Напоминание

Использование методов программного обучения в преподавании информационных дисциплин


Автор: Тимошенко Анастасия Александровна
Должность: преподаватель физики и информационных дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Приморский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов программного обучения в преподавании информационных дисциплин
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование методов программного обучения в преподавании

информационных дисциплин

В

современном

обществе

происходит

глобальное

изменение

ориентаций,

заметное

во

всех

сферах

жизнедеятельности

мирового

сообщества

(образовании,

политике,

экономике,

культуре).

Обычно

это

обусловлено сменой цивилизаций, которая происходит на рубеже столетий.

Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий,

интеллектуальный, не традиционный поиск путей перехода от техногенной

цивилизации XX в. к антропогенной цивилизации будущего.

Современный этап информатизации общества предъявляет к молодому

поколению требования, которые не были востребованы всего лишь четверть

века

тому

назад

умение

планировать

свою

деятельность,

организовать

поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи, навыки

информационного

моделирования,

структурирование

общения

и

коммуникаций, инструментированние интеллектуальной деятельности и ряд

других умений и навыков. В соответствии с таким социальным заказом

современного общества и определяется место информатики в совокупности

дисциплин, изучаемых в учебных заведениях.

Исходя

из

этого,

я

вижу

следующие

задачи

образовательно-

воспитательного процесса:

1.

воспитать интеллектуально-нравственную личность, пробуждать

интерес

к

изучению

дисциплины,

в

частности

информатика,

акцентируя

внимание на ее значение в современных условиях;

2.

развивать умения применять полученные знания в жизни;

3.

подготовить студентов к активному использованию ПК в своей

учебной

деятельности

(при

подготовке

отчетов,

рефератов,

курсовых

и

дипломных работ);

4.

подготовить студентов к активному использованию ПК в своей

учебной

деятельности

при

подготовке

отчетов,

рефератов,

курсовых

и

дипломных работ;

5.

подготовить высококвалифицированного специалиста

Цели обучения информатике, сформулированные в государственном

стандарте,

прежде

всего,

ориентированы

на

формирование

общих

компетенций,

а

именно:

понимать

сущность

и

социальную

значимость

будущей

профессии,

обучение

компьютерной

грамотности,

основам

информационной

культуры,

а

уже

затем

на

развитие

познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной

деятельности,

использование

информационно

коммуникационных

технологий в своей профессиональной деятельности.

Любой

преподаватель

СПО

участвует

в

подготовке

специалистов

среднего звена, и вносит свой вклад в эту подготовку. Изучив различные

методики

преподавания,

я

выбрала

метод

преподавания

основанный

на

программном обучении. где учитываю:

1.

что научить можно только через действия

2.

логическая строгость и последовательность в изложении материала

для успешного обучения

3.

учебный

процесс

должен

быть

в

полном

соответствии

с

психологическими знаниями. о студенте и его поведением. Здесь

видна следующая закономерность:

Стимул-реакция-продукт.

Отсюда вытекают три закона научения:

Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом

и

реакцией

сопровождается

соответствием

удовлетворения,

то

прочность

связей нарастает, и наоборот, значит, в процессе обучения должно быть

больше положительных эмоций.

Закон

упражнений:

чем

чаще

проявляется

связь

между

стимулом и реакцией, тем она прочнее.

Закон готовности: на каждой связи между стимулом и

реакцией

лежит

отпечаток

нервной

системы

в

его

индивидуальном,

специфическом состоянии.

В

основу

технологии

программированного

обучения

положено

два

требования:

1.

уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2.

перевести

педагогическую

систему

на

самообучение

учащихся.

Принципы построения обучающихся программ:

Информативность.

Студенту

должна

сообщаться

новая

информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.

Операционность.

Должна

присутствовать

активная

деятельность

студента,

связанная

с

преобразованием

полученной

информации.

Обратная

связь.

Должна

существовать

регулярная

коррекция действий студента.

Дозирование учебного материала (учебная информация

подается не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами).

Шаговый технологический процесс при раскрытии и

подаче учебного материала (в состав шага включается 3 взаимосвязанных

звена – информация, операция обратной связи и контроля).

Индивидуальный темп и управление в обучении.

Использование технических средств обучения.

Учебный

материал

расчленяет ся

на

небольшие

п о р ц и и ,

располагающиеся

в

строгой

логической

последовательности.

Указанные

порции последовательно предъявляются студентам и могут адресоваться как

зрительному анализатору в виде текста, чертежей, схем, рисунков, так и

слуховому

или

тому

и

другому

одновременно.

Прежде

чем

получить

следующую

порцию

знаний,

студент

должен

определенным

образом

доказать,

что

он

усвоил

предыдущее,

т.е.

должен

правильно

выполнить

некоторые

действие

(дать

правильный

ответ

на

вопрос,

решить

задачу).

Таким образом, студент все время дает информацию о том, как он усваивает

материал. Здесь работает канал обратной связи непрерывно. В зависимости

от действия студента (дает он правильный ответ или допускает ошибку, и

какую

именно)

определяется

дальнейший

ход

обучения:

студенту

предоставляется

возможность

перейти

к

следующей

порции,

либо

предъявляется

предыдущий

кадр

для

повторного

усвоения,

либо

ему

предлагается повторить старый материал. Эти операции может производить

обучающая машина, либо такой ход обучения определяется расположением

материала в электронном учебнике. Принципиальной разницы здесь нет.

Я

использую

три

основных

вида

обучающих

программ:

линейная,

разветвленная, смешанная.

Линейная программа

Линейная программа выглядит так:

в линейной программе присутствует:

1. мелкое дробление учебного материала;

2. Обязательное выполнение всех кадров программы;

3.

Отсутствие

возврата

в

программ

(оно

исключено

в

самой

конструкции программы), т.е. забывание исключается.

Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащимся до

95% учебного материала, но они требуют весьма больших затрат труда и

времени на обучение.

тема

№ 1

тема

№ 2

тема

№ 3

тема

№ 4

Разветвленная программа

В

разветвленной

программе

операционные

кадры

построены

по

изобразительному

принципу,

т.е.

студент

должен

выбрать

один

из

предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа

разветвляется.

Особенности разветвленной программы:

Сравнительно крупное дробление учебного материала;

Н е о б я з а т е л ь н о е

в ы п о л н е н и е

в с е х

к а д р о в

(индивидуализация обучения);

Наличие возврата в программе.

Разветвленные

обучающие

программы

позволяют

быстро

изучить

теоретический курс.

Смешанные программы

Смешанные

программы

это

различные

комбинации

линейных

и

разветвленных программ.

Считаю,

что

моя

система

преподавания

складывает

новый

стиль

мышления,

востребованный

в

любой

деятельности,

в

том

числе

и

технической профессии, повышению уровня информационной культуры.

тема

№ 1

тема

№ 2

тема

№ 3

тема

№ 4



В раздел образования