Напоминание

«Комплекс вокальной гимнастики»


Автор: Николаева Юлия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Комплекс вокальной гимнастики»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие» Приокского района

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования

«Комплекс вокальной гимнастики»

Составитель:

педагог дополнительного образования

первой категории МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие»

Николаева Ю.Н.

2019 год

Нижний Новгород

Для решения образовательных задач в детском творческом объединении

вокально-эстрадной студии «Кнопочки» МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» был

составлен специальный комплекс вокальной гимнастики, направленный на

обучение механизмам дыхания, а так же для координации движений и пения

детей разного возраста.

Рис. 1. Основные движения рук и ног, положения корпуса при

выполнении комплекса вокальной гимнастики

Первое

упражнение

-

под

звучащий

музыкальный

фрагмент piano

(пиано)

выполняются

малоамплитудные,

спокойные

движения

руками

с

одновременным

пропеванием

звучащей

музыкальной

фразы

от

нижней

рабочей ноты диапазона до верхней. При этом ноги расположены на ширине

плеч, руки, согнутые в локтях, располагаются впереди на уровне нижней

линии ребер. При пропевании фразы руки плавно перемещаются от центра в

сторону, ладони параллельно расположены параллельно полу (рис.1 а).

Второе

упражнение

-

под

звучащий

музыкальный

фрагмент forte

(форте) выполняются крупноамплитудные движения руками, направленные

вверх.

При

этом

исходная

поза

-

ноги

на

ширине

плеч

сохраняется,

попеременно правой или левой рукой выполняются следующие движения:

рука из положения вдоль туловища сгибается в локтевом суставе, ладонь

куполообразная,

обращенная

вниз,

поднимается

выше

уровня

плеча

при

согнутом локтевом суставе (рис. 1 6).

Третье упражнение - под звучащий музыкальный фрагмент, уходящий

на diminuendo (диминуэндо), выполняются движения руками сверху вниз, от

резкого до плавного с постепенным уменьшением амплитуды. При этом

исходное положение ног сохраняется, обе руки, затем поочередно правая и

левая опускаются из положения выше уровня плеча (см. упражнение второе),

положение ладони не меняется, рука опускается с усилием до положения

вдоль

туловища

с

сохранением

положения

кисти

перпендикулярно

предплечью (рис.1 в).

Четвертое

упражнение

-

под

звучащий

музыкальный

фрагмент,

уходящий

на crescendo (кресчендо), осуществляют движения руками снизу

вверх

с

волнообразно

нарастающей

амплитудой.

При

этом

исходное

положение ног сохраняется, сначала обе, затем поочередно правая или левая

рука

синхронно

из

положения

руки

вдоль

туловища

волнообразными

движениями от себя вперед, (кисти развернуты в сторону туловища) при

полусогнутых локтевых суставах поднимаются до положения выше уровня

плеч

с

фиксацией

наверху

движения

на

конечной

ноте

с

выпрямлением

локтевых суставов и разворотом ладоней параллельно друг другу (рис. 1 г).

Пятое

упражнение

-

под

звучащую

легатированную

(legato)

музыкальную

фразу

выполняются

плавные

движения

руками

большой

амплитуды

справа

налево

по

траектории

восьмерки.

При

этом

ноги

расположены

на

ширине

плеч,

руки,

согнутые

в

локтевых

суставах,

располагаются

впереди

на

уровне

нижней

линии

ребер.

Движения

по

траектории горизонтальной восьмерки делают справа налево (рис.1 д).

Шестое

упражнение

-

под

звучащую

стоккатированную

(staccato)

музыкальную фразу выполняются отрывистые движения руками с маленькой

амплитудой с акцентом на работу кисти и лучезапястного сустава совместно с

пружинистыми движениями на полупальцах. При этом ноги на ширине плеч,

обе руки, согнутые в локтевых суставах, кисти рук расслаблены, пальцы

полусогнуты («кисть обезьяны»). При подъеме на полупальцы одновременно

руки сгибаются в локтевых суставах до положения уровня плеч, пальцы

напрягаются и раскрываются с силой (рис.1 е).

Седьмое упражнение - при пропевании музыкальной фразы с акцентом

на верхние ноты диапазона для достижения более точного интонирования

высоких нот используют наклоны туловища вперед под углом. При этом ноги

-

на

ширине

плеч,

плечевой

пояс

расслаблен,

ладони

располагаются

горизонтально

полу

на

уровне

паховых

складок,

локти

согнуты.

При

пропевании

фразы

корпус

наклоняется

вперед

при

фиксированном

положении таза до угла 90 -110 градусов (рис.1 ж).

Восьмое упражнение - при пропевании музыкальной фразы с акцентом

на низкие ноты диапазона для достижения более точного интонирования

низких нот производится в положении ноги на ширине плеч, «врастание в

пол» при одновременном вытягивании позвоночного столба вверх. При этом

ноги

сохраняются

в

исходном

положении,

руки,

согнутые

в

локтях,

располагаются на верхней линии таза, ладонями вниз. Далее руки сильно

напрягаются,

сдавливая

воздух,

при

этом

полного

разгибания

локтевых

суставов

не

допускается.

Одновременно

с

движением

рук

происходит

вытягивание позвоночного столба вверх («макушка тянется к солнцу») (рис.1

з).

Занятие разделяли на три этапа (части): дыхательная гимнастика (ДГ),

вокальная гимнастика (КВГ), вокальная практика (ВП). Первый включает

дыхательные упражнения и состоит из двух частей: тренировка дыхания с

помощью упражнений без фонации и с фонацией. Дыхательные упражнения

нижним (грудное дыхание) отделом легких выполняют в течение 5-10 минут

под

контролем

ладоней

рук

(без

фонации)

и

при

брюшном

дыхании

с

одновременным

пропеванием

на

выдохе

гласных

и-э-а-о-у

или

их

комбинаций:

па-па-па,

йе-йе-йе.

Вторая

часть

урока

посвящалась

последовательному

обучению

плавному

и

прерывистом}

(стоккатному)

дыханию

в

покое

(при

работающей

диафрагме)

с

одновременным

пропеванием на одном дыхании гласных или их комбинаций, музыкальных

фраз пиано, форте, диминуэндо, кресчендо, легато, стоккато и движениями

рук

определенной

амплитуды:

от

малой

до

большой

в

зависимости

от

особенностей

построения

музыкальной

фразы

при

регулировании

силы

брюшного дыхания. Длительность второго этапа урока составляет от 15 до 20

минут. Третью, практическую часть занятия, отведенную индивидуальному

обучению вокальной технике, начинали с распевок на примарных речевых

тонах с учетом типа голосов, включающих ходы на терцию и трезвучия.

Дидактический материал содержал также распевания к разучиваемой песне

из

мюзикла,

включающие

наиболее

сложные

интонационные

или

ритмические

обороты.

На

заключительном

отрезке

урока

производилось

закрепление

определенных

двигательных

навыков

во

время

пения

при

правильной механике дыхания, что позволяло обучающимся укреплять навык

синхронизации

пения

и

движения,

обеспечить

исполнение

танцевальных

движений

без

отрицательного

влияния

последних

на

вокальную

составляющую номера. Эта часть занятия занимает от 25 до 30 минут. При

этом общее время урока составляет 60 минут.



В раздел образования