Напоминание

Гласный звук у? ,Буквы Уу


Автор: Липова Наталья Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Юрковская СОШ
Населённый пункт: Село Юрковка Тарумовского района Республики Дагестан
Наименование материала: Урок обучения грамоте
Тема: Гласный звук у? ,Буквы Уу
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель:

познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.

Задачи:

1) обучающие: -совершенствование умения выделять звуки в словах;

-формирование навыка чтения;

-совершенствование умения составлять предложения и тексты по иллюстрации.

2).развивающие: -развитие связанной и учебно-научной речи учащихся;

-развитие процессов синтеза и анализа;

-развитие памяти.

3).воспитывающие: -воспитание интереса к книге;

-воспитание культуры речи;

-воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.

Оборудование:

для учителя: учебник «Русская азбука»; игра «Буквы-парашютисты»; мягкая игрушка утенка; письмо от утенка; карточки с

изображением печатных и письменных букв У, у, ; картинки с предметами, которые похожи на букву У; картонный домик для

букв красного цвета; карточки-звуки и карточки-слияния ; наборное полотно; книга Волиной В.В.Занимательное

Азбуковедение . - М.: «Просвещение», 1994г., видеоурок.

для учащихся: учебник «Русская азбука»; кусок бархатной бумаги и обрывки ниток разного размера (в конверте); касса букв;

индивидуальные наборы карточек-звуков и карточек-слияний (в конверте).

Ход урока:

1.Орг. момент (2 мин)

а) Приветствие.

Учитель: Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

Дети: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Улыбнитесь нашим гостям.

Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Тихо сядем и повторим правила поведения:

На уроке мы сидим

Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

б) Проверка готовности к уроку.

- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

- Сегодня на уроке нам потребуется учебник «Русская азбука», касса букв, набор для составления схем слов, набор для

ниткописи.

2. Актуализация знаний. Повторение.

Игра «Буквы-парашютисты» (8 мин)

(Учитель готовит игру на доске во время перемены. К началу урока створки доски прикрыты.)

Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых изображены: кот, арбуз, белка, зайчик,

горы, рыбы, тигр, гриб,розы,осень; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.

- Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе.

Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с

изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.

Дети соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением кота,

потому что в слове [к о т] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.

- Буквы вам благодарны за успешную посадку. Они хотят спеть вам песенку. Я буду показывать на букву, а вы должны долго

тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву.

Дети поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о].

- Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?

Предполагаемый ответ: буквы О, о, А, а, ы, И, и обозначают гласные звуки.

Физкультминутка

3.Работа по теме урока (19 мин)

а) Введение в тему урока.

- Ребята, перед уроками я получила письмо:

«Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу

подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я:

Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Могу плавать и нырять,

Как моя родная мать».

- Кто же этот таинственный гость?(Предполагаемый ответ: утенок.)

- Как догадались, что это утенок?(Предполагаемый ответ: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.)

б) Выделение звука [у] из слова.

- Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.

Дети выделяют звук в слове УТЕНОК: [у] .

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? С чем мы познакомимся?(Мы узнаем много нового и интересного о новом

звуке [у] и познакомимся с буквами, которые обозначают на письме этот звук. Также вы прочитаете предложения с новой

буквой.)

Итак тема нашего урока….(Чтение темы с.37)

- Какой это звук: гласный или согласный? (Предполагаемый ответ: звук [у] гласный, т.к. он тянется и поется, воздух во рту

преград не встречает.)

- Какое расположение принимают губы при произношении звука [у]?

Этот звук ударный или безударный?(Может быть ударным и безударным).

Проверим.

На доске слова: утки, гуси, окуни, улитка.

- Вспомните, в каких еще словах мы встречаем этот гласный звук?

(Дети вслух произносят слова, выделяя голосом звук [у]; определяют его местоположение в слове: начало, конец, середина.)

Видеоурок

в) Упражнение в умении слышать звук [у] в словах

- Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звук [у] в словах. Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком.

После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуком [у]. Выиграет тот ряд, который назовет больше

слов.

(Учитель зачитывает рассказ из книги В.Волиной «Занимательное Азбуковедение» с.295 «Про маленького паучка».)

Выявляется ряд-победитель.

г) Знакомство с буквами У, у

В классе появляется утенок (озвучивает учитель)

- Здравствуйте ребята! Я сейчас слышал, как вы играли в какую-то интересную игру. Какое правило было в вашей игре?

(Предполагаемый ответ: надо было послушать рассказ и запомнить слова со звуком [у].)

- А я вам как раз принес букву, которой обозначается этот звук на письме. Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой,

печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.

Утенок показывает буквы У, у. Карточка с буквой у ставится в «кармашек» красного домика для букв (в этом домике

обычно стоит та буква, которая изучается на уроке; сам домик имеет постоянное место на доске; при изучении согласных,

рядом появляется синий домик).

- Чтобы вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок:

Буква У совсем проста.

Тянет ушки из хвоста.

- Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?

(Предполагаемый ответ: ветка дерева, рогатка, рожки у улитки. Если дети затрудняются с ответами, то можно показать

изображения этих предметов.)

- Попробуйте «вышить» эту букву на своих ковриках.

(Дети выполняют упражнение «Ниткопись» с помощью куска бархатной бумаги и обрезков ниток.)

д) Работа со схемой слова

- Ребята, мне очень понравилось у вас, меня дома ждут мама и папа. Я хотел бы на память получить от вас подарок. Составьте,

пожалуйста, для меня схему слова «утки».

(Один учащийся составляет схему у доски на наборном полотне, а остальные на партах с помощью индивидуального

набора.)

Рассуждения учащихся: в слове «утки» два слога: «ут-», «-ки». Первый слог является ударным: [утки]. Первый звук в первом

слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, т.к. его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом.

Второй звук в первом слоге – звук [т]. Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется. На схеме звук [т] обозначаем

белым квадратом.

Второй слог «-ки» является слиянием согласного звука [к’] (не тянется, не поется) с гласным звуком [и] (можно петь,

тянуть[ииии]). На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником.

Чтение слова с опорой на схему.

- Очень красивая схема получилась. А нет ли в схеме места для буквы У? Подставьте ее под квадрат, обозначающий звук [у].

(Дети подставляют букву У из кассы букв.)

- Большое спасибо, ребята. Всем моим родственникам уткам понравится ваша работа.

- А мы сейчас для них ещё и стихотворение прочитаем, которое дома выучили.(с.37)

Читают несколько учащихся.

-Как поэт описывает утят?

-Какми ласковыми словами он их называет?

-А теперь прочитайте стихотворение на с.38. (Читающие дети)

-Если утёнок чегото боится, кого он зовёт на помощь? А вы кого зовёте в моменты опасности?

V. Первичное закрепление по учебнику.

а). Составление рассказа по иллюстрации, с.36.

- Назовите одним словом, кто изображен на рисунке (домашние птицы)

-Почему этих птиц называют домашними? (люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца,

перья, пух). На какие ещё две группы можно разделить всех этих птиц?(Водоплавающие и неводоплавающие).

-Назовите неводоплавающих птиц.

- Назовите водоплавающих птиц.

-Каких ещё водоплавающих птиц вы знаете?

-Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков?( на птичьем дворе).

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора .(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»). Кому

из вас родители или бабушки читали эту сказку?

-О ком в ней рассказывается?

-Где жил гадкий утёнок, когда был птенцом?

-В какую птицу он превратился, когда вырос?

-вы иногда смеётесь над некрасивыми детьми, а ведь неизвестно какими они станут, когда вырастут. Каждый человек

прекрасен по-своему. Внешность человека –это ещё не показатель духовной красоты и нравственности.

- Какой момент сказки изображен?

Примерный текст:

Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось

целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила.

Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом

бежали утята. Все птицы поздравляли утку.

б) Упражнение в выделении звука [у]

-Назовите, какие домашние птицы изображены на иллюстрации (куры, гуси, утки, индюк, петух, утята)

- В названии каких птиц слышится звук [у]? Где звук располагается в слове: середине, начале, конце?

- Какой буквой обозначается звук [у] на письме? (буквой У)

- Найдите букву У в кассе букв. Положите ее около любой птицы, в названии которой есть звук [у].

в).Прочитаем пословицы на с.36 Как вы понимаете их смысл?

-Кто из вас ходит в школу с удовольствием?

-Кому из вас нравится учиться?

-Подчеркните в пословицах букву У.

г).Чтение слогов-слияний

-Ребята, а как вы думаете наша новая буква, если сольётся с согласным звуком, сделает его мягким или твёрдым?

Проверим…

На доске согласные С,Н, К, Т, Л, М К ним подбегает буква У. Дети читают получившиеся слоги-слияния .Правило

с.37.

Физкультминутка «Утята»

д). Работа с рисунками и предложениями.

--Кого вы видите на рисунке в верхней части с.38?

-Что у девочки в руках? Зачем?

-Как она одета?

-В какое время суток происходит это событие?

- Почему девочка кричит? (Она заблудилась в лесу)

-Какие деревья растут в этом лесу? (Ели и сосны)

-Что кричит человек, который потерялся или заблудился в лесу?

-Выбери нужное предложение из написанного на доске.

Уа! У! А-а-а! Ау!

- А если мы переставим буквы, что получится? Кто так кричит?

-Какие птицы нарисованы на с.38? Какая из них лишняя и почему? (ворона)

-Какую из этих птиц называют птицей мира?(голубя)

-Где спряталась буква У?(голубь, гусь, курица)

-Под изображением названных вами птиц есть схемы слов к ним. Но схемы слов перепутались. Помогите птицам найти свою

схему слова.

VI. Итог урока (2 мин)

а) Основные выводы по теме урока

- Какой звук учились слышать и выделять из слов?

- Звук [у] является гласным или согласным? Почему?

- Как на письме обозначают звук [у]?

б) Оценка работы учащихся на уроке.



В раздел образования