Напоминание

"Поговорим о Родине"


Автор: Головина Ольга Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: "Поговорим о Родине"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект родительского собрания

Родительское собрание в начальной школе на тему

«Поговорим о Родине»

Подготовила: Головина О.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 г.Ставрополь

Цели:

расширить

знания

родителей

о

роли

семьи

в

воспитании

патриотических чувств детей;

познакомить

родителей

с

приёмами

и

методами

патриотического

воспитания.

Задачи:

1.Демонстрировать

родителям

необходимость

обсуждения

нравственных тем в семье; повышать педагогическую культуру родителей,

пополнять

арсенал

их

знаний

по

вопросу

патриотического

воспитания

младших школьников.

2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации

патриотического воспитания детей.

3. Формировать нравственную культуру семьи.

Форма проведения: «Семейный совет» разговор взрослых и детей по

душам.

Подготовительная работа:

- изучение информации по проблеме;

- изготовление приглашений на родительское собрание (приложение

1);

- подготовка плакатов с высказываниями;

- анкетирование родителей;

-родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать

о том, как они в своей семье воспитывают патриотизм;

- подготовка памяток для родителей.

Оборудование: плакаты с высказываниями.

Ход собрания.

На семейном совете всем необходимо выполнять следующие правила:

Спокойная обстановка

Не заниматься попутно каким – либо делом, не говорить вполоборота

Заранее приготовить предложения

Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы

Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать

друг друга по плечу и т.п.)

Учитель приветствует родителей, сообщает тему «семейного совета» -

«Мы говорим о нашей Родине», его цели.

Вступление:

-Уважаемые

родители,

здравствуйте!

Сегодня

наше

собрание

посвящено теме, содержание которой было высказано с такой любовью и

теплом в стихотворении «С чего начинается Родина» (чтение учителем).

Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды

на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети,

девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами

нашей страны, либо нет.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему

нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих

корней – того, что близко, знакомо, понятно.

Семья

занимает

ведущее

место

в

системе

патриотического

воспитания.

В

семье,

как

первоначальной

ячейке

общества

начинается

процесс

воспитания

личности,

формирования

и

развития

патриотизма,

который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Актуализация темы.

С родителями было проведено анкетирование

Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке

патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель

патриотического

воспитания.

Многие

ответили,

что

будут

испытывать

затруднения

в

составлении

родословной.

Но

все

родители

единодушно

ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание

детей несут родители, а потом уже школа.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для

родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в

данном вопросе.

Мотивация родителей.

- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о

патриотическом воспитании ваших детей?

Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание»,

«патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели

воспитания» и т.д.

Родительский всеобуч.

Первая

ступень

формирования

патриотизма

-

формирование

родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и

дальним родственникам.

В нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт

воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих

семьях

ставят

перед

собой

задачу:

«Вот

сегодня

я

буду

воспитывать

патриота». Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в

процессе

каждодневного

общения

с

детьми,

на

собственном

примере.

Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом. Советы

родителям по патриотическому воспитанию детей:

1.

Относитесь

с

почтением

ко

всему,

что

создано

трудом

наших

предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего

народа!

2.

Познакомьте

детей

с

их

родиной,

с

их

ближним

и

дальним

окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!

3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте

детям их смысл!

4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на

нем.

5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.

6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа,

страны!

У

французского

писателя

А.

Экзюпери

есть

замечательная

сказка

«Маленький

принц».

В

ней

заключена

великая

мудрость,

есть

золотые

правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и

старайтесь учить своих детей:

На одной из планет Маленький принц спросил:

- А где люди?

- Их нет. Они летают, у них нет корней.

Надо

воспитывать

детей

так,

чтобы

они

не

были

Иванами,

не

помнящими родства.

Вторая ступень патриотизма – это через воспитание любви к Малой

Родине

ученическому

коллективу,

местным

традициям

и

истории.

Без

чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

- С чего начинается Родина для взрослых и детей?

- Может ли человек жить без Родины?

-Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой?

Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания

помочь

другим

людям,

своей

стране.

С

заботы

о

других

начинается

нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших

поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность

перед всеми живущими на Земле.

(На

доске

нарисовано

солнце

и

на

нем

написано «Патриот, кто

он?»). Давайте соберем лучи солнца и прочитаем их.

Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.

Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

Готов стать на защиту Отечества

Знает государственную символику

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Патриотами не рождаются, ими становятся.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к

Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.

Использование

государственных

символов

в

патриотическом

воспитании

детей

важная

составляющая

воспитания

патриотизма

и

гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления

социального единства общества.

Любовь и слава, небес простор,

Орёл двуглавый и триколор.

На самой лучшей из всех планет

Народ могучий и Президент!

Моя Отчизна! Моя Россия! Моя душа!

Четвертая ступень - война

Защита

Отечества

является

долгом

и

обязанностью

его

граждан.

Высшее

проявление

его

гражданский,

патриотический

долг

перед

Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества

– это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного

достоинства.

Эти

качества

необходимо

формировать

в

процессе

патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой

патриотического

воспитания.

Рассказывая

о

героических

личностях,

мы

стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так

как это может затронуть душу ребенка.

Подборка книг для детей о ВОВ (Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А.

«Последние холода» Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б.

«До

свидания,

мальчики!»

Богомолов

В.

«Иван»,

«Зося»

Ильина

Е.

«Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына» Печерская А. «Дети

герои

Великой

Отечественной

войны»

Сухова

А.

«Дети

войны).

Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не

оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без

слез.

Эти

книги

о

войне

для

детей

помогут

подрастающему

поколению

научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что

есть в их жизни.

Литературная

викторина

по

рассказам

С.Алексеева

("Мишка",

"Подвиг

у

Дубосеково",

"Ленинградская

походка",

"Шуба»,

"Дивизия",

"Победа" "Монблан и Вавилов", "Победа").

Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на

которой пролито много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях

многократно

подтверждалась

сила

и

храбрость

русского

воина,

его

самоотверженность и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды

тем, что погибали за Родину в бою. Нечеловеческое напряжение переносили

люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома,

слова любви матерей и жен, память о детях.

Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой

дом»

- Кем они были – Герои Великой Отечественной?

-Обычными мальчиками, вчерашними школьниками. И в крови, и в

смерти, и в веках, ставшие бессмертными богатырями на границах земли

русской.

Я горжусь своим современником

И

в

сегодняшней

жизни

есть

примеры

служения

обществу

самоотверженные

врачи,

спасатели,

выдающиеся

ученые,

люди,

организующие

благотворительную

помощь

нуждающимся,

социально

активные граждане.

Нужно

постоянно

повторять

ребятам

о

том,

что

патриотические

чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они

построены на уважении к людям различной национальности.

К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о

том,

совершаем

мы

патриотические

поступки

или

нет,

но

мы

должны

помнить

о

том,

что

любовь

к

своей

семье,

к

своей

Родине,

являются

ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.

Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!

Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!

Моя Родина! Моя Россия!

Работа в группах.

Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.

1 задание.

Учитель:

Каждой

группе

предлагаются

бланки

с

утверждениями,

которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению,

графах поставьте значок “галочка”. На работу отводится 3 – 5 минут (После

окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому

утверждению).

2 задание.

Учитель:

Групповая

работа

по

бланку.

Ответ

на

вопро с:

«Патриотическое

воспитание

в

семье

это

миф

или

реальность?».

(Приложение 4)

2 этап. Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний

групп

и

помогает

собравшимся

определить

действенные

формы

патриотического

воспитания

в

семье

и

в

школе,

необходимость

взаимодействия в решении данной проблемы.

3 задание.

В развитии и воспитании младших школьников значительное место

занимают родители.

Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации

патриотического воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты,

которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными.

На

работу

отводится

5

минут.

О

готовности

группа

сообщает

поднятием руки. (Каждая группа продумывает памятку для родителей. Затем

зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии.

После этого зачитывается окончательный вариант).

Рассматривание,

обсуждение

и

принятие

плана

семейных

мероприятий по патриотическому воспитанию.

Решение собрания (в виде рекомендаций):

1.Рекомендовать

классному

руководителю

включить

предложенные

родителями

формы

организации

работы

в

программу

внеурочной

деятельности класса.

2.Обсудить

материалы

родительского

собрания

в

семьях

учеников

класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.

3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно

плану мероприятий.

Рефлексия.

- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел

для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В

конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность.

(Родители

пишут

краткие

сообщения

учителю

с

использованием

ключевых

фраз:

меня

поразило,

меня

удивило,

я

узнала,

показалось

интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило).

Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители

рады сделать всё, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым.

Правы ли они в этом? Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и

светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. И учителя работают

ради

того,

чтобы

из

ростка

вырос

цветок,

которым

будут

восхищаться,

которого будут любить.

Список литературы

Н,И.Дереклеева.

Новые

родительские

собрания.-Москва,

«ВАКО»,

2006г.

Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011

г.,

Метенова

Н.М.

Родительские

собрания.

Методическое

пособие.

Ярославль, 2008 г.,

Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М.,

2001.

Овчинников И. Г. Будь гражданином – М., 1986г



В раздел образования