные
слова.
Уметь
находить
и
обозначать
общую
часть.
Развивать наблюдательность к
языковым явлениям.
2
К о р е н ь
с л о в а .
Однокоренные слова.
Знакомство
с
понятием
«корень».
Выделение
единого
корня
в
серии
слов. Образование однокоренных слов,
относящихся к разным частям речи.
Уметь
находить
и
обозначать
общую
часть в группах слов. Уметь отбирать
однокоренные
слова
из
текста.
Уметь
образовывать однокоренные слова.
То же.
3
Дифференциация
о д н о к о р е н н ы х
и
родственных слов.
Правописание
однокоренных
и
родственных слов. Группировка слов
п о
з н а ч е н и я м .
С о с т а в л е н и е
словосочетаний
и
предложений
с
однокоренными словами.
Уметь дифференцировать однокоренные
и родственные слова, сравнивать их по
лексическому значению.
Развивать речевую активность.
2
Безударная гласная. 11 часов.
Ф о н е т и ч е с к а я
и
смыслоразличительная
роль ударения.
Ри т м и ч е с ка я
с т ру кту р а
с л о в а .
Смыслоразличительная роль ударения.
Ударные и безударные гласные.
Уметь
воспроизводить
ритм
слова
с
в ы д е л е н и е м
у д а р н о г о
с л о г а
(отстукивание,
отхлопывание).
Уметь
выделять в слове ударные и безударные
гласные.
Развивать
слуховое
внимание
к звучанию одного и того же
г л а с н о г о
в
у д а р н о й
и
безударной позиции.
1
Безударная
гласная,
проверяемая
Звучание
одного
и
того
же
звука
в
ударной
и
безударной
позиции.
Уметь
правильно
ставить
ударение
и
находить
безударную
гласную.
Уметь
Развивать
орфографическую
7
17
ударением.
Проверка
написания
безударных
гл а с н ы х
р а з н ы м и
с п о с о б а м и
(изменение
формы
слова,
подбор
однокоренных слов)
проверять
написание
безударных
гласных разными способами.
зоркость.
Сложные слова.
Способ
образования
сложных
слов.
Соединительная гласная. Лексическое
значение сложных слов.
Ум е т ь
п о л ь з о в ат ь с я
н а в ы к а м и
словообразования,
выделять
корни
в
сложном слове. Уметь конструировать
словосочетания.
Р а з в и в а т ь
л о г и ч е с к о е
мышление.
1
Проверочная
работа.
Работа над ошибками.
Проверка
усвоения
орфографических
навыков.
Ум е т ь
п и с ат ь
п од
д и кт о в ку
в
с о от ве т с т в и и
с
п р о г р а м м н ы м и
требованиями.
Выявлять
сформированность
действий самоконтроля.
2
Словообразование, словоизменение. 29 часов.
Образование слов при
помощи суффиксов.
Знакомство с суффиксами. Суффиксы
п р о ф е с с и й ,
у м е н ь ш и т е л ь н о -
ласкательные,
суффиксы
увеличения,
п р и л а г а т е л ь н ы х
и
г л а г о л о в .
Графическое
обозначение
суффикса.
С у ф ф и к с а л ь н ы й
с п о с о б
словообразования.
Уметь образовывать слова при помощи
суффиксов. Уметь объяснять изменение
значения слов от выбранного суффикса.
Уметь графически обозначать суффикс.
Уметь
подбирать
слова
к
заданной
схеме слова.
Ф о р м и р о в а т ь
я з ы к о в ы е
с р е д с т в а
и
у м е н и я
и м и
свободно пользоваться.
4
Образование слов при
помощи приставок.
З н а к о м с т в о
с
п р и с т а в к а м и .
Нахождение
приставки
в
словах.
Графическое
обозначение
приставки.
Смысловое
значение
прист авки.
П р а в о п и с а н и е
п р и с т а в о к .
Словообразование
при
помощи
приставок. Работа с антонимами.
Уметь
образовывать
новые
слова
при
помощи
приставок
и
объяснять
их
значение.
Уметь
подбирать
слова
к
заданной схеме слова. Уметь подбирать
подходящие
по
смыслу
приставки
к
словам
в
предложении.
Сравнение
л е к с и ч е с к и х
з н ач е н и й
с л о в
в
зависимости от приставки.
Р а з в и в ат ь
з р и т е л ь н о е
и
слуховое внимание. Развивать
в р е м е н н ы е
и
пространственные
представления.
4
18
Состав слова.
З а к р е п л е н и е
з н а н и й
о
к о р н е ,
приставке,
суффиксе
и
окончании.
Тренировка
в
языковом
анализе.
Уточнение значения слов.
Уметь находить значимые части слова в
простых по составу словах; подбирать
слова к заданным схемам.
Развивать
познавательную
активность.
3
Проверочная работа за
1
полугодие
(диктант,
списывание).
Проверка усвоения знаний, умений и
навыков.
Ум е т ь
п и с ат ь
п од
д и к т о в к у
в
с о о т в е т с т в и и
с
п р о г р а м м н ы м и
требованиями.
Р а з в и в а т ь
ф у н к ц и и
самоконтроля.
2
Работа над ошибками.
Развивать
умение
работать
н ад
ошибками.
Обобщить
пройденный
материал.
1
Предлоги.
Закрепление понятий о предлоге как о
ц е л о м
с л о в е .
Р а з в и т и е
пространственно-временных
представлений.
Уметь понимать значение предлогов и
правильно
употреблять
их.
Уметь
правильно
записывать
предлоги
со
словами.
П о в ы ш ат ь
м о т и ва ц и ю
к
обучению.
4
Дифференциация
п р е д л о г о в
и
приставок.
Практическое
овладение
учащимися
дифференцированным использованиям
приставок и предлогов.
Уметь дифференцировать приставки и
предлоги, правильно записывать их со
словами.
Р а з в и в а т ь
в н и м а н и е ,
способность к переключению.
6
Антонимы.
Практическое
овладение
учащимися
подбором
антонимов.
Работа
со
словарем.
У м е т ь
р а з л и ч а т ь
с л о в а
противоположные по значению.
Развивать
познавательную
активность.
2
Синонимы.
Практическое
овладение
учащимися
подбором синонимов.
Уметь различать близкие по значению
слова.
То же.
2
Многозначные слова.
Практическое
овладение
учащимися
многозначностью
слов.
Прямое
и
переносное значение слов. Работа со
словарем.
Уметь объяснять лексические значения
многозначных
слов,
с о с т а в л я т ь
предложения с данными словами.
То же.
1
19
Согласование. 7 часов.
Е д и н с т в е н н о е
и
множественное
число
существительных.
Согласование
п р и л а г ат е л ь н ы х
с
существительными
в
числе.
Развитие словаря признаков. Работа по
согласованию
прилагательных
с
существительными в числе.
Уметь согласовывать прилагательные с
существительными в числе.
Развивать наблюдательность.
2
Р о д
и м е н
существительных.
Согласование
п р и л а г ат е л ь н ы х
с
существительными
в
роде.
Согласование
существительных
с
прилагательными в роде.
Уметь правильно и четко произносить
окончания
прилагательных.
Уметь
согласовывать
прилагательные
с
существительными в роде.
Р а з в и в ат ь
у с т о й ч и в о с т ь
внимания,
способность
к
запоминанию.
2
Согласование
глаголов
с существительными в
числе.
С о г л а с о в а н и е
г л а г о л а
с
с у щ е с т в и т е л ь н ы м и
в
ч и с л е .
Обогащение словаря действий.
Уметь
согласовывать
глаголы
с
существительными в числе.
Развивать слуховое внимание.
1
Согласование глагола с
существительными
в
роде.
О п р е д е л е н и е
р о д а
и м е н
существительных.
Согласование
глагола
прошедшего
времени
с
с у щ е с т в и т е л ь н ы м и
в
р о д е .
Соотнесение глагольных окончаний с
родом существительных.
Ум е т ь
с о гл а с о в ы в а т ь
г л а г о л ы
п р о ш е д ш е г о
в р е м е н и
с
существительными в роде.
Р а з в и в а т ь
в р е м е н н ы е
представления.
2
Управление. 9 часов.
Винительный падеж.
П р а к т и ч е с к о е
у п о т р е б л е н и е
в и н и т е л ь н о г о
п а д е ж а
и м е н и
суще ствительного
по
в о п р о с у.
Правильное употребление предлогов в,
Ум е т ь
п о н и м а т ь
с в я з ь
с л о в
в
предложении,
которая
выявляется
при
помощи
вопроса
от
главного
слова
в
словосочетании
к
зависимому.
Уметь
Р а з в и в а т ь
н а в ы к
программирования
связного
высказывания.
1
20
на,
за,
под,
через,
про
с
именами
существительными
в
винительном
падеже.
правильно
употреблять
предлоги
данного падежа.
Родительный падеж.
П р а к т и ч е с к о е
у п о т р е б л е н и е
р о д и т е л ь н о г о
п а д е ж а
и м е н и
существительного
по
вопросу.
Учить
правильно
употреблять
предлоги без,
для, у, от , до, около, возле с именами
существительными
в
родительном
падеже.
Ум е т ь
п о н и м а т ь
с в я з ь
с л о в
в
предложении,
которая
выявляется
при
помощи
вопроса
от
главного
слова
в
словосочетании
к
зависимому.
Уметь
правильно
употреблять
предлоги
данного падежа.
Формировать умение отвечать
н а
в о п р о с ы
в
т о ч н о м
соответствии с инструкцией.
1
Дательный падеж.
П р а к т и ч е с к о е
у п о т р е б л е н и е
д а т е л ь н о г о
п а д е ж а
и м е н и
существительного
по
вопросу.
Учить
правильно употреблять предлоги по, к
с
именами
существительными
в
дательном падеже.
Ум е т ь
п о н и м а т ь
с в я з ь
с л о в
в
предложении,
которая
выявляется
при
помощи
вопроса
от
главного
слова
в
словосочетании
к
зависимому.
Уметь
правильно
употреблять
предлоги
данного падежа.
То же.
1
Творительный падеж.
П р а к т и ч е с к о е
у п о т р е б л е н и е
творительного
падежа
по
вопросу.
У ч и т ь
п р а в и л ь н о
у п о т р е б л я т ь
предлоги над, за, под, перед, с, между
с
именами
существительными
в
творительном падеже.
Ум е т ь
п о н и м а т ь
с в я з ь
с л о в
в
предложении,
которая
выявляется
при
помощи
вопроса
от
главного
слова
в
словосочетании
к
зависимому.
Уметь
правильно
употреблять
предлоги
данного падежа.
То же.
1
Предложный падеж.
П р а к т и ч е с к о е
у п о т р е б л е н и е
п р е д л о ж н о г о
п а д е ж а
и м е н и
существительного
по
вопросу.
Учить
правильно употреблять предлоги в, на,
о б ,
н а ,
п р и
с
и м е нами
существительными
в
предложном
падеже.
Ум е т ь
п о н и м а т ь
с в я з ь
с л о в
в
предложении,
которая
выявляется
при
помощи
вопроса
от
главного
слова
в
словосочетании
к
зависимому.
Уметь
правильно
употреблять
предлоги
данного падежа
Развивать
пространственную
координацию.
1
Закрепление
падежных форм.
Правильное
употребление
падежных
форм
имен
суще ствительных
с
Ум е т ь
п р а в и л ь н о
у п о т р е б л я т ь
п а д е ж н ы е
ф о р м ы
и м е н
Развивать функции контроля и
самоконтроля
за
ходом
своей
1
21
предлогами и без.
существительных
с
предлогами
и
без
них.
деятельности.
Проверочная работа.
П р о в е р к а
у с в о е н и я
н а в ы к о в
с формированно сти
письма
п од
диктовку и списывания.
Уметь списывать с печатного текста и
сличать
написанное
с
образом.
Уметь
писать под диктовку в соответствии с
программными требованиями.
Выявлять
сформированность
действий самоконтроля.
2
Работа над ошибками.
1
Третий этап. Связная речь. 18 часов.
Деление
сплошного
текста
на
отдельные
предложения.
Выделение
предложений
из
текста.
Определение
границ
предложения.
Оформление предложения.
У м е т ь
о п р е д е л я т ь
г р а н и ц ы
предложения.
Уметь
п р а в и л ь н о
записывать предложение.
Формировать
коммуникативную
функцию
речи
на
основе
предложения
как
средство
выражения
и
сообщения мысли.
1
Составление
предложений из слов.
Развитие
умений
конструировать
предложения
из
слов,
данных
в
начальной и нужных формах.
Уметь составлять предложения из слов.
Ум е т ь
п р а в и л ь н о
з а п и с ы в а т ь
предложения.
Развивать
понимание
логико-
грамматических конструкций.
1
Т е к с т .
П р и з н а к и
текста. Главная мысль.
Формирование
представлений
о
тексте: признаки текста. Определение
темы, основной мысли.
Уметь
выделять
признаки
связного
текста.
Уметь
определять
главную
мысль.
Формировать
коммуникативную
функцию
речи на основе текста.
1
Редактирование текста.
Отбор языковых средств, необходимых
для построения высказывания.
Уметь правильно выражать свои мысли.
Точно подбирать слова при построении
текста. Пользоваться синонимами.
Развивать слуховое внимание и
память.
1
Деформированный
текст.
Ус т а н о в л е н и е
с в я з н о с т и
и
последовательности
предложений
в
тексте.
Уметь
устанавливать
смысловую
зависимость
между
предложениями
в
тексте.
Р а з в и в а т ь
л о г и ч е с к о е
м ы ш л е н и е .
Т в о р ч е с к о е
воображение.
3
22
Деление
текста
н а
части.
Со ставление
плана.
Деление текста на части. Определение
главной мысли каждой части текста,
озаглавливание ее. Составление плана.
Уметь
делить
текст
на
части
в
соответствии
со
схемой
(начало,
середина,
конец).
Уметь
определять
тему высказывания. Отделять главную
мысль от второстепенной.
Р а з в и в а т ь
л о г и ч е с к о е
мышление,
совершенствовать
навыки
программирования
высказывания.
1
Текст-повествование.
Особенности
текста-повествования.
Последовательность
частей.
Деление
текста
на
части.
План
связного
высказывания.
Уметь
определять
тип
текста.
Уметь
последовательно
и
связно
передавать
события;
делить
текст
на
части,
с о с т а в л я т ь
п л а н
с в я з н о г о
высказывания.
Формировать
а н а л и т и ко -
синтетическую деятельность в
области языковых средств.
1
Изложение-
повествование.
Особенности
текста-повествования.
Тема
и
главная
мысль
текста
и
его
частей. План изложения.
Уметь
определять
тип
текста.
Уметь
выделять тему, главную мысль текста и
его
частей.
Уметь
выбирать
опорные
слова. Уметь записывать изложение по
заданному плану.
1
Текст-описание.
Особенности
текста
–
описания.
Последовательность
частей.
Деление
текста
на
части.
План
связного
высказывания.
Уметь
определять
тип
текста.
Уметь
выделять тему, главную мысль текста и
его
частей.
Уметь
выбирать
опорные
слова.
Уметь
записывать
изложение-
описание по заданному плану.
Совершенствовать
о т б о р
я з ы к о в ы х
с р е д с т в ,
необходимых
для
построения
данного вида высказывания.
1
Изложение-описание.
Особенности текста-описания. Тема и
главная
мысль
текста
и
его
частей.
План изложения.
Уметь
определять
тип
текста.
Уметь
выделять тему, главную мысль текста и
его
частей.
Уметь
выбирать
опорные
слова.
Уметь
записывать
изложение-
описание по заданному плану
То же.
1
Текст-рассуждение.
Особенности
текста-рассуждения.
Тема
и
главная
мысль
текста
и
его
частей. План изложения.
Уметь
определять
тип
текста.
Уметь
выделять тему, главную мысль текста и
его
частей.
Уметь
выбирать
опорные
слова.
Уметь
записывать
изложение
рассуждение по заданному плану
Совершенствовать
навыки
у с т а н о вл е н и я
п р и ч и н н о -
с л е д с т в е н н ы х
с в я з е й ,
р а з в и в а т ь
л о г и ч е с к о е
мышление.
1
23
Изложение-
рассуждение.
Особенности
текста
–
рассуждения.
Последовательность
частей.
Деление
текста
на
части.
План
связного
высказывания.
Уметь
определять
тип
текста.
Уметь
выделять тему, главную мысль текста и
его
частей.
Уметь
выбирать
опорные
слова.
Уметь
записывать
изложение-
рассуждение по заданному плану
То же.
1
Рассказ по заглавию и
данному началу.
Г л а в н а я
м ы с л ь
т е к с т а .
П о с л е д о в ат е л ь н о с т ь
п е р е д а ч и
с о б ы т и й .
В ы б о р
в и д а
т е к с т а
собственного высказывания.
Уметь
выбирать
тип
текста
для
собственного
высказывания.
Уметь
определять
главную
мысль
текста
по
заданному началу.
Совершенствовать
о т б о р
я з ы к о в ы х
с р е д с т в ,
необходимых
для
построения
данного вида высказывания.
2
Итоговая
проверочная
работа.
П р о в е р к а
у с в о е н и я
н а в ы к о в
с формированно сти
письма
п од
диктовку и списывания.
Уметь списывать с печатного текста и
сличать написанное с образом. Уметь
писать под диктовку в соответствии с
программными требованиями.
Выявить
сформированность
действий самоконтроля.
2
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Азова О. И. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников». М., 2010.
Бачина О. В., Вилочева М. П. «Школьный логопункт: организация и содержание работы». М., 2009, 314с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2006, 158с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. М., 2001, 334с.
Инструктивное
письмо
Министерства
образования
РФ
№2
от
14.02.2000
«Об
организации
работы
логопедического
пункта
общеобразовательного учреждения».
Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
24
Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М, 1999, 138с.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие. СПб., 1997, 83с.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие, М., 1995, 255с.
25