Автор: Жулина Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО СОШ "Международная Английская Школа"
Населённый пункт: деревня Грибаново,Красногорский р-н, МО
Наименование материала: Материалы к родительскому собранию
Тема: "Поговорим о доброте"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание
Тема собрания «Поговорим о доброте»
Оборудование:
- Игра «Ну, погоди». Мягкие игрушки - волк и заяц
- Большое сердце с определениями доброты
- Свеча с батарейкой
- Сервировка стола: - чашки с блюдцами, - тарелки с печеньками и
конфетами, - чай, лимон, - гирлянда, - салфетки, - сахар, чайные ложки
- фонограмма Окуджава Давайте говорить друг другу комплименты
- фонограмма стихотворения К Кулиева
- кино с детьми
- перо для высказываний
- сердечки для высказываний
17 февраля – день спонтанного проявления доброты.
Это одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций.
День спонтанного проявления доброты празднуется во всем мире всеми людьми вне
зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.
В этот день организаторы призывают стараться быть добрым ко всем. И не просто
добрым, а безгранично добрым. Говорят, если человек ожидает благодарности за свою
доброту, она не может считаться искренней. Добрые дела сами по себе должны
доставлять вам удовольствие. Такова настоящая доброта.
В России этот праздник еще мало известен. Но в нашей стране ежегодно проходит
широкомасштабная добровольческая акция «Весенняя неделя добра». И здорово, что
такой день есть, потому что в современном мире тема необходимости проявления
доброты друг к другу очень актуальна сегодня.
Воспитывая своих детей, каждый день мы дарим им частичку своего тепла, своего
доброго сердца. Давайте зажжем свечу (она ведь тоже символ тепла и света) и скажем
друг другу какие-то теплые слова, комплимент, доброе слово.
Родители передают свечу и говорят приятные слова друг другу.
- А сейчас я предлагаю вам подумать над тем, что значит быть добрым, и записать свои
мысли на сердечках, которые сделали наши дети. Это можно сделать за чашечкой чая.
Звучит песня Б.Окуджавы.
2. Размышления родителей о добре.
Учитель зачитывает высказывания родителей.
- А вот какое определение слова «добрый» дает Ожегов С.И.
1. Добрый – это делающий добро другим
2. Несущий благо, добро другим.
3. Дружеский, близкий, милый
4. Хороший, нравственный
5.Безукоризненно честный.
(Учитель переворачивает большое сердце на доске, зачитывает значение слова)
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.
- А теперь послушайте, как понимают доброту ваши дети.
Видеофильм с высказываниями детей о доброте
3. Доклад классного руководителя о воспитании доброты.
Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собой
нравственную основу, осуществляется в соответствии с гуманистической моралью.
Идя по пути прогресс , нельзя не обратиться к таким нравственным категориям как
доброта, добро, добродеяние. Добро – это все то, что морально ценно, что
способствует благополучию человека, общества в целом. Каждый человек, который
делает добро другим, чувствует себя счастливым.
- Давайте вспомним некоторые народные пословицы и стихотворные строки,
связанные с темой нашего разговора….
Час в добре пробудешь – все горе забудешь.
Кто живет в добре - тот ходит в серебре.
Лиха помнится, а добро век не забудется.
Худо тему, кто добра не делает никому.
Бедного обижать, себе добра не желать.
«Твори добро, чтоб, любя, добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя не погубило зло»
«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери», - гласит старинное
украинское изречение. В нем большая мудрость народной педагогики: невозможно
воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самым близким и дорогим людям
– матери, отцу, бабушке, дедушке. Не выдерживает материнское сердце, сгорает от
горя и обиды, если вырастают недобрые, бессердечные дети. Это подтверждает одна
украинская притча. Она гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и
плохие дети. Старость – неотвратима, смерть – неумолима, перед этими несчастьями
никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как
и от огня. Сегодня новое поколение выбирает компьютерные игры, виртуальные. А
вместе с тем – деньги, полученные любой ценой. Но если доброта станет главным и
естественным качеством личности, ребенок никогда не совершит зло и насилие.
Встречаются люди по-настоящему добрые и бескорыстные, которых можно назвать
настоящими героями. Которые совершают героические поступки.
- Давайте будем учить детей любви к ближнему, доброте и пониманию. Этому можно
научить.
- Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают
добрыми.
1. пример с Валентиной Максимовной
2. пример с разбитой посудой.
3. пример с оговорками и ошибками.
Мы ежедневно разговариваем с детьми на эту тему. Стараемся найти разные слова,
чтобы они нас услышали и прониклись. Наша задача состоит в том, чтобы
воспитывать у детей потребность совершать добрые поступки.
-- Я прошу вас подумать и написать на белом перышке – что в семейном воспитании
способствует воспитанию доброты. И повесить на доску.
Важнейшим условием воспитания доброты в ребенке является создание взрослыми
жизнерадостной обстановки вокруг него. В хорошем радостном настроении, дети
охотно берутся за любое дело. У них возникает чувство уверенности в себе, в своих
силах. Эмоциональное состояние ребенка зависит от взаимоотношений в семье. Очень
часто плохое самочувствие или настроение связано с тем, что родители в ссоре.
Сначала можно и не понять, что происходит с ребенком, но в разговоре с ребенком
становится понятно. Родители ни при каких условиях не должны допускать ссор,
злословия и сквернословия в присутствии детей.
Родители должны учить детей быть внимательными к близким, сочувствовать и
утешать, совершать добрые поступки. Для своих детей мы являемся непререкаемым
авторитетом, и родители должны быть эталоном, образцом для подражания. Ребенок
как губка, впитывает манеру общения и поведения окружающих взрослых и
бессознательно копирует ее.
Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей
природы, забота о людях и животных.
Обмен опытом родителей
Я думаю, что в каждой семье есть свой секрет воспитания доброты. Давайте
поделимся им. (передавая свечу)
- Я…..
Подведение итогов.
- Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании в детях доброты. И мне
хотелось бы вам предложить опыт психолога А.Толстых, который сформулировал
«Советы разумному воспитателю».
В этих же буклетиках вы найдете «Кодекс доброго родителя».
- Сегодняшний разговор заставляет каждого задуматься, а что я лично могу сделать
для того, чтобы мир изменился к лучшему?
Да, простой человек, не наделенный большой властью и большими деньгами не может
изменить политическую и экономическую обстановку в стране. Однако каждый в
силах быть добрым – полюбить своего ближнего. Если каждый из нас совершит
доброе дело хотя бы для одного человека, то возникнет и будет расти с каждым днем
круг людей , творящих добро.
Приложение
Буклет
Советы разумному воспитателю
1. Никогда не воспитывайте в плохом
настроении.
2. Ясно определите, чего Вы хотите
от ребенка, и объясните ему это, а
также узнайте, что он думает по
этому поводу.
3. Предоставьте ребенку
самостоятельность, не
контролируйте каждый шаг.
4. Оценивайте поступок, а не
личность. Сущность человека и его
отдельные поступки – не одно и
тоже.
5. Дайте ребенку ощутить
(улыбнитесь, прикоснитесь), что
сочувствуете ему, верите в него,
несмотря на его оплошность.
6. Воспитатель должен быть добрым,
но твердым.
Кодекс доброго
родителя
1. Не бойтесь добротой
ребенка испортить.
2. Смотрите в глаза
ребенка, чтобы
увидеть в его глазах
боль, одиночество,
страх, смятение,
радость, и раздели
их с ним.
3. Пожалейте ребенка,
когда ему плохо,
посидите рядом,
когда одиноко, и
найдите нужные
слова.
4. Проявите к ребенку
внимание,
сочувствие,
понимание, участие,
серьезное
отношение к его
проблемам, и ты
сумеете воспитать в
нем такие же
качества личности.
5. Никогда не кричите
на ребенка. Кричит
тот, кого не слушают.
6. Не бойтесь показать
детям жизнь. Пусть
знают, что есть люди,
кому не мил белый
свет, больные,
забытые, одинокие.
7. Создавайте мир,
покой, уют и
согласие в доме,
чтобы ребенок в
любом состоянии
«бежал» домой.
На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым труд.
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут.
Нам, людям, лишь добро приносит счастье,
Оно в конце сильнее зла всегда;
Погибнет в яме волк с кровавой пастью,
Пожар погасят ветер и вода.
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему – молитва наша и хвала.
К.Кулиев
ДОБРО — наиболее общее
оценочное понятие,
обозначающее позитивный
аспект человеческой
деятельности; является
противоположностью зла.
«Добро» по определение по
Ожегова имеет следующее
значение:
Под добром
подразумевается что-то
положительное и
полезное. Процесс,
действие или слово,
которое можно
противопоставить злу.
Также добром называют
имущество, ценные
вещи. В некоторых
случаях под добром
подразумевают
согласие. К примеру,
дать добро на что-то, то
есть разрешить
определенное
действие.
Родительское
собрание
«Давайте
учить детей
доброте»
Разрезной материал
«Доброта – это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать
добро другим» (Из словаря С.И.Ожегова)
Добрый – это …
1.
Делающий добро другим.
2.
Несущий благо, добро другим.
3.
Хороший, нравственный.
4.
Дружеский, близкий, милый.
5.
Безукоризненно честный.
Час в добре пробудешь –
всё горе забудешь.
Кто живет в добре –
тот ходит в серебре.
Лихо помнится,
добро век не забудется.
Бедного обижать –
себе добра не желать.
Худо тому,
кто добра не делает
никому.