Напоминание

"Животноводство в Ставропольском крае"


Автор: Губина Валентина Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Урок по окружающему миру
Тема: "Животноводство в Ставропольском крае"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по окружающему миру

Тема: «Животноводство в Ставропольском крае»

4 класс

Составила: Губина В.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя

Цели:

сформировать

представления

учащихся

об

еще

одной

отрасли

сельского

хозяйства – животноводстве;

ознакомить детей с отраслями животноводства;

развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать

в работе ранее полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

изучить особенности разведения и содержания домашних животных;

обратить внимание на существенные признаки во внешнем строении

животных и способы приспособления их к окружающей среде;

познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем

крае;

Развивающие:

Развивать

познавательный

интерес,

умение

логически

мыслить,

использовать в работе полученные знания.

Воспитательные:

воспитывать

уважение

к

людям

разных

профессий,

любовь

к

животным.

Оборудование:

Проектор, ПК, экран, презентация, тесты, карточки - помогайки,

рисунки,

фотографии

«На

молочной

ферме»,

«На

пастбище»,

«Конезавод»,

«Кролиководство»,

«На

птицеферме»,

«В

рыболовном

хозяйстве»,

«На

пасеке»;

раздаточный

материал

для

опроса

и

изучения

новой

темы;

презентация «Животноводство в нашем крае».

ХОД УРОКА:

I.

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда-

Сиянье ваших умных глаз

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестим же шпаги наших мнений,

И вместе проведем урок!

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной отраслью сельского

хозяйства – животноводством. Узнаем, на какие отрасли оно делится, и

какие из них развиты в нашем крае.

II.

Проверка домашнего задания

1.

Актуализация знаний

- Расскажите о животных, которые могут нанести ущерб растениеводству.

- Почему в поле, на огороде, в саду часто нарушается экологическое

равновесие? Докажите на примерах.

- Как человек может обеспечить экологическое равновесие? Приведите

примеры.

2.

Выполнение теста

Тест «Растениеводство и незаметные помощники урожая»

1.

Основными отраслями растениеводства являются…

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в)полеводство,овощеводство, птицеводство, рыболовство.

2.

Село дает городу…

а) продукты питания;

б) продукцию для заводов и фабрик;

в) продукцию для ткацких фабрик.

3.

Главными зерновыми культурами являются…

а) картофель, томаты, лен;

б) овес, ячмень, рожь, пшеница;

в) лук, репа, подсолнечник.

4.

К овощным культурам относятся…

а) морковь, петрушка, томат;

б) капуста, абрикос, персик;

в) вишня, баклажан, патиссон.

5.

К сельскохозяйственным профессиям относятся…

а) ткач, металлург, геолог;

б) агроном, комбайнер, овощевод;

в) цветовод, археолог, инженер.

6.

Масло получают из семян…

а) гречихи и ячменя;

б) проса и овса;

в) подсолнечника и льна.

7.

Жука с десятью полосками называют…

а) майским;

б) колорадским;

в)скоробеем;

г) жужелицей.

8.

Врагами тлей являются…

а) канюки;

б) синицы;

в) златоглазки;

г) божьи коровки.

9.

Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают…

а) златоглазки;

б) жужелицы;

в) пустельги;

г) скворцы.

10.От мышей и полевок урожай защищают…

а) совы;

б) канюки;

в) дрозды;

г) пустельги.

3. Индивидуальная работа по на доске:

- Составьте цепи питания:

Листья растений

Листья картофеля

Зерновые культуры

Яблоки

Полевые мыши

Яблонная плодожорка

Тли

Колорадский жук

Златоглазка

Пустельга

Жужелица

Сова

Божья коровка

Скворец

Канюк

Синица

Ответ:

Листья растений→

Тли→

Златоглазка

Листья растений →

Тли→

Божья коровка

Листья картофеля→

Колорадский жук→

Жужелица

Зерновые культуры→ Полевые мыши→

Пустельга

Зерновые культуры→ Полевые мыши→

Сова

Зерновые культуры→ Полевые мыши→

Канюк

Яблоки→

Яблонная плодожорка→ Скворец

Яблоки→

Яблонная плодожорка→ Синица

3.

В каждой строке выберите лишнее слово:

А) сад, поле, луг, огород, цветник;

Б) златоглазка, пустельга, жужелица, полевка;

В) малина, смородина, ежевика, облепиха;

Г) картофель, мука, крахмал;

Д) колорадский жук, божья коровка, яблонная плодожорка, тли.

III.

Работа над новой темой

- Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением

скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди

не

просто

одомашнили

животных,

а

вывели

множество

новых

пород.

В

настоящее

время

еще

одной

отраслью

сельского

хозяйства

является

животноводство.

Сегодня

у

нас

тоже

сельскохозяйственный

урок.

Мы

познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства. Какой, узнаете,

когда разгадаете загадки "Отгадай, кто это?»

1. Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

2. Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)

3. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

4. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

5. Эй, куда, борона?

Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)

6. Лежит под плетнем и крутит хвостом.

Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

- Что объединяет эти слова – отгадки? ( Это животные.)

- К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)

- На уроке речь пойдет о разведении и содержании домашних животных, то

есть о животноводстве, его роли в жизни человека

- Что обозначает слово «Животноводство»? Найдем толкование в словаре

С.И.Ожегова(Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение

сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел, и т.д.)

- Животноводство – это большая отрасль, и она делится на несколько частей.

Об этом мы продолжим наш разговор.

- В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете,

почему?

(На

территории

России

есть

разные

природные

зоны

и

пояса.)

(Наша страна расположена в холодном и умеренном тепловых поясах, есть

разные

погодные

условия,

разная

земнаяповерхность,

разные

формы

и

рельефы. В разных природных зонах – разная растительность и разные

животные.) –

Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Одних животных

разводят больше, других совсем не разводят.

- Подумайте, отчего это зависит? (От природных условий. Разные погодные

условия,

разная

земная

поверхность,

разные

формы

рельефа.

В

разных

природных зонах – разная растительность.)

- Природные условия каждой зоны определили их сельскохозяйственную

специализацию.

- Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае, об этом продолжим

наш разговор.

IV.

Учитель знакомит обучающихся с отраслями животноводства

V.

Работа по теме

1.

Животноводство в нашем крае.

Важной отраслью сельского хозяйства Ставропольского края является

животноводство. Оно, как и растениеводство, многоотраслевое. Ведущими

отраслями его в нашем

крае является молочно-мясное скотоводство,

свиноводство

и

промышленное

птицеводство.

Особенно стью

животноводства

края

является

отсутствие

пастбищ,

вследствие

чего

основа кормовой базы – полевое кормопроизводство.

Молочное

скотоводство

развито

повсеместно,

наибольшее

распространение

получило

в

Апанасенковском

районе,

Ипатовском,

Арзгирском, Туркменском

районах. Основной породой коров является

симментальская и черно-пестрая голштинская. В районах Буденновского

района поголовье коров различно: наибольшее – в

Изобильненском и

Шпаковском районах.

Свиноводство в своем размещении ориентируется на использование

картофеля, зерна и отходы пищевой промышленности и концентрируется

преимущественно

в

Петровском,

Красногвардейском

и

Грачевском

районах края. Основу поголовья свиней составляет крупная белая порода.

Овцеводство в нашей области не получило большого распространения

из-за

недостатка

пастбищ,

но,

тем

не

менее,

развито

практически

повсеместно. Преобладает тонкорунное и полутонкорунное мясошерстное

н а п р а в л е н и е

о т р а с л и .

О в ц е в о д с т в о

к р о м е

ш е р с т и

д а е т

высококачественное мясо.

Заметным

резервом

увеличения

мясных

ресурсов

является

птицеводство, особенно его бройлерное направление. В настоящее время в

крае

действует

несколько

птицеперерабатывающих

предприятий

«Благодарненское», «Огромный Овощинский комплекс » и т.д. На селе

«Овощи» бройлерный инкубатор по выращивают бройлерных индеек. В

Минераловодском

районе развивается такое экзотическое направление

птицеводства, как разведение страусов. В Советском районе производят

яйцо перепелиное и мясо перепелок.

На

территории

края

действует

несколько

крупных

хозяйств,

занимающихся рыболовством.

Пчеловодство

представлено

в

основном

частными

предприятиями.

Единственное

крупное

хозяйство,

занимающееся

пчеловодством,

расположено в Арзгирском районе

VI.

Физкультминутка

1.

Зрительная гимнастика

2.

Я буду называть животных; если оно домашнее – приседаем, если

дикое – подпрыгиваем: корова, буйвол, бык, бизон, коза, косуля, свинья,

кабан, лошадь, зебра, заяц, кролик, куры, павлины, карп, лещ, пчела,

оса.

. Работу будем вести четырьмя группами, каждая группа получит для работы

все необходимое.

Пакет заданий для первой группы

1.

Карточки с названием отраслей: разведение крупного рогатого скота,

разведение мелкого рогатого скота.

2.

Рисунки

и

фотографии

«На

молочной

ферме»,

«Выпас

отар

на

пастбище»

Источник: учебник с.138-139, география края, карточка-помогайка.

Пакет заданий для второй группы

1.

Карточки с названием отраслей: свиноводство, коневодство.

2.

Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Конезавод»

Источник: учебник с.138-139 география края, карточка-помогайка.( Конно-

спортивные клубы города), на Овощинском коне-заводе

Пакет заданий для третьей группы

1.

Карточки с названием отраслей: кролиководство, птицеводство.

2.

Рисунки

и

фотографии

«Кролиководство»,

«Работа

птицефабрики»,

«На птицеферме»

Источник:

учебник

с.138-139

,

география

края,

карточка-помогайка.

( Большой птице-комплекс ООО «Москва» ) Примеры

Пакет заданий для четвертой группы

1.

Карточки с названием отраслей: рыболовство, пчеловодство.

2.

Рисунки и фотографии «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке»

Источник: учебник с.138-139, география края, карточка-помогайка.

Карточка-помогайка (для всех групп):

1.

Название отрасли.

2.

Чем занимается отрасль, ее особенности.

3.

Получила ли развитие в нашем крае.

4. Решение задач по отраслям

Сначала обсуждение проводится в группах. Представители от каждой группы

делают обобщение. Проводится обсуждение в классе. В процессе обсуждения

заполняется таблица-схема «Отрасли животноводства». Выступление каждой

группы обобщает учитель.

Разведение крупного

рогатого скота

Рыболовство

Свиноводство

Разведение мелкого

рогатого скота

Отрасли

животноводства

Коневодство

Кролиководство

Птицеводство

Пчеловодство

-

В

список

отраслей

животноводства

можно

добавить

оленеводство

и

звероводство

(разведение

ценных

пушных

зверей).

За

работу

отраслей

животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники,

свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыболовы, пастухи и много других

людей с разными специальностями.

2.

Работа в рабочей тетради

С. 43

- Прочитайте.

-

.

Напишите названия животных, которых разводят в нашем крае по

группам

( Определить морфологические признаки сущ)

3. Закрепление изученного

- Что нового вам удалось узнать на нашем уроке?

- Что такое животноводство?

- Разгадайте кроссворд «Животноводство»

Вопросы к кроссворду:

1.

Отрасль животноводства, занимающаяся разведением уток, кур, гусей,

индеек.

2.

Человек, ухаживающий за пчелами.

3.

Родственник зайца.

4.

Он в мундире ярком, шпоры для красы. Днем он забияка, по утру –

часы.

5.

Доктор животных.

6.

С бородой – а не старик, с рогами – а не бык, не конь, а брыкается, доят,

но не корова, с пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет.

7.

Пятак есть, а ничего не купит.

8.

Посреди двора стоит копна, спереди - вилы, сзади - метла.

9.

Она

необходима

лесникам,

пастухам,

пограничникам

и

даже

милиционерам.

10.Человек, который сопровождает животных на пастбище.

11.Человек, занимающийся разведением скота.

12.По горам, по долам ходят шуба да кафтан.

13.Как называется шерсть овцы?

(Ответы: 1. Птицеводство. 2. Пчеловод. 3. Кролик. 4. Петух. 5. Ветеринар.

6. Коза. 7. Свинья. 8. Корова. 9. Лошадь. 10. Пастух. 11. Зоотехник. 12. Овца.

13. Руно.)

5

2

9

8

1

1

1

3

1

3 4

1

0

6 7

1

2

ж

VII.

Подведение итогов урока

1.

Что нового узнали о домашних животных?

2.

Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

3.

Что дает наш край стране?

Выставление оценок.

VIII.

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 214-222)



В раздел образования