Напоминание

Осоновные аспекты и проблемы в обучении на кларнете детей раннего возраста и альтернативы их решения


Автор: Пушина Олеся Александрорвна
Должность: преподаватель по классу кларнета
Учебное заведение: МБУ ДО г.Казани ДМШ №8
Населённый пункт: Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Публикация
Тема: Осоновные аспекты и проблемы в обучении на кларнете детей раннего возраста и альтернативы их решения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные аспекты и проблемы в

обучении на кларнете детей раннего

возраста и возможные альтернативы их

решения.

Преподавателя по классу кларнета

ДМШ г.Казани

Пушиной Олеси Александровны

Русский композитор Александр Федорович Гедике писал :

техника игры на духовых инструментах ушла вперед на столько , что

если-бы лучшие исполнители особенно на медных духовых

инструментах жившие 50-70 лет назад услышали наших духовиков ,

то не поверили бы своим ушам и сказали бы , что это не возможно.

И , несомненно , исполнительский уровень детей тоже значительно

вырос за последние годы. В наши дни все чаще можно услышать

детей , мастерски играющих сложнейшие виртуозные

высокохудожественные произведения на духовых инструментах ,

владеющих всеми средствами выразительности и нетрадиционных

исполнительских приемов ,таких как перманентное дыхание ,

фрулато, slap , игра аккордами и многое другое. И этот факт на

прямую связан с более ранним началом обучения игре на больших

(профессиональных) духовых инструментах. Если 20-25 лет назад

обучение детей на кларнете традиционно начиналось с 10-11 лет ,

то в наше время ребенок играющий на кларнете с 7-8 лет уже не

редкость.

Овладение навыками игры на кларнете строя Си-бемоль

представляет определенные трудности , которые связаны с

размером инструмента и физическими данными учащегося .

Начинающий кларнетист испытывает ряд затруднений , связанных с

непривычным положением инструмента в руках , с

необходимостью согласованных действий пальцев , дыхания ,

языка, губ . Учитывая ранний возраст детей (4-5 лет) при приеме в

детскую музыкальную школу на отделение духовых инструментов

существует проблема на начальном этапе обучения. Эта проблема

решалась давно и решается в наше время за счет обучения детей

младшего возраста на таком духовом инструменте как блокфлейта.

Еще в 1972 году по инициативе музыканта-методиста , гобоиста

Ивана Федоровича Пушечникова была введена в учебный процесс

музыкальных школ методика обучения детей 5-7 лет игре на

блокфлейте («переходном инструменте»). Но , как показывает

практика , большинство детей процесс перехода в данном случае

на большой кларнет преодолевают с большими трудностями , как

физически , так и психологически. И это связано с огромной

разницей между блокфлейтой и кларнетом . Как минимум , эта

разница в принципах звукоизвлечения , дыхания , в размере

отверстий на инструменте , в весе инструмента .

Специфика обучения в детских музыкальных школах ( не

беря в расчет специальные школы) не позволяет полностью

отказаться от блокфлейты . Но , учитывая физические возможности

ребенка (обязательно наличие коренных передних зубов) , с 7-8 лет

можно начинать обучение на большом кларнете , обойдя стороной

обучение на «переходном инструменте» , при этом конечно же не

форсируя процесс обучения . Но, далеко не все учащиеся в силу

своих физических возможностей спосбны начать обучение на

большом кларнете на раннем этапе. Далее рассмотрим иные

альтернативные варианты.

Многие преподаватели в своей педагогической практике на

начальных этапах обучения учащихся используют малый кларнет в

строе Ми-бемоль. В этом варианте больше плюсов. Ученик с

первых уроков начинает работать над постановкой дыхания ,

корпуса , головы , рук , амбушюра , языка и аппликатур нот,

которые в дальнейшем будут необходимы при игре на большом

кларнете в строе Си-бемоль. Но размер малого кларнета и узкая

мензура ствола инструмента создают некоторые трудности у

учащихся раннего возраста в процессе звукоизвлечения, особенно

во второй октаве. И, в дальнейшем это может привести к зажатости

амбушюра, горла и дыхательного аппарата и, как следствие, всего

корпуса в целом. Во избежание выше перечисленных последствий,

педагог должен быть не только предельно внимательным в

начальном процессе обучения ,но и проявить настойчивость в

борьбе за качество постановки, подобрать и подогнать трость к

мундштуку, чтобы в дальнейшем процесс обучения для учащегося

был максимально комфортным.

В наше время прогресса и новаторства одной из лучших

альтернатив можно назвать саксонет. Этот инструмент появился

относительно недавно , был разработан в Германии для детей в

качестве «переходного инструмента» . Саксонет - прототип

блокфлейты ,только с кларнетовым мундштуком . Ствол

инструмента более толстый , чем у блокфлейты , а мензура

мундштука более узкая , что делает звукоизвлечение более легким.

Таким образом, ребенок избегает трудностей, которые могут

возникнуть при начальном этапе обучения на большом кларнете.

При этом способе также закладываются начальные этапы

постановки корпуса, пальцев, амбушюра, языка и

исполнительского дыхания , как на большом кларнете.

Также, преподавателем СМШ г.Севастополя О.П.Зябиным была

написана «Методическая разработка для начальной стадии

обучения учащихся – кларнетистов с практическим применением

неполного кларнета», рецензентом которой выступил

Р.О.Багдасарян, профессор МГК им.П.И.Чайковского , народный

артист РФ. В этой разработке Олег Павлович предлагает начинать

обучение на кларнете без нижнего колена. То есть , берётся полный

кларнет любой системы в строе Си-бемоль , нижнее колено

снимается, а раструб крепится к верхнему колену. Таким образом ,

получается «неполный кларнет» в строе Си-бемоль с диапазоном в

одну октаву – от ноты До первой октавы до ноты До второй октавы.

Для преобразования полного кларнета в «неполный»

потребуется:

1.

Приобрести дополнительный раструб для кларнета ;

2.

Взять листовую пробку и вымерев внутренний диаметр

соединительного паза раструба, вырезать и вклеить её во

внутрь дополнительного раструба;

3.

Взяв верхнюю часть кларнета , её нужно соединить с

подготовленным раструбом – получился «неполный» кларнет,

готовый для занятий.

При игре на таком инструменте правая рука поддерживает

кларнет непосредственно за раструб. Можно использовать в таком

виде «неполный кларнет» для занятий. Но Олег Павлович советует

взять от старого кларнета подставку для большого пальца правой

руки и прикрепить её на дополнительный раструб на расстоянии

1,5-2 см от начала соединения раструба.

Что это дает:

1. Большой палец будет привыкать к месту , получая определенную

нагрузку инструмента ;

2. Остальные пальцы правой руки можно формировать на

раструбе для дальнейшей работы над постановкой пальцев правой

руки на нижнем колене инструмента.

Данный способ начального обучения на «неполном кларнете»

позволяет с наибольшим эффектом осуществлять работу

амбушюра, дыхательного аппарата, языка и музыкального слуха

учащегося. Единственным и основным недостатком данного

способа О.П.Зябов отмечает неучастие пальцев правой руки в

начальном периоде обучения.

Первые занятия для ребенка – очень важное событие . Он ждет

чего-то необычного , интересного . Его внимание обострено

новыми впечатлениями , которых на первых занятиях бывает много

и они , как правило , являются наиболее сильными и прочно

закрепляются в памяти . Поэтому на первых занятиях необходимо

вызвать в ребенке чувство свободы и непринужденности

поведения в классе , стремление как можно больше получить

знаний и умений и проявить активный интерес к выбранному

инструменту- кларнету .

Выше изложенные альтернативные способов обучения на

начальном этапе помогают:

1. максимально устранить излишнее напряжение в процессе игры

на инструменте ;

2. возможность облегчить процесс работы , в котором при

звукообразовании участвуют только те мышцы нашего

исполнительского аппарата , деятельность которых необходима в

той или иной игровой момент ;

3. осуществлению свободы и собранности , силы и уверенности.

На первых уроках обязательно ученику надо рассказать об

истории кларнета , его разновидностях , о материалах , из которых

изготавливается инструмент , о принципе звукоизвлечения .

Ребенок должен знать как называется каждая составная часть

кларнета и ее функциональное назначение ( в общих чертах ) . И

конечно-же не маловажно на первом уроке услышать звучание

инструмента .

Инструктивно-тренировочный материал , который

предназначен для усвоения постановки , укрепления амбушюра и

дыхания , не может превалировать , быть слишком обширным .

Художественные произведения должны как можно раньше занять

свое место в обучении кларнетиста . Сергей Васильевич Розанов

большое значение придавал развитию художественного вкуса

своих учащихся . «Педагог должен помнить , что на ряду с

развитием амбушюра , дыхания , языка , техники учащийся должен

развиваться в художественном отношении и , приобретая

исполнительские навыки , стать в конечном результате

сознательным музыкантом , исполнителем-художником» - писал он

в «Основах методики преподавания игры на духовых

инструментах . Поэтому , как только ученик освоил извлечение

одного звука (соль первой октавы) или несколько звуков , педагогу

следует предложить ему сыграть первые несложные пьесы в

сопровождении фортепиано . Пусть они построены на нескольких

звуках , но насыщенная фактура фортепианного сопровождения

позволяет ученику не только следить за усвоением первичных

приемов звукоизвлечения , ритма , но и решать простейшие

музыкально-образные задачи . Нужно использовать школы игры на

кларнете (игра в дуэте в педагогом).

Обучение на кларнете в раннем возрасте не только возможно ,

но даже необходимо . Но первый этап обучения начинающего

требует от педагога огромного внимания . Малейший недосмотр

педагога может привести к усвоению учащимся неправильных

навыков , исправление которых всегда представляет значительные

трудности . И здесь хочется повториться , лучше не форсировать

процесс обучения. Очень важен тандем – ученик , педагог ,

родители – все должны быть заинтересованы в успешном обучении

ребенка. И даже самые полезные советы и указания педагога не

дадут существенных результатов , если ученик сам не поймет , что

каждое указание педагога – это задание для настойчивой

систематической самостоятельной (на начальном этапе под

контролем родителей) домашней работы , без которой не

возможно достижение успехов .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

С.Розанов. «Методика обучения игре на духовых инструментах».

Изд-во «Музыка», Москва, 1935 г.

Ю.Усов. «История отечественного исполнительства на духовых

инструментах». Изд-во «Музыка», Москва, 1975г.

Б.Диков. «Методика обучения игре на кларнете». Изд-во «Музыка»,

Москва, 1983г.

О.Зябин. «Методическая разработка для начальной стадии

обучения учащихся-кларнетистов с практическим применением

«неполного кларнета», Севастополь, 2016г.



В раздел образования