Авторы: Граубергер Эльвира Владимировна, Остроушко Мария Адамовна
Должность: учитель литературы, учитель обществознания и истории
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка бинарного урока
Тема: "Права человека и человеческая судьба" (по рассказу И.С.Тургенева "Муму").
Раздел: среднее образование
Разработчики:
Граубергер Эльвира Владимировна, учитель литературы МБОУ гимназии №2
г.Сургут
Остроушко Мария Адамовна, учитель истории и обществознания МБОУ
гимназии №2 г.Сургут
Бинарный урок
Тема: Права человека и человеческая судьба. (По рассказу Ивана
Сергеевича Тургенева «Муму»).
Класс: 5
Уровень: повышенный
Цели:
Знакомство
с
Основными
положениями
Конвенции
Организации
Объединенных Наций о правах ребенка;
знакомство
с
реальной
основой
рассказа
"Муму",
определение
роли
биографических фактов в истории создания рассказа, выявление прототипов;
выявление особенностей характера героя, проявляющихся в отношении к
крестьянскому труду, обязанностям на службе у барыни, взаимоотношениях с
дворовыми
людьми;
авторской
позиции,
проявляющейся
как
в
прямых
оценках, так и в сравнениях;
воспитание нравственных представлений учащихся в ходе аналитического
чтения
и
лексической
работы:
выявить
душевную
щедрость,
высокую
человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость,
опустошённость вне социальных отличий.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание
_ Работа с первоисточниками (Знакомство с Основными положениями
Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка
Изучение статьи учебника-хрестоматии о крепостном праве
Сообщение о прототипах героев, об истории создания рассказа
"Муму"
Аналитическая
беседа
по
тексту
рассказа
И.С.
Тургенева
"Муму"(анализ 1 части)
Исследовательская работа с текстом
Словарная работа
Творческая
работа
(создание
иллюстраций
по
теме
"Права
человека)
Термины и понятия:
Семейное право, права детей, конвенция;
крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;
Литературный
герой,
портрет,
прототип,
метафора,
сравнение,
гипербола, аннибалова клятва.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие
познавательной
активности
учеников;
формирование
нравственно-этического
оценивания
и
эмпатии
как
понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные
Познавательные:
расширить
представление
детей
о
правах
человека,о жизни крепостных крестьян в России 19 века; формирование
умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану,
формулируя вопросы по учебному материалу; формирование
способности
принимать
учебную
цель
и
задачи,
планировать
их
реализацию,
прогнозировать.
Коммуникативные: продолжение
работы по формированию умения
выражать
свои
мысли
в
оценочном
суждении,
используя
различные
художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-
речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание,
уважать мнение высказывающего.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимание
ключевых
проблем
рассказа
И.С.
Тургенева
«Муму»,
связанных
с
образами
барыни
и
Герасима
(свободы,
угнетения,
несправедливого,
жестокого
отношения
к
человеку;
понимание
связи
произведения
с
эпохой
его
написания,
выявление
заложенных
в
нем
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической
работы,
работы
с
иллюстрациями;
вл адение
эл ем е н т а р н о й
обществоведческой и
литературоведческой терминологией при анализе
эпического произведения;
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение
к
общечеловеческим
ценностям,
духовно-нравственным
ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить
свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
В
сфере
деятельностной:
восприятие
первоисточников
и
литературных
произведений
разных
жанров,
осмысленное
чтение
и
адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному
тексту;
создавать
устные
монологические
высказывания
разного типа; умение вести диалог.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Межпредметные связи
Обществознание: права человека
История:
Отмена крепостного права
Литература: Образ героя. Прототипы. Идея произведения.
МХК
Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева «Муму»:
«Каморка Герасима» Художник А. И. Кулешов
Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная
Ход урока:
Приветствие учителя
I. Мотивация к учебной деятельности
Сообщение о творческой истории рассказа "Муму" (экскурс в историю)
1852г. В Петербурге, в маленькой душной камере второй Адмиралтейской
части... (с.52-53 учебник Снежневской). Почему заглавие озадачило
полицейских? О чем этот рассказ? О чем громко, на всю Россию хотел
сказать Тургенев?
Обратимся к теме урока: Права человека и человеческая судьба. (По
рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Муму»).
II. Целеполагание
Работа по теме "Семейное право. Права детей"
Перед нами стоит цель:
познакомиться с правами детей
познакомиться с историей создания рассказа «Муму»;
познакомиться с портретом главного героя рассказа.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? Определите ваши цели
урока.
Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре. «Сегодня на
уроке я хочу научиться читать документы, анализировать образ героя».
III. Открытие нового знания
Каждый человек имеет определенные права и должен выполнять
определенные обязанности. В каком документе изложены права и
обязанности граждан нашей страны?
Есть и международные соглашения, в которых изложены права детей.
Словарная работа Обратитесь к печатной тетради по обществознанию (стр.6)
Прочитайте определение: Соглашение -конвенция.
Познакомьтесь с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах
ребенка (задание 4 стр.6).
-Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше заботится о
них.
-Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.
-Дети имеют право на необходимый уровень жизни.
-Дети с особенностями здоровья и развития имеют право на особую заботу и
специальную профессиональную подготовку.
-Дети должны иметь право разговаривать на своем языке, исповедовать свою
религию и пользоваться своей культурой.
-Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
-Дети имеют право на свободное образование.
-Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья,
без эксплуатации или небрежного отношения.
-Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или
солдат.
-Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного и
несправедливого обращения.
-Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими
сверстниками для выражения своих взглядов.
IV. Обсуждение (первичное проговаривание в речи).
Ответьте на вопрос: Какие права ты считаешь самыми важными?
Какие права, на твой взгляд, необходимо включить в Конвенцию? Почему?
V. Творческая работа по применению знаний.
Нарисуй иллюстрации к любым правам ребенка. Организуй обсуждение
выполненных одноклассниками рисунков по вопросам:
-Какое положение Конвенции отражено в иллюстрации?
-Какова главная идея?
-Какие дополнительные художественные средства помогают раскрыть идею?
VI. Создание проблемной ситуации.
В течение столетий люди отстаивали свои права и свободы. Но вот парадокс:
в истории существовало право, против которого люди боролись. О каком
праве идет речь?
(На Руси было время, которое в истории называется крепостное право
).
Что вы знаете о крепостном праве? Обратитесь к статье учебника "Для вас,
любознательные" (стр.237 учебника), прочитайте определение.
VII
.
Открытие знаний.
Прослушайте сообщения о правах крепостников и положении
крепостных крестьян. Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос
Сообщение ученика: Всё население России делилось на несколько групп,
называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство
(мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог
перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и
духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели
право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше
половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.
Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно
наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному
помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону
полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства.
Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (отрабатывали
барщину) или отдавать ему часть заработанных денег (платили оброк).
Словарная работа Обратимся к значению слов: барщина, оброк.
Сообщение ученика: Крепостное право – это такие законы, по которым
большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков.
По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны
были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было
«душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были
помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли
крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели:
возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в
солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при
этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными
актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники,
скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в
поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К
сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в
крепостной неволе.
Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с
крепостными, но исполнялись они плохо. Разговоры об отмене крепостного
права шли с начала XIX века.
История создания рассказа.
1852 год – написание рассказа «Муму». Исследователи творчества
Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев
называл его рассказом. (Повесть —средняя по объему и охвату жизни форма
эпической прозы).
1861г – отмена крепостного права
Почему Тургенев обращается к теме повести «Муму» задолго до отмены
крепостного права?
Сообщение учащихся: В 1852 г умер Н.В. Гоголь. Тургенев тяжело
пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. (НЕКРОЛО́
Г - статья
по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его
жизни и деятельности). Но власти запретили употреблять имя Гоголя в
печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично
приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под
надзор. Под арестом в полиции Тургенев жил по соседству с помещением,
где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Каждый день
Тургенев слышал хлест розг и крики .
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я
не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…
В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг
этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все,
против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не
примиряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)–
бороться за отмену крепостного права.
// твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего-
либо до конца//
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки
крепостничества
..
Творческая история произведения.
Сообщение ученика:
Много лет назад в дальней господской деревне
Сычево
жил
глухонемой
от
рождения
мужик,
по
имени
Андрей.
Но
приметила
его
барыня
(маменька
Тургенева
Варвара
Петровна),
восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь
того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова
для
кухни
и
комнат,
возит
в
бочке
воду
из
Александровского
фонтана,
обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве
т а ко г о
г и г а н т а - д в о р н и ка ,
ка к
д в о р н и к
в д о в ы
п о л к о в н и к а
Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил
Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу
справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная
это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку
свою, по кличке Муму, любимицу, из речки спасенную как-то зимою, отраду
и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…
Что напоминает вам эта история?
История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана
им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой
дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.
Индивидуальное задание (работа со словарем)
Запись термина в тетрадях учащихся.
Прототип
- реальный
человек,
облик,
поведение,
события
жизни
которого послужили автору основой для создания образа литературного
героя.
VIII. Работа с текстом.
Барыня взяла его из деревни. Разве можно человека взять?
- Рассказ начинается словами «В одной из отдаленных улиц Москвы, в
сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом…»
- А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни? Почему?
Перечитаем эпизод. Ваша задача - передать атмосферу барского дома и
нарисовать словесный портрет барыни.
1. Комментированное чтение первого абзаца рассказа (БАРЫНЯ с.189)
В одной из отдаленных
улиц Москвы,
в сером доме
с
белыми
колоннами,
антресолью
и покривившимся
балконом
(Почему
балкон
покривился? скупа она и позабыта-позаброшена) жила некогда барыня,
вдова,
окруженная
многочисленною
дворней.
Сыновья
ее
служили
в
Петербурге, дочери вышли замуж; она
выезжала
редко
и уединенно
доживала
(Какой оттенок имеет это слово?) последние
годы
своей
скупой и скучающей
старости.
(Почему автор говорит о её старости
именно так?) День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и
вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору. Что означает
эта метафора?) (Утром человека называют его детство и юность, день —
это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой
женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
День - это зрелые годы, утро - юность, ночь – старость. Скажите,
когда день для нас нерадостный и ненастный (когда нет солнца). А что в
жизни может греть так же как солнце? Что способно осветить нашу
жизнь? (дружба, любовь). Не было в жизни барыни ни дружбы, ни любви.
Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги. (Была она чёрствая,
капризная и злая.)
-
Какую
характеристику
даёт
автор
барыне? (Барыня
–
вдова.
Она
живёт
уединённо,
«окружённая
многочисленной
дворней».
«Сыновья
её
служили
в
Петербурге,
дочери
вышли
замуж;
она
выезжала
редко».
В
прошлом
у
неё
было
мало
радости,
да
и
настоящее
приносило
одни
огорчения:
«она…доживала
последние
годы
своей
скупой
и
скучающей
старости».)
- Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме
барыни.
Почему
барыня
названа
в
рассказе
«причудливой
старухой»? (В
образе причудливой старухи находит отражение уродливое явление русской
жизни
начала
XIX
в.,
порождённое
крепостным
правом.
Образ
героини
является
собирательным,
то
есть
включающим
характерные
черты
определённого явления).
2. Исследовательская работа (в парах).
-
Сегодня
мы
начнем
работать
над
составлением
характеристики
Герасима .
- Задание (выполняется в парах). Мы читаем отрывки из 1 главы, а вы
выполняете задание (читают ребята по очереди – по 1 предложению), ваша
задача – выполнить задание. Отвечает один от пары.
1 ряд - Обязанности Герасима в деревне.
Почему Герасим так усердно и много работал? Найти эпитеты.
ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ
Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке,
отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым
мужиком.
Одаренный необычайной
силой,
о н работал
за четверых-дело
спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо
пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без
помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров
день
так
сокрушительно
действовал
косой,
что
хоть бы молодой
березовый
лесок
смахивать
с
корней
долой,
либо
проворно
и
безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и
поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.
Словарная работа.
Выяснение
лексического
значения
слов,
характеризующих
образ
Герасима:
Неистомный – не знающий усталости, утомления.
Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В
данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле».
Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный.
Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.
- Зачем барыня взяла Герасима из деревни? (забавно ей было – такой
огромный дворник).
- Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?
- Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?
(Барыня
считала,
что
повысила
Герасима,
а
он
же
в
этом
не
разбирался, ему лучше было в родной деревне.)
- Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа
всей челяди....Почему? И ещё говорит о нём «славный он был мужик».
- Как относится автор к своему герою?
-
Автор
пишет,
что
на
работу
Герасима
«весело
было
смотреть».
Скажите, тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам
удовольствие от работы?
(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему
герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к
труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии. )
2 ряд - Обязанности Герасима в городе.
Задание: Найти сравнение, объяснить значение.
ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ
Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы
двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и
наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить.
И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него
никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-
нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он
только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места;
дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят
во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как
он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да
так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень
стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а
просто незнакомые люди, при виде грозного дворника
отмахивались и
кричали на него, как будто он мог слышать их крики.
- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия
казались ему шуткой?
- Значение сравнения (сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду –
вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»).
3 ряд - Интерьер, описание каморки Герасима.
Задание: подобрать ключевые слова – ассоциации.
Что можно сказать о характере Герасима, глядя на обстановку в его
каморке?
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему
вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на
четырех чурбанах,
истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не
погнулась
бы;
под
кроватью
находился дюжий
сундук;
в уголку стоял
столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,
да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его,
уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим
видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с
собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.
- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника?
На какие детали обращает внимание?
(Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть
преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было
положить на неё — не погнулась бы».)
- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает?
Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)
-
Скажите,
а
какой
нрав
был
у
Герасима?
(строгий,
справедливый,
серьёзный, рассудительный, степенный.)
IX. Составление характеристики (работа в группах)
1 группа
ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ
Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то
чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за
своих.
Они с ним объяснялись знаками,
и он их понимал, в точности
исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел
садиться на его место в застолице.
- Как Герасим относится к другим героям? Почему?
Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение
к другим героям?
2 группа
ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА
Вообще
Герасим
был нрава строгого и серьезного,
любил во всем
порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас
схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На
дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и
рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и
кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.
- Каково значение слова «степенный»?
Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков,
достоинством
поведения.
2.
Свойственный
рассудительному
человеку,
характерный для него.
3 группа
КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык
он к полевым работам, к деревенскому быту.
Отчужденный несчастьем
своим
от сообщества людей, он вырос немой и могучий,
как дерево
растет на плодородной земле... Переселенный в город,
он не понимал,
что
с ним
такое
деется,
- скучал и недоумевал,
как недоумевает
молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная
трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и
вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат
его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! Занятия
Герасима по новой его должности казались ему шуткой после
тяжких
крестьянских работ; а полчаса все у него было готово, и
он опять то
останавливался
посреди двора
и
глядел,
разинув
рот,
на
всех
проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего
положения,
то вдруг уходил куда-нибудь в
уголок и,
далеко швырнув
метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди
неподвижно, как пойманный
зверь. Но ко всему привыкает человек,
и
Герасим привык наконец к городскому житью.
(Герасим
долго
привыкал
к
новому
житью.
Он
не
мог
полноценно
общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему
человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой,
здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но
его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд
мчится неведомо куда.)
-
Почему
Герасим
«швыряет
метлу
и
лопату»,
а
не
ставит
их
или
бросает?
- Почему не ложился, а
«бросался на землю»? Какое чувство хотел
подчеркнуть писатель?
-
Герасиму
было
тоскливо,
одиноко
в
городе.
У
него
не
было
напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение.
Но…
Изменился
ли
Герасим?
Согнула
ли
Герасима
чуждая
ему
жизнь?
Сломался ли он?
(Герасим,
которого
взяли
в
город
в
качестве
«представительной
фигуры»
и
только,
остался
таким
же
собранным,
аккуратным,
трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство
собственного достоинства).
X. Жизнь дворовых.
-Чем Герасим отличается от других дворовых?
-Кто определял жизнь дворовых? Каково их положение?
Расскажите о судьбе Татьяны.
-
Татьяна
лишена
даже
возможности
любить,
быть
счастливой.
Крепостное право разрушает жизнь всех людей.
XI. Рефлексивная деятельность
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,
осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Задание 1 (самоанализ)
Мы познакомились с главным героем рассказа, выделили
основные
черты его характера.
Какие качества героя вам близки, ценны для вас?
Задание 2 (самооценка)
Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло
достигнуть цели?
Понравилось ли работать в группе? Какая группа выступила с более
полным и интересным ответом?
-
Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила
его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и
слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Он не
сдался, когда оказался в городе. Герасима отличает стойкость характера,
сила духа.
Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Герой — один из тех, кто
хорошо
знал
свое
место,
место
крепостного,
готового
«в
точности»
исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга,
проявив
неслыханную
дерзость,
самовольно
уйдет
от
барыни.
Причины
ухода останутся для окружающих загадкой. Прочитав рассказ, мы попробуем
разгадать ее и ответить на вопрос: "Почему И.С. Тургенев в рассказе изменил
судьбу дворника Андрея - прототипа Герасима, написал иную, чем в реальной
жизни, развязку?"
Домашнее задание: 1. Составьте синквейн (по выбору) "Права человека",
"Крепостное право".
2. Подготовьте пересказ: Герасим и Татьяна, Герасим и Барыня, Герасим и
дворовые.