Автор: Липова Наталья Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Юрковская СОШ
Населённый пункт: Село Юрковка Тарумовского района Республики Дагестан
Наименование материала: Урок обучения грамоте
Тема: Гласный звук у? ,Буквы Уу
Раздел: начальное образование
Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель:
познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.
Задачи:
1) обучающие: -совершенствование умения выделять звуки в словах;
-формирование навыка чтения;
-совершенствование умения составлять предложения и тексты по иллюстрации.
2).развивающие: -развитие связанной и учебно-научной речи учащихся;
-развитие процессов синтеза и анализа;
-развитие памяти.
3).воспитывающие: -воспитание интереса к книге;
-воспитание культуры речи;
-воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.
Оборудование:
для учителя: учебник «Русская азбука»; игра «Буквы-парашютисты»; мягкая игрушка утенка; письмо от утенка; карточки с
изображением печатных и письменных букв У, у, ; картинки с предметами, которые похожи на букву У; картонный домик для
букв красного цвета; карточки-звуки и карточки-слияния ; наборное полотно; книга Волиной В.В.Занимательное
Азбуковедение . - М.: «Просвещение», 1994г., видеоурок.
для учащихся: учебник «Русская азбука»; кусок бархатной бумаги и обрывки ниток разного размера (в конверте); касса букв;
индивидуальные наборы карточек-звуков и карточек-слияний (в конверте).
Ход урока:
1.Орг. момент (2 мин)
а) Приветствие.
Учитель: Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться:
Дети: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Улыбнитесь нашим гостям.
Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Тихо сядем и повторим правила поведения:
На уроке мы сидим
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
б) Проверка готовности к уроку.
- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
- Сегодня на уроке нам потребуется учебник «Русская азбука», касса букв, набор для составления схем слов, набор для
ниткописи.
2. Актуализация знаний. Повторение.
Игра «Буквы-парашютисты» (8 мин)
(Учитель готовит игру на доске во время перемены. К началу урока створки доски прикрыты.)
Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых изображены: кот, арбуз, белка, зайчик,
горы, рыбы, тигр, гриб,розы,осень; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.
- Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе.
Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с
изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.
Дети соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением кота,
потому что в слове [к о т] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.
- Буквы вам благодарны за успешную посадку. Они хотят спеть вам песенку. Я буду показывать на букву, а вы должны долго
тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву.
Дети поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о].
- Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?
Предполагаемый ответ: буквы О, о, А, а, ы, И, и обозначают гласные звуки.
Физкультминутка
3.Работа по теме урока (19 мин)
а) Введение в тему урока.
- Ребята, перед уроками я получила письмо:
«Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу
подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я:
Удивительный ребенок,
Только вышел из пеленок,
Могу плавать и нырять,
Как моя родная мать».
- Кто же этот таинственный гость?(Предполагаемый ответ: утенок.)
- Как догадались, что это утенок?(Предполагаемый ответ: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.)
б) Выделение звука [у] из слова.
- Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.
Дети выделяют звук в слове УТЕНОК: [у] .
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? С чем мы познакомимся?(Мы узнаем много нового и интересного о новом
звуке [у] и познакомимся с буквами, которые обозначают на письме этот звук. Также вы прочитаете предложения с новой
буквой.)
Итак тема нашего урока….(Чтение темы с.37)
- Какой это звук: гласный или согласный? (Предполагаемый ответ: звук [у] гласный, т.к. он тянется и поется, воздух во рту
преград не встречает.)
- Какое расположение принимают губы при произношении звука [у]?
Этот звук ударный или безударный?(Может быть ударным и безударным).
Проверим.
На доске слова: утки, гуси, окуни, улитка.
- Вспомните, в каких еще словах мы встречаем этот гласный звук?
(Дети вслух произносят слова, выделяя голосом звук [у]; определяют его местоположение в слове: начало, конец, середина.)
Видеоурок
в) Упражнение в умении слышать звук [у] в словах
- Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звук [у] в словах. Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком.
После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуком [у]. Выиграет тот ряд, который назовет больше
слов.
(Учитель зачитывает рассказ из книги В.Волиной «Занимательное Азбуковедение» с.295 «Про маленького паучка».)
Выявляется ряд-победитель.
г) Знакомство с буквами У, у
В классе появляется утенок (озвучивает учитель)
- Здравствуйте ребята! Я сейчас слышал, как вы играли в какую-то интересную игру. Какое правило было в вашей игре?
(Предполагаемый ответ: надо было послушать рассказ и запомнить слова со звуком [у].)
- А я вам как раз принес букву, которой обозначается этот звук на письме. Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой,
печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.
Утенок показывает буквы У, у. Карточка с буквой у ставится в «кармашек» красного домика для букв (в этом домике
обычно стоит та буква, которая изучается на уроке; сам домик имеет постоянное место на доске; при изучении согласных,
рядом появляется синий домик).
- Чтобы вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок:
Буква У совсем проста.
Тянет ушки из хвоста.
- Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?
(Предполагаемый ответ: ветка дерева, рогатка, рожки у улитки. Если дети затрудняются с ответами, то можно показать
изображения этих предметов.)
- Попробуйте «вышить» эту букву на своих ковриках.
(Дети выполняют упражнение «Ниткопись» с помощью куска бархатной бумаги и обрезков ниток.)
д) Работа со схемой слова
- Ребята, мне очень понравилось у вас, меня дома ждут мама и папа. Я хотел бы на память получить от вас подарок. Составьте,
пожалуйста, для меня схему слова «утки».
(Один учащийся составляет схему у доски на наборном полотне, а остальные на партах с помощью индивидуального
набора.)
Рассуждения учащихся: в слове «утки» два слога: «ут-», «-ки». Первый слог является ударным: [утки]. Первый звук в первом
слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, т.к. его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом.
Второй звук в первом слоге – звук [т]. Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется. На схеме звук [т] обозначаем
белым квадратом.
Второй слог «-ки» является слиянием согласного звука [к’] (не тянется, не поется) с гласным звуком [и] (можно петь,
тянуть[ииии]). На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником.
Чтение слова с опорой на схему.
- Очень красивая схема получилась. А нет ли в схеме места для буквы У? Подставьте ее под квадрат, обозначающий звук [у].
(Дети подставляют букву У из кассы букв.)
- Большое спасибо, ребята. Всем моим родственникам уткам понравится ваша работа.
- А мы сейчас для них ещё и стихотворение прочитаем, которое дома выучили.(с.37)
Читают несколько учащихся.
-Как поэт описывает утят?
-Какми ласковыми словами он их называет?
-А теперь прочитайте стихотворение на с.38. (Читающие дети)
-Если утёнок чегото боится, кого он зовёт на помощь? А вы кого зовёте в моменты опасности?
V. Первичное закрепление по учебнику.
а). Составление рассказа по иллюстрации, с.36.
- Назовите одним словом, кто изображен на рисунке (домашние птицы)
-Почему этих птиц называют домашними? (люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца,
перья, пух). На какие ещё две группы можно разделить всех этих птиц?(Водоплавающие и неводоплавающие).
-Назовите неводоплавающих птиц.
- Назовите водоплавающих птиц.
-Каких ещё водоплавающих птиц вы знаете?
-Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков?( на птичьем дворе).
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора .(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»). Кому
из вас родители или бабушки читали эту сказку?
-О ком в ней рассказывается?
-Где жил гадкий утёнок, когда был птенцом?
-В какую птицу он превратился, когда вырос?
-вы иногда смеётесь над некрасивыми детьми, а ведь неизвестно какими они станут, когда вырастут. Каждый человек
прекрасен по-своему. Внешность человека –это ещё не показатель духовной красоты и нравственности.
- Какой момент сказки изображен?
Примерный текст:
Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось
целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила.
Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом
бежали утята. Все птицы поздравляли утку.
б) Упражнение в выделении звука [у]
-Назовите, какие домашние птицы изображены на иллюстрации (куры, гуси, утки, индюк, петух, утята)
- В названии каких птиц слышится звук [у]? Где звук располагается в слове: середине, начале, конце?
- Какой буквой обозначается звук [у] на письме? (буквой У)
- Найдите букву У в кассе букв. Положите ее около любой птицы, в названии которой есть звук [у].
в).Прочитаем пословицы на с.36 Как вы понимаете их смысл?
-Кто из вас ходит в школу с удовольствием?
-Кому из вас нравится учиться?
-Подчеркните в пословицах букву У.
г).Чтение слогов-слияний
-Ребята, а как вы думаете наша новая буква, если сольётся с согласным звуком, сделает его мягким или твёрдым?
Проверим…
На доске согласные С,Н, К, Т, Л, М К ним подбегает буква У. Дети читают получившиеся слоги-слияния .Правило
с.37.
Физкультминутка «Утята»
д). Работа с рисунками и предложениями.
--Кого вы видите на рисунке в верхней части с.38?
-Что у девочки в руках? Зачем?
-Как она одета?
-В какое время суток происходит это событие?
- Почему девочка кричит? (Она заблудилась в лесу)
-Какие деревья растут в этом лесу? (Ели и сосны)
-Что кричит человек, который потерялся или заблудился в лесу?
-Выбери нужное предложение из написанного на доске.
Уа! У! А-а-а! Ау!
- А если мы переставим буквы, что получится? Кто так кричит?
-Какие птицы нарисованы на с.38? Какая из них лишняя и почему? (ворона)
-Какую из этих птиц называют птицей мира?(голубя)
-Где спряталась буква У?(голубь, гусь, курица)
-Под изображением названных вами птиц есть схемы слов к ним. Но схемы слов перепутались. Помогите птицам найти свою
схему слова.
VI. Итог урока (2 мин)
а) Основные выводы по теме урока
- Какой звук учились слышать и выделять из слов?
- Звук [у] является гласным или согласным? Почему?
- Как на письме обозначают звук [у]?
б) Оценка работы учащихся на уроке.