Автор: Головина Ольга Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: "Поговорим о Родине"
Раздел: начальное образование
Конспект родительского собрания
Родительское собрание в начальной школе на тему
«Поговорим о Родине»
Подготовила: Головина О.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г.Ставрополь
Цели:
расширить
знания
родителей
о
роли
семьи
в
воспитании
патриотических чувств детей;
познакомить
родителей
с
приёмами
и
методами
патриотического
воспитания.
Задачи:
1.Демонстрировать
родителям
необходимость
обсуждения
нравственных тем в семье; повышать педагогическую культуру родителей,
пополнять
арсенал
их
знаний
по
вопросу
патриотического
воспитания
младших школьников.
2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации
патриотического воспитания детей.
3. Формировать нравственную культуру семьи.
Форма проведения: «Семейный совет» разговор взрослых и детей по
душам.
Подготовительная работа:
- изучение информации по проблеме;
- изготовление приглашений на родительское собрание (приложение
1);
- подготовка плакатов с высказываниями;
- анкетирование родителей;
-родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать
о том, как они в своей семье воспитывают патриотизм;
- подготовка памяток для родителей.
Оборудование: плакаты с высказываниями.
Ход собрания.
На семейном совете всем необходимо выполнять следующие правила:
Спокойная обстановка
Не заниматься попутно каким – либо делом, не говорить вполоборота
Заранее приготовить предложения
Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы
Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать
друг друга по плечу и т.п.)
Учитель приветствует родителей, сообщает тему «семейного совета» -
«Мы говорим о нашей Родине», его цели.
Вступление:
-Уважаемые
родители,
здравствуйте!
Сегодня
наше
собрание
посвящено теме, содержание которой было высказано с такой любовью и
теплом в стихотворении «С чего начинается Родина» (чтение учителем).
Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды
на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети,
девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами
нашей страны, либо нет.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему
нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих
корней – того, что близко, знакомо, понятно.
Семья
занимает
ведущее
место
в
системе
патриотического
воспитания.
В
семье,
как
первоначальной
ячейке
общества
начинается
процесс
воспитания
личности,
формирования
и
развития
патриотизма,
который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Актуализация темы.
С родителями было проведено анкетирование
Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке
патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель
патриотического
воспитания.
Многие
ответили,
что
будут
испытывать
затруднения
в
составлении
родословной.
Но
все
родители
единодушно
ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание
детей несут родители, а потом уже школа.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для
родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в
данном вопросе.
Мотивация родителей.
- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о
патриотическом воспитании ваших детей?
Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание»,
«патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели
воспитания» и т.д.
Родительский всеобуч.
Первая
ступень
формирования
патриотизма
-
формирование
родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и
дальним родственникам.
В нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт
воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих
семьях
ставят
перед
собой
задачу:
«Вот
сегодня
я
буду
воспитывать
патриота». Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в
процессе
каждодневного
общения
с
детьми,
на
собственном
примере.
Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом. Советы
родителям по патриотическому воспитанию детей:
1.
Относитесь
с
почтением
ко
всему,
что
создано
трудом
наших
предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего
народа!
2.
Познакомьте
детей
с
их
родиной,
с
их
ближним
и
дальним
окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!
3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте
детям их смысл!
4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на
нем.
5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.
6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа,
страны!
У
французского
писателя
А.
Экзюпери
есть
замечательная
сказка
«Маленький
принц».
В
ней
заключена
великая
мудрость,
есть
золотые
правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и
старайтесь учить своих детей:
На одной из планет Маленький принц спросил:
- А где люди?
- Их нет. Они летают, у них нет корней.
Надо
воспитывать
детей
так,
чтобы
они
не
были
Иванами,
не
помнящими родства.
Вторая ступень патриотизма – это через воспитание любви к Малой
Родине
–
ученическому
коллективу,
местным
традициям
и
истории.
Без
чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
- С чего начинается Родина для взрослых и детей?
- Может ли человек жить без Родины?
-Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой?
Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания
помочь
другим
людям,
своей
стране.
С
заботы
о
других
начинается
нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших
поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность
перед всеми живущими на Земле.
(На
доске
нарисовано
солнце
и
на
нем
написано «Патриот, кто
он?»). Давайте соберем лучи солнца и прочитаем их.
Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
Готов стать на защиту Отечества
Знает государственную символику
Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Патриотами не рождаются, ими становятся.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к
Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Использование
государственных
символов
в
патриотическом
воспитании
детей
–
важная
составляющая
воспитания
патриотизма
и
гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления
социального единства общества.
Любовь и слава, небес простор,
Орёл двуглавый и триколор.
На самой лучшей из всех планет
Народ могучий и Президент!
Моя Отчизна! Моя Россия! Моя душа!
Четвертая ступень - война
Защита
Отечества
является
долгом
и
обязанностью
его
граждан.
Высшее
проявление
его
—
гражданский,
патриотический
долг
перед
Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества
– это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного
достоинства.
Эти
качества
необходимо
формировать
в
процессе
патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой
патриотического
воспитания.
Рассказывая
о
героических
личностях,
мы
стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так
как это может затронуть душу ребенка.
Подборка книг для детей о ВОВ (Воронкова Л. «Девочка из города»
Голявкин В. «Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А.
«Последние холода» Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б.
«До
свидания,
мальчики!»
Богомолов
В.
«Иван»,
«Зося»
Ильина
Е.
«Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына» Печерская А. «Дети
–
герои
Великой
Отечественной
войны»
Сухова
А.
«Дети
войны).
Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не
оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без
слез.
Эти
книги
о
войне
для
детей
помогут
подрастающему
поколению
научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что
есть в их жизни.
Литературная
викторина
по
рассказам
С.Алексеева
("Мишка",
"Подвиг
у
Дубосеково",
"Ленинградская
походка",
"Шуба»,
"Дивизия",
"Победа" "Монблан и Вавилов", "Победа").
Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на
которой пролито много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях
многократно
подтверждалась
сила
и
храбрость
русского
воина,
его
самоотверженность и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды
тем, что погибали за Родину в бою. Нечеловеческое напряжение переносили
люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома,
слова любви матерей и жен, память о детях.
Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой
дом»
- Кем они были – Герои Великой Отечественной?
-Обычными мальчиками, вчерашними школьниками. И в крови, и в
смерти, и в веках, ставшие бессмертными богатырями на границах земли
русской.
Я горжусь своим современником
И
в
сегодняшней
жизни
есть
примеры
служения
обществу
—
самоотверженные
врачи,
спасатели,
выдающиеся
ученые,
люди,
организующие
благотворительную
помощь
нуждающимся,
социально
активные граждане.
Нужно
постоянно
повторять
ребятам
о
том,
что
патриотические
чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они
построены на уважении к людям различной национальности.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о
том,
совершаем
мы
патриотические
поступки
или
нет,
но
мы
должны
помнить
о
том,
что
любовь
к
своей
семье,
к
своей
Родине,
являются
ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.
Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!
Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!
Моя Родина! Моя Россия!
Работа в группах.
Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.
1 задание.
Учитель:
Каждой
группе
предлагаются
бланки
с
утверждениями,
которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению,
графах поставьте значок “галочка”. На работу отводится 3 – 5 минут (После
окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому
утверждению).
2 задание.
Учитель:
Групповая
работа
по
бланку.
Ответ
на
вопро с:
«Патриотическое
воспитание
в
семье
–
это
миф
или
реальность?».
(Приложение 4)
2 этап. Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний
групп
и
помогает
собравшимся
определить
действенные
формы
патриотического
воспитания
в
семье
и
в
школе,
необходимость
взаимодействия в решении данной проблемы.
3 задание.
В развитии и воспитании младших школьников значительное место
занимают родители.
Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации
патриотического воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты,
которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными.
На
работу
отводится
5
минут.
О
готовности
группа
сообщает
поднятием руки. (Каждая группа продумывает памятку для родителей. Затем
зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии.
После этого зачитывается окончательный вариант).
Рассматривание,
обсуждение
и
принятие
плана
семейных
мероприятий по патриотическому воспитанию.
Решение собрания (в виде рекомендаций):
1.Рекомендовать
классному
руководителю
включить
предложенные
родителями
формы
организации
работы
в
программу
внеурочной
деятельности класса.
2.Обсудить
материалы
родительского
собрания
в
семьях
учеников
класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.
3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно
плану мероприятий.
Рефлексия.
- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел
для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В
конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность.
(Родители
пишут
краткие
сообщения
учителю
с
использованием
ключевых
фраз:
меня
поразило,
меня
удивило,
я
узнала,
показалось
интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило).
Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители
рады сделать всё, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым.
Правы ли они в этом? Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и
светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. И учителя работают
ради
того,
чтобы
из
ростка
вырос
цветок,
которым
будут
восхищаться,
которого будут любить.
Список литературы
Н,И.Дереклеева.
Новые
родительские
собрания.-Москва,
«ВАКО»,
2006г.
Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011
г.,
Метенова
Н.М.
Родительские
собрания.
Методическое
пособие.
–
Ярославль, 2008 г.,
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М.,
2001.
Овчинников И. Г. Будь гражданином – М., 1986г