Автор: Губина Валентина Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Урок по окружающему миру
Тема: "Животноводство в Ставропольском крае"
Раздел: начальное образование
Урок по окружающему миру
Тема: «Животноводство в Ставропольском крае»
4 класс
Составила: Губина В.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя
Цели:
сформировать
представления
учащихся
об
еще
одной
отрасли
сельского
хозяйства – животноводстве;
ознакомить детей с отраслями животноводства;
развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать
в работе ранее полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности разведения и содержания домашних животных;
обратить внимание на существенные признаки во внешнем строении
животных и способы приспособления их к окружающей среде;
познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем
крае;
Развивающие:
Развивать
познавательный
интерес,
умение
логически
мыслить,
использовать в работе полученные знания.
Воспитательные:
воспитывать
уважение
к
людям
разных
профессий,
любовь
к
животным.
Оборудование:
Проектор, ПК, экран, презентация, тесты, карточки - помогайки,
рисунки,
фотографии
«На
молочной
ферме»,
«На
пастбище»,
«Конезавод»,
«Кролиководство»,
«На
птицеферме»,
«В
рыболовном
хозяйстве»,
«На
пасеке»;
раздаточный
материал
для
опроса
и
изучения
новой
темы;
презентация «Животноводство в нашем крае».
ХОД УРОКА:
I.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда-
Сиянье ваших умных глаз
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестим же шпаги наших мнений,
И вместе проведем урок!
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной отраслью сельского
хозяйства – животноводством. Узнаем, на какие отрасли оно делится, и
какие из них развиты в нашем крае.
II.
Проверка домашнего задания
1.
Актуализация знаний
- Расскажите о животных, которые могут нанести ущерб растениеводству.
- Почему в поле, на огороде, в саду часто нарушается экологическое
равновесие? Докажите на примерах.
- Как человек может обеспечить экологическое равновесие? Приведите
примеры.
2.
Выполнение теста
Тест «Растениеводство и незаметные помощники урожая»
1.
Основными отраслями растениеводства являются…
а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в)полеводство,овощеводство, птицеводство, рыболовство.
2.
Село дает городу…
а) продукты питания;
б) продукцию для заводов и фабрик;
в) продукцию для ткацких фабрик.
3.
Главными зерновыми культурами являются…
а) картофель, томаты, лен;
б) овес, ячмень, рожь, пшеница;
в) лук, репа, подсолнечник.
4.
К овощным культурам относятся…
а) морковь, петрушка, томат;
б) капуста, абрикос, персик;
в) вишня, баклажан, патиссон.
5.
К сельскохозяйственным профессиям относятся…
а) ткач, металлург, геолог;
б) агроном, комбайнер, овощевод;
в) цветовод, археолог, инженер.
6.
Масло получают из семян…
а) гречихи и ячменя;
б) проса и овса;
в) подсолнечника и льна.
7.
Жука с десятью полосками называют…
а) майским;
б) колорадским;
в)скоробеем;
г) жужелицей.
8.
Врагами тлей являются…
а) канюки;
б) синицы;
в) златоглазки;
г) божьи коровки.
9.
Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают…
а) златоглазки;
б) жужелицы;
в) пустельги;
г) скворцы.
10.От мышей и полевок урожай защищают…
а) совы;
б) канюки;
в) дрозды;
г) пустельги.
3. Индивидуальная работа по на доске:
- Составьте цепи питания:
Листья растений
Листья картофеля
Зерновые культуры
Яблоки
Полевые мыши
Яблонная плодожорка
Тли
Колорадский жук
Златоглазка
Пустельга
Жужелица
Сова
Божья коровка
Скворец
Канюк
Синица
Ответ:
Листья растений→
Тли→
Златоглазка
Листья растений →
Тли→
Божья коровка
Листья картофеля→
Колорадский жук→
Жужелица
Зерновые культуры→ Полевые мыши→
Пустельга
Зерновые культуры→ Полевые мыши→
Сова
Зерновые культуры→ Полевые мыши→
Канюк
Яблоки→
Яблонная плодожорка→ Скворец
Яблоки→
Яблонная плодожорка→ Синица
3.
В каждой строке выберите лишнее слово:
А) сад, поле, луг, огород, цветник;
Б) златоглазка, пустельга, жужелица, полевка;
В) малина, смородина, ежевика, облепиха;
Г) картофель, мука, крахмал;
Д) колорадский жук, божья коровка, яблонная плодожорка, тли.
III.
Работа над новой темой
- Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением
скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди
не
просто
одомашнили
животных,
а
вывели
множество
новых
пород.
В
настоящее
время
еще
одной
отраслью
сельского
хозяйства
является
животноводство.
Сегодня
у
нас
тоже
сельскохозяйственный
урок.
Мы
познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства. Какой, узнаете,
когда разгадаете загадки "Отгадай, кто это?»
1. Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)
2. Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)
3. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
4. Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
5. Эй, куда, борона?
Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)
6. Лежит под плетнем и крутит хвостом.
Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)
- Что объединяет эти слова – отгадки? ( Это животные.)
- К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)
- На уроке речь пойдет о разведении и содержании домашних животных, то
есть о животноводстве, его роли в жизни человека
- Что обозначает слово «Животноводство»? Найдем толкование в словаре
С.И.Ожегова(Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение
сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел, и т.д.)
- Животноводство – это большая отрасль, и она делится на несколько частей.
Об этом мы продолжим наш разговор.
- В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете,
почему?
(На
территории
России
есть
разные
природные
зоны
и
пояса.)
(Наша страна расположена в холодном и умеренном тепловых поясах, есть
разные
погодные
условия,
разная
земнаяповерхность,
разные
формы
и
рельефы. В разных природных зонах – разная растительность и разные
животные.) –
Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Одних животных
разводят больше, других совсем не разводят.
- Подумайте, отчего это зависит? (От природных условий. Разные погодные
условия,
разная
земная
поверхность,
разные
формы
рельефа.
В
разных
природных зонах – разная растительность.)
- Природные условия каждой зоны определили их сельскохозяйственную
специализацию.
- Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае, об этом продолжим
наш разговор.
IV.
Учитель знакомит обучающихся с отраслями животноводства
V.
Работа по теме
1.
Животноводство в нашем крае.
Важной отраслью сельского хозяйства Ставропольского края является
животноводство. Оно, как и растениеводство, многоотраслевое. Ведущими
отраслями его в нашем
крае является молочно-мясное скотоводство,
свиноводство
и
промышленное
птицеводство.
Особенно стью
животноводства
края
является
отсутствие
пастбищ,
вследствие
чего
основа кормовой базы – полевое кормопроизводство.
Молочное
скотоводство
развито
повсеместно,
наибольшее
распространение
получило
в
Апанасенковском
районе,
Ипатовском,
Арзгирском, Туркменском
районах. Основной породой коров является
симментальская и черно-пестрая голштинская. В районах Буденновского
района поголовье коров различно: наибольшее – в
Изобильненском и
Шпаковском районах.
Свиноводство в своем размещении ориентируется на использование
картофеля, зерна и отходы пищевой промышленности и концентрируется
преимущественно
в
Петровском,
Красногвардейском
и
Грачевском
районах края. Основу поголовья свиней составляет крупная белая порода.
Овцеводство в нашей области не получило большого распространения
из-за
недостатка
пастбищ,
но,
тем
не
менее,
развито
практически
повсеместно. Преобладает тонкорунное и полутонкорунное мясошерстное
н а п р а в л е н и е
о т р а с л и .
О в ц е в о д с т в о
к р о м е
ш е р с т и
д а е т
высококачественное мясо.
Заметным
резервом
увеличения
мясных
ресурсов
является
птицеводство, особенно его бройлерное направление. В настоящее время в
крае
действует
несколько
птицеперерабатывающих
предприятий
«Благодарненское», «Огромный Овощинский комплекс » и т.д. На селе
«Овощи» бройлерный инкубатор по выращивают бройлерных индеек. В
Минераловодском
районе развивается такое экзотическое направление
птицеводства, как разведение страусов. В Советском районе производят
яйцо перепелиное и мясо перепелок.
На
территории
края
действует
несколько
крупных
хозяйств,
занимающихся рыболовством.
Пчеловодство
представлено
в
основном
частными
предприятиями.
Единственное
крупное
хозяйство,
занимающееся
пчеловодством,
расположено в Арзгирском районе
VI.
Физкультминутка
1.
Зрительная гимнастика
2.
Я буду называть животных; если оно домашнее – приседаем, если
дикое – подпрыгиваем: корова, буйвол, бык, бизон, коза, косуля, свинья,
кабан, лошадь, зебра, заяц, кролик, куры, павлины, карп, лещ, пчела,
оса.
. Работу будем вести четырьмя группами, каждая группа получит для работы
все необходимое.
Пакет заданий для первой группы
1.
Карточки с названием отраслей: разведение крупного рогатого скота,
разведение мелкого рогатого скота.
2.
Рисунки
и
фотографии
«На
молочной
ферме»,
«Выпас
отар
на
пастбище»
Источник: учебник с.138-139, география края, карточка-помогайка.
Пакет заданий для второй группы
1.
Карточки с названием отраслей: свиноводство, коневодство.
2.
Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Конезавод»
Источник: учебник с.138-139 география края, карточка-помогайка.( Конно-
спортивные клубы города), на Овощинском коне-заводе
Пакет заданий для третьей группы
1.
Карточки с названием отраслей: кролиководство, птицеводство.
2.
Рисунки
и
фотографии
«Кролиководство»,
«Работа
птицефабрики»,
«На птицеферме»
Источник:
учебник
с.138-139
,
география
края,
карточка-помогайка.
( Большой птице-комплекс ООО «Москва» ) Примеры
Пакет заданий для четвертой группы
1.
Карточки с названием отраслей: рыболовство, пчеловодство.
2.
Рисунки и фотографии «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке»
Источник: учебник с.138-139, география края, карточка-помогайка.
Карточка-помогайка (для всех групп):
1.
Название отрасли.
2.
Чем занимается отрасль, ее особенности.
3.
Получила ли развитие в нашем крае.
4. Решение задач по отраслям
Сначала обсуждение проводится в группах. Представители от каждой группы
делают обобщение. Проводится обсуждение в классе. В процессе обсуждения
заполняется таблица-схема «Отрасли животноводства». Выступление каждой
группы обобщает учитель.
Разведение крупного
рогатого скота
Рыболовство
Свиноводство
Разведение мелкого
рогатого скота
Отрасли
животноводства
Коневодство
Кролиководство
Птицеводство
Пчеловодство
-
В
список
отраслей
животноводства
можно
добавить
оленеводство
и
звероводство
(разведение
ценных
пушных
зверей).
За
работу
отраслей
животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники,
свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыболовы, пастухи и много других
людей с разными специальностями.
2.
Работа в рабочей тетради
С. 43
- Прочитайте.
-
.
Напишите названия животных, которых разводят в нашем крае по
группам
( Определить морфологические признаки сущ)
3. Закрепление изученного
- Что нового вам удалось узнать на нашем уроке?
- Что такое животноводство?
- Разгадайте кроссворд «Животноводство»
Вопросы к кроссворду:
1.
Отрасль животноводства, занимающаяся разведением уток, кур, гусей,
индеек.
2.
Человек, ухаживающий за пчелами.
3.
Родственник зайца.
4.
Он в мундире ярком, шпоры для красы. Днем он забияка, по утру –
часы.
5.
Доктор животных.
6.
С бородой – а не старик, с рогами – а не бык, не конь, а брыкается, доят,
но не корова, с пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет.
7.
Пятак есть, а ничего не купит.
8.
Посреди двора стоит копна, спереди - вилы, сзади - метла.
9.
Она
необходима
лесникам,
пастухам,
пограничникам
и
даже
милиционерам.
10.Человек, который сопровождает животных на пастбище.
11.Человек, занимающийся разведением скота.
12.По горам, по долам ходят шуба да кафтан.
13.Как называется шерсть овцы?
(Ответы: 1. Птицеводство. 2. Пчеловод. 3. Кролик. 4. Петух. 5. Ветеринар.
6. Коза. 7. Свинья. 8. Корова. 9. Лошадь. 10. Пастух. 11. Зоотехник. 12. Овца.
13. Руно.)
5
2
9
8
1
1
1
3
1
3 4
1
0
6 7
1
2
ж
VII.
Подведение итогов урока
1.
Что нового узнали о домашних животных?
2.
Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
3.
Что дает наш край стране?
Выставление оценок.
VIII.
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 214-222)